Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вегетативные нарушения 2 страница




Без его участия действуют различного рода защитные механизмы - вегетативные, эндокринные, биохимические и прочие, которые являются предметом патофизиологических исследований. В этих случаях обязывает правило автономии внутренней жизни организма: происходящие в нем сложные реакции протекают автоматически, без участия сознания, давая лишь сознательные реперкуссии в форме различного типа эмоциональных состояний, осциллирующих между положительным и отрицательным знаками (приятных и неприятных ощущений).

Причины внутренней угрозы могут быть различными. Они связываются с нарушением энергетического метаболизма. Говоря общими словами, мы знаем, что эта угроза может быть вызвана кислородной недостаточностью, отсутствием воды или пищи. Отсутствие одного из них после определенного времени приводит к смерти. Время будет различным - при отсутствии кислорода - минуты, даже секунды, при отсутствии воды - часы, пищи - дни. Быстрота нарастания угрозы, а тем самым и страха, значительно большая в случае отсутствия кислорода, чем воды или пищи. Отсутствие кислорода вызывает тревожную ситуацию, при которой нет времени на целесообразные действия. С другой стороны, при отсутствии воды или пищи остается еще какое-то время, страх значительно слабее; скорее это беспокойство с большой примесью агрессии; мир переживаний сводится к мысли о возможности получения воды или пищи. Анализ сущности ситуаций грозящей опасности в этом случае более легок, чем при отсутствии кислорода, так как на размышления остается больше времени.

Анализ источника страха зависит не столько от времени, делящего момент угрожающей ситуации от смерти, сколько от местонахождения этого источника угрозы. Угрожающая ситуация ясна в тех случаях, когда отсутствие кислорода вызвано повреждением дыхательных путей, например их сдавлением, или отсутствие воды и пищи невозможностью их получения. Но остается неясной, когда кислородная недостаточность вызвана повреждением сердечной мышцы, недостаточностью гемоглобина, блоком дыхательных ферментов. Отсутствие воды и питательных субстанций во внутренних тканях организма может быть вызвано нарушением процессов ассимиляции и клеточного метаболизма. В сумме, человек осознает опасность в тех случаях, когда сознательно может предотвратить ее (например, ликвидировать препятствие при притоке воздуха в легкие, добывать воду и пищу и т. д. ), но не отдает себе отчета в опасности, когда сознательная активность бессмысленна, т. е. когда борьба с опасностью разыгрывается внутри организма, а не в его внешней среде.

Сознание как бы резервируется для внешней, а не внутренней среды организма. Чувство страха появляется, однако, как при внешней, так и внутренней угрозе. В этом последнем случае страх беспредметен, так как человек, охваченный этим чувством, не знает, что ему грозит; это " знание" составляет атрибут внутренней среды организма, его автономных процессов, происходящих без участия сознания.

Изучение этих процессов и управление ими является" основным заданием медицины. Врач, благодаря своим медицинским знаниям, Может больше сказать о генезе страха, чем человек неподготовленный; врач может установить источник внутренней угрозы, который для переживающего чувство страха находится вне сферы сознательных процессов. Таким образом, врач может доказать, что страх вызывается кислородной недостаточностью в результате инфаркта миокарда или внутреннего кровотечения, сильной анемии, отравления и т. д.

 

// БИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ: Угроза закону сохранения вида

 

Биологический страх связан не только с законом сохранения собственной жизни, но и с законом сохранения вида. Однако, между этими двумя ситуациями существуют большие различия. Одно из них истекает из специфического " эгоизма" живого организма, а второе из различия угрозы во время ее действия. Сохранение собственной жизни для организма всегда более важно, чем сохранение жизни вида. Необходимость воздуха, воды, пищи более сильная, чем потребность половой связи, и когда обе они появляются вместе - последняя, как правило, оттесняется.

