Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
Для изучения взаимоотношений в малых группах широко используются разнообразные формы социометрического метода. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что все социометрические опросы измеряют не процесс внутригруппового общения, а взаимоотношения членов группы и их межличностные предпочтения. Поэтому, давая качественную интерпретацию социометрических индексов, необходимо иметь в виду, что эти показатели описывают структурно-динамические параметры подсистемы взаимоотношений в «личной» или «деловой» сферах и не дают полной картины внутригрупповой активности. Так, например, неправомерно социометрический статус личности трактовать как глобальный показатель положения в группе и на этом основании давать определенные практические рекомендации; неправомерно отождествлять понятия «лидер» и «звезда», коэффициент взаимности отношений и показатель групповой сплоченности и т.д. Соответственно, чтобы информация, содержащаяся в социометрических индексах, обрела собственно психологический смысл, необходимо их соотнести с другими групповыми, личностными характеристиками, полученными посредством других социально-психологических, педагогических методов (бесед, наблюдений, различных несоциометрических процедур). Основные социометрические методики, используемые для изучения межличностных отношений дошкольников 1. «У кого больше?» - адаптированный для дошкольников вариант социометрической игры Я.Л. Коломинского «Выбор в действии». В методику включен также вариант аутосоциометрии. 2. Социометрическая методика с вариантом аутосоциометрии для детей младшего дошкольного возраста Я.Л. Коломинского. 3. Социометрический эксперимент по варианту Т.А. Репиной «Секрет».
4. Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» Л. Кантат. 5. Методика «Краски в подарок на день рождения» Е.А. Панько и М. Кашляк. 6. Методика выявления личностного статуса ребенка в группе сверстников Л.А. Венгера. Познакомиться со способами обработки результатов социометрических экспериментов можно в [1], [6], [9], [10]. Основными диагностическими показателями социометрического исследования выступают: Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые». Группа дошколь-ников может иметь полную или неполную статусную структуру. Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе, то есть насколько желанен ребенок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника. Уровень благополучия взаимоотношений. Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных показателей. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений. Коэффициент взаимности. Выражает характер отношений, существующих в группе. Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20 % (низкий уровень), II – 21-30 % (средний уровень), III – 31-40 % (высокий уровень), IV – 40 % и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями. Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Нормативные показатели: I – 33 % и ниже (низкий уровень); II – 34-49 % (средний уровень); III – 50-65 % (высокий уровень); IV – 66 % и выше (высший уровень). Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. Коэффициент удовлетворенности в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Нормативные показатели: I – высший уровень – относятся дети, коэффициент которых равен 45-100 %; II – 50-75 %; III – 25-50 %; IV – 0-25 %. Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей. Социометрические исследования рекомендуется проводить два раза в год, используя разные варианты и изменяя критерии выбора. Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используется 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько устойчивы или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать дружеские отношения.
Мотивация социометрических выборов. Анализируются мотивы, лежащие в основе избирательных отношений детей к сверстникам, а также ценностные ориентации детской группы. Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные в результате использования других, несоциометрических методик: § наблюдения за самостоятельными играми детей с элементами выбора («Колпачок», «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», «Я садовником родился…», «Ручеек»); § экспериментальных игр «За рулем», «Железная дорога» по методике А.А. Рояк; § индивидуальных опросов детей группы; § экспериментальной совместной деятельности детей (методики Т.А. Репиной); § экспериментальных ситуаций «Подарок сверстнику». В заключение перечислим диагностические методики изучения общения в дошкольной группе: § методика одномоментных срезов структуры детской группы в свободном общении Т.А. Репиной; § методика хронометрированных наблюдений «Метод ракеты» (Ф. Мерен); § методика выявления уровня взаимодействия ребенка младшего дошкольного возраста со сверстниками А. Кошелевой. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Познакомьтесь со сравнительным анализом межличностных отношений детей, воспитывающихся в семье и в Детском доме (см.: Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 203-220.). Чем можно объяснить отсутствие возрастной динамики в отношении к сверстнику у детей, воспитывающихся в Доме ребенка? 2. По каким показателям можно судить об уровне развития детских взаимоотношений? 3. Какую роль в развитии детских взаимоотношений выполняют общение и игра? 4. Укажите, чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения со взрослыми? Литература Основная литература 1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – С. 181-201.
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976. – С. 5-18. 3. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 1969. 4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997. 5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 5-24. 6. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 29-51. 7. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 140-150. 8. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. 9. Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод. рекоменд. к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996. 10. Реан А.А., Коломинская Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. Дополнительная литература 1. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. – М., 1927. 2. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. – М.; Л., 1931. 3. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978. 4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. 5. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников // Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978. 6. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|