Советы старца иакова эвбейского
Старец подчеркивал, что большое значение в духовном развитии потомков имеет духовное состояние и житие родителей и вообще предков их. Старец рекомендовал родителям быть внимательными в жизни, сколько возможно, и советовать своим детям иметь дело и устанавливать семейные отношения с детьми добродетельных семейств. "Имеет большое значение корень", -говорил старец. Из книги "Старец Иаков Эвбейский", Макариев-Решемская обитель, 1998. - Если ребенок растет в семье приемных родителей, то какой род будет воздействовать на ребенка? - Тот, в котором родился. Но если приемная семья церковная, то в жизни ребенка будут преобладать благодатные семена Христовой жизни. А единство в духе - это главное родство, выше плотского и кровного. Это единство и объединяет, роднит приемных детей и родителей. - Что значит благословение родительское? В каких случаях его просят? В каких лишают? - Благословение родительское охранительное, потому что Божия воля через родителей изливается. Что с благословения родителей происходит - то с согласия Божия. Это не значит, что по благословению любое дело обязательно должно получиться; оно получается, если полезно. О детских болезнях. Нужно учить тому, как быть здоровым. - Все родители хотят, чтобы ребенок был здоров. Если он заболел - нужно ли стараться, чтобы он выздоровел, или надо положиться на волю Божию? - Положившись на волю Божию, надо прилагать усилия к тому, чтобы помочь ребенку, но следует помнить, что есть способы позволительные и непозволительные. Плотские болезни нельзя за счет души лечить. Вызовите врача, причастите ребенка, молитесь за него. - Как уберечь ребенка от болезней? - Не должно быть такой цели - уберечь ребенка от болезни. Надо предостерегать его от опасностей и главное - нужно научить правильно жить. Мы учим обычно, как не надо жить, а ведь как не надо жить - столько вариантов... Болезней тысячи, разве от всех убережешь. Нужно учить тому, как быть здоровым. Известно, что в основе здоровья - духовная жизнь и что многие болезни - от грехов, от нашего неразумия. Поэтому самое важное - выполнять заповеди Божии. Если мы будем говорить о том, что нельзя, то придется говорить про зло. "Не говори этих слов". А каких? Мы что, должны повторить их? Правильнее советовать: "Ты говори эти слова, хорошие". Нужно учить жить, чтобы ребенок понимал: если он будет жить здоровой жизнью, есть здоровую пищу, читать здоровые книги, заниматься здоровыми делами, общаться в кругу здоровых людей, то вероятность того, что он впадет в искушение, уменьшится.
- Детей можно закаливать? - Нужно. Ведь что такое закаливание? Человек становится независимым от внешних обстоятельств - от холода, голода... Если ребенок может все это переносить, не изменяя свой внутренний образ жизни в зависимости от внешних условий, - это же хорошо. - Если ребенок заболел по своей вине (бравада, например), его можно ругать? - Ему следует пояснить, что явилось причиной болезни, чтобы он понял, что к болезни привело его непослушание. Чтобы боялся своей воли. - Неужели нужно благодарить Бога даже в том случае, когда ребенок умирает? - У нас отношение к смерти бывает нехристианское. Нужно понимать, что ребенок - не только мой, но и Божий. И нужно перед Богом смиряться: Он дал, Он взял. А самое главное: я не должен присваивать его себе. Одна мать так и молилась: "Господи, ребенок не только мой, но и Твой - помоги"... Поэтому каждый родитель должен эту мысль в сердце носить, что ребенок не только мой, но и Божий. Если Господь что-то попускает, значит, это должно быть.
Все должны умереть. Нет ни одного человека, который не умрет. Часто сетуют: почему хороший человек умирает, почему дети умирают... Ангельский мир ими пополняется. Из истории известен пример, когда Господь чистым ангелом в детстве хотел забрать одного из декабристов, но мать его отмолила, хотя ей было открыто, что впереди сына ждет виселица. Мы не знаем Промысла Божия, но если бы нам было открыто, что будет дальше, может быть, мы радовались бы этой смерти? Может быть, Господь не попустил ему в будущем принести несчастья себе и другим... СОВЕТЫ АФОНСКОГО СТАРЦА ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ Господу угодно было посетить вас сердечною скорбию - вы лишились единственного на земле утешения, в сыне вашем N. Господь предпочел его вечное блаженство вашему временному огорчению, которое Он не умедлит утолить по Своему человеколюбию. Перенося постигающие нас в жизни лишения и скорби с преданностью воле Божией, устрояющей вечное благо наше, мы чрез то сподобляемся любви Божией и наследия небесных блаженств. И вам открыт путь туда, где сын ваш. Провождая жизнь Богоугодную, вы неразлучны будете с сыном вашим в вечности. N ваш взят Богом к Себе в столь юных летах по любви Божией к нему, как сказано в Св. Писании, да не изменит злоба его разум, что нередко видим мы, как молодые люди увлекаются современным направлением. Господь по милосердию Своему устроил прекрасно его будущность. Очень могло быть, если бы он остался долее жить, то не сподобился бы того блаженства, каким теперь будет вечно наслаждаться. Из книги "Письма в Бозе почившего афонскогостарцаиеромонаха о. Арсения",М., 1899.
О молитве. Все молятся - и ребенок молится, он считает это естественным. - Когда начинается религиозное воспитание? - Правильнее говорить о духовном воспитании. Есть примеры благочестивой жизни, когда перед зачатием молебны служатся, когда родителями чистота хранится. С благочестия и чистоты родителей начинается духовное воспитание будущего ребенка. А религиозное воспитание - одно из видов воспитания, когда детей обучают вере и они получают религиозные знания. Но жизнь духовная не сводится только к знаниям, а заключается в опыте жизни, в опыте церковной, православной жизни.
- Как ребенку рассказать о темных силах, чтобы не напугать его? - До поры до времени не рассказывать. Нужно ребенка научить стяжать Божию милость, благодать и защиту, к Богу ближе держаться. А уж по мере возрастания можно объяснить ребенку на примерах из его жизни причины случавшихся с ним или с его знакомыми неприятностей. - Как учить ребенка молитве? С какого возраста? Должен ли он знать молитвы наизусть? - Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным для них. Все молятся - и ребенок молится, он считает это естественным. Зажигаются свечи, лампадки, уголок с иконами - это же иной мир. Дети любят крест, икону поцеловать, чтобы их маслицем помазали. Эта тяга к красоте, благоговение врожденные у них. То, что нужно петь, они поют. Они легко запоминают с малых лет основные молитвы. Другое дело, если семья обращается к Богу, когда в ней уже подросли дети. Тогда должна быть воля ребенка к такому образу жизни. Если ребенок привык доверять родителям, он пойдет за ними. СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|