Международная социальная работа должна отвечать следующим требованиям.
1. В условиях глобализации решение многих проблем внутренней практики связано с международной перспективой: внутренняя деятельность, соответствующая международным стандартам, должна решать глобальные проблемы на внутреннем уровне, а местные проблемы — в контексте глобальных. 2. Профессиональный обмен между специалистами требует создания международной структуры, которая позволит скоординировать этот процесс на всех уровнях и будет содействовать эффективности практики. 3. Международная практика должна выступать как необходимость и возможность для социальных работников заниматься профессиональной деятельностью на международном уровне, отражающем общечеловеческие ценности и задачи, а также методы работы, которые применяются иа других уровнях. 4. Международная социальная работа способствует участию социальных работников в политической деятельности на международном уровне. Эта деятельность должна быть ориентирована на социальное развитие, повышение благосостояния и защиту прав всех людей. характеристики международной социальной работы: ? деятельность, ориентированная на социальное образование и практику на глобальном и локальном уровнях; ? связь образования с международной практикой; ? ориентация на интеграцию разнообразных форм практики, а не на доминирование какой-то одной практики или одной культуры; ? интегративно-перспективный поход к практике, т.е. подход в рамках синтеза глобальной, правовой, экологической перспектив, а также перспективы, ориентированной на социальное развитие; ? индивидуальное и коллективное благополучие. Международная социальная работа — это не столько организованные мероприятия, исходящие из одного национального источника, сколько разветвленная многофункциональная сеть, имеющая характер децентрализованных практических акций.
Социальная политика и практика социальной работы проявляют тенденцию преодолевать национальные границы и распространять свои действия на самые разные территории по всему миру. Отдельные регионы в границах той или иной страны сотрудничают со специализированными международными организациями и активистами, решающими общие с ними проблемы. международную социальную работу можно проводить на разных уровнях и в различных формах: ? как региональную деятельность социальных работников по решению обших или похожих проблем; ? в форме проектов по обмену экспертами между регионами на уровне местных сообществ; ? как деятельность, нацеленную на повышение знаний о международных конвенциях и, следовательно, повышение правового сознания неспециалистов; ? как деятельность, влияющую на национальную социальную политику путем внедрения в местную жизнь и законодательство международных конвенций, принципов прав человека, гендерного равенства и демократических идеалов; ? как проекты помощи социальному развитию, социального обучения, социальных исследований, помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств; ? как деятельность по укреплению мира и предупреждению конфликтов. Рамки практики международной социальной работы определяет интегративно-перспективный подход — интеграция четырех перспектив международной социальной работы: глобальной, экологической, прав человека, социального развития. Перспектива социального развития усиливает другие перспективы и в то же время дополняется ими. Интегративно-перспективный подход к практике международной социальной работы предполагает соединение в ней всех четырех перспектив в качестве ее неотъемлемых и важных элементов. Они взаимодействуют между собой, дополняя и усиливая друг друга. Взятые по отдельности, они вряд ли могут создать целостное представление о международной социальной работе. Таким образом, можно заключить, что:
? глобальная перспектива создает общий контекст (состояние проблем социальной работы); ? перспектива прав человека — ее ценностное основание; ? экологическая перспектива осуществляет связь между человечеством и природой; ? перспектива социального развития обеспечивает общее руководство к действию и ориентирует в выборе поддержки. Согласно описанной модели интегративно-перспективного подхода, любой аспект международной практики социальной работы следует рассматривать, исходя из существующей проблемы и вариантов ее решений в контексте каждой из четырех перспектив. 19. Тенденции и стратегии социального образования в современном мире. Центром координации сотрудничества, оценки и обмена идеями, организации обучения социальной работе в разных странах мира является Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW). Совместно с Международной ассоциацией социальных работников (IASW) она разработала Глобальные образовательные стандарты по подготовке специалистов социальной работы (2004) — документ, отражающий универсалии работы с ключевыми проблемами, роли и цели социальной работы. Основная задача этого документа — усилить обучение и практику социальных работников на международном уровне, через развитие межрегиональных и межнациональных практик. Общая стратегия развития социального образования позволяет выделить ряд универсальных элементов, присущих каждой отдельно взятой образовательной системе практически в любой стране. К таким универсалиям можно отнести следующие задачи: ? диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов; ? структурное единство системы отбора, допрофессионалыюй базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; ? функциональная насыщенность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;
