Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга, фильм или текущее событие




Книга, фильм или текущее событие

Менеджер одной крупной компании розничной торговли должен был сообщить своим сотрудникам, которых насчитывалось более двух тысяч, очень неприятную статистику на ближайшем совещании по продажам. В силу экономических обстоятельств показатели прибыли за прошедший год оказались хуже некуда. Люди сделали все, что могли, но все равно не достигли поставленных целей. Менеджер решил повернуть ситуацию так, чтобы признание правды об этой неудаче выглядело как поступок героя, а не как проявление слабости. Для этого он воспользовался эпизодом из фильма «Матрица». В фильме, посвященном проблеме выбора, один из лидеров повстанческого движения владеет очень ценной информацией, которая превратит новичка в борца за правосудие. Принятие ответственности за знание этой информации требует мужества – это непростой путь. Морфеус заставляет Нео понять, что знание и мудрость могут оказаться горькой пилюлей, поэтому предлагает ему на выбор две капсулы: синюю и красную. Менеджер пересказывает эту сцену:

Морфеус (протягивая синюю таблетку): Ты проглотишь эту таблетку, и все закончится. Ты проснешься утром в своей постели и будешь верить в то, во что хочешь верить. (Затем на экране появляется другая ладонь с красной таблеткой. ) Проглотишь красную таблетку, и я покажу тебе, как глубока кроличья нора.

Нео долго и напряженно думает. Неведение – блаженство, не так ли? Он начинает тянуться за красной капсулой.

Морфеус : И помни: я предлагаю тебе только правду и ничего более.

Менеджер продолжает:

«Вот что я сегодня хочу вам сказать. Легче будет ничего не заметить или найти какие-то плюсы в ситуации. Нам придется сделать непростой выбор. Информация, которой я собираюсь с вами поделиться, – это красная таблетка. Но я предпочел бы знать правду. А вы? Хотите получить красную таблетку (правду) или мне напустить синего дыма? »

Разумеется, все присутствующие единогласно потребовали правду. Рассказ менеджера не только превратился в хорошую историю на тему «Зачем я здесь? », но и преобразил дурные известия в акт мужества. Отличная работа!

Кино хорошо тем, что все специальные эффекты уже созданы, работа талантливых актеров оплачена и вам остается лишь описать сцену, которая вызовет воспоминания о тех эмоциях. Книги я люблю еще больше. Джон Стейнбек всегда был одним из моих любимых писателей, потому что он всегда рассказывает историю целиком. Он пишет и о человеческих добродетелях, и о самых отвратительных человеческих недостатках, но в конце вы все равно каким-то чудом радуетесь тому, что вы человек и живете на этой земле. Эпизод из его книги вызывает ощущение чего-то настоящего, без налета излишнего оптимизма и приторной слащавости. Обращение к простой житейской мудрости в образе такого неприукрашенного реализма придает солидности говорящему, что вызывает доверие к его словам.

Можете ли вы подобрать какую-то книгу или фильм, служащие примером для вашего «зачем»? Возможно, они не имеют никакого отношения к текущей ситуации, но они побудили вас стать лучше. Любая книга или кино, которые вас воодушевляют, произведут такое же воздействие и на других, если в своей истории вы опишете свой опыт знакомства с их вдохновляющим эффектом.

Итак, теперь ваша очередь.

Шаг третий.

Выберите одну из этих идей и создайте собственную историю. Запишите ее здесь, в своем импровизированном дневнике. Не проверяйте себя. Записывайте свои мысли в произвольном порядке и включайте все детали, которые сможете вспомнить. Обеспечьте будущим слушателям стимулы для всех пяти чувств. Напишите все, что подскажет память.

Шаг четвертый.

Теперь отложите свой дневник в сторону и найдите пробного слушателя. Расскажите свою историю, не подглядывая в записи (вы же не читаете! ), человеку, которому можете доверять.

