Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи уроков физической культуры




Результаты педагогического процесса в физическом воспита­нии зависят от качества учебной и воспитательной работы, прово­димой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспита­тельные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяю­щейся обстановке. Последовательное выполнение образователь­ных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длитель­ное время (ряд последовательных уроков), а для решения дру­гих— достаточно лишь одного урока.

Например, научить лазанью по канату определенным спосо­бом и с правильным чередованием движений на одном уроке нельзя. Следовательно, на одном уроке такая задача невыполни­ма. Это будет общая задача, для выполнения которой потребует­ся серия уроков. Ознакомить учеников с захватом каната ногами при лазанье можно в течение одного урока, это будет не­большая, частная задача, и ее можно ставить как одну из конк­ретных задач данного урока.

К образовательным задачам относится также получение деть­ми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здо­ровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правиль­ном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с ре­шением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках фи­зической культуры воспитывается внимание, дисциплинирован­ность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, само­стоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач.


Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, созна­тельно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения. Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке упражнений, требующих проявления этих качеств (прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.).

Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания совет­ского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны ре­шаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костю­мах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

СТРУКТУРА УРОКА

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком фи­зической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, ко­торым можно пользоваться как основой при составлении отдель­ного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении мате­риала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением про­граммного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответ­ствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма зани­мающихся. К этой работе организм должен быть соответству­ющим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки орга­низма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педа­гогике постепенность и тренировка — основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические зада­чи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Ре­шение основных задач урока требует и соответствующей органи­зационной подготовки занимающихся, создания у них необходи­мого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.


После того как проведена необходимая организационная под­готовка учащихся и выполнено павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основ­ной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащих­ся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в по­строении урока отражается постепенный переход к состоянию по­коя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части: первая часть — организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наи­более трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть — направленная на выполнение основных задач урока, ус­ловно называется основной; третья, во время которой органи­зованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый от­дельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содер­жание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соот­ветствии с его задачами.

Типовая структура урока

Вводная часть—5—10 минут.

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, под­готовить организм занимающихся к предстоящей физической на­грузке и выполнению упражнений.

Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с дополнительными движениями рук, ног, ту­ловища, бег, прыжки, общеразвивающие и танцевальные упраж­нения, игры.

Основная часть — 25—30 минут.

Задачи: решение основных задач урока — изучение нового. повторение с целью совершенствования в выполнении пройденно­го материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, сме­лости.

Содержание: общеразвивающИ'е упражнения без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражне­ния, равновесие, игры с большой подвижностью и др.

В основную часть урока мож'ет быть включен любой материал из программы данного класса.

Заключительная часть — 3—5 минут.


Задачи: обеспечить постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к от­носительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать за­дание на дом, организованно перейти к новым действиям (орга­низованный уход из зала в класс или домой).

Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмичес­кие и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спо­койные игры, заключительное слово учителя, задание па дом.

Вводная часть урока. Хорошая организация учащихся — необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене.

По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель да­ет указание, где и как строиться и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на после­дующих добивается выполнения установленного порядка.

В начале урока лучше всего строиться по длинной стороне за­ла, на расстоянии 1—2 м от стены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю дети хорошо видят учителя, а учитель — детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.

На первых уроках в I классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещать­ся один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользу­ется доверием детей, затем дежурным по классу). После постро­ения, которое начинается еще до звонка, а заканчивается одно­временно со звонком или вскоре после него, дежурный в присут­ствии учителя подает команды «Равняйсь!» и «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с III класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организацион­ного момента должен начинаться каждый урок.

Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа за­даний и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмо­ционального урока), не следует начинать занятия с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить иг­ры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку физической культуры, и включают их в занятия физическими упражнениями. Наоборот, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ни­ми можно сразу изучать новый материал (элементы строя и пере­строения).

В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению уп­ражнений.

В начале вводной части учитель знакомит школьников с зада­чами урока.


Из перечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока.

Упражнения подбираются таки'е, которые в сумме обеспечи­вали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.

Общеразвивающне упражнения применяются как средства об­шей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.

Игры во вводной части урока применяются, как правило, ор­ганизующие, с элементами строя, не вызывающие резкого воз­буждения.

Частично вводная часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гим­настических перестроений.

Построение и проведение вводной части урока в известной степени зависят от условий, в каких будут проходить занятия. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает еще одна, дополнительная задача — хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается ко­личество общеразвнвающих упражнений, темп выполнения пред­лагается более быстрый и времени на вводную часть урока за­трачивается несколько больше.

Во вводную часть уроков лыжной подготовки, как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передви­жение на лыжах к мест)1 занятий, общеразвивающие упражне­ния, «разогревание» организма детей путем проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.

Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частями урока нет.

Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.

Само название, хотя и является условным, определяет значе­ние этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.

В основную часть урока можно включить любой программ­ный материал.

Общеразвивающие упражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.

Упражнения с предметами и для осанки могут быть включе­ны для решения частной задачи — овладения этими видами дви­жения.

Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражне­ния в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, приемы игры в баскетбол вводятся в основную часть урока для


решения конкретных педагогических задач, а также с целью зна­чительного физиологического воздействия.

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися I—II классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, при этом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в ос­новной и в других частях.

С учащимися III классов, как правило, проводится одна иг­ра (в одной из частей урока).

В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, ла­заньем и др.).

Часто игры становятся средством решения одной из конкрет­ных задач основной части урока, а такие, как «Лапта», «Пионер­ский мяч» и др., занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.

Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упраж­нений. Для учеников I—II классов необходимо большее много­образие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычно включают три-четыре вида упражнений. С ученика­ми III классов проводится два-три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнение движений и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение.

Примерное содержание основной части урока:

1) упражнения в равновесии, упражнения с мячами, прыжки
в высоту, игра с бегом;

2) общеразвивающие упражнения типа зарядки, метание в
цель, лазанье, игра с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелезание, прыжки в длину,
игра с метанием. В основной части уроков лыжной подготовки
имеют место передвижение на лыжах, спуски и подъемы на
склонах, игры на лыжах.

Большое значение имеет правильное расположение практиче­ского материала внутри основной части.

В начале основной части изучается новый материал и упраж­нения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм).

Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на орга­низм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания на­грузки.

Например, если в основную часть урока включены метание в цель и игра с бегом, то вначале проводится метание, а потом игра.


Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основ­ную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазанье по гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены на предыдущих двух-трех уроках, и з прыжках в высоту способом «согнув ноги», с которыми уча­щиеся знакомы значительно раньше, вначале проводятся упраж­нения в лазанье, а потом прыжки.

Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложне­ние условии выполнения упражнений.

Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональ­ное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтоб"ы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отра­зилось на выполнении технически трудных и точных движений.

На уроках физической культуры регулярно учитывается сте­пень усвоения учащимися пройденного материала. По большин­ству видов физических упражнений это делается в основной ча­сти урока. При этом вначале осуществляется подготовка к вы­полнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков.

Заключительная часть урока. Правильно проведен­ная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащих­ся к другому виду деятельности, организм школьников необхо­димо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окон­чанием урока.

Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построершй, ходьбы, рит­мических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.

В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, дела­ет замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...