Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к проведению обследования группы детей с целью выявить личностный статус ребенка в группе




Для анализа взаимоотношений в группе не всегда достаточно иметь данные о принадлежности ребенка к той или иной социометрической подгруппе. Получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в группе детей, более точно (а не вероятностно, как в других методиках) определить статус каждого члена группы позволяет предлагаемая ниже методика. В ходе ее выполнения ребенок «распределяет по двум домам» (серый и красный) всех детей группы в зависимости от симпатии или антипатии. Методика позволяет определить: 1. отношение каждого ребенка ко всем детям группы; 2. представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы; 3. каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка).

Выделяются дети особенно приятные и неприятные для каждого из сверстников; можно также узнать, что именно нравится или не нравится детям друг в друге, выяснив аргументы ребенка в защиту «распределения по домам» других детей и многое другое.

Обследование рекомендуется проводить человеком незнакомым или мало знакомым детям.

Методика разработана для анализа взаимоотношений детей 5-6 лет внутри группы детского сада. Если группа разновозрастная, то младшие дети являются пассивными участниками эксперимента, то есть материалы от них не получают, а материалы о них наличествуют (от старших детей), причем материалы свидетельствуют не только об отношении старших к младшим, но и о самих малышах.

Эксперименты ведутся индивидуально. На обследование группы одним экспериментатором затрачивается два-три дня, на обработку материала и подготовку рекомендаций значительно больше времени.

Подготовка к обследованию. Для удобства проведения обследования и облегчения последующей обработки материала необходимо заранее подготовиться к эксперименту, четко соблюдать выработанную форму ведения протокола и определенную последовательность самой обработки.

1. Вначале экспериментатор берет у воспитателя список детей группы и переписывает его на горизонтально разлинованный лист в следующем порядке: сначала старшие дети, потом младшие (если группа разновозрастная); внутри каждой подгруппы записываются сначала девочки, затем мальчики. Если группа одновозрастная, то дети делятся по полу. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, то в списке их надо поместить рядом. В списке сначала записывают имя ребенка, затем фамилию, чтобы, расспрашивая у ребенка о других детях, называть фамилию только тогда, когда требуется уточнить, о каком именно ребенке идет речь. Весь список заново нумеруют.

2. Заготавливают картон, обклеенный прозрачной пленкой со схематическим рисунком: два дома рядом – красный и серый.

3. Для протоколов берут листы бумаги (по количеству детей группы), также горизонтально разлинованные. Разлиновка и нумерация линеек протоколов и списка детей должны быть одинаковыми.

Сверху записывают имя и фамилию ребенка, а в строке напротив его фамилии в списке либо делают яркий прочерк, либо пишут во всю строку: «сам ребенок». На каждом протоколе ставится дата проведения эксперимента, номер и адрес детского сада, фамилия ведущего обследование.

Каждый лист протокола разделен вертикальными линиями на четыре части. Первая часть разделена, в свою очередь, на три более узкие вертикальные графы. Над ними проставляются цифры 1, 2, 3. В первой графе отмечают симпатии и антипатии обследуемого ребенка относительно всех детей группы, во второй – симпатии и антипатии детей к этому ребенку, в третьей – предположения этого же ребенка по поводу того, кто из детей группы его любит, а кто нет.

Симпатии (или предположения о них) всегда отмечаются штриховкой (для большей наглядности в графе 1 – штриховка вертикальная, в графе 2 - горизонтальная, в графе 3 – косая), антипатии – точками. В случае особых симпатий или антипатий ребенка к другим детям штриховку или точку обводят кружочком.

Широкие полосы предназначены для фиксирования высказываний детей. В первой из них записывают аргументы по поводу графы 1, во второй – по поводу графы 2, в третьей – по поводу графы 3.

Ход обследования. Вызывают любого ребенка группы. Взрослый показывает два дома и говорит: «Мы сейчас с тобой поиграем. Пусть как будто бы ты переехал в большой красивый красный дом. В этом доме ты самый-самый главный. Можешь поселить сюда же и детей своей группы, кого захочешь. А кого не захочешь, можешь поселить в другой, серый, не очень красивый дом». Обычно дети сразу же включаются в игру и называют двух-трех друзей, которых им хотелось бы прежде всего поселить в «свой» дом.

