Выделяются несколько уровней подготовки кадров.
1. Допрофессионалъная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. В дальнейшем они могут поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы. 2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания социальные работники могут работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д. 3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от трех до шести лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются от одного года до трех лет). Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (четыре года), специалистов (пять лет) и магистров (шесть лет). Последние после получения диплома специалисты по социальной работе имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу. Немалое значение имеет подготовка высококвалифицированных специалистов через аспирантуру и докторантуру. При этом важно, чтобы было принято решение ВЛК о возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций по направлению "Теория социальной работы и социальная политика". Как известно, сегодня такая защита осуществляется по направлениям философии, социологии, истории, психологии и др. Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы – специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению.
25. Профессиональные стандарты в области социальной работы: проблемы разработки и внедрения. необходимость изучения профессиональных стандартов по социальной работе обусловлена несколькими причинами: во-первых, отсутствием единого стандарта образования, из-за чего обладатели дипломов разных заведений имеют совершенно разный багаж опыта и знаний; во-вторых, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, поскольку возрастает спрос населения на получение квалифицированной социальной помощи. в-третьих, сейчас по Трудовому кодексу работодатель имеет право провести аттестацию человека на предмет его компетентности, но тогда он самостоятельно должен описать, что это такое. Это бывает трудно для учреждения, которое не обладает достаточным опытом, и могут возникнуть судебные споры. Появление законодательного поля и определение профессионального стандарта снимет все противоречия и поможет избежать многих судебных разбирательств; в-четвертых, в настоящее время очень остро встает вопрос о сертификации профессиональных квалификаций (в том числе и специалистов в области социального обслуживания населения), которая невозможна без опоры на профессиональные стандарты. Данное мероприятие будет проводиться на основе уже имеющихся профессиональных стандартов по социальной работе Важной тенденцией современного процесса стандартизации является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему стандартов информационного общества. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности. В российских нормативных документах и научной литературе существует несколько определений понятия профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт — подробное описание требований к основным функциям, выполняемым работниками. Профессиональный стандарт — нормативный документ, предназначенный для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а так же обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов Работодателю профессиональный стандарт является основой для: выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала; обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышения мотивации персонала в своей организации; повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов Профессиональный стандарт необходим и работникам социальных служб, поскольку для них он является основой для: определения собственного профессионального уровня и направлений профессионального обучения и совершенствования; эффективного функционирования в учреждении; обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы; карьерного роста и увеличения доходов. Все те проблемы, которые были упомянуты выше, поставили остро вопрос введения профессиональных стандартов, особенно в сфере социального обслуживания населения. С учетом уже имеющегося зарубежного и некоторого российского опыта, в целях решения проблем обеспечения качества рабочей силы и гарантий работникам социальных служб постепенно начинают вводиться профессиональные стандарты, которые представляют собой, по существу, описание квалификационных характеристик для конкретных профессий. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты России активно взаимодействует с бизнесом, ожидая заявок на разработку стандартов. Создан экспертный совет для рассмотрения проектов профессиональных стандартов, им же одобрен макет профессионального стандарта специалиста по социальной работе. Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей. В социальной сфере, инициативу по разработке и реализации профессиональных стандартов взяла на себя Ассоциация работников социальных служб. Таким образом, разработка и введение профессиональных стандартов по социальной работе в России поможет решить важные вопросы в сфере управления человеческими ресурсами, такие как стандартизация требований к работникам; достижение высоких результатов социальной деятельности; выбор критериев для подбора персонала; унификация требований к профессиональной деятельности социальных работников (в различных регионах, отделениях); развитие мотивации работников к самосовершенствованию; разработка обучающих программ с учетом требований рынка труда; оценка качества обучения в соответствии с требованиями работодателей (на основе проф.стандартов); эффективное управление государственным заказом для системы профессионального образования (определение целей, планирование объемов и профилей обучения)
26. Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер. Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности индивида,группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудности несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления. Закон «Об основах социального обслуживания населения» трактует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудности (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором — субъективный страх не имеет реальных оснований.Итак, объект социальной работы может испытывать объективные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруднения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств регулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление помощи находится в прямой зависимости от непосредственной договоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания — участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу, предусмотренному российским законодательством. Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей. Эти уровни определяются на основе традиционного выделения трех сфер личности:
деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоциональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей — это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи индивида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированности в данных социокультурных обстоятельствах. Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой коммуникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоидентификацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?). Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобретенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические расстройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне — здравый смысл, который следует понимать как способность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает отражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков. В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением — осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной информированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях. Психоментальные связи — эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, группе, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе. Последнее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жизненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятельства порождаются несоответствием субъективного восприятия социальной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером могут служить психоментальные проблемы представителей сексуальных меньшинств. Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений индивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовлетворяет потребности субъекта в психологическом комфорте, принятии. Так, социально-психологические противоречия в семье приводят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, родителей и детей чувства защищенности.
