Эластичность спроса и предложения
С повышением цен на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее. Активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на продукцию предприятия. В то же время с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательного спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции. Однако как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта. Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры производства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Другими словами, эта величина измеряет чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (Ep) определяется по формуле:
Ep=DQ/DP, (1)
где ∆Q - прирост величины спроса, %; ∆P - прирост цены, %. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:Ep = 10 / -5 = -2; | Ep | = 2. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, процентное изменение цены в данном случае приведет к большему процентному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае процентное изменение цены повлечет за собой меньшее процентное изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. Процентное изменение цены в этом случае приводит к такому же процентному изменению величины спроса. Рассмотрим два варианта графиков спроса (рисунки 4, 5).
P0 = 300 р.; P1 = 200 р.; Q0 = 10 шт.; Q1 = 30 шт. Рисунок 4-Спрос эластичен по цене Коэффициент эластичности будет равен 6 (200: 33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 р. (300 × 10) до 6000 р. (200 × 30), т.е. вырастет в 2 раза. Заштрихованные прямоугольники А и В показывают выручку от реализации продукции до и после снижения цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника B больше площади прямоугольника А в 2 раза. Снижение цены на 100 р. увеличит величину спроса только на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 р. (300 × 10) до 2400 р. (200 × 12). Естественно, что при такой ситуации предприятие не будет снижать цену своей продукции, опасаясь снижения своих доходов.
P0 = 300 р.; P1 = 200 р.; Q0 = 10 шт.; Q1 = 12 шт. Рисунок 5-Спрос неэластичен по цене
Существуют два крайних случая. В первом случае возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена будет снижена). Спрос при этом является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции в ожидании повышения цен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рисунок 6).
P - цена товара; Q - величина спроса на товар; D-линия спроса Рисунок 6-Спрос абсолютно эластичен
Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса, например, цены на хлеб, на соль. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси (рисунок 7). Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: <|EP|≤∞ спрос эластичен; ≤|EP|<1 спрос неэластичен; |EP|=1 спрос с единичной эластичностью. Для измерения эластичности спроса по цене необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их по формуле 2:
Ep =(Q1-Q0)/Q0): ((P1-P0)/P0, (2)
где Q0 и Q1 - спрос до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения.
Q - величина спроса на товар; D-линия спроса Рисунок 7-Спрос абсолютно неэластичен
Важным фактором, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей [9, с. 30]. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.
Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перекрестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:
Ec=((Q1A-Q0A)/Q0A): ((P1B-P0B)/P0B). (3)
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем - взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары взаимозаменяемые, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса на них будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным. В случае, когда товары являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю. Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой предприятием, может сказаться на спросе на другие виды продукции того же предприятия. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию. Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Измерив, эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная). Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов потребители больше покупают одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования.
Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей (крупы, сахар, хлеб, соль и т.п.). Эластичность спроса по доходу на промышленные товары обычно бывает больше, чем на продовольственные. По той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса, рассчитывается коэффициент эластичности предложения по цене. Различие состоит только в том, что вместо величины спроса берется величина предложения (формула 4):
ES= ((Q1-Q0)/Q0): ((P1-P0)/P0), (4)
где Q0 и Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения. Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности предложения. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Например, увеличение производственных издержек вынуждает предприятие повышать цену продукции. Что произойдет со сбытом и доходами? Снизятся ли они, или вообще не изменятся? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и эластичность предложения на данный товар. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Допустим, что какое-то предприятие построило многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует сдавать квартиры в аренду. Расходы на эксплуатацию дома фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано. Если предприятие знает спрос на квартиры и его эластичность, оно может определить, по какой цене следует сдавать в аренду эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. С понятиями эластичности спроса и эластичности предложения связано понятие гибкости цены. Гибкость цены может быть определена как величина, обратная эластичности. Она показывает влияние изменения спроса и предложения на изменение цены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|