Экспериментатор, подложив приготовленный протокол к списку детей, чтобы совпала нумерация горизонтальных линеек, делает в первой графе напротив имен детей, названных первыми, необходимые пометки – штрихует и обводит дополнительно это место в протоколе.

Затем взрослый говорит: «Я еще совсем не знаю ваших детей, поэтому объясни мне, почему ты хочешь, чтобы (Оля, Валя, Сережа) жили в твоем доме?» Обычно ребенок охотно объясняет, экспериментатор дословно записывает его аргумент в первую широкую полосу протокола против соответствующего имени.

Далее экспериментатор спрашивает: «А кого бы ты не хотел поселить в свой красный дом, а отправил бы в серый?» Ребенок также обычно называет 2-3 имени. Экспериментатор в соответствующих местах протокола ставит точки и обводит их, а затем снова спрашивает: «А почему ты поселил бы … (Таню, Колю) в серый дом?» Аргументы записываются в той же широкой полосе в соответствующих местах.

После этого ребенка спрашивают: «А куда бы ты поселил …» и называют по списку остальных детей группы. В соответствующих местах протокола делают необходимые пометки (штриховка или точка). Если ребенок сам хочет объяснить, почему он того или иного ребенка поселит в красный или серый дом, то экспериментатор тут же записывает его аргумент в первой широкой полосе. После того как экспериментатор побеседует со всеми детьми группы, в каждый протокол из других протоколов вносят данные всех детей группы. Эти данные заносятся в графу 2. В следующую широкую полосу переписывают из всех остальных протоколов аргументы, почему данного ребенка отправлял тот или иной член группы в красный или серый дом. Это дает возможность определить не только отношение всех детей группы к данному ребенку, но и взаимны ли симпатии детей группы и данного ребенка.

Не раньше, чем на следующий день, вторично приглашают на эксперимент каждого ребенка. На сей раз детям говорят: «Я поиграла со всеми, и все, как и ты, распределили детей по домам. Как ты думаешь, кто из детей взял тебя в свой красный дом, а кто, может быть, поселил в серый?» Зачитывается список детей по порядку, и все, что предполагает ребенок, фиксируется в графе 3 протокола. Если ребенок предполагает, что его взяли в красный дом, в графе 3 делают штриховку, если в серый – ставят точку.

Если предположения ребенка не оправдываются (сравнить с зафиксированными в графе 2 высказываниями других детей), то ребенка спрашивают, почему он думает, что его отправят в тот или иной дом. Ответ фиксируют в последней широкой полосе. Если в своем предположении ребенок ошибается не в свою пользу, думая, что другой не возьмет его в свой дом, экспериментатор говорит: «Ты ошибся… Оля взяла тебя в свой красный дом и сказала … (зачитывается аргумент Оли)». Обычно дети в таких случаях радуются и смущаются. Такое ведение эксперимента позволяет сразу же осуществлять элемент коррекции. Если оправдалось неприятное предположение, то экспериментатор без дополнительных разговоров переходит к вопросу о следующем ребенке.

Эксперимент с каждым ребенком в первый раз продолжается 7-10 минут, во второй – 4-5 минут.

Варианты межличностных связей. Существует 8 различных сочетаний выделенных трех параметров. Эти варианты таковы:

ребенок симпатизирует другому, уверен во взаимной симпатии и действительно ее имеет
ребенок симпатизирует другому, но думает, что взаимной симпатии нет, хотя ошибается в этом
ребенок симпатизирует другому, уверен во взаимной симпатии, хотя в действительности ее нет
ребенок симпатизирует другому, предполагает, что тот его не любит, что соответствует действительности
ребенок не любит другого, но предполагает, что тот его любит, и это действительно так
ребенок не любит другого, предполагает, что и тот его не любит, но ошибается в этом
ребенок не любит другого, предполагает, что сам ему нравится, хотя в действительности это не так
ребенок не любит другого, предполагает, что и тот ему не симпатизирует, что справедливо

Обработка экспериментальных данных. После проведения обследования всех детей группы подсчитывают количество положительных выборов (в красный дом) по всем трем графам. Под каждой графой ставят соответствующую цифру. Рядом, внизу, проставляется сумма совпадений (взаимных выборов) граф 1 и 2. Затем суммируются положительные совпадения по графам 2 и 3; 1 и 3; 1, 2, 3.

