Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня
Основными мероприятиями по физическому воспитанию в рз-жнме учебного дня школы являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен. Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию организма учащихся, повышению качества учебной работы и воспитанию дисциплинированности и чувства коллективизма. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня. Все эти мероприятия должны быть согласованы по содержанию и нагрузке с учебной и внеклассной работой каждого класса и всей школы в целом. Они должны отличаться продуманностью, четкостью организации и проведения особенно потому, что каждое из них (гимнастика до занятий, физкультминутки, перемены) строго ограничено во времени и находится в прямой зависимости от учебных занятий. Гимнастика до занятий — это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков. Гимнастика до занятий решает главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневно выполняемые физические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Коллективное выполнение упражнений во время гимнастики до занятий дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся. Упражнения, проводимые на открытом воздухе, содействуют также закаливанию организма школьников. Гимнастика до занятии имеет большое значение для организованного начала урока: после занятий физическими упражнениями дети организованно расходятся по классам, а хорошее самочувствие повышает их работоспособность.
Гимнастика до занятий имеет большое образовательное значение: различные упражнения, изучаемые детьми на уроках физической культуры, включаются в комплекс гимнастики до занятий, что позволяет ученикам совершенствоваться в их выполнении. Гимнастику до занятий выполняют все дети, за исключением освобожденных врачом. Врач освобождает от этих занятий лишь в редких случаях. Организация гимнастики до занятий. Общее руководство осуществляется одним из учителей начальных классов, который разрабатывает подробный план организации и проведения гимнастики до занятий. В плане предусматриваются место и время проведения занятий, руководители, начало и окончание занятий, их содержание, периодичность сменяемости комплексов гимнастики, организация пионерского актива для помощи в проведении!имнастикн и другие мероприятия. План обсуждается педагогическим коллективом и утверждается директором школы. Лучше всего гимнастику до занятий проводить на открытом воздухе. Для каждой группы занимающихся отводится определенное место с таким расчетом, чтобы они не мешали друг другу. Занятия в помещении проводятся только в том случае, если температура на открытом воздухе ниже 10°, а также во время дождя, снегопада, сильного ветра или оттепели. Место занятий должно удовлетворять необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, заключение о которых делает врач школы. В осенний и весенний периоды площадку необходимо подметать влажным способом. В зимнее время ее следует регулярно расчищать и разметать. Эту работу могут выполнять учащиеся. Для проведения гимнастики в школе могут быть использованы рекреационные помещения и в крайнем случае классные комнаты. Во время занятий надо открывать фрамуги и форточки, а в теплое время и окна. Как на площадке, так и в закрытых помещениях каждый учащийся должен знать свое определенное место.
В помещениях и на площадке дети занимаются в повседневной школьной форме. Мальчикам следует расстегнуть ворот рубашки, сиять пояс. Гимнастика до занятий проводится в течение 6—10 минут. Звонок на гимнастику дается за 10—15 минут до начала первого урока, в зависимости от места проведения занятий. Для окончания гимнастики также дается звонок за 2—5 минут до начала первого урока. Это время необходимо для организованного перехода в класс и подготовки к урокам. В больших школах при проведении занятий на открытом воздухе время начала и окончания гимнастики должно быть для отдельных групп разным, чтобы при входе в школу не образовывалась очередь. Гимнастику до занятий могут проводить учителя, пионервожатые, учащиеся старших классов школы. В классе это могут делать хорошо подготовленные учащиеся, проинструктированные учителем. Каждый руководитель должен иметь постоянную группу. Лучше, если она будет из учащихся одного класса.- При необходи- мости ученики разных классов могут заниматься вместе. Дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в ограничении занятий, выделяются в отдельную группу. Для нее выделяется отдельный руководитель. Все руководители работают согласованно, по единым организационным принципам, а в одинаковых по составу группах — и по единым комплексам. Если в начальной школе есть учитель физической культуры, то Урн является старшим руководителем, В этом случае он разрабатывает комплексы и проводит инструктаж для всех руководителей. Инструктивные занятия для руководителей, выделенных из учащихся, проводятся отдельно. Независимо от того, кто проводит гимнастику до занятий, учителя всех начальных классов должны присутствовать на них и помогать проведению. Желательно, чтобы гимнастика до занятий проводилась под музыку. Содержание гимнастики до занятий. Каждый комплекс гимнастики до занятий должен: а) разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно б) не утомлять и не перевозбуждать учащихся;
