Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. История-видение




Глава 8

История-видение

 

В детстве мама учила меня вести себя за столом, приговаривая, что эти навыки могут понадобиться, «если королева однажды пригласит тебя на чай». Мне уже больше 45 лет, и приглашений из дворца я пока не получала, но вести себя за столом умею (как и все ученицы моей мамы). Чаепитие у королевы было маминой историей-видением. Без истории на тему «Однажды ты скажешь мне спасибо» использование специальной вилки для салата десятилетней девочке будет казаться совершенной нелепицей. Неприятные обязанности, обучение, рутинное техническое обслуживание, нарушающие привычное положение вещей изменения в операционных процессах – все это не приносит немедленного вознаграждения. Мы терпим неудобства сегодня только благодаря мысленному образу будущей выгоды. Хорошая история-видение помогает неясным обещаниям светлого будущего ожить в настоящем, насыщая их реалистичными визуальными образами, звуками, запахами, эмоциями, которые своим светом затмевают тяготы сегодняшнего труда. Непреодолимые препятствия уменьшаются до размера вполне терпимых ради будущего вознаграждения.

История-видение отрывает мысленный взор от текущих трудностей и помогает увидеть завтрашнюю компенсацию, которая успешно соперничает с искушением сдаться, согласиться на компромисс или изменить линию поведения. Без интуитивно понятного и легко запоминающегося видения будущего очень легко забыть, зачем мы вообще захотели взяться за то, чем занимаемся сейчас. История-видение манит к будущему, так же как сверкающий велосипед в магазине мотивирует ребенка к накоплению нужной суммы денег. Он копается в мусоре в поисках бутылок, присматривает за несносными соседскими детьми и даже моет родительский «универсал», причем одного взгляда в день на свое сверкающее сокровище ему достаточно, чтобы не опускать руки. Когда мы видим, пробуем на вкус, трогаем, нюхаем и слышим блестящее будущее, никакая работа не кажется нам слишком трудной или недостойной.

Многие отрицательно относятся к самому слову «видение» из-за неудачного опыта общения с заискивающими консультантами, из-за бесконечной череды невыполненных обещаний со стороны руководства и прочих краснобаев. История возвращает процессу формирования видения его первоначальную сущность. Глянцевые картонные карточки с красивыми формулировками базовых ценностей и заманчивыми установками на будущее выглядят поверхностными и однобокими по сравнению с историей-видением. Когда появляется привычка интерпретировать любое видение с помощью истории, неизменно обнаруживаются незаполненные пробелы, вызывающие ряд вопросов: «Что это значит? » «Для кого? » «Кто будет в выигрыше, если я этого добьюсь? » Использование людей в своих интересах, поверхностность нарисованной кем-то картины будущего, непредусмотренные результаты достижения поставленных целей – все это легче выявить с помощью истории.

Истории-видения многого требуют, но и многое дают. Сценарное планирование – одно из наиболее популярных применений такого инструмента, как рассказывание историй, к формулированию видения. Поставленные цели анализируются посредством различных сценариев, представляющих собой словесную модель нескольких возможных вариантов развития будущего. Воображение тестирует цели в реальных условиях благодаря наиболее вероятным сценариям будущего. Сценарное планирование реалистичнее, чем основанные на более объективных критериях методы стратегического планирования. Главное отличие состоит в том, что ваше присутствие обязательно. Субъективный контекст, эмоционально обусловленные реакции и нелинейные изменения более предсказуемы, когда умные люди находят время и возможность мысленно прожить услышанную историю. Невозможно представить себе будущее, если не отправиться туда.

