Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истории о ценностях в практическом проявлении




Глава 9

Истории о ценностях в практическом проявлении

 

Все истории в той или иной степени демонстрируют действие каких-то ценностей. Банальный рассказ о подрядчике, который опоздал, отвратительно выполнил свою работу и запросил за нее в два раза дороже первоначальной цены, укрепляет силу цинизма. Никак не могу отучить себя от рассказывания этой истории. Задача непростая, потому что такая ситуация действительно имела место и она до сих пор меня раздражает. Вопрос в следующем: продолжаю ли я рассказывать о ней потому, что она до сих пор меня раздражает, или я продолжаю раздражаться потому, что до сих пор о ней рассказываю? Ответить на этот вопрос хоть с какой-либо долей достоверности невозможно. Но когда я компенсирую эту историю другой, в равной степени правдивой, мой цинизм практически испаряется.

Дерек, тоже подрядчик, заехал ко мне субботним утром по срочному вызову. Они с сыном торопились на футбольный матч, но он все равно согласился устранить протечку в моем гостевом санузле, потому что в воскресенье должна была приехать моя мать. Дерек сделал гораздо больше того, что входило в его обязанности. Здравый смысл подсказывает, что, вспоминая эту историю чаще, чем первую, я испытываю больше вдохновения сделать что-то выходящее за рамки моих обязанностей. Первая история делает меня циничной, а цинизм редко пробуждает желание не ограничиваться минимальными усилиями.

Истории укрепляют те эмоции, которые ярче всего воспринимаются слушателем. Допустим, вы намереваетесь рассказать о ценности такого качества, как надежность; но если основным сенсорным опытом в истории будет нарушенное обещание, то получится история жертвы. Жалость к себе – не то качество, которое стоит развивать в себе или других людях. Истории типа «Меня обокрали» нужно рассказывать, чтобы переварить свои чувства и оставить негативный опыт в прошлом. Это производит терапевтическое действие, но не помогает оказать нужное вам влияние. У каждого человека есть свои истории про нарушенные обещания, злоупотребление, предательство. Мозг пережевывает этот негативный опыт, чтобы предотвратить его повторение. Истории-предупреждения имеют свое место и время, но позитивные истории о практическом применении ценностей обычно требуют больше внимания, чем мы склонны им уделять. Иногда кажется, что мы заставляем себя их рассказывать, но результат обычно стоит усилий.

Необходимо обладать определенной внутренней дисциплинированностью, чтобы сознательно рассказывать истории, формирующие такие положительные ценности, как доверие, лояльность, великодушие и стремление к совершенству. Кроме того, такая привычка требует наличия поддерживающей системы. Рядом должен быть человек, готовый слушать о ваших разочарованиях, чтобы вы могли пережить эти чувства и оставить их в прошлом. Заживо похороненные эмоции не умирают. Они могут обнаружить себя и испортить общение в следующий раз, когда вам попадается внимательный слушатель или благодарная аудитория.

 

Истории формируют опыт

 

Истории и метафоры, употребляемые в повседневном общении, закладывают основы нашего мировосприятия. Метафоры – это истории в миниатюре, помогающие упаковать некое сложное явление в знакомые рамки. Мы часто используем метафору войны, например война со СПИДом. А ведь СПИД – это болезнь; у нее нет целей, армии и даже мыслительного аппарата. Когда, чтобы направить в нужное русло свое желание найти лекарство и предотвратить распространение СПИДа, мы используем метафору войны, задача кажется более важной, а некоторым людям – и более преодолимой. Многим нравится сравнение с войной, потому что оно придает им сил сражаться. Война – это активное действие. Формулировка «излечение болезни» – более мягкая и сложная. Метафоры задают настрой и упрощают, но иногда они загоняют нас в жесткие рамки и делают рассматриваемое понятие слишком примитивным.

Часто мы позволяем втянуть себя в рамки метафор, будоражащих наши чувства и заставляющих тратить ресурсы в таких направлениях, которые мы не выбрали бы осознанно, если бы внимательнее относились к происходящему. Например, принято считать, что разрабатывать концепцию завода, товара или информационной системы нужно по принципу «дешевой и сердитой боевой машины». Этот мысленный образ помогает «отрезать все лишнее» (метафора) и «избавиться от ненужного балласта» (метафора). Но подумайте, во что выливаются эти метафоры применительно к живым людям. Человек тоже может стать «дешевой и сердитой боевой машиной». Наверняка вам приходилось иметь дело с такими человекороботами. Возможно, вы сами чувствовали себя машиной. Это бесплодное чувство. Метафора «дешевая и сердитая боевая машина» подавляет нашу человечность и в зародыше душит то сочувствие, которое может испытывать один небезупречный человек к другому.

Без равной по силе метафоры для системы, состоящей из живых людей, люди начинают вести себя как «дешевые и сердитые боевые машины» на совещаниях или относиться к своим коллегам как к «ненужному балласту». Только знайте, что это НЕ будет мотивировать персонал и улучшать межличностное общение. Метафоры, способствующие совершенствованию неодушевленных предметов и автоматизированных систем, способны убить те ценности, которые защищают человечность в людях и в системах, построенных на межличностном взаимодействии.

Когда организация использует метафору «безупречное исполнение» для описания своего процесса подготовки отчетности, это похвально; это именно то, что я хочу получить, когда кто-то готовит мою налоговую декларацию. Но этой организации нужны дополнительные метафоры и истории, подходящие для людей – небезупречных сотрудников. Стремление к безупречному исполнению выливается в наказание небезупречных работников, если этот принцип не уравновешивается такими ценностями, как доверие, терпение, взаимное сотрудничество и прощение.

Умение прощать жизненно важно для любой системы, состоящей из живых людей, которая хочет сохранить целостность и долговечность. Правила и внутренняя политика не учитывают многогранности реальной жизни. Клиент НЕ всегда прав. Однажды вечером, уставшая и раздраженная из-за неработающего ключа от номера, я подлетела к стойке портье и швырнула на нее ключ-карту со словами: «Этот ключ не работает». Возможно, я даже скрипнула зубами. Портье улыбнулся во весь рот и с веселыми искорками в глазах ответил: «Такое возможно, потому что этот ключ не из нашей гостиницы». Я присмотрелась внимательнее, и действительно – ключ оказался от той гостиницы, из которой я только что съехала. Я была неправа и нагрубила, но хорошее настроение портье сделало свое дело, поэтому я улыбнулась в ответ: «Так вот почему он не работает, верно? » И мы вместе посмеялись над моей невнимательностью.

Мистер Безупречное Исполнение пристыдил бы меня (с полным правом) за глупость и несдержанность. А этот человек сделал другой выбор: простил, пошутил и помог мне сохранить лицо, несмотря на мои явные ошибки. Только опыт, история и метафора могут успешно передать весь смысл таких сложных и многогранных понятий, как юмор, терпимость и сочувствие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...