в) положительно влиять на осанку учеников; г) состоять из упражнений, знакомых детям или легко воспри д) вызывать эмоциональный подъем; е) соответствовать месту проведения. Упражнения каждого комплекса должны иметь определенную дозировку. Основным материалом гимнастики до занятий являются обще-развивающие упражнения без предметов. Если гимнастика до занятий проводится на площадке, то в комплексы могут включаться, кром'е общеразвивающих упражнений, также ходьба, игры, бег, прыжки, преодоление препятствий, упражнения танцевального характера и упражнения типа заданий. Весь материал, включаемый в гимнастику до занятий, по своему характеру и трудности должен быть близким к программному материалу. Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти—восьми упражнений. В каждом комплексе вначале должны быть упражнения легкие по нагрузке; затем следуют несколько более трудные, а в середине должны быть упражнения максимально трудные из допустимых для занимающихся. Во второй половине комплекса упражнения постепенно снижаются по нагрузке и оканчиваются легкими и спокойными. Такая последовательность необходима в связи с тем, что учащиеся по окончании гимнастики должны приступить к урокам. Упражнения в комплексах должны располагаться так, чтобы чередовалось их воздействие на различные мышечные группы. Например, если в комплекс включ'ено упражнение, наиболее сильно воздействующее на мышцы туловища, то следующее упражнение должно быть такое, которое воздействовало бы преимущественно па мышечные группы ног или рук. В комплексы, как указывалось выше, могут включаться игры, пробежки и прыжки. При этом игры быстрые, с большой подвижностью проводятся в середине занятий, а спокойные, не возбуждающие детей,— в конце. Бег и прыжки, как правило, даются в середине занятий. Исключение составляют те случаи, когда занятия проводятся на площадке в прохладную погоду и нужно быстрее дать наиболее интенсивные упражнения. Тогда бег, прыжки, быстрая ходьба, подвижные игры могут проводиться в первой половине.
Во время гимнастики до занятий проводятся знакомые детям игры (чтобы не тратить времени для их объяснения). Как правило, это будут программные игры, пройденные на уроках: «Совушка», «Салки» (обыкновенные, с приседанием), «Ловкие ребята», «Волк во рву», «Попрыгунчики-воробушки», «Мяч соседу», «Мяч среднему», «Угадай, кто?», «Гонка мячей», «Не давай мяч водящему», «Узнай по голосу» и др. Комплексы для учащихся I—II классов должны содержать больше естественных, простых, игровых упражнений. Для учащихся III классов больше дается упражнений гимнастических, требующих точного выполнения. В каждый комплекс надо включать упражнения на осанку и два-три дыхательных упражнения. При составлении комплекса предусматривается определенная дозировка упражнений. Она в начале проведения упражнений бывает незначительной, а потом, по мере того как учащиеся освоятся с проведением гимнастики до занятий, дозировка постепенно увеличивается. Смену комплекса рекомендуется производить не реже одного раза в месяц. В течение месяца видоизменяются основные упражнения (изменение исходных положений, включение дополнительных движений). Комплексы можно разучивать на уроках физической культуры, чтобы во время проведения не затрачивать времени на показ и объяснение упражнений. Для лучшего усвоения упражнений желательно, чтобы в школе или в классах висели таблицы с рисунками и описаниями текущего комплекса гимнастики. Это особенно необходимо в тех случаях, когда гимнастику до занятий проводят учащиеся. Примерный комплекс гимнастики до занятий для И класса (в помещении) 1, Учащиеся по сигналу выстраиваются на заранее определенных местах. 2, Ходьба на месте —20—30 секунд. 3, Первое упражнение — типа «потягивания». И. п. — ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти у плеч, пальцы полусогнуты. Выполнение. Подняться на носки, руки вверх — а стороны ладонями вперед, пальцы выпрямить и широко развести, отклониться слегка вазад, смотреть вверх (вдох); обратным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выполнять пять-шесть раз. 4. Второе упражнение—«выше-ниже». Выполнение. Подняться на носки, руки вперед-вверх (вдох); глубоко присесть на всей ступне, руки через стороны вниз и соединить, обхватывая коле-аи,— сложиться в комочек (выдох). Темп средний. Выполнять семь-восемь раз, 5. Третье упражнение —«вправо-влево». Выполнение. Повернуть туловище вправо, хлопнуть в ладоши перед собой прямыми руками; принять исходное положение. То же в левую сторону. Тент средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сторону.