27. Виды личностных проблем Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: Инвалидность.Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам,создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида. В начале XX в. представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь. Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).Ограничения инвалида в занятиях трудовой деятельностью приводят одновременно к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу. Социальный статус инвалидов довольно низок и выражается в социальной дискриминации этой группы населения. Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей,индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт,как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение). Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,болезнью.Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность.Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию всвязи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования). Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок —осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, — лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор.Естественно-социальный институт родительства фактически выполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд. Безнадзорность вызвана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей:постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях),существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции. Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем(безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа,укоренение негативных навыков жизнедеятельности). Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей. Жизненная сиуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время. При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах. Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан,не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе.Безработица — частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории — детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную,потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные — это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы,чем содержание безработных.Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности,постепенного разрушения позитивной самоидентификации. А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных: 1)активность и осознанность — на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности; 2)активность и неосознанность — на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям; 3)пассивность — на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства. Отсутствие определенного места жительства — специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» — системы существования, встроенное в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, иолучили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Существуют основные причины возникновения бродяжничества:семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- — лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных исемейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни,одиночество, старческое слабоумие). Вторая — индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья — люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам. Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов.Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. выделяются следующие формы насильственных действий:физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное(половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами. Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование,инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическимнасилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно — ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности,психологический беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки. Одиночество — это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство,которое выражает определенную форму самосознания,свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.Выделяются два типа одиночества:эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружескихсвязей или чувства общности).Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера.Есть много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия выходят за рамки общепринятых норм, и в некоторых случаях подростки и женщины. Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». 28. Изменение личностной ситуации клиента социальной службы Жизненная ситуация клиента социальной службы представляет собой динамическое явление, изменения в ней обусловлены несколькими различными факторами, которые можно классифицировать следующим образом: факторы жизненного старта, естественно-культурная и социокультурная динамика, фактор образа жизни, фактор непредвиденных экстремальных обстоятельств, фактор субъектного произвола. Факторы жизненного старта представляют собой совокупность природных, психоментальных и социальных характеристик, которыми обладает человек в начале профессионального этапа социализации. Данный период избран в связи с необходимостью самостоятельного решения задач, определяющих дальнейшую социализацию. В первую группу входит наследственность. Генетически задаются здоровье и способности. Человек не выбирает пол, расу, национальность, семью, в которой суждено родиться, но всю жизнь несет на себе отпечаток этой случайности. Большое значение для изучения фактора жизненного старта имеет евгеника — учение о наследственном здоровье человека, о возможных методах влияния на эволюцию человечества для совершенствования его природы, о законах наследования одаренности и об ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. В качестве жизненного старта индивид получает от своей семьи определенный уровень материального достатка, в родительской