Шаг пятый. Предложите своему слушателю (или слушателям, если их окажется несколько) оценить рассказ, начав с любой из следующих положительных реплик, и в точности запишите все комментарии:

«В твоей истории мне понравилось то, что…»;

«Твоя история говорит о тебе то, что…»;

«Вот как твоя история могла бы изменить наши рабочие отношения…»;

«Мне кажется, эту историю можно было использовать, когда… (ситуация клиента), чтобы… (характер воздействия)».

Шаг шестой. Теперь изложите собственные мысли по поводу своей истории. Что вам больше всего в ней нравится? Что вы хотели бы сказать в самом начале и/или в конце, когда будете рассказывать ее в следующий раз? Можно ли дополнить историю какими-то деталями, чтобы наполнить ее жизнью и энергией? Может быть, другой порядок изложения произведет на слушателей более благоприятное впечатление?

 

Глава 7

История-урок

 

Обучение – особая форма влияния. Все шесть историй пересекаются друг с другом: каждая подчеркивает отдельный аспект влияния, но не оставляет без внимания и все остальные. Ваш выбор материала для истории-урока сам по себе немного расскажет и о вас, и о том, зачем вы здесь. Однако правильнее будет относиться к таким историям как к особому случаю. Здесь под обучением мы будем понимать изменение поведения и формирование навыков творческой интерпретации задач и целей.

Хорошая история-урок переносит слушателей в описываемую ситуацию и позволяет им почувствовать, потрогать, услышать, увидеть, попробовать на вкус и понюхать совершенство в выполнении каких-то действий. Она помогает мысленно увидеть, как новое поведение приводит к новому результату. История-урок – это наглядная демонстрация без каких-либо рисков: воображаемое испытание в реальных условиях. Призраки Скруджа, по сути, отправили его в турне обучающих историй. Каждый призрак рассказал свою историю-урок, дав Скруджу возможность мысленно и эмоционально пережить субъективные последствия его нежелания менять свое поведение.

Первая история: в прошлом ты тянул с женитьбой, чтобы заработать больше денег, и в итоге потерял Белл, свою единственную настоящую любовь.

Вторая история : из-за твоей жажды наживы страдает в бедности семья Крэтчета.

Третья история : твоя жадность убьет сына Крэтчета, а ты сам умрешь одиноким и несчастным.

Эти три истории изменили Скруджа. Опыт, преподнесенный в форме истории, воздействует на нас эффективнее любых упреков и нравоучений.

Истории-уроки путешествуют во времени и пространстве, усиливая переживания слушателей и помогая им сделать более весомые выводы о том, как правильнее или разумнее поступить. Четкие правила осуществления действий часто вынуждают персонал следовать инструкции до буквы, невзирая на обстоятельства. Однако худшие отзывы потребителей о качестве работы с клиентами возникают как раз после оправданий типа «Извините, не я придумываю правила» или «Это не входит в мои обязанности». Люди, действительно заботящиеся о клиентах, должны мыслить гибко и иногда нарушать правила. Если хороший покупатель возвращает явно неисправный товар на 31-й день при 30-дневной гарантии, персонал должен пойти ему навстречу. У людей в службе работы с клиентами должно быть право поступать правильно с нравственной точки зрения. Правила мешают им принимать интуитивные решения. История дает возможность принимать эти субъективные решения и в то же время подсказывает, как сделать правильный моральный выбор.

Когда какая-то компания слишком старается угодить клиентам, рождаются разные нелепые идеи, например, работникам продуктового магазина навязываются благие намерения посредством инструкции по общению с покупателями. В данном случае попытка сделать как лучше приводит к обратному результату и ухудшает отношения с клиентами. Когда я, выстояв очередь в магазине, подхожу к кассе, мне становится жалко бедную девушку, вынужденную спрашивать меня: «Вы нашли у нас все необходимое? » Начнем с того, что покупатель действительно может ответить «нет». И что тогда? Неужели стоящие за мной в очереди пять человек действительно должны слушать мои объяснения о том, что я искала клецки, а мне доподлинно известно, что магазин перестал закупать их еще два месяца назад? Мало того что вопрос несвоевременный, так еще и задающий его человек ограничен в возможностях чем-либо помочь недовольному ассортиментом покупателю.

