Редакционно-издательский процесс
Редакционно-издательский процесс – это комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, производственных, информационных и маркетинговых работ, направленных на подготовку и распространение изданий. Редакционно-издательский процесс условно можно разделить на четыре этапа. Первый этап связан с созданием произведения и планированием работы, второй – с подготовкой произведения к изданию, третий – с полиграфическим исполнением издания, четвертый – с книгораспространением. Как технологический цикл редакционно-издательский процесс включает следующие комплексы элементов: 1. перспективное и текущее планирование работы, участие в создании литературного произведения: поиск автора, помощь автору и пр., оценка произведении, решение вопроса о публикации, оформление юридических документов; 2. прием авторского оригинала, издательское рецензирование, разработка концепции издания, доработка произведения автором, редактирование произведения, подготовка и редактирование аппарата, подготовка, комплектование и вычитка издательского оригинала; 3. разработка плана иллюстрирования, оформления и полиграфического исполнения издания, редакционно-издательская подготовка издательского оригинала, корректурные работы, контроль за полиграфическим исполнением издания, утверждение сигнального экземпляра; 4. пропаганда и реклама книги, работы по распространению тиража. Перечисленные элементы редакционно-издательского процесса имеют место при всех способах подготовки материалов к изданию и их тиражировании как при высокой, так и при офсетной печати. Однако в зависимости от реальных производственных ситуаций, а также от видов издательских оригиналов и используемых технических средств, технологический цикл определенным образом трансформируется: некоторые виды работ совмещаются, меняются временные параметры, функциональные обязанности исполнителей.
Работа редактора по поиску авторов, несомненно, важна, но остановимся подробнее на издательском этапе работы над произведением. А он начинается с приемки авторского оригинала. Авторский оригинал – это текстовой или изобразительный материал произведения и вспомогательные дополнительные к произведению материалы, подготовленные автором для сдачи в издательство. Авторский оригинал может быть текстовым, изобразительным иди сочетающим текст и изображение. В зависимости от исполнения авторские оригиналы делятся на машинописные, печатные, рукописные, кодированные, репродуцированные. Требования к авторским оригиналам устанавливаются действующими нормативами; документами, например государственным стандартом, или определяется в каждом конкретном случае по соглашению сторон. Производственные процессы на этом этапе включают работы разного рода, связанные с созданием издательского оригинала требуемой материальной формы. Требования к издательским оригиналам устанавливаются с учетом особенностей конкретного вида оригинала и используемых технических средств по согласованию с полиграфическим предприятием. Заканчивается второй этап редакционно-издательского процесса вычиткой издательского оригинала. Вычитка — это редакционно-издательская обработка всех материалов издательского оригинала при подготовке его к сдаче в типографию. Задачи вычитки: 1. устранить орфографические и пунктуационные ошибки; 2. достичь единообразия (унификации) написания названии, фамилий, сокращений, ссылок и других элементов текста, а также единообразия в форме представления таблиц, формул, рисунков, подрисуночных подписей, элементов, связывающих текст произведения и аппарат издания;
3. проверить систему рубрикации, всех шрифтовых выделение, ссылок, нумерацию разделов, таблиц, формул, рисунков и др.; 4. пояснить работникам типографии элемента произведения (буквы, цифры, знаки) со сходным начертанием или непонятные в каком-либо отношении (например, верх и низ рисунка); 5. обратить внимание редактора на замеченные фактические, логические и стилистические погрешности. Вычитку выполняет корректор-вычитчик или редактор. Заверяет вычитку редактор, занимавшийся редактированием произведения. Он просматривает пометы вычитчика и вносит необходимую правку по поставленным вычитчиком вопросам. Следующий цикл работ – производственный. Он начинается со сдачи издательского оригинала в производство и заканчивается с получением тиража издания. Производственный цикл работ охватывает техническую подготовку издательского оригинала к производству, сдачу его в типографию, контроль за выполнением всех издательских указаний к печати, чтение корректурных оттисков, подписание в печать, проверку сигнального экземпляра и оформление его на выпуск в свет. Задача технического редактирования – подготовить издательский оригинал для полиграфического исполнения издания. Техническое редактирование включает следующие работы: 1. техническую разметку издательского оригинала: по формату, шрифтам, рубрикационным и текстовым выделениям и др.; 2. указания типографии по набору, верстке и печати издания, брошюровочно-переплетным работам; 3. заполнение издательской спецификации, определяющей художественно-техническое оформление и полиграфическое исполнение издания; 4. контроль за исполнением всех указаний издательства по полиграфическому исполнению издания. На производственном этапе редакционно-издательского процесса большой объем работ приходится на корректуру. Корректура как процесс – это чтение корректурных оттисков и внесение в них исправлений для устранения различных ошибок и недостатков, допущенных при редакционной подготовке в наборе рукописи. Корректурный оттиск – это оттиск с набора (или страница оригинал-макета, или светокопия при фотонаборе), изготовленный на корректурном станке на разных стадиях полиграфического процесса.