? взаимосвязь научной, методологической, специальной психолого-педагогической подготовки специалистов; ? формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста; ? управление качеством подготовки специалиста. Организация обучения социальной работе в разных странах претерпела своеобразную эволюцию, апробируя различные модели образования: от традиционной образовательной системы к образованию, где акцент сделан на студенте, а затем к модели образования, основанного на компетенциях В традиционной модели образования все студенты осваивают учебные курсы в соответствии с учебным планом. Методы преподавания ограничиваются передачей преподавателем необходмых в рамках определенного курса знаний студентам. При этом каждый из учителей отлично владеет своим предметом, но слабо мотивирован на обращение к практике социальной работы. В свою очередь практика представлена в каждой дисциплине фрагментарно — насколько это необходимо для изложения преподаваемой дисциплины (особенно это касается общепрофессиональных предметов). Существенный недостаток данной системы преподавания заключается в том, что акцент в обучении в большей степени сделан на усвоении теоретических знаний социальной работы, а не на развитии навыков и способностей применять полученные знания на практике. Атрибутами данной модели является контроль над успеваемостью студента в форме экзамена или зачета, обязательное посещение учебных занятий. Преподаватели не ориентируются на личностные особенности студента, его предшествующий жизненный опыт и знания. Другим проблемным моментом данной системы обучения социальной работе является сложность включения в учебную программу уникальности и многообразия социальной практики в условиях постоянного ее изменения. В модели, которую можно назвать «обучение, ведомое практикой», акцент сделан на потребностях студентов как будущих профессионалов в изучении базовых проблем практики социальной работы. Такой подход к образованию изменил прежде всего теоретическую подготовку студентов. Модель основывается на принципах проблемно- ориентированного обучения и представляет собой аналог того, что в некоторых странах обозначают как «изучение случая» («case study») в социальной работе. Здесь теория рассматривается с позиции средства для решения практических проблем. Обучение организовано по принципу работы студентов в малых группах, которые нацелены на решение тех или иных случаев, заимствованных из реальной практики социальной работы. Данная форма обучения позволяет студентам учиться находить релевантные теории для разрешения того или иного практического случая. Одновременно они приобретают навыки работы в команде и привыкают к данной форме взаимодействия друг с другом, поскольку в реальной практике деятельность социальных работников подразумевает работу в группе специалистов.
В рамках данной модели образования практика социальной работы представлена более целостно, а не отдельными примерами соответствующими тем или иным учебным дисциплинам. Это происходит благодаря реализации тематического подхода, в соответствии с которым при анализе того или иного случая и поиске решения студенты интегрируют полученные знания из разных предметов, а не наоборот. Организация учебного процесса подобным образом изменяет роль преподавателя: он перестает исполнять функцию «передаточного звена информации» и «критерия истины», а все больше занимает позицию наставника (тьютора), помогающего осваивать профессию. Его задача состоит в том, чтобы помочь студентам выбрать или сконструировать обучающую ситуацию. Увеличивается и самостоятельность студентов в разных аспектах образовательного процесса. Они перестают быть пассивно воспринимающей стороной этого процесса и получают возможность проигрывать разные роли — лидера команды в процессе обсуждения, секретаря, систематизирующего информацию в ходе общей дискуссии, рядового участника команды. Не случайно неотъемлемым компонентом данной модели выступает мониторинг качества образования. Третья образовательная модель — это образование, основанное на развитии компетентности. При организации обучения в рамках данной модели основное внимание фокусируется на развитии у студента определенной компетентности. Под компетентностью понимаются определенные знания, навыки и ценностные установки, необходимые для решения определенных профессиональных задач в определенной области социальной работы. Различают несколько уровней компетентности: компетентность при работе с клиентом (микроуровень), компетентность для работы в команде (мезоуровень), общепрофессиональная компетентность(макроуровень).
