Тема 4.3 Современные концепции воспитания
Самостоятельная работа № 18 (8 часов) Тезисы «Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применяемость» Концепция воспитания. Современные российские системы воспитания. Роль воспитателя в создании условий для «гуманистического пространства детства. Цель самостоятельной работы: · вооружение студента опытом самостоятельной практической деятельности; · обеспечение овладения знаниями и умениями в области педагогики; · развитие творческого мышления; · воспитание нравственно-волевых качеств. Студент должен уметь: · находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; · анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; · ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. Студент должен знать: · взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции её развития; · особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования; · формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Формируемые компетенции ОК: · организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; · осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ПК: · систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Содержание заданий 1 Изучите литературу по теме. Составьте тезисы. Концепция воспитания – это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а так же показатели его эффективности. Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Современные российские системы воспитания: концепция системного построения процесса воспитания; концепция формирования образа жизни, достойной Человека; концепция воспитания ребенка как человека культуры; системно-ролевая теория формирования личности ребенка; концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития; концепция воспитания на основе потребностей человека; концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка; концепция самовоспитания школьника. Общие закономерности концепций воспитания. Роль воспитателя в создании условий для «гуманистического пространства детства» (И.Д. Демакова). «Правила 7 У». Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Воспитатель – гарант соблюдения прав ребенка. Успешность – берясь за любое дело, воспитатель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему. Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят«пирожки ни с чем». Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела. Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твоё. Воспитание без уважения – подавление. Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать. Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание. И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь познания себя. Воспитание успешно, если оно системно.
Главная цель воспитания – счастливый человек! Концепция воспитания Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека». Концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» О.С. Газмана. Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном мире А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой. Концепция «Системное построение процесса воспитания» В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка» разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). «Воспитание ребенка как человека культур» - концепция разработана известным ростовским ученым академиком Е.В. Бондаревской. Концепция «Самовоспитание школьников» разработана ярославским профессором Г.К. Селевко. Концепция «Воспитание на основе потребностей человека» разработал ижевским ученым В.П. Сезоновым. Концепция «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка» казанского профессора, доктора педагогических наук Н.М. Таланчук. 2. Составьте тезисы «Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применяемость». Схема изложения концепции: название концепции, данные о ее авторе (ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения; определение понятия «воспитание»; цель и принципы воспитания; содержание воспитательного процесса; механизм воспитания; критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Примерный алгоритм составления тезисов: составьте назывной план текста; прочитайте фрагмент текста, который относится к первому пункту плана; определив его суть, сформулируйте и запишите первый тезис.Действуйте по аналогии с оставшимися частями текста.
Требования к результатам работы: тезисы выполнены в тетради для самостоятельной работы. Форма контроля: индивидуальная проверка выполненного задания преподавателем. Критерии оценки: см. пояснительную записку. Список рекомендуемой литературы: 1. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2016. – 576 с. 2. Бондаревская Е.В. Ценностые основания личностно ориентированного воспитания. – М.: Педагогика-Пресс, 2015. – 143 с. 3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. и сред. педагогических учеб. заведений.– Ростов-на-Дону.: Учитель, 2013. – 563 с. 4. Караковский В.А. Воспитание для всех. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|