Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка учителя к урокам




Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным мате­риалом, продумывает последовательность его изучения. Много снимания учитель уделяет планированию программного материа-


ла в соответствии с конкретными условиями школы и климатиче­скими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знако­мится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги пре­дыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повто­рить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план и определяются конкретные образовательные задачи урока.

Формулировка задач должна быть предельно четкой и ясной, например: «ознакомить с рапортом», «ознакомить с размыканием приставными шагами», «ознакомить с метанием малого мяча способом «из-за спины через плечо», «ознакомить с одновремен­ным бесшажным ходом», «ознакомить с игрой «Все к своим флажкам» и т. д. Такая формулировка на!5более правильна при проведении первых уроков по отдельным видам упражнении. В начале обучения вполне конкретной будет формулировка «на­чать обучение прыжку в высоту способом «перешагивание». Во время обучения задача формулируется так: «продолжить обуче­ние прыжку в длину с разбега — разбег (или толчок, полет и т. д.)», приемлемой будет и формулировка «совершенствовать умения в метании мяча в цель», а позднее—«совершенствовать навыки в спусках на лыжах со склонов по прямой».

Если одни и те же упражнения проводятся на нескольких уроках, то возможна формулировка «повторить», но с обязатель­ным указанием, для чего повторить, с какой целью.

После определения конкретных задач урока подбирается ма­териал сначала для основной части, а потом для вводной и за­ключительной. При подборе материала определяется дозировка (количество повторений, количество времени, затрачиваемого на выполнение упражнений). Она имеет решающее значение и для нагрузки, и для формирования двигательных умений и навыков

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из де­тей проверить и т. д.) н определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учи­тель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего пе­ред зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть


учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будет использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будет готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприя­тия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столк­новении (соответствующее размещение оборудования и инвента­ря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся со значительно боль­шим успехом, если умело используется музыкальное сопровожде­ние. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетичес­кого воспитания учащихся.

На уроках применимы различные формы музыкального сопро­вождения. На музыкальном инструменте может играть учитель или специально приглашенный музыкант. С успехом могут быть использованы также проигрыватели и магнитофоны.

В каждом уроке очень много видов физических упражнений, которые можно сопровождать музыкой (ходьба, фигурная мар­шировка, бег, танцевальные шаги и танцы, ритмические и дыха­тельные упражнения, общеразвивающие упражнения без предме­тов и с предметами, упражнения в лазанье, равновесии, прыжки с длинной и короткой скакалкой). Музыкальное сопровождение обогащает проведение игр, делает игровой процесс эмоционально насыщенным. В таких играх, как «У ребят порядок строгий», «Совушка», «К своим флажкам», «Охотники и утки», «Музыкаль­ные змейки», «Быстро по местам» и др., музыка (различное зву­чание) может служить основой для обозначения начала и конца игры, для перехода от одних действий к другим. Например, в иг­ре «Совушка» громкая музыка соответствует словам «День на­ступает— все оживает», тихая — словам «Ночь наступает — все замирает». В игре «Охотники и утки» команда «охотников» стре­ляет в «уток» до тех пор, пока играет музыка, после чего коман­ды меняются ролями. Здесь применяется одна и та же музыкаль­ная пьеса два раза, а счет в игре ведется на большее количество попаданий.

Музыкальное сопровождение на уроке только тогда даст по­ложительный результат, когда учитель хорошо к этому подгото­вится: в порядке будет музыкальный инструмент или проигрыва­тель, будут подобраны соответствующие мелодии или пластинки.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий — на площадке или в закрытом помещении. Н'е исключа­ется возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с из­менением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому


целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Важное значение имеет очередность урока физической культу­ры в расписании. Последний урок позволяет полностью исполь­зовать время (45 минут), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к оче­редному уроку.

Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внеш­нему виду: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, так же как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в ус­тановленной спортивной форме, готовые в любое время выпол­нить поручение учителя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т. д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятие, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для перео­девания, рассказать им, как складывать или развешивать по­вседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончании урока.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания урока предус­матриваются организационно-методические указания или приме­чания.

Примерный план урока в III классе

Вторая четверть. Урок 6-Й.

Задачи урока: \) ознакомить с ходьбой протнвоходом; 2) совершенствовать умения в равновесии и акробатических упражнениях; 3) ознакомить с игрой «Эстафета с прыжками».