Важной задачей приверженцев данного подхода в обучении является определение имеющегося уровня компетентности студента и затем подготовка персонального плана его дальнейшего развития. Студенты самостоятельно решают, когда и какой навык они будут отрабатывать, и чему они будут обучаться на каждом курсе. Роль преподавателя заключается в поддержке студента и предоставлении гарантий, что необходимый студенту уровень будет достигнут. Данная модель обучения представляет собой интеграцию теории и практики, содержания и методов обучения, интересов студентов и преподавателей как участников образовательного процесса, междисциплинарную интеграцию. Не трудно определить, что этот подход к обучению предполагает довольно высокий уровень социальной зрелости и ответственности студента и одновременно формирует эти качества.В социальном образовании, несмотря на культурные различия, можно выявить и общенациональные тенденции: I. Влияние американской методологии практики и методики обучения социальной работе, американской школы социальной работы. Однако в последнее время в профессиональной среде все чаще стали высказываться сомнения в универсальности и эффективности американской модели профессиональной подготовки специалистов. Теперь некогда доминирующая американская модель становится лишь одной из многих, поэтому ее следует оценивать по соответствию с местными и глобальными проблемами. Радикальные и постмодернистские подходы проявляются также в деятельности школ социальной работы стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Восточной Европы. Они стремятся развивать собственные подходы к педагогике, формируют образовательные программы с учетом местного политического и культурного контекста, что, по мнению специалистов, позволяет усилить или заменить западные модели отечественными. На этом пути каждая страна вправе выдвигать собственные идеи национального социального образования. 2. Активное использование в образовательном процессе радикальных и постмодернистских альтернатив, в которых особое внимание уделяется социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов, а также подвергается сомнению безусловность существующего социального порядка. На смену универсальным моделям объяснения и описания реальности приходит плюрализм в подходах и ценностях, отрицаются универсальные принципы и абсолютные истины. Под влиянием радикализма и идей постмодернизма образовательные программы включают современные теории и нацелены на развитие критического мышления и критической рефлексии. 3. Формирование нового облика профессии социальной работы, придание ей статуса международной. Социальная работа функционирует в четырех измерениях глобального контекста, важнейшим из которых выступают ее политико-идеологические условия. Происходящие в данном контексте изменения оказали существенное влияние на все аспекты социальной практики, равно как и на саму профессию, и особенно на ее обязательство по формированию политического процесса. Социальная работа на всех своих уровнях восприимчива к ключевым глобальным социальным проблемам: глобальная нищета, глобальный терроризм, недоверие между глобальными цивилизациями, ухудшение глобальной экологии и вынужденная миграция населения. Эти проблемы воздействуют на политику каждого государства, на представителей каждой страны, а также на помогающие профессии на всех уровнях — местном, национальном и глобальном. Актуальной задачей социального образования за рубежом становится не только совершенствование содержательного компонента учебных программ с учетом изменяющегося мира, но и создание условий для приобретения студентами международного опыта в процессе подготовки к профессиональной практике. Здесь можно выделить несколько реальных направлений, в которых эта задача осуществляется: ? расширение пространства образовательной практики: создание площадок образовательной практики за рубежом; ? международный обмен студентами: учеба за рубежом в течение семестра или стажировка на практике; ? создание совместных межуниверситетских программ, в которых представлены университеты различных стран; успешный опыт европейских университетов доказал эффективность данного направления; ? международный обмен преподавателями, который способствует расширению и углублению содержательных аспектов учебных дисциплин в различных контекстах. 20. Истоки зарождения профессиональных школ как обоснование деятельности социальной работы за рубежом. Социально-экономические и политические предпосылки Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний. возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу. Основные причины потребности в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины, были следующие: 1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; 2. урбанизация и индустриализация; 3. увеличение и социальных связей и отношений человека. Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе. В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия. Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе - это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами «взрослеющего» общества. То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга. Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми. Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась. В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом - оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.(узнать нужно ли писать о Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников?) 21. Предпосылки появления социальной работы в России (исторические, социально-политические, экономические). Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т.д. Выделяются следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах: - культурные формы поддержки с различными сакральными атрибутами - общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения - хозяйственные формы помощи и взаимопомощи Среди общинно-родовых форм помощи и поддержки особое место отводилось круговой поруке – «верви». Вервь была не только формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Тем самым уже в этот период времени закладывалась традиция заботы о слабых, менее защищенных. