Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проблемы взаимоотношений общества и природы





Проблемы отношений между обществами

1. Проблема войны и мира.

2. Проблема взаимоотношений наций, этносов, рас.

3. Преодоление экономической социокультурной отсталости.

4. Проблема освоения Мирового океана

и космоса

Проблемы взаимоотношений общества и природы

1. Экономические проблемы.

2. Энергетические проблемы.

3. Климатические проблемы.

4. Сырьевые проблемы

Третий (современный) этап характеризуется тенденцией к единообразию. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиция правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Глобальные проблемы

 СМИ превращают нашу планету в единое информационное пространство. Жители разных стран становятся свидетелями событий, происходящих в различных уголках планеты, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, международные музыкальные фестивали и т.д.), что унифицирует вкусы людей. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, работа за границей, туризм и т.д. знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Оформляются интернациональные языки (английский, немецкий, французский и др.). Компьютерные технологии распространяют свои программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются. Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества распадаются на отдельные группы, перетекающие, в зависимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую.



Таким образом, в понятии «глобализация» заложена идея о том, что мир стал более интегрированным с точки зрения экономики, политики и культур

7. Глобализация социальных проблем.

Можно выделить следующие главные факторы бедственного положения стран:

отсталость производственной базы (аграрный характер экономики, не проведена индустриализация, примитивность техники и технологий, низкая продуктивность и т.д.);

неэффективность применения трудовых ресурсов (высокая безработица, низкая производительность труда, нехватка специалистов и энергичных предпринимателей, невысокий уровень организации и слабое стимулирование труда и т.д.);

неэффективность государственного управления обществом (бюрократизм, некомпетентность чиновников, коррупция, торможение земельной, законодательной, рыночных и других прогрессивных реформ);

неблагоприятные условия для развития стран (нехватка пахотных земель и природных ресурсов, тяжелые климатические условия, диспаритет цен во внешней торговле ,страны вынуждены сбывать свою продукцию по заниженным ценам и приобретать товары у развитых государств по завышенным), огромные государственные долги, перенаселенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пережитки, гражданские войны, отсутствие желания к развитию у многих людей и т.д.).

В результате отсталые страны попали в своего рода порочный круг неустроенности: они бедны, потому что имеют отсталое и неэффективное производство, которое в свою очередь обусловлено бедностью страны и отсутствием средств для инвестиций.

Демографическая проблема порождается двумя демографическими тенденциями:

1) демографическим взрывом в развивающихся странах;

2) недопроизводством населения в развитых странах.

Это вызывает неравномерность распределения населения мира по отношению к жизненным ресурсам, усиливается миграция населения и неоправданная урбанизация (чрезмерная скученность людей в городах). Недопроизводство населения характерно снижением рождаемости и имеет отрицательные последствия: старение населения, сокращение в его составе доли трудоспособных людей, увеличение доли пенсионеров. Недопроизводство населения может вести к депопуляции, т.е. к уменьшению численности коренного населения, а также к возможности исчезновения отдельных этносов.

Также в результате демографического взрыва в слаборазвитых странах структура мирового населения резко меняется в сторону преобладания жителей и выходцев из бедных стран с невысоким уровнем образования, повышенной ожесточенностью, отсутствием положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Со временем это может значительно снизить общий интеллектуально-творческий потенциал человечества и привести к еще большему распространению в обществах преступности, наркомании, тунеядства, бродяжничества и других асоциальных явлений.

Продовольственная проблема заключается: в острой нехватке продуктов питания во многих развивающихся странах , недоедании и голоде людей ,несбалансированности и неполноценности питания; низкой продуктивности производства. В целом современная высокоэффективная индустрия продовольствия способна прокормить все нынешнее население Земли. Однако сосредоточена она в развитых странах. В слаборазвитых странах производство отличается малопродуктивностыо, в то время как население угрожающе увеличивается. В результате одна часть человечества озабочена перепроизводством продуктов и проблемами ожирения, а другая — страдает от недоедания и голода.

Проблема природных ресурсов: нельзя постоянно увеличивать объемы добываемых у природы ресурсов, поскольку многие из них близки к исчерпанию, а массированная добыча наносит огромный ущерб окружающей среде.

8. Проблемы человека в контексте глобализации.

Глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и в конечном итоге отражаются на человеке. Ведь в первую очередь именно люди страдают от вражды, войн и насилия, эгоизма и просчетов политиков, невысокого уровня развития экономики, нехватки продовольствия, гибели природы, экологического кризиса и т.д. Можно выделить следующие группы таких проблем:

горе и страдания от войн и насилия: гибель, увечья, потеря близких, разрушение жилья и другие несчастья, происходящие в результате войн,насилия, бандитизма;рознь и вражда между людьми: националистический, религиозный и идеологический фанатизм;

ущемление прав и свобод граждан: ущемление прав и свобод личности, дискриминация женщин (к примеру, в Афганистане женщинам запрещено учиться и работать; во многих странах женщины почти не представлены в органах власти, за одинаковый труд получают меньшее вознаграждение, чем мужчины, подлежат увольнению в первую очередь и т.д.), национальных и религиозных меньшинств;

материальная и духовная необеспеченность жизни: безработица, голод и нищета; беженство и бродяжничество; неграмотность, невежество и низкий уровень духовности людей;

физическое и психическое нездоровье человека: эпидемические, пандемические заболевания ,нездоровый образ жизни, а также психическое нездоровье человека.

В России некоторые из вышеперечисленных проблем в последние годы проявили себя особенно остро. В результате этого резко снизился показатель средней продолжительности жизни россиян, особенно у представителей мужского пола. Данная разница на данный момент составляет 13—14 лет. Главным фактором этого феномена, по мнению специалистов, является пьянство и алкоголизм.

Глобальный характер проблем человечества проявляется и в том, что, обостряясь в одних странах, они неизбежно затрагивают другие. Так, потоки беженцев, порождают целый ряд трудностей для десятков стран (обеспечение мигрантов питанием, жильем, их трудоустройство, столкновения с местным населением и т.д.). А такие проблемы, как преступность, болезни, наркомания, проституция, загрязнение атмосферы, окружающей среды в целом и т.д., охватывают сразу все народы мира.

Глобальные проблемы современного человечества порождены человеком. Здесь мы имеет дело с «эффектом бумеранга», когда результаты злоупотребления или непродуманной деятельности человека отражаются на нем же самом. Причины всех наших несчастий вызваны нами самими: в неразумных, недальновидных и безответственных действиях, в проявлении политической и социальной пассивности, пренебрежении к природе, стремлении к чрезмерному потребительству, непомерном эгоизме и взаимной разрушительной нетерпимости.

Глобализация является многоликим и многомерным процессом, который, несомненно, расширяется и углубляется. Сегодня глобализация становится ареной противоборства различных экономических, политических, информационных, национальных, региональных и множества других интересов и таким образом она осуществляется одновременно на объективном и субъективном уровнях

9. Влияние процесса глобализации на социальную работу.

Глобализация воздействует на социальную работу во всех своих трех аспектах: экономическом, политическом и социокультурном. Глобализация экономической сферы способствует приватизации социальной сферы, появлению частного, независимого сектора социального обслуживания населения в развитых капиталистических странах. Таким образом, можно говорить о расширении участников в сфере предоставления услуг. Передача ответственности за решение социальных вопросов из общественного сектора в частный происходит по двум направлениям:

1) часть функций передается на уровень семьи, местного сообщества и добровольных неправительственных организаций на основе так называемого принципа взаимопомощи;

2) коммерциализация социальных услуг: от предоставления платных услуг в рамках государственного сектора до передачи социальных программ в частный сектор.

Понятие «частный сектор» включает в себя не только частные коммерческие, но и некоммерческие организации, и внутрисемейные отношения.

 Происходит переход к более гибким моделям работы, что воздействует как на организацию социальной работы, так и на природу ее клиентской базы. Появляется менеджмент социальной работы, ключевой задачей которого является приобретение (покупка) социальных услуг у различного вида частных, добровольческих и некоммерческих организаций. Социальные работники вовлекаются в управление так называемым социальным пакетом (пакет помоши). Речь идет о «ведении случая» как о процессе выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов, т.е. командой.

Одним из существенных структурных изменений стало разделение крупных социальных организаций на более мелкие, концентрирующиеся на определенных вопросах помощи (как, например, в Великобритании). Происходит переход от общей практики к специализации, особенно в сфере диагностики и анализа.

Возрастает число некоммерческих и коммерческих организаций, занимающихся отдельными направлениям деятельности: проблемами защиты детей, психических заболеваний, геронтологии, молодежного права, оказывающих различные виды альтернативной помощи.

Сферы практики в значительной мере рассматриваются с точки зрения приоритетности, т.е. необходимости работать и финансировать тех, кто входит в группы особо нуждающихся и группы риска.

