Увещание к целомудренной супружеской жизни.
Правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы; это показывают и Христос, и Павел, которые преимущественно заботились о доброй жизни. Так, Христос учит: "Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное" (Мф. 7, 21). А Павел в своем послании к евреям так говорит и убеждает: "Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа" (Евр. 12, 14). Святынею он называет целомудрие, по которому каждый должен довольствоваться своею женою и не падать с другою. Ибо кто не довольствуется своею женою, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. В самом деле, блуднику невозможно войти в Царство Небесное; а тут уже не блуд, но гораздо более - прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой не наследует Царства Небесного, но будет ввержен в геенну. Послушай, что о таких людях говорит Христос: "Червь их не умирает и огнь не угасает" (Мк. 9, 44). Подлинно, для того нет никакого извинения, кто при своей жене бесчинствует с другою; ибо это уже невоздержание. Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает на себя тот, кто не довольствуется даже своею женою, но имеет еще связь с другою? Если отпустившему и отвергшему от себя свою жену не позволяется сопрягаться с другою, ибо это прелюбодеяние, то какой грех делает тот, кто, имея в своем доме жену, приводит еще другую? Пусть же никто не позволяет оставаться такому недугу в своей душе, но пусть всякий с корнем исторгает его. Прелюбодей не столько вредит жене, сколько самому себе. Ибо этот грех столько тяжел и непростителен, что если жена оставит мужа, даже идолопоклонника, против его воли, то Бог ее наказывает; а когда она оставит прелюбодея - не наказывает. Видишь ли, какое это зло? Если какая-нибудь верная жена, говорит Апостол, "имать мужа неверна, и той благоволит жити с нею, да не оставит его" (1 Кор. 7, 13). Но о блуднице не то сказано, но что? "Всяк, отпущаяй жену свою, разве словесе прелюбодейнаго, творит ю прелюбодействовати" (Мф. 5, 32). Поэтому умоляю вас, потщитесь освободиться от этой болезни. Если не послушаетесь, то не входите в эти священные преддверия. Овцам, покрытым язвами и зараженным болезнию, не следует пастись вместе с овцами здоровыми; но их должно отгонять от стада, пока не освободятся от своей болезни. Мы сделались членами Христовыми, не будем же членами блудницы. Здесь не блудилище, но церковь; и если ты имеешь члены блудницы, то не стой в церкви, чтобы не бесчестить этого места. Если бы даже не было геенны, если бы даже не было наказания - и в этом случае, как ты, после тех договоров и брачных светильников, после этого законного ложа, после чадородия, после такого общения, - как ты можешь дозволить себе прилепляться к другой? Как не стыдишься и не краснеешь? Разве не знаешь, что многие осуждают даже и тех, которые вводят к себе другую жену по смерти своей жены, хотя это дело и не заслуживает наказания? А ты еще при жизни своей жены берешь себе другую.
Каково же здесь невоздержание! Узнай, что сказано о таких людях: "Червь их не умирает и огнь не угасает" (Мк. 9, 14). Устрашись этой угрозы. Убойся такого наказания. Не так велико здесь удовольствие, как велико там наказание. Но дай Бог, чтобы никто не подвергся тому наказанию; дай Бог, чтобы мы, подвизаясь в святости, узрели Христа и достигли обетованных благ. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993.
- Может ли один из супругов отказывать другому в интимной близости? - Если и муж, и жена являются благочестивыми, православными, верующими людьми, то таких проблем и не возникает. Они знают, когда такая близость возможна, а когда нет. Но все же святитель Иоанн Златоуст советует: когда в семье один из супругов неверующий, ради хранения мира, если это может привести к разладу в семье, уступать ему даже во время поста. - Если нет гармонии в интимных отношениях, можно ли за помощью обращаться к психологам, сексологам, другим специалистам в этой сфере? - Проблема гармонии в интимных отношениях - это тоже порождение физиологичности, когда есть стремление найти в них еще что-то, кроме деторождения: удовлетворение своих сластолюбивых, страстных наклонностей. Когда человек искажает эту сторону своей жизни, он начинает испытывать неудовлетворение. В благочестивых семьях, где живут на основе духовного единения и где людей объединяют не только интимные отношения и главным образом не они, подобных проблем не возникает.