Место проведения: зал.

Оборудование и инвентарь: 1) бревно для равновесия; 2) маты для акро* батики; 3) стойки для прыжков и планка (веревочка).

Содержание урока

Вводная часть— 10 минут.

Построение в шеренгу. Рапорт. Задачи урока. Повороты кругом. Ходьба в колонне по одному противоходом. Построение в круг. Общеразвивающие уп­ражнения без предметов (перечислить).

Основная часть—30 минут.

Упражнения в равновесия: ходьба по бревну с хлопкзмп под поднятой со­гнутой ногой; опускание на колено и вставание с помощью рук.

Ш


Акробатические упражнения: перекат в сторону в упоре стоя на коленях; кувырок вперед.

Игра «Эстафета с прыжками».

Заключительная часть — 5 минут.

Построение в колонну по одному. Ходьба с постепенным замедлением. Под­ведение итогов урока.

Конспект урока отличается от плана урока более подробными записями со­держания урока и составляется обычно на один предстоящий урок.

Примерный план-конспект смешанного урока в III классе

Четвертая четверть. Урок 14-й.

Задачи урока:

1. Провести учет успеваемости по прыжкам в длину «в шаге»,

2. Совершенствовать умение детей:

а) в метании мячей с места на дальность;

б) в игре «Мяч среднему».

Место проведения: школьная площадка.

Инвентарь: малые мячи на половину общего количества учащихся, два на­дувных мяча (волейбольных или баскетбольных), красный и белый флажки.


План урока


Дозировка


Ход урока (содержамиг)


Примечание


 


Вводная часть

1. Построе­
ние в шеренгу

2. Рапорт

 

3. Задачи
урока

4. Повороты

5. Ходьба, че­редующаяся с пробежкой


12 мин 30 сек

1 мин

30 сек

1 ман 30 сек

1 мин 30 сек


Дежурный приводит класс на площадку в колонне по два и вы­страивает учащихся в одну шеренгу

После построения а шеренгу дежурный сда­ет рапорт учителю. Учи­тель принимает рапорт, делает замечания по ра­порту, объявляет оцен­ку и разрешает дежур­ному встать в строй

Учитель здоровается с классом и сообщает о задачах и ходе урока

По командам учителя учащиеся зыполняют не­сколько поворотов на­право, налево и кругом

После поворотов уча­щиеся в колонне по од­ному идут по границам площадки и по команде учителя дважды перехо­дят на бег и ходьбу


Для построения в ше­ренгу подается коман­да: «В одну шеренгу становись!»

Перед рапортом по­даются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!» Дежурному приготовить письменный рапорт. Де­журный после рапорта возвращается в строй кратчайшим путем

Команды: «Напра-во!», «Нале-во!» Во время поворота следить, что­бы дети не размахива­ли руками и сохраняли правильную осанку

Во время бега обра­щать внимание детей на параллельную постанов­ку стоп


192


Продолжение


План урока


Дозировка


Ход урока (содержание)


Примечание


 


6. Перестро­ение в круг и размыкание

7. Общераз­вивающне уп­ражнения без предметов

а) упражне­ния характера «потягивания»

б) приседа­ния

в) повороты туловища

г) взмахи ногами


1 мин

5-6 мин

1 мин (5 раз с каж­дой но­ги)

1 мин

(8 раз)

1 мин (6 раз в каж­дую сто­рону)

1 мин (8 раз каждой ногой)


После бега и ходьбы в колонне учащиеся по команде учителя пере­страиваются в круг, по­ворачиваются лицом к центру, берутся за руки и размыкаются на вы­тянутые в стороны ру­ки

В кругу выполняются общеразвивающие уп­ражнения

Исходное положе-

ние — основная стойка. 1—2 — поднять руки впе­ред и вверх, правую но­гу назад на носок, про­гнуться, смотреть между рук (вдох); 3—4 — ру­ки через стороны вниз, ногу приставить (вы­дох)— темп медленный. То же, с другой ноги

Исходное положение — основная стойка. 1— «и»— подняться на но­ски, руки на пояс, 2— «и»— присесть, руки впе­ред; 3—«и»— подняться на носках, руки на пояс; 4—«и»— основная стой­ка. Темп средний

Исходное положе-

ние — ноги на ширине плеч. 1 — руки перед грудью; 2 — повернуть туловище вправо, руки развести в стороны ла­донями вверх, смотреть на кисть руки; 3—туло­вище прямо, руки перед грудью; 4 — исходное положение.