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Не менее интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество» Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство. Зарождались и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами, это происходило, как правило, после уборки урожая. В основе хозяйственной взаимопощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка. Так называемые «помочи» оказывались людям в самых различных ситуациях: при пожаре, наводнении и других экстремальных ситуациях. Особой формой поддержки были «наряды миром» они проводились в семье, если взрослые ее члены были больны. Соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми. Обязательными «помочи» были при постройке дома, уборке урожая. Одной из активных форм помощи были толоки. Они включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок. Своеобразной была и форма складчины. То есть несколько семей объединялись, чтобы совместно заготавливать корма для скота. Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождались интересные формы помощи и поддержки. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, становятся основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся. Культурно-историческая модель поддержки и защиты начинается с работы отечественного ученого А. Стога в работе «О общественном призрении» С 16 по 18 век слово призрение, встречается в активной церковно- славянской лексике уже в 11-13 веках. Словарь древнерусского языка фиксирует глагольную форму, которая обозначает – посмотреть, взглянуть, оказать внимание, милость, приласкать. В 17 веке термин приобретает светское существование, поскольку наряду с церковью, субъектом помощи являлась, и государственная власть Призрение интерпретируется как: видение, благосклонное внимание, отношение, присмотр, забота попечение. Здесь отчетливо выражено отношение старшего к младшему, слабому, убогому. В 18 веке термин приобретает научное звучание как приказы общественного призрения. Призрение обязательно, поскольку отражает отношение на государственном уровне к тем, кто сам не может позаботиться о себе, в то время как благотворительность рассматривается как категория нравственная, выражающая проявление сострадания к ближнему. К 19 веку система помощи перерастает быть связанной с деятельностью государства и его институтов, начинает проявляться и учитываться деятельность гражданского общества. Так. Е. Максимов полагает более широкую трактовку формирования системы общественного призрения -период благотворительности, когда помощь носит стихийный характер; - период становления государственности, когда зарождаются идеи государственной помощи - становление идеологии государственного призрения и формирования ее в систему - укрепление тенденций организованной гос. помощи с включением в него «общественных организованных сил»; -профессиональный этап, связанный с проблемами бедности с формирование нормативно-правовой базы призрения. Так в 1918 году Народный Комиссариат Государственного Призрения переименовывается в Народный Комиссариат Социального обеспечения, постепенно превращающемуся в государственное обеспечение 22. Формы благотворительности в России до 1917 г Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую очередь. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян. 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.«Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией. По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное». В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо». Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных». Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами». Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве». Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцею и душою». 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по 2 половину XVII в. 4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в. 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в. К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества. 23. Основные этапы становления социальной деятельности в России. История официальной благотворительности была часто связана с меценатской деятельностью царских особ и выдающихся людей Начало первого этапа благотворительности связано с принятием христианства в Киевской Руси. Церковные уставы предписывали благотворительную деятельность, финансовым источником которой являлся добровольный труд монахов и священнослужителей, церковная десятина и пожертвования от княжеской власти. Во время восстановления централизованной российской государственности после татаро-монгольского нашествия благотворительная деятельность опять явилась ключевой для решения социальных проблем общества. Со второй половины XVI в. возникает система государственного призрения, которая представляет собой простейшую форму социальной поддержки, направленную на содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей. До земской реформы 1864 г. общественным призрением называли направление государственных расходов на народное здравоохранение и благотворительность. Призреть кого-либо означает дать ему приют и пропитание, опекать, заботиться. Общественное призрение – форма благотворительности, которая оказывается тем, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. К системе призрения относятся специализированные благотворительные заведения: работные дома, больницы, приюты, богадельни, инвалидные дома, – деятельность и содержание работы которых регламентированы законом; оказывающие помощь целенаправленно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи – системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство берет на себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных и народных бедствий, неурожаев, наводнений; организует общественные работы или раздачу продовольствия для нуждающихся и выдачу семян для посевов. Для второго этапа, который относится к XVIII в. – сер. XIX в., характерно дальнейшее развитие системы государственного призрения России. Петр I в свое правление (1682–1725 гг.) передал дело призрения в управление правительственным и общественным органам. В