Таким образом, в протоколе каждого ребенка подсчитывают 7 параметров (баллы):

1. Количество выборов самого ребенка (графа 1).

2. Количество выборов этого ребенка другими детьми (графа 2).

3. Количество предполагаемых ребенком выборов его другими детьми (графа 3).

4. Количество взаимных выборов (графы 1 и 2).

5. Количество совпадений реальных и предполагаемых выборов (графы 2 и 3).

6. Количество совпадений собственных и предполагаемых выборов (графы 1 и 3).

7. Количество взаимных и предполагаемых выборов (графы 1, 2, 3).

Число совпадений выборов в двух или трех графах всегда меньше количества выборов в каждой из трех граф. Полных совпадений не бывает совсем. Иногда у некоторых детей эти совпадения (и несовпадения) колеблются не очень сильно, иногда они велики – к сожалению, симпатии расходятся (не те выбирают, которых любит сам ребенок, и сам ребенок выбирает не тех, которые любят его).

На следующем этапе обработки все баллы каждого ребенка переводятся в уровни – высокий, средний, низкий (в, с, н).

Если деление на уровни приходится делать с некоторой натяжкой, то рядом с основной буквой, обозначающей уровень, проставляют маленькую дополнительную букву, указывающую, к какому уровню тяготеет тот или иной показатель. Например, если к высокому, то дополнительно ставят букву «в» - Св; если к низкому, то «н» - Сн, а тем детям, которые получили наибольшее или наименьшее количество баллов в группе, ставят дополнительно значки + или -, то есть В+ или Н-.

Все это переносят в первоначальный список детей группы – сначала против каждой фамилии все баллы, затем тут же в строке все уровни.

Дети, попавшие по всем параметрам (или большинству параметров) в высшую группу, хорошо, уверенно чувствуют себя среди сверстников, они любят сами, любимы другими, да к тому же и уверены в хорошем к себе отношении других детей группы.

Дети, попадающие всегда (или часто) в самую неблагополучную группу, требуют пристального внимания и быстрейшей помощи со стороны воспитателя.

Особый интерес представляют дети, которые по одним параметрам вошли в наиболее благополучную группу, а по другим – в самую неблагополучную группу.

На основе полученных данных можно составить предварительные представления о положении каждого ребенка в группе и познакомить с ними воспитателей и родителей, ибо уже теперь, на данном уровне обработки материалов обследования можно указать на конкретные болевые точки каждого ребенка группы.

Аня – самый неблагополучный ребенок. Ее не любят многие дети, сама она тоже часто к детям относится отрицательно и весьма неадекватно оценивает отношение сверстников к себе.

Алешу трудно отнести к благополучным или неблагополучным детям, но вовсе не оттого, что дети его не любят или что он сам к ним плохо относится – и в том и в другом случае все достаточно хорошо, но оказалось, что он крайне не уверен в симпатиях к себе других детей группы.

А вот Алина, будучи очень привлекательной для других детей (наивысший из возможных баллов), вполне уверенная в хорошем отношении детей к ней, сама по количеству избранных ею детей получила наименьший балл, такой же, как у Ани.

Эти чисто количественные показатели хотя и полезны для первоначального этапа анализа, однако годны лишь для самой грубой ориентировки в проблемах взаимоотношений детей.

Уточнение предварительного представления о положении каждого ребенка в группе дает анализ аргументов детей по поводу своих выборов. Анализируя детские аргументы, можно узнать, почему каждый ребенок приятен или неприятен сверстнику.