Об абортах. Аборт является одним из страшных грехов, потому что это убийство собственного чада во чреве, а убийца теряет способность воспитывать, в чистоте хранить ум свой, волю, сердце. - Почему аборт считается грехом? Разве лучше родить ребенка и не суметь его нормально воспитать, потому что нет квартиры, мало денег, нужно делать карьеру? - Аборт является одним из страшных грехов, потому что это убийство собственного чада во чреве. Это злодейское преступление, и от него нужно удерживаться. Рассказывают такую историю. К старцу пришла соблазненная девица, которая должна была родить, но боялась родителей и хотела избавиться от ребенка. Старец пытался увещевать ее, но видел, что слова не доходят. Тогда он как будто бы согласился: "Хочешь убить ребеночка своего - убивай. Но прежде роди его, а потом возьми на руки да и брось в реку". Она послушалась. А когда родила и взяла свое чадо на руки, то вдруг почувствовала, что теперь с ним ни за что не расстанется, не погубит свою кровиночку. Пробудилось в ней материнское чувство. И поняла она, что невозможно совершить такое преступление.
Когда ребенок уже рожден - очевидно, что совершается убийство, но ведь то же самое происходит, когда он еще находится во чреве матери. Вам же не приходит в голову из-за тесноты в квартире или нехватки денег решить эти проблемы с помощью убийства кого-то из членов семьи? - Если рождение ребенка грозит смертью матери, неужели и в этом случае аборт будет считаться грехом? - Ради своего уже рожденного ребенка мать, как правило, готова на все, если его жизни угрожает опасность. Но когда дитя еще во чреве, оно ведь тоже твое, твоя часть, твоя кровиночка. Поэтому аборт и в этом случае, и всегда - грех. - Говорят, что сделанный аборт может повлиять на жизнь других детей в семье. Но каким же образом это может быть? - Известно, что аборт подрывает здоровье матери. В духовном же плане - в семье совершается грех убийства, а грех - это не только поступок, это еще и искажение всей духовной природы человека, когда теряется способность в чистоте хранить свой ум, волю, сердце. Исцеление происходит через покаяние, но не всегда так скоро, как нам бы хотелось. - Одна женщина жаловалась, что ребенок у нее был послушный, тихий, ласковый, но когда она сделала аборт, с ним что-то произошло, как будто бы без вселился. - Семья - это живой организм, и все несут ответственность за содеянное любым ее членом. Мне знакома семья, в которой сыночек очень любит отца и не признает мать. Отец говорит: "Я знаю, почему так происходит, - потому что я ему жизнь спас". Мама настаивала на аборте, а папа противился и отстоял ребенка. Сын не может на уровне сознания оценить это событие, но от рождения к маме не тянется, а от отца не отходит. Семья - единый духовный организм, повреждение во время грехопадения духовной основы одного члена семьи обязательно скажется и на жизни других ее членов. А дети восприимчивее взрослых, и в них более открыто проявляются эти изменения. - Аборты делать нельзя, потому что это детоубийство. Но почему же нельзя пользоваться контрацептивами, стерилизоваться? Казалось бы, это как раз средства, чтобы не прибегать к абортам?
- Опять попытка перевести отношения, ведущие к чадородию, к отношениям другим, питающим сластолюбивые наклонности людей. В Греции, например, за использование контрацептивов на три года отлучают от Церкви. Так что самая лучшая защита от случайной беременности - это воздержание. - Если известно, что родится больной ребенок, надо ли его рожать? - Все в Божией руке, поэтому должно быть смирение перед Его волей. Если родится больной - то какого Бог дал, такого дал. Случайно больной ребенок не рождается, не бывает такого. Это крест, необходимый для спасения душ родителей, потому что через детей родители и спасаются. И именно через больных детей, совершая христианский подвиг, родители могут достичь больших духовных высот. Бывают также случаи, когда врачи ошибаются в своих прогнозах. Лучше всего полагаться на Божью волю и все принимать из руки Божией. СОВЕТ СВЯЩЕННИКА О Крещении. Крещеный - это исцеленный человек. Его природа исцеляется, духовное начало обретает свободу, и задача родителей и самого ребенка, когда он в ум войдет, - сохранять эту иерархическую, восстановленную природу, чтобы на первом месте всегда было духовное начало. - В чем сила святого Крещения? - Согласно православному учению человек рождается с печатью первородного греха. Как же, говорят, ребенок может быть грешен? Это же ангельское существо? Святые отцы говорят: мы должны крестить ребенка не потому, что он грешен, а потому, что смертен. А смертность человека - это уже есть следствие первородного греха. Крещение дарует человеку бессмертие, вечное бытие. Это рождение человека для вечной жизни. То есть крещение восстанавливает органическую иерархичность в человеке, делает его существом духовным, выводит духовное начало из-под власти плотского. У человека некрещеного плотское начало побеждает духовное, он склонен ко греху от природы своей. И преодолеть эту склонность своими силами он не может. А крещеный - это исцеленный человек. Его природа исцеляется, духовное начало обретает свободу, и задача родителей и самого ребенка, когда он войдет в разум, - сохранять эту иерархическую, восстановленную природу, чтобы на первом месте всегда было духовное начало. Природа хранится при помощи благодати Божией, то есть своими силами человек это сделать не может, а крещение дает восстановление природы, закладывает благодатные основы жизни. Важно сохранить полученную при крещении благодать воспитанием, умножить ее. Этому помогает церковная жизнь. Ребеночка следует чаще причащать, поить святой водичкой, носить в храм, осенять крестным знамением, надеть на него крестик и не снимать, читать молитвы в его присутствии. Надо сделать так, чтобы чистое, святое, Божественное было для ребенка родным и близким с колыбели. А самое главное - должно быть благочестие родителей, их стремление постоянно жить церковной жизнью.