Это не значит, чтобы в природе нельзя было наблюдать примеров героизма, связанного с законом сохранения вида. Животные, особенно высшей видовой принадлежности, нередко подвергают опасности свою жизнь для сохранения жизни потомства; неоднократно самцы борются за самок, у некоторых насекомых сексуальный акт кончится смертью, у людей половое влечение часто нарастает в периодах массовой угрозы, например во время войны, катастроф. В истории человечества известно много случаев, когда собственная жизнь подвергалась опасности для любимой партнёрши или защиты потомства, или даже более широкой общественной группы - племени, народа и т. п.

Тем не менее, исходным пунктом для сохранения второго биологического закона всегда остается первый биологический закон. Основные потребности организма должны быть, хотя бы в минимальной степени, обеспечены, чтобы мог действовать второй закон природы, чтобы могла родиться потребность сексуальной связи. Человек гораздо легче, чем животные может отсрочить время половых контактов с партнером, так как этот акт не связан, как у животных, с периодом течки. Половое влечение у человека раскладывается довольно равномерно в течение почти всей его жизни. Эта способность регуляции половых сношений имеет и свои отрицательные стороны. Если биологический страх, связанный с первым биологическим законом, продолжается недолго, так как потребность сигнализации страхом должна в определенном времени быть удовлетворена, иначе приходит смерть, то страх, связанный со вторым биологическим законом, может продолжаться ad infinitum, так как нет границы времени для удовлетворения этой потребности.

Фактором, ослабляющим напряжение страха, связанного с сексуальным фоном, бывает не столько сам половой акт, сколько сопутствующие ему ощущения. Встречаются ситуации, особенно у женщин, когда отсутствие определенных ощущений во время полового сношения (anorgasmia) вызывает припадки страха сексуального характера, хотя они проводят нормальную половую жизнь. У мужчин подобные явления встречаются реже. Этот страх легко сочетается с агрессивным поведением (аналогично, как в случаях страха, вызванного голодом). Типичным является агрессивное поведение во время полового созревания. Отсутствие полового удовлетворения увеличивает напряжение страха и агрессии. Увеличение распутства во время войны можно объяснить необходимостью ослабления этого напряжения.

Однако, было бы фальшивым упрощением утверждать, что отсутствие полового удовлетворения составляет причину появления эмоционального состояния с чертами агрессии и страха. Хотя сексуальный акт составляет конечный пункт отношения " до" окружения, как и конечный пункт агрессии - убийство - отношения " от" окружения, то, однако, превалирование одной из двух форм не зависит от достижения этих конечных пунктов. Поведение определяет стремление к цели, а ее достижение может изменить это поведение и направить в противоположную сторону. Известно появление негативного* отношения к партнеру после полового удовлетворения, а позитивных чувств к обиженному человеку, после агрессивного акта по отношению к нему. Превалирование одной из форм эмоционального настроения над другой, их сила и стабильность принадлежат к основной психологической конструкции данного человека и именно потому, что она является основной конструкцией, можно предполагать, что они зависят прежде всего от генетических и общественных факторов раннего периода развития (климата раннего детства).

// ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРАХ. " МАТЕРИНСКАЯ СРЕДА"

 

Никому не нужно доказывать, что человек является продуктом общества. Это, однако, не обозначает, что у животных общественная жизнь не играет определенной роли, но у человека эта роль значительно большая и трудно себе представить жизнь и развитие человека без общественной среды. В детстве, особенно раннем, Даже короткая изоляция ребенка от его общественной среды равняется смертному приговору. По мере развития человек становится все более самостоятельным, но предоставленный самому себе, без общественной помощи, может прожить недолго. Особенно человек современного цивилизованного общества, непривычный к жизни в естественных условиях природы, зависящий от этого общества, чувствует себя без него совершенно беспомощным.

Исходом зависимости от общественной среды является опасность, истекающая из разрыва связи с этой средой. Хотя это и не прямая опасность, как в случае разрыва с естественной средой, которая приводит к смерти в результате отсутствия необходимых для жизни метаболитов (кислорода, воды или пищи), однако обладает косвенным действием.

