Советы старца иосифа афонского
Чадо мое благословенное, желаю тебе всего доброго! Получил, дитятко мое, твое письмо и видел, что в нем, и заболела о тебе душа моя. Положение твое нехорошо. Должно произойти одно из двух: или пусть он возьмет тебя своею законной женой, или ты оставь его и живи одна в покаянии. А так, как сейчас, - ты ничего не сможешь сделать, и исповедь не может совершиться. Если ты не оставишь грех, что бы ты ни делала, все напрасно. Только если разойдешься и оставишь грех - все будет прощено с исповедью. Не можешь, дитя мое? Пойди в какой-нибудь дом добрых христиан, делай, какую можешь, работу, только беги от греха. Грех - это разлука с Богом. Вечная мука. Тогда как здесь, какая бы ни была скорбь, она проходит. Реши: если он с тобой повенчается, это прекращает называться грехом, делается законным. Тогда ты напишешь, и мы определим епитимию за прошлое. Если ты его оставишь, опять же, напишешь, и мы тебе скажем, что делать. Но сейчас, пока грех с тобой, ничего не выходит. Поспеши, дитя мое, ибо смерть приходит внезапно, и жаль, если ты будешь осуждена на муки. Из книги старца Иосифа Афонского "Изложение монашеского опыта", Троиие-Сергиева лавра, 1998. - Почему во время венчания, когда молодые вслед за священником идут вокруг аналоя, звучит песнопение "Святии мученицы..."? - Это напоминание о том, что спасительный путь - всегда крестный путь; как говорят святые отцы, если хочешь спасти свою душу - приготовься к искушениям. Семейная жизнь - жизнь исповедническая, супруги должны доказывать в ней веру подвигом своим через терпение, смирение, умение переносить скорби, искушения. Сила Божественного откровения Святой Церкви в том, что она говорит людям правду обо всем. Эта правда иногда смущает, но в жизни все именно так и происходит, как Господом установлено.
СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ О любви и свойствах ее. Апостол Павел, описывая красоту любви, говорит: "Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится" (1 Кор. 13, 4). Смотри, с чего он начал и что поставил первою причиною всех благ. Что же именно? Долготерпение -корень всякого любомудрия; посему и Премудрый говорит: "Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен" (Притч. 14, 29), - и, далее, сравнивая эту добродетель с крепким городом, говорит, что она крепче его. Это несокрушимое оружие, непоколебимый столп, легко отражающий все напасти. Как искра, упадшая в море, не причиняет ему никакого вреда, но сама тотчас исчезает, так все неожиданное, поражая долготерпеливую душу, скоро исчезает, а ее не возмущает. Долготерпеливый, как бы пребывая в пристани, наслаждается глубоким спокойствием: причинишь ли ему вред - не подвинешь этого камня; нанесешь ли ему обиду - не потрясешь этого столпа; нанесешь ли ему удары - не сокрушишь этого адаманта; потому он и называется долготерпеливым, что имеет как бы долгую и великую душу; ибо долгое называется и великим. Между тем эта добродетель рождается от любви, и тем, которые имеют и хорошо употребляют ее, доставляет великую пользу. Апостол не останавливается на этом, но (Присовокупляет еще другие совершенства любви: она, говорит,.(милосердствует. Так как есть люди, которые употребляют долготерпение не на собственное любомудрие, а на мщение тем, кто оскорбляет их, терзаясь внутри себя самих, то он говорит, что любовь не имеет и этого недостатка; посему и присовокупляет: " милосердствует". Любящие не для того поступают кротко с пламенеющими гневом, чтобы усилить пламень гнева, но чтобы укротить его и погасить и не только мужественным терпением, но и угождением и увещанием врачуют рану и исцеляют язву гнева. "Не завидит". Случается, что иной терпелив, но завистлив, от чего добродетель его теряет свое совершенство. Но любовь далека и от этого. "Не превозносится", то есть не поступает безрассудно. Она делает любящего благодушным, степенным и основательным. Безрассудство свойственно людям, любящим постыдно; а любящий любовью истинной совершенно свободен от этого; ибо, когда нет в сердце гнева, то не может быть и безрассудства и дерзости; любовь, пребывая в душе, как бы какой-нибудь искусный земледелец, не допускает вырастать ни одному из этих терний. "Не гордится". Мы видим, что многие гордятся своими добродетелями, т. е. тем, что они не завистливы, не злы, не малодушны, не безрассудны; эти пороки соединены не только с богатством и бедностью, но и с самыми добрыми по природе качествами; а любовь совершенно очищает