Я ни разу не слышала, чтобы кто-нибудь ответил «нет». Начальство, заставляющее кассиров приставать с этим вопросом к каждому покупателю – и наверняка наказывающее их за несоблюдение инструкции, – утратило веру в способность сотрудников правильно приветствовать клиентов или как-то еще налаживать с ними дружеский контакт. Кассир знает, что ей не доверяют самостоятельно выбрать приветственную фразу, поэтому равнодушно выполняет инструкцию. Она превращается в робота, вежливого, но неживого и лишенного непосредственности.

Хорошее обслуживание покупателя – слишком многосложное и непредсказуемое понятие, чтобы выстраивать его по объективным критериям. Этот опыт слишком субъективен. Моя хорошая подруга Пэм Макгрот, священнослужитель, однажды прочитала евангельскую проповедь, которая начиналась с описания сцены в очереди в продуктовом магазине. Рассказ был таким:

В пятницу после работы одна женщина заехала с детьми в магазин за продуктами. Магазин полон опасностей: гигантские коробки с хлопьями для завтрака, пакеты с конфетами и т. д. Женщина уже на грани нервного срыва, а когда подходит ее очередь расплачиваться, в кассовом аппарате заканчивается бумажная лента. Она притопывает ногой от нетерпения, дети хватают все подряд с полок возле кассы. Кассирша старается скорее вставить новую ленту. Остальная очередь дружно вздыхает. И тут вдруг женщина замечает на шее девушки такой же крестик, какой когда-то носила ее мать. Она говорит: «Красивый крестик». Девушка замирает и встречается с покупательницей взглядом. Они улыбаются друг другу. Женщина продолжает: «У моей мамы когда-то был такой же». Девушка отвечает: «Этот мне тоже мама подарила». Обе облегченно выдыхают и улыбаются. Два человека воспользовались возможностью установить контакт и снова почувствовать себя живыми людьми.

Радость встречи – возможность по-настоящему увидеть человека и обратить на него все свое внимание – это и есть дух работы с клиентами. Четкое определение должностных обязанностей вплоть до составления инструкций заставляет человека закрываться, прятать свою человечность. Повышения качества работы с клиентами можно было бы добиться путем уменьшения количества разграничительных линий, чтобы оставить место для интуитивных действий персонала, и тогда в решении проблем работники магазина могли бы полагаться на свое воображение.

Истории-уроки показывают, как разное поведение приводит к разным результатам. Некоторые истории заново проигрывают прошлые поступки, чтобы взглянуть на них с другой точки зрения. Например, при обучении неопытного медбрата в доме для престарелых было бы замечательно на один день – всего на один день – поместить этого пышущего здоровьем сильного 24-летнего парня в 87-летнее тело, чтобы он почувствовал, как постоянная дрожь при болезни Паркинсона не дает человеку нормально ходить или спокойно сидеть. Он понял бы, каково это – быть зависимым и насколько унизителен заданный тебе вопрос: «Как мы сегодня себя чувствуем? », – произнесенный нараспев, как обычно разговаривают с маленьким ребенком. Этот личный опыт остался бы в его памяти навсегда. Но мы пока не знаем, как обмениваться телами друг с другом, поэтому лучшее, что можно сделать, – поделиться познавательным опытом с теми, кому пойдут на пользу истории-уроки.

Некоторые уроки можно усвоить только на личном опыте. А некоторые приходится усваивать снова и снова на протяжении всей жизни. Например, только так можно научиться терпению. Можно учить самого себя и окружающих терпению, каждую неделю рассказывая новую историю, и в большинстве случаев этого не будет слишком много. Слишком много, как правило, бывает бесполезных фраз вроде «Наберись терпения» или «Следует быть терпеливее». Эти напоминания, хотя и основанные на благих намерениях, не вдохновят на проявление терпения, когда оно понадобится. Подобные нравоучения способны принести больше вреда, чем пользы.