Контакт с естественной средой устанавливается посредством общественного контакта, т. е. контакта с другим представителем той же самой видовой принадлежности. Более выраженным образом это положение можно подтвердить на примере пренатального периода и раннего детского возраста. В пренатальном периоде естественной средой служит организм матери. В раннем детстве мать или кто-то ее замещающий создают эту среду, обеспечивают ребенку необходимые условия для его развития, защищают от опасности, которая всегда находится во внешней среде.

Материнская среда или в форме собственного организма матери или позднее в форме опеки во внешней среде, изолирующая молодой организм от соприкосновения с опасной действительностью, защищает его от господствующих порядков, которые со стороны живого организма представляются в формуле: " одержу победу или буду побежден".

Изоляция от естественной среды обеспечивает не только безопасное развитие молодого организма, но и обуславливает развитие информационного метаболизма. Обмен информациями с окружением может развиваться только на базе безопасности.

Несомненно, что основная ориентация в окружающей среде и связанная с ней структура информационного метаболизма частично носят врожденный характер. Однако же у высших животных, а особенно у человека, ввиду богатого развития сигнальной системы отношение врожденных реакций к приобретенным передвигается выраженным образом к этим последним, и в связи с этим основная ориентация становится все более выученной, а не врожденной.

С первых дней жизни животные и человек учатся различать сигналы, которые могут обозначать опасность.

Если сигналы, указывающие на безопасность среды, могут быть полностью проверены, то сигналы опасности проверяются только частично, а их полная проверка могла бы положить конец всему, а тем самым привести к невозможности дальнейшего обмена сигналов с внешней средой. Ребенок узнает о силе огня, обжигая себе пальчик о горящую спичку, а об опасности проезжей дороги учит его шлепок или крик матери. С другой стороны, положительные качества окружения узнаются им самим, когда исполняются его желания. А если окружающий мир кажется злым и неуютным, -" то эта неуютность только видимая, как ожог пальчика пламенем свечи или же шлепок матери; эта неуютность не грозит большой опасностью.

Благодаря " материнской" среде окружающий мир прячет свои когти, закрывает жестокий закон жизни, по которому жизнь требует уничтожения иных живых организмов. Этот " фальшивый" оптимизм в оценке окружения и своей собственной участи в нем, истекает из различной степени проверки сигналов, указывающих на опасность или безопасность внешней среды. Позитивные явления проверяются, а негативные принимаются без проверки. Нельзя подойти к источнику опасности и проверить его, так как такая проверка может грозить смертью. Отрицательные сигналы более фиктивны, чем положительные; приближаясь к окружающему нас миру, мы лучше узнаем его, а обращаясь в бегстве или уничтожая его, мы не может изучить, узнать его, создаем себе только его более или менее фиктивный образ. Позиция " до" способствует познавательному реализму, а позиция " от" - абстрактной позиции.

Прибытие к источнику положительного раздражителя часто вызывает чувство, неудовлетворения, " это не то", и появляется стремление идти дальше. Если не удается найти источник отрицательного раздражителя, тогда возрастает напряжение страха и агрессии (ожидание зла). Этим можно было бы объяснить факт, что негативные эмоциональные состояния, как правило, продолжаются более долго и выраженно, чем позитивные. Исполнение желаний растворено в бесконечности, т. е. в смерти.

Противоположные позиции " от" и " до" окружения, составляющие основную ориентировку в окружающем мире, как и все противоположные процессы, уравновешиваются, т. е. сила одних не может быть значительно большей, чем других, иначе более слабый процесс со временем должен совершенно исчезнуть. (Нарушения этого равновесия наблюдаются приразличного рода психических расстройствах и при неврозах). Принцип равновесия противоположных процессов обеспечивает, хотя бы частично, их независимость от внешних факторов. В определенных случаях они могут появляться эндогенно, т. е. независимо от сигналов окружающего мира. Тот же сигнал, в зависимости от того, на какое состояние равновесия организма он попадает, может вызвать отношение к окружающему миру " от" или " ДО".