Темп медленный. То же, в другую сторону

Исходное положение— основная стойка, 1 — правую ногу назад, 2— руки вперед, ладони вниз, правой ногой взмахнуть вперед; 3 — исходное положение. Темп средний


Команды: «По кругу марш»!, «Класс, стой!», «Взяться за руки и, от­ходя назад, разомкнуть­ся на вытянутые руки!»

Следить, чтобы руки были ладонями внутрь и на ширине плеч, пра­вая нога прямая. При опускании рук ладони вниз

Следить за сохране­нием правильной осан­ки. Спина прямая. Ко­лени во время приседа­ния разводить, пятки вместе

Следить, чтобы локти были на высоте плеч, го­лова прямо, при пово­роте туловища вправо ноги все время прямые, пятки, не отрываются от земли

При отставлении ноги назад не наклоняться вперед. Взмах правой ногой к правой руке, ле­вой ногой к левой руке. Опускать ногу мягко с носка


 


13 Заказ № 6005



Продолжение


План урока


Дозировка Ход урока (содержание)


Примечание


 


д) прыжки на месте

е) ходьба на месте

Основная часть

1. Деление на две группы


20 сек

40 сек

27 мин 1 мин


Исходное положение— основная стойка. 1 — прыжок ноги врозь, ру­ки в стороны; 2 — ноги вместе, руки вниз. Пры­гать на носках

После прыжков пере­ход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением

После общеразвиваю-щих упражнений класс делится на две группы, которые выстраиваются лицом друг к другу в шеренги


Во время прыжков туловище и ноги пря­мые, руки в стороны до уровня плеч, о бедра не ударять

Следить, чтобы во вре­мя прыжков и ходьбы учащиеся дышали через нос, рот закрыт

Учитель делит круг пополам. Одной группе учащихся предлагает построиться в разомкну­тую шеренгу на одной стороне площадки, дру­гой — на другой, проти­воположной. Расстояние между группами — 30— 35 м~


 


2. Метание мяча с места на дальность

3. Занятия в двух группах

а) прыжки в длину «в ша­ге»


6 мин (9 брос­ков де­лает каждый ученик)

20 мин


Учитель демонстриру­ет метание мяча с ме­ста на дальность, напо­минает о правильном выполнении упражнения. Предлагает продемонст­рировать одному-двум лучшим ученикам. После этого дежурные раздают мячи и по команде учи­теля дети бросают мячи другой шеренге. Проис­ходит организованное перебрасывание мячей

После метаний одна группа занимается с учителем прыжками в длину, другая самосто­ятельно играет в «Мяч среднему»

Учитель напоминает о требованиях к выполне­нию прыжка «в шаге», о критерии оценок. Пос­ле этого учащимся раз­решается сделать 1—2 пробных прыжка, а за­тем каждый ученик по вызову учителя выпол­няет прыжок на оценку.


Во вторую группу на­значить старшего

«Зона отталкивания» шириной 40 см. Главное внимание на толчок од­ной ногой и приземле­ние на обе. Оценки объ­являть и комментиро­вать


Продолжение


План урока


Дозировка


Ход урока (содержание)


Примечание


 


б) игра «Мяч среднему»

Заключи­тельная часть

1. Построе­
ние в колонну
по одному

2. Игра
«Смотри сиг­
нал»

3. Подведе­ние итогов уро­ка и организо­ванное возвра­щение в класс


6 мин

30 сек

2 мин

3 мин 30 сек


Другая группа под ру­ководством выделенного старшего делится на две команды, которые игра­ют между собой в «Мяч среднему». Смена заня­тий в группах происхо­дит после окончания прыжков в длину

После окончания

прыжков в длину в обеих группах класс вы­страивается в колонну по одному

По сигналу учителя начинается игра. Крас­ный флажок вверх — идти на носках, руки к плечам; белый флажок вверх — идти с коллек­тивным подсчетом; оба флажка вверх — остано­виться

По ходу игры «Смот­ри сигнал» дети оста­навливаются. В одноше-реножном строю учитель говорит об итогах уро­ка, объявляет оценки, после чего класс в ко­лонне по два переходит в помещение школы


Еще до занятий в группах проверить зна­ния правил игры и на­помнить требования к ор­ганизованной игре. Су­дей выделить из числа тех учащихся, которые не занимаются на уроке

Напомнить правила игры, пройденной ранее.


ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызыва­емое всем процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется до­зировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упраж­нений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильное. Урок, состо­ящий из большого количества упражнений, дает и большую фи­зическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может


13*



быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допу­скать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и от­разиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует огра­ничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние фи­зических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллель­но с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма, Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Су­ществует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава кро­ви и др. Из указанных способов учитель чаще всего может исполь­зовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеря­ется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь из­меряется пульс (два-три раза на протяжении 2—3 минут). Пока­затели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение трех минут не прихо­дит к показателям, которые были до упражнений, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сиг­нал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонени­ях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. 11 то и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием уча­щихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состоя­ние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение ли­ца, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лицп, бялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т. п. Все эти симптомы являют­ся показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность уп­ражнений или полностью их прекратить.

Физическую нагрузку учитель определяет заранее, при состав­лении плана урока, а в процессе урока в соответствии с наблю­дениями вносит некоторые поправки. При этом надо стремиться к тому, чтобы нарастание нагрузки было по возможности посте­пенным. Наибольшая нагрузка, как правило, должна даваться в середине основной части урока.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагруз­ки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения нг

т


могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, на­до учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения, требующие решительности и прояв­ления смелости, а также упражнения типа заданий и с элемента­ми соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнако­мыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различ­ную физическую подготовку. В практической работе надо ориен­тироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные за­дания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на вы­
полнение упражнении;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

ПЛОТНОСТЬ УРОКА

'Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т. д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для вос­приятия, осмысливания и выполнения упражнении, кратковремен­ного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан проду­мать до мельчайших подробностей план проведения урока и ре­шить, где должен быть простой показ упражнения, где подроб­ное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.


До начала урока следует также подготовить необходимое обо­рудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных пред­метов (палки, мячи, скакалки и т. п.).

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается возможно большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, общ'еразвивающих упражне­ний и др. Труднее это сделать при выполнении прыжков, мета­ний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать возможно большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снаря­дов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремит­ся к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточ­но заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает ак­тивную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагруз­ку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

ЗАДАНИЯ НА ДОМ

Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обес­печивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физиче­ских упражнениях.

Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным мате­риалом, необходима и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов такой деятельности будет выполнение заданий дома.

Задания на дом способствуют прочному усвоению пройденно­го материала, содействуют воспитанию у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и поло­жительно влияют на их здоровье и физическое развитие.

Кроме того, выполнение советов учителя имеет большое зна­чение для воспитания у учащихся навыков самостоятельной рабо­ты, что очень нужно им и после окончания школы. Рекоменда­ции могут быть общими и индивидуальными, которые даются отдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями.

Для самостоятельных занятий можно рекомендовать: обще-развивающие упражнения, упражнения с короткой скакалкой (особенно для мальчиков, которые, как правило, хуже владеют скакалкой, чем девочки), прыжки с высоты и в высоту, метание на дальность и в цель, упражнения в лазанье и равновесии, с мячами, упражнения типа заданий, игровые упражнения и др.


Примерные задания на дом: .■.,..:

а) знать и уметь выполнять два первых упражнения за­
рядки;

б) упражняться в прыжках вдвоем с короткой скакалкой; *"

в) научиться отдавать рапорт;

г) научиться бросать и ловить мяч левой (правой) рукой;

д) упражняться в лазанье по канату в три приема.
Задания должны быть доступными, безопасными и посильны­
ми, но вместе с тем и в меру трудными.

Каждое задание лродумывается учителем заранее, при состав­лении плана. Предлагается оно во время проведения урока (в связи с изучением упражнений), а в конце занятия учащимся на­поминается о нем.

В процессе урока задание на дом может быть изменено.

Чтобы учащиеся ясно представляли содержание задания и тех­нику выполнения, оно должно быть подробно разъяснено. Од­новременно указывается порядок и место выполнения (дома, на спортивной площадке и т. п.).

Задания на дом оправдают себя только в том случае, если де­ти будут регулярно их выполнять.