Цель корректуры – привести набранный текст в полное соответствие с оригиналом и редакционно-техническими указаниями редакции. Корректурные листы читают и вносят в них правку редактор, автор, технический редактор, издательский и типографский корректоры. В связи с этим правка делится на издательскую и типографскую. Работа с корректурами репродукционных печатных форм заключается в сличении пробных оттисков с оригиналом. Заключительной работой на производственном этапе является проверка сигнального экземпляра. Сигнальными экземплярами служат пробные экземпляры издания, получаемые издательством от типографии для проверки качества издания и подписания его на выпуск в свет. При издательском утверждении издания типография может начать его тиражирование.
Заключение. Редакторский анализ и его значение
Редакторский анализ как профессиональный метод представляет собой комплекс специальных приемов, позволявших выполнять редакционно-издательскую работу целесообразным путем в полном объеме и с должным по качеству результатом. Литературное произведение всегда сложное по составу. Кроме вербальной части оно может содержать и внетекстовые материалы (рисунки, формулы, таблицы). Разнообразный фактический материал произведения имеет свою природу, свои способы выражения, свою содержательную, логическую, эмоциональную, эстетическую, психологическую значимость. Редактор, как и любой другой специалист, в своей профессиональной деятельности ориентируется на конечный продукт – издание, которое также сложное по составу и в каждом случае имеет свои особенности. Сложность объекта деятельности обусловливает особенности методических приемов работы с ним и методики в целом. Именно специфика литературного произведения определяет такой состав элементов редакторского анализа, который позволяет всесторонне изучить и оценить литературный материал: его содержание и форму. Редакторский анализ – это синтез специально-предметного, логического к лингвостилистического анализа.
Профессиональная редакторская оценка произведения – оценка объективная. Она предполагает, во-первых, выявление как достоинств, так и недостатков произведения и, во-вторых, строгое обоснование, доказательность всех выводов. Анализ, опенка произведения и все выводы, касавшиеся возможности публикации, могут быть правильными только тогда, когда при использовании критериев оценки темы, фактического материала, композиции, языка и стиля произведения учитываются: 1. все особенности произведения (предмета, рассматриваемого в нем, вида литературы, жанра, авторской индивидуальности); 2. особенности издания (вида, целевого назначения, читательского адреса, характера информации). Кроме того, рассмотрение материала произведения в любом аспекте (идейно-тематическом, содержательном, композиционном, редакционно-техническом) требует учета его содержательной значимости, реальной значимости для читателя, природы фактов, средств выражения, форм представления, информативной, эмоциональной и психологической их насыщенности. Поскольку редактор, как и любой другой специалист, в своей профессиональной деятельности ориентируется на конечный продукт, изучение, оценка и совершенствование произведения связываются также с элементами аппарата, оформлением и полиграфическим исполнением издания.
Приступая к работе с научно-популярными статьями, редактор мысленно представляет комплекс требований к научно-популярной статье и к сборнику научно-популярных статей. Анализ и опенка авторского труда дают материал, который сопоставляется с требованиями к научно-популярной статье, и на основе сравнительного анализа и можно сделать общий оценочный вывод, получилась ли научно-популярная статья или нет. А если статья не получилась, то возникает следующий вопрос: есть ли в данном случае материал, достаточный для доработки. При этом необходимо также решить, соответствует статья концепции предполагаемого издания, материал ее может быть хорошим по характеристикам вида литературы и жанра, но может не подходить для задуманного издания по тематике, предметно-проблемной направленности, объему, иллюстрированию или каким-либо другим особенностям. Редактор, используя материал про наведения, полученный в результате его изучения, обосновывает свои оценочные выводы и решение о публикации. Это обоснование позволяет утверждать, что выводы и решения редактора отвечают реальному положению дел, они свободны от личных пристрастий, вкусов и произвола редактора.