В молодом возрасте окружающий мир притягивает более, чем в старшем, что связано с общей жизненной динамикой, значительно большей в молодости, чем в старости. Субъективным эквивалентом жизненной динамики является настроение; хорошему настроению, как правило, сопутствует позиция " до", а плохому --" от" и тогда мир отталкивает. Значение сигнала окружающего мира не так уж велико, как это кажется на первый взгляд; живой организм идет своим путем развития, а положительные или отрицательные сигналы окружающей среды вызывают в нем только временные отклонения.

По мере филогенетического развития увеличиваются и усложняются процессы информационного метаболизма с окружающим миром при одновременном продолжении материнской опеки, обеспечивающей защиту перед непосредственной опасностью среды.

Сигналы окружающего мира, особенно отрицательные сигналы, проходят как бы через общественный фильтр, а оцениваются они общественной средой. Положительный или нейтральный сигнал может превратиться в отрицательный или же наоборот при соответствующей оценке общественного круга.

Общественное окружение в этих случаях исполняет роль экспериментатора, который может, например, выработать у ребенка защитную реакцию к определенной пище, запрещенной в данной общественной группе, или на вид человека, исключенного из этой общественной группы, подобно как собака в опытах Павлова может убегать при звуке звонка или при виде кормушки. У собаки для выработки защитной реакции необходимо сопряжение раздражителей, в основном нейтральных (как звук звонка) или положительных (пища) с отрицательным фактором (напр. болевым), а у человека достаточна общественная прессия, хотя бы в форме словесного запрета. Общественный фильтр деформирует картину окружающей действительности; доброе, прекрасное, приятное составляет все то, что было признано обществом, и, наоборот, отталкивает все то, что признано злым, некрасивым, грозным, что не всегда согласуется с действительностью.

Ценой деформации картины действительности платим за порядок и безопасность, которые должно обеспечить общественное окружение. Филогенетический скачок, каким было появление человека, приводит прежде всего к необыкновенному, по сравнению с животным миром, развитию сигнальной системы, особенно той ее части, которая обеспечивает самые богатые примеры соединения между собой различных сигналов (мозговая кора). Попадающий в организм сигнал может привести в действие различные функциональные структуры, а эти возможности практически неограничены. Информационному метаболизму угрожает хаос, поступающий извне и изнутри организма: извне ввиду чувствительности рецепторов и множества действующих на него сигналов, а изнутри - ввиду появления различных функциональных структур.

У человека сигнальная система развита настолько, что возможным становится отрыв от внешней ситуации; образованные ею функциональные структуры могут связываться с ней прочно или же вообще не связываться с нею. С другой стороны, у животных развитие сигнальной системы не позволяет на такие процессы, они более срастаются с окружением, для них типичной является конкретная ситуация, тогда как для человека - абстрактная. (Слово конкретный происходит от " concrescere" - " вместе с чем-то вырастать", а " абстрактный" от слова " abstrahere" - " отрывать" ).

Характерный для человека длительный период несамостоятельности и потребности опеки исходит не только из необходимости исполнения жизненных нужд молодого организма, который без этой опеки приговорен к смерти, но также из необходимости формирования информационного метаболизма, который без общественной прессии мог бы подвергнуться расшатыванию и отрыву об общественной действительности. Ребенок учится воспринимать окружающий мир и реагировать на него таким же образом, как реагирует его общественное окружение.