Глобализация социокультурной и политической сферы оказала влияние на социальную политику стран. Социальная политика, основанная на низком уровне налогов и бюджетном сокращении, снижает ресурсы, необходимые для социальных служб. Средства могут отвлекаться от высокозависимых групп на образование и обучение для привлечения крупных инвестиций.

Усиливается интеграция в сфере социального образования. С одной стороны, это привело к обобщению принципов и универсализации понимания социальной работы, в фокусе которого — проблемы человека и общечеловеческие ценности, такие как свобода, ненасилие, права человека и др., которые через профессиональную деятельность претворяются во многих странах мира. С другой стороны, международная интеграция социальной работы сталкивается с противоречиями, порождаемыми неравномерностью социально-экономического развития стран. Поскольку глобализация несет в себе не только тенденции унификации, но и элементы нивелирования, размывания самобытности общностей в различных культурных регионах, перед социальной работой встает ряд задач, связанных с сохранением культурной идентичности. В условиях глобализации профессиональной деятельности усиливается роль социальной работы в сохранении, поддержании и развитии национальной идентичности в целях экономической и общественной безопасности стран.

Наконец, становится возможным развивать и усиливать обмен в сфере теоретических, практических и научных открытии между профессиональными сообществами социальных работников по вопросам решения различных социальных проблем — охраны детства, демографии, преступности, наркомании среди молодежи, групп риска, физиологического и морального старения и т.п.

10. Социокультурное измерение социальной работы: общее и особенное

Известно, что социальная работа в самом начале своего развития опиралась на христианские традиции. Несмотря на то что многие их них отражали общечеловеческие ценности, социальные службы многих стран, где господствовала другая религия (например, мусульманство), учитывали местные культурные традиции, т.е. несколько иное, чем в христианстве, понимание таких категорий, как равенство и справедливость, благотворение и воздаяние. Например, понимание попечения в западной и восточной культурах разительно различаются. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало, индивидуальные права, и социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В восточной же культуре человек по традиции воспринимается в основном как элемент общества, коллектива, семьи, как часть малой группы, без акцента на индивидуальность или в качестве отдельной личности. В Индии, к примеру, социальная работа с семьей проводится в соответствии с их национальным пониманием функции этого института: прочные семейные связи непоколебимы на протяжении всей жизни человека, поэтому основная работа с семьей направлена на сохранение и упрочение этих связей, несмотря на возможное ущемление, по западным меркам, индивидуальных интересов личности. В США же, как и в большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от нее самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с традицией западной культуры социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а в восточных и азиатских странах - руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь обходить острые углы, конфликты и жесткую конкурентную борьбу.

В каждом государстве социальная работа несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, политической практики, что свидетельствует о ее уникальности. Все эти особенности находят свое отражение в профессиональной деятельности, и существование многообразной практики социальной работы в разных странах тому подтверждение.

универсальные черты, которые можно обнаружить во всех культурах Американский культуролог Кларк Уислер выделил девять таких черт, присущих всем культурам: 1) речь (язык); 2) материальные черты; 3) искусство; 4) мифология и научное знание; 5) религиозная практика; 6) семья и социальная система; 7) собственность; 8) правительство; 9) война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) народности, или иначе их называют культурными темами. Одни культуры основаны на таких темах, как равенство и социальная справедливость, другие — на индивидуальной ответственности и денежном успехе, третьи — на военной доблести и охоте и т.п.

Итак, анализ мирового опыта свидетельствует о том, что наряду с уникальностью, обусловленной, как отмечалось выше, социально- экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традициями каждой страны, социальной работе свойственны также и универсальные паттерны. Они позволяют определить ее как всеобщее явление в контексте общественного развития современного мира, которому присущи формы уникального проявления в различных странах. Такими универсальными паттернами в социальной работе выступают:

? профессиональная культура, включающая в себя единые общечеловеческие ценности, а также общие стандарты профессионального поведения;

? система научных и практических знаний;

? общественное признание или социальный статус профессии. Почему данные параметры являются общими, постоянными величинами?

Профессиональная кулыпурсг. обычно при становлении или развитии той или иной профессии люди, ее практикующие, создают собственную культуру, т.е. определенный набор ценностных установок, соответствующий структуре этических норм данного общества и связанный с той функцией, которую призваны выполнять представители данной профессии как свое предназначение, свою роль в обществе. Ценностными установками всех разновидностей социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.

Международное определение социальной работы

«Социальная работа как профессия способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа помогает взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»

11. Основные подходы к решению социальных проблем и их влияние на формирование моделей социальной работы.

Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX — начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем.