Аргументы характеризуют как других детей, так и самого ребенка. В этом плане они говорят об осознании отношения ребенка к тому или иному члену группы; о ценностях, присущих каждому ребенку; о форме вербализации при оценке сверстников – лаконичная или развернутая, однообразная или разнообразная, обобщенная или ситуативная, однозначная или неоднозначная (поселяет сверстника в красный дом, но указывает на его отрицательные черты, а при отправке в серый дом – на положительные), самостоятельная или заимствованная у взрослых или других детей; об активной или пассивной позиции самого ребенка и т.д.

На основе протоколов и таблицы с указанием уровней рекомендуется составлять характеристики. Они помогут определить реальное положение каждого ребенка среди сверстников, некоторые пути индивидуальных программ коррекции неудачно сложившихся к данному моменту взаимоотношений между детьми.

Составляя характеристику, выделяем только один, но наиболее существенный для данной работы параметр – социально-психологическое положение ребенка в группе (хотя материала для более разносторонней характеристики имеется достаточно в тех же протоколах).

Характеристика должна быть краткой, четкой, чтобы воспитателю было удобно пользоваться ею в работе с воспитанником и его родителями, которых необходимо активно подключать к коррекции взаимоотношений ребенка с другими детьми.

Надо помнить, что как низкие, так и высокие показатели отражают ценностную ориентацию на определенные качества детей, сформированную в данной группе, что хотя она чаще всего и совпадает с общими ценными ориентациями, однако может быть весьма далека от них.

При особо высоких показателях необходимо вскрыть причины популярности ребенка и определить ценностные ориентации в данной группе детей. Если высокие оценки соответствуют объективно нравственным качествам, необходимо продумать роль этого ребенка в коррекции межличностных отношений в группе. Следует очень внимательно проанализировать нравственные качества этого благополучного ребенка, поскольку они непроизвольно становятся мерилом нравственности в группе, и если признание ребенка группой базируется на ложных ценностях, необходима серьезная работа, корректирующая нравственную обстановку в группе.

Если у ребенка низкие показатели, необходимо найти какую-либо сильную его сторону (качество) и именно ее пропагандировать среди детей. Если такую сторону обнаружить не удается, можно ее придумать, с тем чтобы ребенок сам захотел и смог ее оправдать, помочь ему в этом.

В характеристике желательно отразить:

1. Место ребенка среди всех детей группы, а также среди детей своего пола.

2. Скольких детей и кого конкретно любит (не любит); кого из них особенно, за что (сослаться на соответствующие аргументы самого ребенка).

3. Сколько детей и кто конкретно любит (не любит) данного ребенка; кто особенно хорошо или плохо к нему относится, за что другие дети его любят или не любят (аргументы из протокола).

4. Симпатии и антипатии. Аргументы по этому поводу.

5. Предположения об отношении к нему других детей (адекватность, неадекватность – завышенная, заниженная самооценка) с конкретным указанием на того или иного члена группы и использованием высказываний самого ребенка.

6. Конкретные рекомендации, которые должны строиться как в направлении от самого ребенка к другим детям, так и в направлении других детей к этому ребенку. Они должны быть адресованы в первую очередь воспитателям и родителям данного ребенка. В рекомендации следует отразить стратегию исправления, снятия негативного отношения данного ребенка к другим детям, в первую очередь к тем, кто к нему хорошо относится; указать, пути снятия негативного отношения других детей к нему, исходя из того, чтó они высказывали по поводу данного ребенка и как он сам себя оценивал. Аргументы детей дают для этого достаточный материал. Следует отметить, кого из детей группы можно привлечь к участию в коррекции взаимоотношений данного ребенка с другими детьми и как это сделать.

В рекомендациях желательно по возможности полно использовать все, что зафиксировано в протоколе, например взаимоотношения ребенка с детьми своего или противоположного пола, включение данного ребенка в какие-то детские группировки. Это могут быть сведения о том, как ребенок идет на контакт (формально или не формально), сильна ли у ребенка ориентировка на оценку взрослого.

Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод. рекоменд. к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – С. 73-86.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...