результате произошло не только перераспределение финансовых потоков частных пожертвований и церкви (в то время благотворительные заведения по-прежнему принадлежали церкви), но и укрепление создаваемой системы благодаря присоединению средств государства. Петр I указал на необходимость различать нуждающихся в зависимости от причины их нужд и определять помощь в соответствии с этой нуждой, ввел превентивные меры предупреждения нищеты, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. В современном понимании так были заложены основы "адресного" характера предоставления социальной помощи, выделены категории нуждающихся. Во время правления Екатерины II создается двухзвенная система управления общественным призрением: первое звено – региональные органы управления – составляли приказы общественного призрения, а второе – местные органы управления – попечительства сословного характера. Приказы общественного призрения, попечительства, в том числе дворянская опека и городской сиротский суд, работали по принципу самофинансирования. В соответствии с указом от 1775 г. сельские и городские общины и приходы под контролем полицейских властей должны были кормить бедных людей, не позволяя им стать нищими. Все сословия обязаны были помогать нетрудоспособным членам. Начиная с 1785 г. для управления благотворительными учреждениями были созданы городские участковые попечительства. Филантропическая и просветительская деятельность Екатерины II способствовала созданию в стране благотворительных заведений и благотворительных обществ – новых социальных институтов, прообразов современного некоммерческого сектора. Их финансовое обеспечение осуществлялось па основе смешанного финансирования. Период государственных реформ 1860–1870 гг. является началом третьего этапа благотворительности. В действующую двухуровневую систему регулирования благотворительной деятельности вносятся изменения: общественное призрение передается земствам и городским думам. С 1894 г. начинается разделение функций принятия решения и реализации мер но благотворительной деятельности. Общее руководство оставлено на уровне городского управления, а специальные вопросы были отданы участковым попечительствам о бедных. Помимо бюджетных средств, значительную часть финансирования участковых попечительств (до 75%) составляли проценты от благотворительных капиталов Купеческого общества, членские попечительские взносы с жителей, доходы от благотворительных спектаклей. Наличие собственных источников обеспечивало финансовую устойчивость участковых попечительств о бедных. Кроме того, ограничение круга лиц, имеющих право на благотворительную помощь (проживание в Москве не менее двух лет), и составление списка клиентов для рассылки в другие прочие попечительства и благотворительные заведения исключало дублирование помощи и помогало достичь справедливости в распределении средств. Четвертый этап. На рубеже XIX–XX вв. В 1870-х гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани стали работать Высшие женские курсы на общественных началах. Известна деятельность крупнейшей московской благотворительной организации – Общества попечения нуждающихся детей. В 1894 г. в Москве по инициативе профессора Московского университета В. И. Герье Московской городской Думой было учреждено Городское попечительство о бедных, в задачи которого входило изучение потребностей нуждающегося населения, сбор денежных средств и оказание индивидуальной помощи нуждающимся. "Русские ведомости" приводят слова В. И. Гарье: "Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей". В 1899 г. циркуляром МВД данный успешный опыт Городского попечительства о бедных было рекомендовано распространить в другие города. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Русское женское взаимно \благотворительное общество было удостоено золотой медали за деятельность в благотворительной сфере. Эта организация включала в себя курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро но приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитий и юридическую комиссию. Смешанная форма финансирования благотворительной деятельности, четверть бюджета которой составляли средства государственной казны, земств, городов и сословных учреждений, определяла высокий уровень ее эффективности. Пятый этап. Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. В этот период средства всех благотворительных организаций подлежали национализации, а их имущество передаче государству. В советский период развития российской истории полную ответственность за решение всех социальных проблем взяло на себя государство, что в целом исключало необходимость формирования благотворительных организаций. Вместе с тем, по причине существования острейших социальных проблем, в частности, детской бездомности, был создан Детский фонд им. В. И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны добровольные пожертвования на нужды обороны поступали на государственные банковские счета. Официальное отношение к благотворительности в этот период было изложено в Большой советской энциклопедии 1927 г., где благотворительность рассматривалась как "явление, свойственное лишь классовому обществу", в то время как "социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности". Позже Большая советская энциклопедия 1950 г. определяла благотворительность как "помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов, некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы. При социализме благотворительность не нужна, поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета". Шестой этап. Попытки возродить благотворительность начались в годы перестройки. В это время были созданы Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В начале 1990-х гг. благотворительные фонды учреждались зарубежными грантодателями (Фонды Форда, Соруса, Макартурова, Charities Aid Foundation и др.). В настоящее время в России в благотворительность вовлечено 20% населения, что определяет ее 123-е место из 150 в мировом рейтинге благотворительности (2013 г.). Наряду с добровольчеством и благотворительностью, традиции которых бы<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|