Основная ориентация в мире становится общественной ориентировкой. Положительный или отрицательный знак сигналов внешней среды является не естественным, а общественными знаком. Окружающий мир притягивает или отталкивает не потому, что таким он представляется в данном моменте, а потому что именно таким способом сложилась его картина на основе общественных порядков. Слияние человека с окружающей средой происходит путем сложных общественных связей, а не при непосредственном контакте и конкретной ситуации. В этих общественных связях скрыта и собственная история данного человека и его возможного будущего, и история общественной группы, к которой он принадлежит, и ее будущее. Анализируя акт симпатии по отношению к конкретному окружению, можно неоднократно лучше отобразить прошлое данного человека, общественную среду, из которой он вышел и т. д., чем актуальную ситуацию. Одинаковый сигнал одних может притягивать к окружающим, а других отталкивать.

 

// Страх - общественный и биологический

 

Энергетический и информационный метаболизмы у человека протекают благодаря его связям с общественной средой, а прерывание этой связи угрожает прерыванию метаболических процессов, что приводит к угрожающему состоянию. В этом смысле слова общественный страх равнозначен биологическому страху. В конкретной ситуации может казаться непонятным, почему у некоторых людей перед публичным выступлением появляется такой огромный страх, как бы этого человека поставили под расстрел; зачем кто-то подвергает свою жизнь смертельной опасности только потому, чтобы его не считали трусом или потому, чтобы получить жестянку сомнительной материальной ценности? Почему кто-то совершает самоубийство в страхе перед общественным порицанием?

Этот страх становится понятным, если принять во внимание силу общественной связи человека. Хотя может казаться, что только в детстве прерывание этой связи угрожает смертью, а взрослый человек может довольно свободно передвигаться в окружающем мире, однако эта свобода только видимая. Факт, что в течение длительного периода развития человек полностью зависит от общественной среды, которая дает ему все необходимое, и что обмен информациями формируется по ее нормам, наложил свою печать на всю последующую жизнь человека с такой силой, что он не может никогда освободиться от общественного влияния. Страх, который в конкретной ситуации кажется бессмысленным, понятен в историческом аспекте. Основа прочной связи с окружающим миром закрепляется на ранних этапах развития и нарушение ее в каком-либо моменте последующей жизни создает угрожающую ситуацию.

 

// Общественное отражение (обратная связь)

 

Нарушение или прерывание общественной связи состоит в отбрасывании, порицании, осмеянии и т. д. человеком или группой людей, которые в данный момент составляют общественную среду. Общественная связь ограничивает свободу действий в окружающем мире, она как. бы постоянно наблюдает за человеком; каждое действие может быть причиной нарушения этой связи. Общественная среда исполняет роль отражателя, который регистрирует наше поведение и, благодаря этому, позволяет проводить коррективы. Сигналы, приходящие из общественной среды, исполняют роль обратной связи, которая ослабляет, подкрепляет или преобразовывает актуальную функциональную структуру.

Деятельность нервной системы, как и каждой управляющей системы, - технической, биологической или общественной - не может проходить без обратных связей. Часть выходящих из системы сигналов должна возвратиться обратно, информируя о следствии их действия в окружающей среде. В зависимости от этой информации изменяется план активности (функциональная структура). Без нее управляющая система действовала бы вслепую и никогда не достигала бы своей цели. Управляющий механизм оружия должен быть информирован о попадании пули, и тогда уже можно провести проверку прицела. Хромосомная система, управляющая жизненными процессами клетки, изменяет свою активность, будучи планом активности всей клетки, в зависимости от внешних раздражителей. Под их влиянием одни гены активируются, а другие задерживаются. Нервные клетки, управляющие работой мышц, постоянно получают от них информации об актуальном состоянии. Повреждение нервных путей со свойствами обратных сигналов от мышц, как при сухотке спинного мозга или при повреждении мозжечка и т. д., приводит к серьезным двигательным нарушениям. В нервной и эндокринной системах встречается много примеров обратной связи. Сама морфологическая структура нервной системы, особенно филогенетически молодых ее частей, а прежде всего мозговой коры, построена по принципу замкнутой цепи - часть сигналов, выходящих из нервной клетки, возвращается в нее обратно с информацией о событиях в ее окружении, т. е. в иных нервных клетках, в которые были посланы сигналы.

