Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение как базовый элемент экономики




Курсовая работа

Рыночный механизм: сущность, структура, функции

 


 

Введение

рыночный спрос предложение равновесие

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок - экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

В рыночной экономике основные вопросы решаются главным образом с помощью рынка. Базовыми элементами которого являются:

цена;

спрос;

предложения

конкуренция.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира [12, с. 86].

Актуальностью работы является постоянная потребность в изучении рыночных механизмов.Изучение принципов функционирования рыночных механизмов помогает лучше ориентироваться в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, анализировать текущее состояние бизнеса, принимать оптимальное решение [9, с. 5].

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, структуры, функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) Охарактеризовать понятие спроса в механизме рынка.

) Дать характеристику предложения, как базового элемента экономики.

) Дать определение рыночному равновесию.

) Охарактеризовать понятие эластичности спроса и предложения.

5) Изучить процесс становления рыночного механизма ипотечного кредитования в России.

) Определить современное состояние рынка ипотечного кредитования.

Объектом исследования является микроэкономика.

Предметом исследования является механизм деятельности рынка.

Работа состоит из введения, шести глав, выводов, библиографического списка.

Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.


 

Спрос в механизме рынка

 

Спрос - это количество товаров, которое потребители желают и в состоянии приобрести по сложившейся цене [3, с. 170].

Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара, которое потребители желают и могут приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос, или величиной, объемом спроса.

Что же определяет величину спроса? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара оказывают воздействие различные факторы. Из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей:

цена самого товара;

цены других товаров, взаимосвязанных с товаром;

вкусы потребителей;

средний доход домохозяйств;

распределение доходов между домохозяйствами;

количество покупателей;

ожидание изменений цен товаров.

Всю совокупность значений спроса товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях называют спросом на товар. Спрос можно представить в виде таблицы функциональной зависимости и графически.

Данные в таблице отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что его называют законом спроса [9, с. 23].

Это происходит по двум причинам:

при снижении цены потребитель может приобрести больше товара;

товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится выгоднее.

 

Таблица - Исходные данные для построения кривой спроса

Исследуемая комбинация Цена единицы товара (руб.) Количество товара, на которое предъявлен спрос (тыс. шт.)
A 10 700
B 15 480
C 20 350
D 25 240
E 30 150
F 35 100

 

Понятно, что при повышении цены спрос сокращается.

Закон спроса не действует в трех случаях:

) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством помещения денег;

) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика (рисунок 1).

Кривая спроса D показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены. Кривая спроса обычно убывающая.

На изменение спроса влияют и неценовые факторы. К ним относятся:

изменения в денежных доходах населения;

изменения в структуре населения, например, его старение. Увеличение числа пенсионеров увеличивает

спрос на лекарства, медицинское обслуживание;

изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызывает повышение спроса на маргарин;

экономическая политика государства. Например, денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличивают спрос на товары, потребляемые этой группой населения;

изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды.

 

P - цена товара; Q - величина спроса на товар; D-кривая спроса

Рисунок 1-График спроса

 

Объем спроса на некий товар - это количество товара, которое покупатели желают приобрести на рынке за некоторый период (день, месяц, год). Важно различать объем спроса и сам спрос. На изменение объема спроса влияет изменение цены, что отражается на кривой спроса. На изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы, что отражается сдвигом кривой спроса.

В рыночном механизме функция спроса является определяющей. Именно она заставляет производителя выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос.

 

Предложение как базовый элемент экономики

 

Предложение - это все товары и платные услуги, представленные у непосредственной продаже [10, с. 95]. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие.

Зависимость между ценой и предложением показана на графике (рисунок 2).

 

P - цена товара; Q - величина предложения товара; S-кривая предложения

Рисунок 2-График предложения

Кривая предложения S показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены. Кривая предложения обычно возрастающая. Изменение значения цены влияет на изменение объема предложения. Это изменение находит отражение на кривой предложения.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, предприятия, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют новые мощности, что приводит к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства, а расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.

Предложение так же, как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов, к которым относятся:

изменение издержек в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;

выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;

изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов: уход предприятий уменьшит предложение;

природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Под влиянием неценовых факторов меняется само предложение. Изменение предложения отражается сдвигом кривой предложения.

Предложение связывает производство с потреблением. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.

Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке.

 

Рыночное равновесие

 

Взаимодействие между спросом и предложением лучше всего можно понять, если рассматривать кривые спроса и предложения совместно (рисунок 3).

 

P - цена товара; Q - количество товара; D-кривая спроса; S - предложения

Рисунок 3-Ситуация на рынке

 

Точка пересечения линий спроса и предложения указывает на равновесный объем и равновесную цену, при которых складывается рыночное равновесие - это такая ситуация, при которой объем спроса и объем предложения товара совпадают, т.е. и объемы продаж, и цена товара устраивают как продавцов, так и покупателей [3, с. 173]. Равновесная цена - это такая цена, при которой объем спроса равен

объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом [2, с. 164]. Представляется очевидным, что если цена будет выше этой точки пересечения (точки равновесия), то покупать товара будут меньше (закон спроса), а предлагать на продажу больше (закон предложения). Результат - перепроизводство товара. И наоборот, если цена ниже равновесного уровня, то возникает дефицит товара. Разумное регулирование цены приводит рынок снова в равновесное состояние.

Такое регулирование в условиях рыночной свободы осуществляется взаимным согласием множества продавцов и множества покупателей, которые в процессе поиска компромисса, взаимного согласия и формируют цену равновесия. Рыночный «механизм» привносит в человеческие отношения взаимную удовлетворенность. Эта специфика рынка была сформулирована еще А. Смитом в «законе невидимой руки рыночного механизма»: каждый человек, преследуя исключительно личные интересы, невидимой рукой рыночного механизма направляется к тому, что он делает для общества в целом намного больше пользы, чем тогда, когда стремится это сделать специально. Другими словами, если каждый будет обогащаться, то станет богатой и страна в целом [3, с. 174].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...