Действенность данного метода объясняется тем, что на сенсорном уровне вы отправляетесь в воображаемое будущее и достаточно глубоко переживаете описываемое время и место, чтобы мысленно проиграть разные возможности. Прогулка по виртуальной реальности какой-то истории часто позволяет выявить не предсказуемые иным путем нюансы, последствия и сопутствующие факторы, становящиеся очевидными только при воображении конкретных мест и моментов времени, описываемых в реалистичной истории. «Недостаточность воображения», которую Национальная комиссия по террористическим атакам 11 сентября 2011 года сочла одним из главных изъянов программы внутренней безопасности США, – хороший пример ограниченности объективного стратегического планирования. История-видение – метод субъективного стратегического планирования. Она символизирует эффективность воображения. Сценарное планирование – это один из типов рассказывания истории-видения. Именно сценарное планирование помогло компании «Shell Oil» десятки лет назад увидеть в апартеиде помеху для развития ее бизнеса (помимо того, что это явление само по себе безнравственно) в Южной Африке. Она сконструировала несколько сценариев развития Южной Африки после отмены апартеида, но ни один из них невозможно было осуществить без высоконравственного лидера, предпочтительно выходца из местного населения.

Разумеется, компания «Shell Oil» не изобрела Нельсона Манделу. Тем не менее, размышляя об этой команде сценарного планирования, я спрашиваю себя, узнали ли бы мы имя Манделы, если бы не сценарное планирование и последующее внимание и поддержка, стимулированные этими сценариями. Если ради корпоративных интересов затеваются войны, то почему ради них же, наоборот, не предотвратить войну? Проигрывание вариантов развития будущего – хороший способ объединить наши цели и задачи с воображаемыми картинами будущего, имеющими мощное мотивирующее воздействие.

Поиск истории-видения отличается от сценарного планирования тем, что мы не тестируем свои цели с помощью множества разных историй, а подбираем одну историю, которая описывала бы желаемое состояние нашей цели как время/место/положение, достойные сегодняшних жертв.

Здесь наша с вами задача состоит в том, чтобы придумать историю будущего, которая притягивала бы нас к нему. «Притягивающий» рассказ наиболее эффективен, если вызывает положительные эмоциональные переживания, такие как желание, надежда, чувство принадлежности, радость. Истории, основанные на негативных переживаниях, таких как страх (жадность – это тоже синоним страха), вызывают стресс (еще один синоним страха), подпитывая убеждения вроде тех, что мир опасен, что благ на всех не хватит, что все вокруг соперники и враги. Страх – это физиологическое и психическое состояние, которое в буквальном смысле сужает канал зрительного восприятия и ограничивает творческий потенциал. Он отсекает большую часть информации, воспринимаемой периферическим зрением, и заставляет выбирать всего между двумя альтернативами – бежать или сражаться. Страх делает нас глупыми. Он делит каждый пункт IQ на крошечные отсеки с худшими из возможных сценариев развития ситуации. Любовь и надежда, в свою очередь, расширяют диапазон периферического зрения и усиливают способность видеть связи и возможности, заметные лишь для расслабленных глаз.

Хорошая история-видение формирует оптимистичный настрой и устойчивость к внешним воздействиям, поэтому рабочий коллектив быстро восстанавливается после неудач и благоразумно жертвует личной выгодой ради успеха всей группы. Важно помнить, что хорошая история-видение не отрицает сложностей в достижении поставленной цели. Истории типа «журавль в небе», игнорирующие реальные страдания, жертвы и разочарования, способны деморализовать имеющихся в коллективе оптимистов и не справиться с мотивированием «реалистов». Этих людей терять нельзя – они крайне важны. Обещать слишком много тоже нельзя. Это непременно обернется неприятностями.

Истории-видения много дают и много требуют. Прежде чем приступать к поиску хорошей истории, вы должны проделать предварительную работу для ее наполнения содержанием. Начните с собственного видения. Групповые истории-видения должны разрабатываться на основе совместных процессов.

Шаг первый. Каким я вижу будущее? Опишите такой день через пять или десять лет, который означал бы, что ваши мечты сбылись.

Теперь перечислите несколько препятствий, которые приходят на ум в процессе визуализации этого будущего: Нужные вам истории-видения могут иллюстрировать ваше представление о желаемом будущем или преодоление похожих препятствий. Перебирая в уме идеи для историй из всех четырех групп, вы встретите варианты обоих типов. В идеале найдется такая история, в которой будут отражены и «для чего», и «как». История, которая не только мотивирует, но и подсказывает, как добиться поставленной цели, – большая редкость и большая удача.

Шаг второй. Прочитайте следующие четыре примера историй-видений. Они помогут вам найти собственные идеи. Записывайте их по ходу чтения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...