Первый подход — революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. (СССР)

Второй подход — реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны.

Третий подход — антропологический, сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения — Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов:

? государственный;

? общественный;

? смешанный.

Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны.

Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.

Общественная организация, или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия.

Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.

12. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире.

На сегодняшний день состояние социальной политики представляет собой продукт XX в. Основы социальной политики :

? решение социальных проблем требует продуманной политики;

? социальные проблемы — это серьезные вопросы, требующие активного участия и деятельности со стороны государства, негосударственных институтов и непосредственно граждан;

? нерешенность социальных проблем есть путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.

В XX веке формируется широкий спектр программ, путей реализации социальной политики.Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий, и несмотря на сходство и однотипность решаемых задач, подходы, методы и организационное оформление весьма различны

Английский исследователь Р. Титмусс выделил три модели социальной политики, основу которых составляют различия по концептуальным подходам к роли государства в социальной сфере.

1. Политика благотворительности. Основной акцент социальной политики сделан на благотворительности, общественном вспомоществовании. Социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждающимся».

2. Политика страхования. Сконцентрирована на занятой на производстве части трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются главным образом через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает потерянный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды.

3. Политика перераспределения. Объектом целенаправленной социальной политики выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта. Целевой принцип - перераспределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным группам. Во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилактики случаев утраты человеком социальной стабильности.

Следует отметить, что ни одной стране в мире не удалось воплотить свои модели социальной политики в чистом виде, поскольку экономические условия постоянно меняются, а с ними и подходы к решению социальных проблем. Потому можно сказать, что в мире существует столько описаний и видов социальной политики, сколько и стран мира. Тем не менее во всем этом многообразии можно выделить определенные формообразующие критерии и схемы, образующие определенную модель.

Так, в XX в. совершенно отчетливо выделяется и занимает лидирующее положение социальная политика, основанная на концепции «государства всеобщего благосостояния» («социальное государство» — в немецкоязычных странах). Суть концепции: государство обеспечивает благосостояние всех граждан, развивает систему социальной поддержки, широкий спектр социальных услуг. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику.

В работе «Три режима капитализма всеобщего благосостояния» (1990) Г. Эспинг-Андерсен характеризует выделенные модели государства благосостояния, которые, собственно, и являлись основными способами осуществления социальной политики, существовавшие в экономически развитых странах Запада.Эти модели различались в первую очередь формой, в которой государство выполняло свою функцию социальной защиты: экономическая, социальная или семейная.

Либеральная модель (США) отдает безусловный приоритет экономическому или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости, характеризуется высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов. Для государственного вмешательства более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В либеральной модели социальная форма распределения также присутствует. Однако она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу, оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, неспособным самостоятельно добывать средства существования. Некоторые социальные риски покрываются частным страхованием. Либеральная модель существует на основе принципа «что ты имеешь», когда оказывается адресная поддержка тем гражданам, которые не имеют дохода. Обязанность государства — предоставлять определенный минимум социальных гарантий всем членам общества

Социал-демократическая модель (скандинавские страны) характеризуется низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Она также предполагает высокий уровень занятости, особенно женской. Именно широкое вхождение женщин на рынок труда избавляет социальную защиту от перегруза и делает ее более эффективной. Исключительно важную роль играет социальное перераспределение доходов, действующее на основе всеобщих социальных прав, которые рассматриваются как прямое следствие гражданской принадлежности. Предоставляемые пособия охватывают практически все возможные риски, являются довольно щедрыми, хотя находятся под строгим социальным контролем. Весьма важным и широким является также спектр социальных услуг, особенно охрана детства и забота о пожилых. Социал-демократический принцип (который также называют либерально-социалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. В социал-демократической модели социальная поддержка реализуется на основе принципа «кто ты есть», где социальные услуги оказываются независимо от доходов и трудового статуса получателя. Все это делает социал-демократическую модель, воплощенную в скандинавских странах, наиболее эффективной и привлекательной.

Консервативно-корпоративная модель (Германия, Италия, отчасти Франция) характеризуется низким уровнем занятости населения, особенно женской его части. Ее система социальной зашиты финансируется через социальные взносы с зарплаты наемных работников и прибыли нанимателей. Социальное перераспределение занимает важное место, по в меньшей степени, чем в скандинавском варианте. Профессиональный статус играет при этом определяющую роль в приобретении социальных прав. Большое значение имеет также семейный статус, а вместе с ним — семейное перераспределение. Права трудящегося распространяются на членов семьи, размеры которой определяют число возможных пособий. Социальное страхование направлено на поддержание мужского типа семьи. Глава семейства, кормилец, играет центральную роль, поэтому развод наносит сильный удар прежде всего по жене и детям. Консервативная модель выстраивается на принципе «что ты сделал». В ее основе — сохранение жизненного уровня, достигнутого в течение трудовой жизни при выходе на пенсию, а также во время болезни или инвалидности. Система социального страхования, социальной помощи не преследует целей перераспределения и ликвидации бедности.