6. Четвертое упражнение—«дровосек». И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу, пальцы рук сцеплены. Выполнение. Сцепленные руки поднять вперед-вверх-назад, подняться на носки, отклониться назад—«замахнуться топором» (вдох); с силой опустить руки вперед-вниз, наклониться вперед, ноги прямые (выдох); принять исходное положение. Темп средний. Выполнять пять-шесть раа. 7. Пятое упражнение — «с пяток на носки». И. (т. — стойка ноги врозь на ширине ступни (ступни параллельно), руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Выполнение. I—2 — перекат с пяток на носкн и с носков на пятки; в это время согнутые руки ритмично делают круговые движения. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять десять — двенадцать раз. 8. Шестое упражнение — наклоны в стороны. И. п.— ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки внизу. Выполнение. Наклонить туловище в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая за голову; принять исходное положение; наклонить туловище в правую сторону, правая рука к колену правой ноги, левая за голову; принять исходное положение. Дыхание не задерживать. Темп средний. Выполнять пять-шесть раз в каждую сторону. 9. Ходьба аа месте — 20—30 секунд. Организованный уход в класс. Физкультурные минутки — это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего ус-во'ения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся. Дети младших классов, особенно первых и вторых, довольно быстро утомляются, внимание их ослабевает, они начинают отвлекаться от занятий, разговаривать. Обычно это бывает уже на втором или третьем уроке. Объясняются эти явления тем, что относительно однообразная работа требует длительного раздражения определенных участков коры головного мозга, которое затем сменяется внутренним торможением. Как следствие этого и ослабевает внимание учащихся. Выполнение физических упражнений вызывает возбуждение в других участках коры головного мозга. Это создает возможность кратковременного отдыха тех участков, раздражение которых П]5о- исходило во время учебных занятий. После активного отдыха внимание детей улучшается, повышается степень усвояемости учебного материала. Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением детей за партой в определенном положении, часто в довольно напряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежелательные явления в организме детей: застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таким образом, физкультурные минутки содействуют повышению успеваемости школьников, обеспечивают активный кратковременный отдых и способствуют улучшению здоровья детей. В I—II классах физкультурные минутки проводятся три-четыре раза в день, в III-—два-три раза. В физкультурные минутки включается обычно три упражнения. Первое — типа «потягивания», воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе — для ног и третье — для туловища. Упражнения для рук отдельно не проводятся, их следует сочетать с другими упражнениями. В тех случаях, когда физкультминутка проводится на уроках письма, следует в сочетании с другими упражнениями проводить упражнения для пальцев рук. Для проведения физкультурных минуток требуется 1,5—2 минуты. Выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения детей. Учитель проводит физкультурные минутки во время урока, когда это необходимо для улучшения состояния детей и повышения их внимания. Проведение физкультурной минутки не должно отражаться на ходе урока. Поэтому ее следует проводить после завершения какого-либо процесса, связанного с учебными занятиями, например когда дети закончили писать фразу или решили математический пример. Дети должны понимать значение физкультминуток и хорошо выполнять включенные в них упражнения. С этой целью учитель должен провести с детьми краткую беседу, разъяснить значение упражнений на уроках, как должны дети участвовать в физкультминутках и какой порядок должен быть при проведении физкультминуток. Когда учитель сочтет необходимым провести физкультурную минутку, он объявляет: «Физкультурная минутка». По этому сигналу