Что же касается целостности организма, то его каждое действие, что называется его поведением (behaviour), можно рассматривать в форме сигнала, высланного во внешнюю среду. Этот сигнал не может попасть в пустое пространство, он должен дать какой-то эффект, иначе он сделался бы бесцельным и ненужным сигналом. В обмене сигналов с внешней средой существенную роль играют обратные сигналы, информирующие об эффекте, который они вызывают в окружающем пространстве. Они составляют своеобразный стержень, вокруг которого концентрируются сигналы, поступающие в организм. Из хаоса потенциальных сигналов внешней среды необходимо что-то выбрать; при селекции первое место занимают обратные сигналы и, таким образом можно наблюдать эффект собственного действия.

В зависимости от сферы действия по-иному воспринимается окружающая среда; иначе ее видит человек, живущий среди природы, а иначе городской житель, милиционер, актер и т. д.

Среди обратных сигналов, информирующих нас об эффекте нашего действия, самую важную роль играют сигналы, исходящие из общественной среды. Возможно, что факт зависимости от общественной среды, значительно более выраженно появляющийся в жизни человека, чем животных, отражается на всем развитии информационного метаболизма, придавая каждому сигналу, как выходящему, так и приходящему общественный характер.

Если крик грудного ребенка призывает мать, которая своей активностью ликвидирует актуальную угрозу, а беспокойство сменяется удовлетворением и покоем, то этот крик обладает сигналом большой силы, изменяющим зло в добро. Однако его сила полностью зависит от общественного окружения, т. е. матери. Поэтому этот сигнал должен быть понят окружением и акцептирован им. Если же этот крик, хотя и неоднократно повторяемый, попадает в пустоту, остается без ответа, то, в конце концов, ребенок перестает кричать и засыпает. Если такая ситуация становится хронической, т. е. когда активность ребенка не встречается с ответной реакцией общественного окружения, тогда он попадает в состояние маразма, апатии и физического упадка, нередко кончающихся смертью. В более позднем периоде развития ребенок учится моделировать свои способности поведения, приспосабливая их к реакциям окружающих; если на его крик мать не приходит, то ее может привести к нему его улыбка или наоборот.

Основная эмоциональная реакция (превалирование позиции " до" или " от" ), по-видимому, в большой степени зависит от отношения общественного окружения к ребенку в первые годы его жизни. Реакции этого окружения, которые для ребенка являются обратными общественными сигналами, могут задерживать одни, а возбуждать другие формы активности. При очень неблагоприятном положении взаимных отношений между ребенком и его общественным окружением, а прежде всего матерью, эти реакции могут вообще подавить врожденную тенденцию к интеракции с окружающей средой (позиция " до" ), так что в эмоциональной структуре постоянно будет превалировать позиция с чертами бегства и агрессии. Если мать при каждом спонтанном поведении своего ребенка реагирует беспокойством, иритацией, безразличием или же открытым осуждением - тогда может появиться торможение спонтанной активности. Она, в таких случаях, действует как узкий селективный канал, через который могут пройти только немногие функциональные структуры, так как иные подавляются.

Imprinting

В каждом возрастном периоде проявляются его специфические возможности. Определенные формы поведения (функциональные структуры) могут легче развиваться в определенном периоде, тогда как в ином периоде они развиваются значительно труднее или же вообще их развитие становится невозможным. Однако, в каждом возрастном периоде хватает небольшого числа факторов для развития специфических для него функциональных структур, причем моделирующая сила сигналов внешней среды становится в данном периоде развития значительно большей, чем в иных периодах возрастного развития.