Анализируя фактологическую основу произведения, редактор в какой-то момент обращается к цифровым данным. Применительно к цифрам он использует все критерии опенки фактического материала. При атом определяет, какую роль играет этот цифровой материал в произведении в дедом и в отдельных его частях, какова его логическая содержательная значимость — в какие содержательные блоки он входит: в ключевые положения, аргументацию или примеры. Нельзя использовать критерии опенки цифрового материала без учета специфики вида литературы, к которому относится рассматриваемое произведение, специфики его жанра, полевого назначения, читательского адреса и предмета изложения. Разные требования предъявляются к цифрам, в том числе к их точности, например, в научном и научно-популярном произведении в ключевых положениях, аргументах и примерах. Целесообразная степень точности цифровых данных зависит от предмета изложения. Большой объем цифрового материала в производственно-технической книге может быть разумно-достаточным, а в научно-популярной он недопустим. Для примера в данном случае выбран один из довольно простых вариантов работы, поскольку выделение формульного материала в произведении труда не составляет, специального анализа не требует. Способы его проверки также вполне определенны. Но и при этом анализ его чрезвычайно сложный: многоаспектный, многоплановый, многоуровневый. Когда анализируются словесно-понятийные материалы к формулам, где нужны система логических доказательств, сложная цель логических действий, где уже сама классификация фактов бывает трудной, процесс умственной работы еще более усложняется, как усложняются и задачи, которые решает редактор. Сложна и многообразна работа редактора. Успешно справляться с ней сможет лишь тот, кто станет знатоком издательского дела, до тонкостей изучит родной язык, овладеет мастерством критического анализа текста. Оригинал поступает для оценки редактора часто в «сыром» несовершенном виде. Задача редактора правильно оценить текстовое содержание оригинала, в случае необходимости получить подробную консультацию у специалистов в данной области знаний, изучить правильность построение текста с точки зрения стилистики русского языка, отредактировать текст и формулы, согласовав все правки с автором, и направить на вычитку оригинал уже частично размеченным к набору. Вовремя предварительной работы в редакции в оригинале корректурными знаками шрифтовых выделений редактор показывает, каким шрифтом набрать выделяемые слова, словосочетания или фразы, заголовки в подбор, символы, а знаками передвижки текста уточняет местоположение над- и подстрочных знаков, букв, цифр. Задача редактора – проверить, насколько тщательно сделана разметка, проследить за тем, чтобы в оригинале не остался не выделенным ни один элемент из тех, что намечены к выделению. Особенно внимательным приходится быть редактору при работе над текстом с математическими формулами, где нередко остается незамеченным и потому неверно набирается тот или иной элемент формулы. В данной работе рассмотрены примеры разметки, начертания и оформления текстов с математическими формулами. Такие тексты наиболее часто встречаются в научной, научно-технической, производственной и учебной литературе. При оформлении этой работы был проанализирован учебник «Алгебра и начала математического анализа» для 10-11 классов, а также использован ряд нормативной и учебной литературы: «Стандарты издательского дела», учебник по корректуре под редакцией Б.Г. Тяпкина, учебник по техническому редактированию под редакцией В.И. Рывчина, «Справочная книга редактора и корректора», «Полиграфический словарь», учебник по основам полиграфического производства (наборным процессам) и некоторые другие учебные и справочные издания. Надеюсь, данная курсовая работа могла бы оказать некоторую помощь при редактировании, корректуре, вычитке, верстке и наборе текстов, содержащих формулы, в данном случае математические. От степени правильности разметки и оформления оригиналов формул зависит правильность работы наборщика, а, следовательно, и качество набора, соответствие его авторскому оригиналу, то есть правильность и качество данной печатной продукции.
II. Графическая часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|