дежурный по классу открывает форточку или окно, а остальные дети готовятся к выполнению упражнений. В больших классных комнатах дети располагаются в проходах между партами, Есегда на одних и тех же местах. Однако физкультурные минутка проводятся и за партами, стоя или сидя. Лучше всего физкультурную минутку проводить учителю, но можно разрешить ее проведение и детям, которые показали себя хорошими организаторами. Комплексы физкультурных минуток составляются учителем физкультуры, а в начальной школе — учителем класса. Комплексы меняются один раз в две недели, Разучивать их можно на уроках физической культуры. Примерные комплексы физкультурных минуток Комплекс I (для занятий между партами) Первое упражнение — типа «потягивания». II. п. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Выполнение. Руки в стороны-вверх, ладонями вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклоняться назад и потянуться (вдох); руки перед грудью, кисти сжать в кулаки, слегка наклониться вперед (выдох). Темп медленный. Выполнять четыре—шесть раз. Второе упражнение — приседания. И. п. — основная стойка. Выполнение. Подняться на носки, руки к плечам, полусогнутые пальцы касаются плеч, локти прижаты к туловищу, присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед, ладонями внутрь, кисти сжать в кулаки; встать, подняться па носки, руки к плечам; принять исходное положение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре—шесть раз. Третье упражнение — наклоны туловища. И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки. Выполнение. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх, выпрямиться и принять исходное положение; то же в правую сторону. Темп медленный. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сторону. Комплекс 2 (для занятий за партами) Первое упражнение — типа «потягивания». И. п. — сидеть прямо (крышка парты открыта), ноги на подставке, ступни параллельно, слегка врозь, руки согнуты к плечам, пальцы полусогнуты и касаются плеч, локти прижаты к туловищу. Выполнение. Отклониться назад, прогнуться в верхней части спины, руки вперх, ладони внутрь, пальцы широко развести, смотреть вверх (вдох); обратным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выполнить три—пять раз. Второе упражнение —ксесть-встать». И. п. — сидеть прямо, ноги на полу, слегка врозь, руки вперед, ладони внутрь. Выполнение. Встать, руки за голову, локти на высоте плеч, прогнуться (голову слегка отклонить назад); сесть, руки вперед. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять шесть—восемь раз. Третье упражнение—повороты туловища. И. п. — стоя за партой, ноги на ширине плеч, руки за спниу. Выполнение. Поворот туловища в левую сторону; принять исходное положение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять три-четыре раза в каждую сторону. Организованное проведение перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку. 16 Заказ МЬ 6005 241 И. П. Павлов писал: «...всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстановляться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем!»1. Это указание подчеркивает необходимость чередования умственной работы детей с отдыхом. В условиях школы такое чередование обеспечивается переменами между уроками. В уставе средней общеобразовательной школы предусмотрена: продолжительность перемен между уроками — 10 минут, большой лер'емены (после второго урока) — 30 минут; вместо одной большой перемены допускаются после второго и третьего уроков перемены по 20 минут каждая. Учитель с первых дней пребывания детей в школе приучает их к правильному поведению на переменах и создает необходимые условия для активного отдыха. Дети должны хорошо зиатъ, что можно делать на переменах и чего делать нельзя. Для правильного использования перемен учитель должен опираться на помощников из пионерского актива, а в средней школе и на учащихся старших классов, которые, будучи хорошо проинструктированными, умело выполняют свои обязанности. Организованному проведению перемен должны всячески содействовать дежурные учителя. Во время перемен надо обеспечить проветривание классных комнат, организовать активный отдых, питание детей и подготовку их к очередному уроку. Желательно, чтобы занятия в классах проходили всегда при условии доступа свежего воздуха. Если же такой возможности нет, то на каждой перемене в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание. Дети во время перемены должны быть вне класса. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на открытом воздухе, на игровой или спортивной площадке, а в ненастную погоду и в зимнее время — в рекреационных помещениях, которые проветриваются во время уроков. Во время больших перемен желательно, чтобы и зимой дети были на открытом воздухе. Для этого в школе организуется выдача и прием одежды таким образом, чтобы не менее чем за 3 минуты до начала очередного урока все ученики были в классах и в спокойной обстановке готовились бы к урокам. Дежурные во время перемен могут оставаться в классе, особенно если к предстоящему уроку нужно готовить наглядные пособия. Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Лучше всего, если на переменах дети будут играть, петь хором, декламировать, выполнять различные физичесюге упражнения. При проведении перемен на открытом воздухе 1 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III. М, Изд-во АН СССР, 1949, стр. 397. осенью и весной с учениками организуются подвижные игры, хороводы; дети упражняются с мячами, скакалками, обручами, в ходьбе по бревну^ а лазанье по шесту, канату, лестнице (если есть гимнастический городок) и т. д. Зимой дети могут играть, бросать снежки на дальность и в цель, кататься на санках, расчищать снег на площадке. При проведении перемен в помещении рекомендуются подвижные игры, хороводы, коллективная декламация, пение. ь К мероприятиям для организованного проведения перемен предъявляются общепедагогические требования: они должны соответствовать возрастным особенностям детей и не должны излишне утомлять и возбуждать их. Основным руководством в выборе игр, упражнений и спортивных развлечений должна являться программа по физической культуре. Кроме того, много интересных материалов можно найти в газете «Пионерская правда» и в журналах «Вожатый», «Пионер», «Костер», «Начальная школа», «Физическая культура в школе». Выбор игр в значительной степени зависит от места проведения. На пришкольной площадке проводятся игры с большой подвижностью, а в помещении — более спокойные. На переменах могут быть проведены следующие игры: «Карусель», «Попрыгунчики-воробушки», «Пустое место», «Второй лишний», «Удочка», «Ручеек», «Мяч соседу», «Зайцы в огороде», «Третий лишний», «У медведя на бору», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи», «Стой!», «Белые медведи», «Кто летает?», «Горячая рука», «Кот я мыши», «Гуси-лебеди», «Совушка», «Бездомный заяц», «Колечко», «Обгони мяч», «Мяч среднему», «Подвижная цель», «Мяч в воздухе» и др. На переменах дети пользуются полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых). Надо, чтобы ученики сами включались в коллективные игры, хороводы, пение, развлечения. Только в этом случае указанные мероприятия на переменах являются средством активного отдыха детей. Организованное проведение перемен должно способствовать укреплению дисциплины в школе. Чтобы четко и организованно провести перемену, надо заранее назначить организаторов игр, дежурных по выдаче и приему инвентаря, установить очередность возвращения в школу после перемены и т. п. Подготовка к очередному уроку после перемены сводится к своевременному приходу детей в класс и подготовке к началу урока. Чтобы уроки начинались вовремя, все мероприятия, проводимые на переменах, заканчиваются за 2—3 минуты до звонка. Правильное использование всех организованных мероприятий в режиме учебного дня школы, каковыми являются гимнастика до занятий, физкультурные минутки и четкая организация перемен, значительно улучшит учебно-воспитательную работу школы и благотворно отразится на здоровье, физическом развитии и успеваемости учащихся. 16' ГЛАВА VI________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|