Часто приводится пример утенка, вылупившегося из яйца, который, столкнувшись с человеком в определенном периоде своего развития, ходит за ним, как за своей матерью - уткой. Специфическая реакция, начинающаяся в этом периоде между живым организмом и его окружением, определяется понятием imprinting. Функциональная структура становится исключительно сильной. Один из психологов, занимающийся животными, рассказывает довольно забавную историю о птице, выбравшей его в качестве своего товарища именно в периоде imprinting. Когда же спустя определенное время, после довольно длительного периода разлуки, этот психолог снова увидел птицу, то она выгнала свою партнёршу из гнезда и начала призывать его громкими криками, заманивая к себе, и взмахами крыльев показывала на освобожденное для него место.

У человека при значительно большем богатстве форм поведения, чем у животных, трудно говорить о imprinting в точном смысле этого слова. Тем не менее, и у него наблюдаются периоды жизни, в которых определенные формы поведения закрепляются легче, а влияние общественной среды на их формирование в этом периоде значительно большее. Так, например, в определенном периоде жизни легче научиться ходить, говорить, держать себя за столом и т. д. Усвоение этих навыков в определенном периоде очень легкое, а ребенок без особого труда может научиться иностранному языку с одновременным изучением родного языка. Значительно труднее научиться читать и писать взрослому человеку. Закрепленные в периоде imprinting формы поведения сохраняются в течение всей жизни и трудно от них позднее отучиться (напр. пить чай или кофе с ложечкой в стакане или чашке, или чай из блюдечка). В Англии до сего времени манера держать себя за столом остается чувствительным показателем классового происхождения.

С большой вероятностью можно принять, что первые годы жизни образуют imprinting для основных форм интеракции с общественной средой. Люди общественного круга этого периода остаются важными людьми в течение своей последующей жизни, специфическим Фундаментом, на котором строится позднейшее отношение к различным людям. В этом же периоде закрепляется основная структура эмоционального отношения к окружающим и самому себе. В этом случае большинство психиатров соглашается с психоаналитиками о важности первых лет жизни для развития основных эмоциональных реакций. Факт, что этот такой важный период жизни человека покрыт пеленой забытья, может объяснить, почему основные эмоциональные формы по отношению к окружающей среде (позиция " от" и " до" ) принимаются автоматически, без возможности сознательного управления ними.

Как и во время хождения производятся автоматические движения и только в моменте усталости или на трудной дороге человек задумывается, какой сделать шаг, так же без участия сознательного акта появляется чувство симпатии или антипатии к определенным людям. Нельзя принудительно любить, ненавидеть, освободиться от чувства страха и т. д. Можно, но нередко с большим трудом, маскировать свои чувства. Умение артистически играть, сохранить " фасад", скрыть все то, что переживается в действительности, составляет существенный элемент для сохранения своей позиции в обществе, но все это не отражает действительного эмоционального состояния. Решение принятия на себя такой роли, такого способа поведения происходит вне нашего сознания, как и происходит при выборе именно той, а не иной формы активности в автоматизированных функциях. Вспоминая периоды времени, в которых мы усваивали себе такую деятельность, можем проследить трудности правильного выбора формы активности, например, когда мы учились плавать, ходить на лыжах, ездить верхом, писать на машинке - тогда из многих вариантов мы выбирали лучшие и пытались выполнять их как можно старательней. Наблюдая за ребенком, ставящим первые шаги, можно видеть его усилие, его колебания, пробы и ошибки при этой деятельности.

Значительно труднее проследить процесс становления основной ориентации в окружающей среде, т. е. формирования решения о принятии позиции " до" или " от". Эта ориентация появляется в том периоде, когда еще не появилась граница между единицей и ее окружением. Эта граница появляется постепенно, по мере принятия раздражителей внешней среды и выработки ответной реакции, т. е. по мере формирования информационного метаболизма, а вместе с ним пространственных и временных категорий. В пренатальном и раннем периодах развития наполняется " пространство и время", нет " Я" и " окружающего мира", ни причины, ни следствия, а поэтому -- ни прошлого ни будущего; эти основные понятия создаются по мере собственного действия и принятия его следствий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...