все. Заметь: долготерпеливый не всегда еще милосерд; если же он не будет милосердым, то его доброе качество становится пороком и может обратиться в памятозлобие; но любовь, доставляя врачевство, т. е. милосердие, сохраняет добродетель чистою. Также милосердый часто бывает легкомыслен, но любовь исправляет и этот недостаток. "Любы, -говорит, - не превозносится, не гордится". Милосердые и долготерпеливые часто бывают гордыми; но любовь истребляет и этот порок. Что я говорю, продолжает Апостол, что любовь не гордится? Она так далека от этой страсти, что, и терпя крайние бедствия за любимого, не считает того бесчестием для себя. Не сказал опять: хотя терпит бесчестие, но мужественно переносит его и даже нисколько не чувствует бесчестия. Посмотрим в этом отношении на Христа и увидим истину сказанного. Господь наш Иисус Христос подвергался оплеванию и бичеванию от жалких рабов и не только не считал этого бесчестием, но еще радовался и вменял в славу; разбойника и человекоубийцу Он вместе с Собою прежде других ввел в рай, беседовал с блудницею, притом в присутствии всех обвинителей Своих, и не считал этого постыдным, а даже позволил ей целовать Свои ноги, орошать слезами Свое тело и отирать волосами, и все это пред глазами врагов и противников; потому что любовь "не бесчинствует". Посему и отцы, хотя бы они были мудрее и красноречивее всех, не стыдятся лепетать вмести с детьми и никто из взирающих на это не осуждает их, а напротив, это кажется столь хорошим делом, что даже удостаивается похвалы; если дети бывают порочны, то они терпеливо стараются исправить их, наблюдают за ними, удерживают их от дурных поступков и не стыдятся; потому что любовь "не бесчинствует", но как бы какими золотыми крыльями прикрывает все проступки любимых. Для нее стыд не уметь любить или любя не подвергаться опасностям и не терпеть всего за любимых. Впрочем, когда я говорю "все", то не подумай, будто разумею вредное. Тот только любит, кто любимому желает полезного; а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов. "Не ищет своих си, не раздражается". Сказав "не бесчинствует", Апостол показывает и то, каким образом она не терпит бесчестия. Каким же? Она "не ищет своих си". Любимый составляет для нее все, и она вменяет себе в бесчестие, когда не может избавить его от бесчестия, так что если можно собственным бесчестием помочь любимому, то не считает и этого бесчестием для себя; любимый для любимого есть то же, что сам он. Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельные лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви. Посему не ищи своего, дабы тебе найти свое; ибо кто ищет своего, тот не находит своего. Потому и Павел говорит: "никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо" (1 Кор. 10, 24). Польза каждого заключается в пользе ближнего, а польза ближнего в его пользе. Кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов. Бог устроил так для того, чтобы мы были привязаны друг к другу; и полезное для каждого Бог даровал ближнему, дабы мы имели общение друг с другом и не разделялись. Сказав "не ищет своих си", Апостол опять говорит о благах, происходящих от любви. Какие же эти блага? Не раздражается, не мыслит зла. Смотри опять, как она не только истребляет пороки, но даже не дозволяет им получить начало. Ибо не сказал: "Хотя раздражается, но преодолевает раздражение", - а: "Не раздражается"; не сказал также: "Не делает зла", - но: "Даже не мыслит зла", не только не совершает, но даже и не замышляет ничего худого против любимого. И действительно, как она может делать зло или раздражаться, когда не допускает даже худой мысли? А здесь и есть источник любви. "Не радуется о неправде" (ст. 6), т. е. не радуется, когда другие терпят зло; и не только это, но есть в ней и гораздо большее: "радуется же о истине", т. е. радуется о тех, которые благоустроены в жизни, как и в другом месте он говорит: "Радоватися с радующимися, и плакати с плачущими" (Рим. 12, 15). Потому она и не завидует, потому и не гордится: блага других она признает своими. Видишь ли, как любовь делает питомца своего почти Ангелом? Ибо, если он не имеет гнева, чужд зависти и чист от всякой пагубной страсти, то очевидно, что он уже выше природы человеческой и достигнул бесстрастия Ангелов. Впрочем, Павел не довольствуется этим, но находит сказать еще нечто большее; важнейшее он всегда излагает после. Любовь, говорит, "вся покрывает" (ст. 7) по своему долготерпению и кротости, что бы ни