семье формируется жизненная позиция, развиваются способности, накапливается социальный опыт. В группе факторов естественно-культурной динамики выделяют генетически обусловленные изменения физического ресурса индивида. Данный ресурс подвержен циклическому изменению: человек рождается слабым, в детстве, отрочестве, юности организм развивается, достигает высшего уровня в период физического расцвета, затем начинаются процессы старения — физические возможности ослабевают. Поступательно изменяется правовой статус человека, он рождается недееспособным, приобретает частичную дееспособность в несовершеннолетнем возрасте и полностью становится субъектом правовых отношений, достигая совершеннолетия. Такое положение вещей связано с общественными представлениями о возможностях индивида контролировать собственное поведение, нести ответственность за поступки. Социальный статус имеет исторические, этнокультурные корни (во многом определяется социальными традициями, мифами, предрассудками и заблуждениями) и складывается стихийно. Так, сегодня практически невозможно найти сферы общественной жизни, в которых женщина реально уступала бы мужчине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше. Динамика временного потенциала данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и пенсионеров. Излишки временного потенциала при слабой саморегуляции собственной занятости приводят к ощущению бесполезности существования. По мнению психологов, жизненная позиция и организация собственного времени тесно связаны. Таким образом, внешним показателем естественно-культурной динамики является возраст человека. образ жизни индивида — одно из важнейших условий изменения его жизненной ситуации. Образ жизни охватывает основные сферы жизнедеятельности: производство, потребление, досуг. Образ жизни имеет и социальный аспект — соответствие поведения человека принятым в обществе нормам. В частности, как правило, на определенном этапе жизни человека женитьба (замужество) рассматривается как явное социальное ожидание. Индивид, не вступивший в брак, навлекает на себя неформальные санкции со стороны окружающих, рискует вызвать осуждение, подозрение и пр. Норма образа жизни детерминирована той социальной группой, в которую входит индивид, что нередко приводит к различным противоречиям. Фактор случайных изменений в жизненном пути человека имеет разную природу. Индивид, семья, сообщество могут стать жертвой стихийного бедствия, техногенной катастрофы, военного конфликта, преступления, подвергнуться политическим преследованиям и т.д. Все эти неблагоприятные воздействия практически непрограммируемы, поэтому нередко ассоциируются с роком (судьбой) — стечением обстоятельств, не зависящих от воли человека, ходом жизненных событий.Случайным изменениям подвержены почти все внутренние и смежные ресурсы. Физическим ресурсам, способностям может быть нанесен существенный урон как прямыми насильственными действиями, так и силами природы, воздействием радиоактивных веществ. Жизненная позиция и социальный опыт разрушаются психическим заболеванием либо серьезным потрясением. Социальный статус, имущественное положение оказываются под угрозой при вынужденной иммиграции. Фактор произвола самого субъекта отражает возможности индивида к социальной самозащите, предполагающей реализацию субъектной позиции личности по отношению к преодолению трудной жизненной ситуации. Социальную самозащиту опред., «как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды». Ограниченность в проявлении фактора субъективного произвола связана с инфантилизмом — специфическим отношением к окружающим, характеризующимся проявлением эмоциональной неустойчивости, незрелости суждений, капризностью и подчиненностью. Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как специфическое отношение одного субъекта (индивида) к другому субъекту (социальному институту) как к содержателю, позволяющему жить за его счет (безвозмездному источнику ресурсов для реализации собственных нужд и потребностей). С точки зрения трансактного анализа и в том и в другом случае индивид отражает собственное Я в категории «Ребенок» (слабый, беззащитный, неспособный противостоять трудностям). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию «Я — Взрослый», проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, рефлексивности. Обе позиции (инфантилизм и иждивенчество) характеризуют социальную и психологическую незрелость и являются результатом ошибок в воспитании. В рамках теории социального научения жизненная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интернальный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач своей жизни. В экстернальном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям, что и может привести к углублению личностной проблемы. Ребенок изначально является заложником имущественного положения собственных родителей, а в случае их отсутствия — того, кто взял на себя его попечение. Взрослея, участвуя в производстве материальных и духовных благ, сам человек создает материальный ресурс — свой и своей семьи. При этом важную роль играют остальные внутренние ресурсы: здоровье, жизненная позиция, уровень развития способностей, жизненный опыт. 29. Особенности подготовки социальных работников в зарубежных странах. Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение. Обучение профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом и аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана подготовить студента для перехода на следующий уровень.(4г) Цель аспирантского образования - подготовить человека к тому чтобы он стал независимым практиком, опытным исследователем.(2г) Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию (докторская программа). Важно отметить, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности. Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися тради
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|