С середины 1970-х гг. активное использование концепции «государства всеобщего благосостояния» пошло на убыль. Исследования показывали, что многие принятые ранее формулировки должны быть пересмотрены.

Концепции и формы социальной политики различных стран претерпевают изменения. Для первой половины 1990-х гг. характерны общемировые тенденции, связанные с приспособлением социальной политики, ее концепций и инструментария к новым экономическим реалиям — изменившимся условиям экономического развития, ограниченности ресурсов, высокому уровню безработицы. В целом они свидетельствуют о сближении концепций социальной политики в различных странах .

В социальной политике ЕС происходят существенные изменения. Раньше в ней преобладал англосаксонский неолиберальный подход. Теперь наметились новые тенденции, которые заметно усиливают социальную составляющую. Происходит если не примирение экономического и социального, то их движение в сторону большего равновесия. Растет понимание того, что социальное не следует рассматривать как некий эпифеномен экономического или же как нежелательные издержки, которые по возможности надо сокращать. Напротив, социальное необходимо рассматривать как самостоятельную цель и важную сферу продуктивного вложения в человеческий капитал, который по своему значению соперничает с финансовым капиталом.

Данные тенденции свидетельствуют о сближении социальной политики ЕС со скандинавской моделью занятости и социальной защиты.

13. Повышение роли гражданского общества в системе социальной защиты населения

Как идеал гражданское общество олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих свои потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе ,свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам.

Современные модели социальной политики показывают, что в качестве ее самостоятельных и полноценных субъектов наиболее отчетливо позиционируются гражданские инициативы и институты общественного сектора.

В основном институты гражданского общества в сфере социальной политики имеют организационную форму общественных организаций и объединений. Они получили название «третьего или общественного сектора». Расширение и распространение деятельности общественных организаций, а также новые формы их деятельности указывают на существование в обществе специфических потребностей, которые не могут удовлетворить ни избранная демократическим путем власть, ни даже рынок, который обычно чутко реагирует на новые потребности в товарах и услугах. Особый социальный статус данных организаций сочетается с их специфическим экономико-правовым статусом, который заключается в том, что они:

? организованные, т.е. в некотором смысле институционализированные;

? независимые от государства;

? не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками

? самостоятельные, т.е. способные сами контролировать свою деятельность;

? добровольческие, т.е. привлекающие немалое число добровольцев к непосредственной деятельности организации или к управлению ею.

«Научно производственное объединение есть альтернатива, и даже оппозиция государственному сектору и его политике, что продолжает историческую традицию таких организаций.

 Задачи НПО:

• мотивировать личность проявлять большую гражданскую активность во всех областях общественной жизни, а не зависеть от расположения власти и государства;

• создавать возможность для высказывания собственного мнения и заставлять обращать внимание на сложные потребности общества; поощрять плюрализм и разнообразие в обществе, сохраняя и усиливая культурные, этнические, религиозные, лингвистические и другие идентичности;

• создавать альтернативу государственным учреждениям для того, чтобы услуги НПО были более гибкими и давали большую независимость их получателям»

Несмотря на то что выделение общественного сектора в качестве самостоятельного субъекта социальной политики и общественной активности в целом произошло лишь во второй половине XX в., предпосылки и основы его функционирования были заложены гораздо раньше в виде разнообразных форм благотворительной деятельности, традиций меценатства и общественной взаимопомощи.

В истории развития НПО, работающих в сфере предоставления социальной помощи в Европе, можно выделить три основных периода их развития. В течение первого периода, начиная с конца XVIII в., европейские государства не брали на себя ответственности за решение социальных проблем, и потому опеку бездомных, обездоленных детей, больных и инвалидов взяли на себя и осуществляли неправительственные организации. Таким образом, предоставление социальной помощи развивалось первоначально из гражданской инициативы. Вплоть до второй половины XIX в. функции государства по социальной защите были весьма ограничены и подразумевали только выдачу некоторых пособий для бедняков. Вся остальная социальная работа перекладывалась на плечи благотворительных организаций.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.