ТИПЫ УРОКОВ

В практике работы школ различают следующие типы уроков:

а) вводные уроки;

б) уроки ознакомления с новым материалом;

в) уроки совершенствования в выполнении пройденного ма­
териала;

г) смешанные уроки;

д) учетные уроки.

Любые уроки проводятся в соответствии с типовой структурой, но каждый из них имеет и свои особенности.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, чет­верти, а также перед прохождением новых разделов программы, например лыжной подготовки.

В начале вводного урока всегда проводится беседа, в которой учитель знакомит учащихся с содержанием предстоящих уроков, с задачами учителя и учащихся, с требованиями, предъявляемыми к ученикам программой. На этом уроке учитель обращает внима­ние детей на необходимость активных действий, аккуратного от­ношения к выполнению обязанностей, на совместные дружные уси­лия всего коллектива класса. Беседа должна проводиться выра­зительно, эмоционально, так, чтобы она вызывала интерес у детей, побуждала их хорошо заниматься.

Во время вводного урока дети знакомятся с порядком проведе­ния уроков, с построением (обычно на вводных уроках в начале учебного года происходит построение по росту), им рассказывает-


ся о подготовке к урокам, приходе на площадку пли в зал, об обя­занностях дежурных, организованном начале и окончании занятий.

Вводный урок обычно начинается в классе и продолжается там, где будет проходить практическая часть и где учащиеся смогут ознакомиться с устанавливаемыми порядками. После выполнения задач, связанных с подготовкой детей к предстоящим урокам, учи­тель часть времени использует для проведения с учениками зна­комых игр. При этом лучше, если школьникам буд'ет предоставле­на инициатива в выборе, организации и проведении игры. Игро­вая деятельность является отличной настройкой к предстоящим урокам.

На первом уроке с учениками I класса можно разучить физ­культминутку для других уроков или комплекс гимнастики до занятий. На этом уроке дети впервые перешагнут порог физкуль­турного зала, придут на спортивную площадку, где учитель позна­комит их с местами занятий. В хорошую погоду на площадке следу­ет провести игры, знакомые детям. Первый урок физкультуры имеет большое значение в жизни детей, поэтому он должен быть особенно тщательно продуман и хорошо проведен.

Примерный план вводного урока в 1 классе

Первая четверть. Урок 1-й.

Задачи урока: I) ознакомить учащихся с организацией и проведением уро­ков физической культуры и подготовкой к ним; 2) дать указание детям о спор­тивных костюмах; 3) разучить комплекс гимнастики до занятий.

Место проведения: класс, площадка.

Содержание урока

Вводная часть — 11 минут.

1. Краткая беседа об уроках физической культуры, о спортивных костюмах,
о гимнастике ао занятий — 8 минут.

2. Построение в пары и организованный выход на площадку—3—4 минуты.
Основная часть — 28 минут.

1. Построение в круг, взявшись за руки.— 1—2 минуты.

2. Разучивание комплекса гимнастики до занятий—10 минут.

3. Игры, знакомые детям.— 16 минут.
Заключительная часть — 6 минут.

 

1. Построение парами, организованный уход с площадки в класс —
3 минуты.

2. Подведение итогов урока — 3 минуты.

Вслед за вводными уроками проводятся уроки ознакомле­ния с новым материалом. Таких уроков немного. Их мо­жет быть только по одному после вводного, так как в последующих уроках обязательно будет встречаться материал, знакомым детям по предыдущему уроку.

Особенность этих уроков в том, что каждая из частей содержит новые для детей упражнения. Это обязывает учителя давать на уроке интересный материал, который будет легко восприниматься детьми.


Примерный план драка ознакомления с новым материалом

в III классе

Первая четверть. Урок 2-й.

Задачи урока: ознакомить с рапортом, с прыжком в длину с разбега *в ша­ге», с игрой «Охотники и утки».

Место проведения: площадка. Инвентарь: мяч волейбольный.

Содержание урока

Вводная часть—10 минут.

Построение в шеренгу. Ознакомление детей с задачами урока. Рапорт (оз­накомление). Ходьба и перестроение в круг из колонны по одному в движении.

Основная часть — 30 кинут.

Общеразвивающие упражнения типа зарядки с включением подводящих уп­ражнений к прыжкам в длину. Прыжки в длину с разбега: прыжок «в шаге» (ознакомление). Игра «Охотники и уткл» (ознакомление).

Заключительная часть — 5 мпнут.