случилось прискорбное и тяжкое, хотя бы то были обиды, хотя бы побои, хотя бы смерть, или что-нибудь другое подобное. "Вся покрывает". Этими словами он выражает силу любви, а дальнейшими доброту ее: "Вся, -говорит, - уповает, всему веру емлет, вся терпит". Что значит "вся уповает"? Не отчаиваясь, ожидает от любимого человека всего доброго и, хотя бы он был худ, не перестает исправлять его, пещись и заботиться о нем. "Всему веру емлет", не просто надеется, но с уверенностью, потому что сильно любит; и хотя бы сверх чаяния не происходило добра, и даже любимый становился бы еще хуже, она переносит и это: "Вся, - говорит, - терпит". "Любы николиже отпадает" (ст. 8). Видишь ли, чем он завершил изображение и что особенно превосходно в этом даре? Что значит: "николиже отпадает"? Не прекращается, не ослабевает от того, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось; в этом величайшее достоинство любви.
"Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993. - Нередко венчание для неверующих молодых людей становится лишь частью свадебного обряда. Хорошо ли это? - Даже в такой ситуации венчаться все-таки лучше, чем не венчаться, ведь благодать Божия умудряет людей. Семена сеются, но взращивать должен и сам человек. Он должен понимать, что в таинстве венчания произносятся клятвы и нарушать их нельзя.
О разводе. Первое, что мы должны сделать, оказавшись в таком положении, когда семья рушится: вину разделить, понять, что виноваты оба. - Как сохранить семью, если кто-то из супругов вдруг встречает "другую" и готов разрушить прежний союз? - Нужно проявить особое терпение и мудрость. Когда кто-то впадает в искушение, то его близким посылается крепость, чтобы они вместе могли пережить трудную ситуацию. Почему мы впадаем в искушения? Да потому, что второй из супругов зачастую неправильно себя ведет. Приходит муж с работы усталый и не встречает той заслуженной заботы, ласки, отдыха в семье. А жена тоже устала, потому что вынуждена хлеб зарабатывать. Это все раздражает, выводит человека из равновесия. Поэтому первое, что мы должны сделать, оказавшись в таком положении, когда семья рушится: вину разделить, понять, что виноваты оба. И попытаться сохранить семью. Каким образом? Исправить свое поведение, то есть покаяться в том, что было неправильно. Обычно мы начинаем плакать, высказывать взаимные обиды и упреки и в результате делаем совместную жизнь совсем невыносимой. А нужно постараться улучшить ситуацию в семье. Если дело касается мужчины, то он должен посмотреть, как хранит, содержит свою семью. Если женщины, то она должна подумать, кем она для мужа является, должна опять стать женщиной, женой. Нужно вспомнить, почему они друг друга полюбили, и стать такими опять - ласковыми, покладистыми, красивыми. Человек тоже ведь не разом бросает все и уходит, он долго не решается, и не надо подталкивать, а нужно сделать все, чтобы сохранить семью, создать в доме приятную атмосферу, чтобы были радость, покой, любовь. Это требует мудрости и большого напряжения сил. Но самое мудрое - не упрекать, не искушать, не вспоминать, а простить, покаяться и в первую очередь самому исправляться. Сохранившие семью обычно понимают ее драгоценность. Муж и жена через год, два, три могут сказать: "Какое счастье, что мы не наделали глупостей...". ТЫ ПРОСТИ ЕЕ Военную службу Семен (Семен - имя, данное старцу Силуану в крещении) отбывал в Петербурге. Увидел он в помещении роты одного солдата, окончившего свой срок, сидящим печально, с опущенной головой, на своей койке. Семен подошел к нему и говорит: - Что ты печальный сидишь, а не радуешься, как другие, что окончил службу и теперь поедешь домой? - Я получил письмо от своих, - сказал солдат, - пишут, что жена моя родила за это время. Помолчав немного, качая головой, тихим голосом, в котором слышались и скорбь, и обида, и озлобление, он проговорил: - Не знаю, что я с ней сделаю... Ох, боюсь!.. Так что ехать домой не хочется. Семен спокойно спросил: - А ты за это время сколько раз ходил в заведения? - Да, бывали случаи, - словно что-то вспоминая, ответил солдат. - Ты вот не мог утерпеть, - говорит ему Семен, - а ей, ты думаешь, легко было?.. Тебе хорошо: ты мужчина, а она от одного раза родить может... Подумай, куда ты ходил!... Ты перед ней больше виноват, чем она перед тобой... Ты прости ее... Приедешь домой, прими ребенка, как своего, и увидишь, что все будет хорошо. Прошло несколько месяцев. Семен получил благодарное письмо от того солдата, который