- Как выбрать крестных для ребенка? Наличие крестных ~ это простая формальность или они тоже выполняют свою роль в воспитании ребенка? - Крестный - это человек, который дает за ребенка обеты, обещания и клятвы, потому что малыш сам их сказать еще не может. То есть, согласившись быть крестным, человек берет на себя ответственность за судьбу доверенного ему ребенка. А раз берет ответственность, значит, он должен приложить усилия, чтобы ребенок, когда он придет в силу разума, сам исповедовал себя христианином. Следовательно, крестный должен быть православным, верующим, благочестивым человеком, умеющим жить по законам церковным. Он будет помогать своим подопечным крестникам тоже жить по этим законам, будет молиться за них. То есть, это не формальный акт - быть крестным. И родители должны осознанно выбирать крестного, чтобы он был способен оказать молитвенную, духовную помощь в возрастании ребенка. - Какое имя наречь младенцу? Имеет ли выбранное имя влияние на его судьбу? - Согласно церковным правилам, имя ребенку нарекается в восьмой день и дается в честь святого, память которого почитается в один из этих восьми дней. Если считать, что в мире все случайно, то можно давать любое имя; а признавая Божию волю, понимаешь, что Господь дарует тебе ребенка именно в то время, когда прославляются эти святые. Надо знать значение своего имени и стараться свою жизнь привести в соответствие с заложенным в нем смыслом. День памяти святого, в честь которого человек назван, называется Днем Ангела. Принято в этот день причащаться, заказывать молебен своему небесному покровителю, проводить этот день в храме. Для каждого человека День Ангела - это самый важный день, потому что это дата его рождения для духовной жизни. Ребенка нарекли - значит дали ему покровителя. Этот святой будет встречать душу человека, когда он кончит дни земной жизни и станет проходить мытарства. Об авторитете старших. Каждое последующее поколение, к сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего, в Священном Писании ведь сказано, что пророк не имеет славы в своем Отечестве. - Проблема отцов и детей существует на самом деле или она надумана? - Она существует потому, что не прекращаются невидимая брань и бесовское стремление совратить человека на нарушение заповедей. Грех - это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог. Господь дал заповедь: "чти отца своего и мать", а лукавый хочет человека от этой заповеди отвратить. И так как ребенок, юноша - еще духовно неустойчивые, то иногда поддаются этим соблазнам. К тому же в школе, в средствах массовой информации ребенку подсказывают: ты - человек самостоятельный, человек другого поколения, у тебя другие мысли, другие идеалы, не обязательно слушаться родителей. Это антихристианское отношение к старшим очень опасно, потому что если молодой человек не почитает своих родителей, то, став взрослым, он не будет почитать свое начальство, для него не будет никаких авторитетов. Такая личность, не знающая своего места в иерархии семейной, в иерархии государства, в иерархии социальной, представляет опасность для общества, потому что это человек, плохо управляемый и внутренне, и внешне. Отношения, Богом установленные, должны поддерживаться, и особенно отношения между родителями и детьми всегда нужно хранить, потому что через родителей Господь волю Свою на детей изливает. СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ О почтении к родителям. Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения. Поэтому и Премудрый говорит: "Яко владыкам послужи родившим тебя" (Сир. 3, 7); затем приводит и причину: "Что има воздаси, яко же они тебе?" (Сир. 7, 30). Между тем что же есть такое, чего бы сын не мог воздать отцу? Значит, смысл слов такой: ты не можешь родить их, как они родили тебя. Итак, если мы в этом уступаем родителям, то возвысимся другим - уважением к ним, не только по закону природы, но, преимущественно перед природою, по страху Божию. Бог сильно желает, чтобы родители были почитаемы детьми; и делающих это награждает великими благами и дарами, а преступающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями. "Иже злословит, - сказано, - отца или матерь, смертью да умрет" (Исх. 21, 16). А почитающим их вот что Бог говорит: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли" (Исх. 20, 12). Что считается величайшим благом - счастливая старость и долгая жизнь, - то Бог назначил в награду почитающим родителей; а что кажется крайним несчастьем - ранняя смерть, то Он назначил в наказание оскорбляющим их. Таким образом одних Он привлекает к уважению родителей обещанием чести, а других и против воли отводит от оскорбления страхом наказания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|