Терпение – это один из многих навыков, сочетающих в себе характер, опыт, намерение и субъективную точку зрения. Когда видишь картину в целом, легче оставаться терпеливым. Когда ты думаешь только о текущей ситуации, мысли вроде «Я опаздываю на работу» могут спровоцировать резкий ответ «Не сейчас» на глупый вопрос двухлетнего ребенка. Более глобальный взгляд на вещи (например: «Я учу своего двухлетнего сына ценить любознательность») поможет отнестись к его вопросам спокойнее. Обучение только практическим навыкам может объяснить ученику, что есть терпение, но не объяснит ему, для чего оно нужно и как его сохранять. Кем бы вы ни были – начальником, обучающим сотрудника; родителем, воспитывающим подростка; или клиентом, желающим чему-то научить своего поставщика, – история-урок эффективнее мотивирует к творческой интерпретации духа взаимоотношений. Когда обе стороны сосредоточены на сущности общей цели, они придумывают нестандартные способы удовлетворения истинных нужд. Использование истории в обучающей ситуации обращает всеобщее внимание на то, что обстоятельства меняются и что эти перемены нужно учитывать.

Когда простая задача выполняется плохо или без нужного вам настроения, спросите себя, не скрывается ли за этим поведением нарастающее недовольство или разочарование. В таком случае хорошая история гарантированно повысит производительность. Но помните, что начинать нужно с истории на тему «Кто я? » или «Зачем я здесь? ». Возможно, с теми, кого вы хотите научить, долгое время обращались так, словно они не способны мыслить самостоятельно. Возможно, от вас они ждут такого же отношения. Поэтому, чтобы ваша история-урок произвела желаемый эффект, сначала расскажите историю о себе или о своих мотивах.

Должна вас кое о чем предупредить: помните, что истории-уроки эффективны лишь в 50–70 процентах случаев. Такова цена творческой интерпретации. Иногда слушатели не улавливают суть рассказа. Когда вы побуждаете людей мыслить самостоятельно, именно это они и делают.

Не стоит использовать истории повсеместно. Технические вопросы по-прежнему нуждаются в правилах и процедурах. В ситуациях, в которых решается вопрос жизни и смерти, должны действовать правила, основанные на худшем варианте развития событий. Больничный персонал должен иметь вполне четкое представление о проведении технических процедур типа введения катетера в вену. Но чтобы научить персонал сочувствию с помощью истории о медсестре, успокоившей напуганного пациента, не нужны четкие инструкции. Задачи, требующие технических навыков, должны выполняться по правилам. Но даже техническая задача может приобрести более глубокий смысл благодаря истории, которая, иллюстрируя худший сценарий, навсегда запечатлеет в сознании стажера важность безукоризненного проведения процедуры.

Шаг первый. Теперь пора подумать о том, чему вы хотите обучить других. Начните с основ. Выберите несколько базовых пунктов, требующих, по вашему мнению, коррекции. Возможно, вы ознакомите нового сотрудника со своими обязанностями, чтобы передать ему свою должность и подняться выше по карьерной лестнице. Проанализируйте ключевые компоненты своей работы, а затем подумайте, каким образом вам удается успешно с ней справляться. Очень часто «лучшие навыки» нельзя просто перечислить по пунктам. К примеру, неоднозначные ситуации, в которых вашим сотрудникам придется искать нестандартные решения. Как вариант, просто перечислите пять пунктов, которые вас больше всего раздражают в окружающих, поэтому вы хотите подтолкнуть их к работе над собой.

Шаг второй. Проанализировав, «зачем» вы делаете то, что делаете, начните подбирать истории, иллюстрирующие вашу идею интуитивно понятным способом. Ниже приведены примеры историй-уроков из всех четырех групп. Они должны натолкнуть вас на собственные идеи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...