Построение в колонну по четыре. Ходьба с песней. Подведение итогов.

На уроках совершенствования основной задачей бу­дет улучшение выполнения тех упражнений, которые изучались ранее.

На этих уроках надо уделять внимание технике выполнения упражнений, формированию навыка, применять усложнения и иг­ры, совершенствующие умения и навыки в движениях.

Чаще всего проводятся смешанные уроки, в которых со­четаются задачи ознакомления с новым материалом и совершен­ствования в выполнении пройденного. В основной части этих уроков новый материал следует давать лишь в одном из видов уп­ражнений и времени на него надо отводить относительно больше. Остальной материал урока повторяется для достижения лучшего выполнения упражнений.

Как правило, новый материал, особенно если он требует от детей большой сосредоточенности, дается в первой половине уро­ка, а потом повторяется пройденный. Часто бывает и так, что но­вый материал преподносится после повторения пройденных на пре­дыдущем уроке упражнений. Тогда, учитывая большую или мень­шую точность в выполнении упражнении, а также нарастание нагрузки, новый материал может быть проведен и в середине ос­новной части урока.

Примерный план смешанного урока во II классе

Вторая четверть. Урок 8-й.

Задачи урока: 1) совершенствовать умения я бросании и ловле мячей; 2) оз­накомить с разноименным способом лазанья по гимнастической стенке.

Оборудование и инвентарь: I) малые мячи (по числу учащихся); 2) гимна* стнческая стенка.

Место проведения: зал.

Ч - Ш


Содержание урока

Вводная часть—10 минут.

Построение в шеренгу. Приветствие. Ознакомление с задачами урока. Пово­роты налево и направо. Ходьба в обход а колонне по одному. Раздача мячей. Построение в колонну по два.

Основная часть — 28 минут.

Произвольные упражнения с мячами. Перебрасывание мячей в парах знако^ иыми способами.

Перестроение в шеренгу.

Лазанье по гимнастической стенке одноименным способом.

Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом.

Игра «Октябрята» (ранее пройденная).

Заключительная часть — 7 минут.

Построение в колонну по одному.

Ходьба на всей ступне н на носках. Подведение итогов урока.

На учетных уроках подводятся итоги работы, проверя­ются и оцениваются знания и умения учащихся. Такие уроки обыч­но проводятся в конце четверти, но они могут быть и в середине, и в течение всей второй половины. Учетные уроки заранее планируют­ся, ученики должны знать о них и систематически готовиться.

По своей структуре эти уроки не отличаются от других типов уроков. Их особенность состоит в том, что учетные упражнения являются основными в уроке, и проведению учета подчиняется все содержание и ход урока. Перед учетными упражнениями дети должны самостоятельно выполнить пробные попытки. Учетные уп­ражнения выполняются детьми очень ответственно, с большим ста­ранием. Чтобы снизить напряжение, после учетных упражнений следует проводить игры.

Примерный план учетного урока в Ш классе Вторая четверть. Урок 12-й.

Задача урока: провести учет выполнения упражнения о равновесии. Место проведения: зал. Оборудование: бревно для равновесия.

Содержание урока

Вводная часть — 5 минут.

Построение в шеренгу. Рапорт. Приветствие. Ознакомление с задачами уро­ка. Ходьба, чередующаяся с пробежками. Перестроение в колонну по четыре и размыкание.

Основная часть—35 минут.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения в равновесии'

а) пробные;

б) на оценку: ходьба по бревну с хлопком в ладони под согнутой ногой.
Игра «Караси и щука» (ранее пройденная).
Заключительная часть — 5 минут.

Построение в колонну по одному. Ритмическая ходьба. Подведение нто-гов урока.


МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА

Под методами ведения урока понимаются способы организации учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами, используемыми в началь­ных классах школы, являются: фронтальный, поточный, посмен­ный, групповой и индивидуальный.

Фронтальный способ — упражнения выполняются одно­временно всеми учащимися. Его преимущество — большой охват детей, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Фронтальный способ является лучшим для коллективного выпол­нения упражнений, когда все дети одновременно выполняют рас­поряжение или команду учителя. Этим способом можно пользо­ваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, не­которые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мяча­ми, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лы­жах и элементы лыжного строя).

Этот способ широко применяется в работе с учащимися всех начальных классов школы, особенно при о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...