описывал, что когда подъезжал он к дому, то отец и мать вышли ему навстречу "скучные", а жена, робкая и смущенная, стояла около самого дома с ребенком на руках. У него же на душе с того момента, как поговорил с ним Семен в казарме, было легко; весело он поздоровался с родителями, весело подошел к жене, поцеловал ее, ребенка взял на руки, тоже поцеловал. Все повеселели, вошли в дом, а потом пошли по селу навещать родных и знакомых; и всюду он с ребенком на руках; у всех было хорошо на душе. И после они жили в мире. Солдат в письме много благодарил своего друга Семена за добрый совет. И нельзя не согласиться, что совет был действительно не только добрый, но и мудрый. Так уже в молодые годы старец Силуан прекрасно понимал, что необходимым условием мира между людьми является сознание каждым своей вины. Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан Афонский", М., 1996. - После развода как решить эту трудную проблему сохранения добрых отношений между родителями и покинутыми детьми? - Развод не лишает ни одного из родителей прав отцовства и материнства. В мистическом, духовном плане этого ни один закон не может лишить. А от разумности людей зависит, как складываются отношения после развода; во всяком случае отец не должен лишать своих детей попечения, если дети остаются с матерью, и должен за них молиться. А мать должна по-прежнему хранить, воспитывать и развивать своих детей. Безнравственно, конечно, не допускать отца или мать к ребенку. Из сердца нельзя вычеркивать своих родных. Развод - это испытание и для детей. И они тоже должны достойно вести себя - не судить родителей. Бог - судья отцу и матери. Такой пример в Священном Писании есть. Сына звали Хам. И он не то что осудил, он просто немножко посмеялся, увидев наготу отца. Нарицательное имя... Нельзя быть хамом в отношении родителей. Нужно смиряться, молиться, любить, чтить, в каком бы состоянии родители ни находились. Это Богом дарованные тебе люди. У детей не бывает власти, но своей любовью они могут сохранить семью. Когда ребеночек обнимает одной ручкой маму, другой - папу, нужно иметь очень жестокое сердце, чтобы решиться на развод. А случается, что дети помогают семье распадаться, когда ко всем трудностям, которые бывают между мужем и женой, еще добавляется невоздержанность детской жизни, непослушание. О домашних обязанностях. У каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома. - Должен ли муж помогать жене в домашних делах? - Я бы по-другому сформулировал: может ли муж помогать жене в домашних делах? Может. Но сказать "должен" нельзя. Ведь что такое долг? Это обязанность. А мы уже говорили, что у каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома. То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать нельзя. Я знаю, что мужья сами с удовольствием это делают, если они видят, что жене трудно. Но когда их заставляют - для них это очень печально, все внутри противится, потому что это не является их обязанностью. Некоторые женщины похваляются: "Муж мой стирает, готовит, убирает...". Надо понимать, что когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Поэтому в выполнении домашних обязанностей можно просить мужа о помощи, но нельзя приказывать. Можно принимать помощь, но нельзя ее узаконивать. - На ком из супругов в большей степени лежит воспитание детей? - В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни - это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает - все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: "Ну-ка, детки, поможем". Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя. - Но что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы? - Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: "Нет, дорогой, ты - глава семьи". Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины. - Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть? - Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он -главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом. - Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это. - Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа -это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело. СОВЕТ СВЯЩЕННИКА О размолвках. Надо понимать, что близкий проявляет немощь. И стараться повода не подавать ему. - Почему говорят: "Милые ругаются - только тешатся"? Значит - это неопасно? - Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются - уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|