Обзор диагностических методик, используемых для изучения детско-родительских отношений в диаде «ребенок - родители»
1. Тест аттитюдов детей (проективная методика исследования личности). Стимульный материал представляет собой 10 стандартных таблиц-рисунков. На каждом рисунке изображен ребенок, который вступает в контакт с другим человеком. Последний изображен не полностью, представлен лишь фрагмент его тела. После предъявления картинки ребенку задается вопрос: «Кому принадлежит рука, оказывающая помощь или препятствующая чему-либо». 2. Тест детской апперцепции - САТ (проективная методика исследования личности, опубликована в 1949 г., предназначена для детей 4-10 лет). Стимульный материал – 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, выполняющие человеческие действия (см.: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – С. 62-65). 3. Тест семейных установок Джексона (проективная методика исследования личности, опубликована в 1952 г., предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет). Используется для изучения установок детей к родителям, родственникам, к самим себе. Стимульный материал – 6 стандартных таблиц с изображением критических для ребенка сцен семейной жизни. 4. Методика Рене Жиля (проективная методика исследования личности, опубликована в 1959 г.). Используется для изучения системы личностных отношений ребенка с окружающими. Стимульный материал – 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые; тестовые задания для выявления особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, затрагивающих отношения ребенка с другими людьми (см.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. сост. Н.А. Волкова. – Петрозаводск, 1992).
5. Тест семейных отношений (проективная методика исследования личности, авторы Д. Антони и Е. Бине, опубликована в 1957 г., есть варианты для детей 4-6 и 6-10 лет). Цель: изучение отношения ребенка к ближайшим родственникам, к самому себе. Стимульный материал – контуры фигур людей, обозначающих членов семьи ребенка, набор карточек с эмоционально-положительными и эмоционально-отрицательными высказываниями. Тест проводится по типу игры в «Почту» (см.: Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – С. 50-65). 6. Системный тест семьи (опубликован в 1986 г.). Используется для изучения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи. Стимульный материал – доска, разделенная на 81 квадрат, условные фигурки, изображающие членов семьи, на фигурках условно нанесены точками глаза; кубики разной высоты. Ребенок произвольно размещает фигурки на доске. 7. Тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс). Стимульный материал – 10 сказок, конец которых должен придумать сам ребенок (см.: Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. – Тюмень, 1996). 8. «Два домика». Стимульный материал: на стандартном листе бумаги вверху изображен стандартный многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом, внизу – два домика: один чуть больше, красивый, может быть украшен цветами красного цвета, рядом – менее нарядный, нарисован простым карандашом и меньшего размера. Ребенок должен поселить членов своей семьи в нижние домики (интерпретацию теста см.: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – С. 48-50). 9. Кинетический рисунок семьи. Стимульный материал: 1-й вариант – белая бумага 15х20 или 21х29, карандаш, резинка; 2-й вариант – белая бумага, 6 цветных карандашей, резинка. Существуют различные варианты инструкции ребенку: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом», «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь», «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа», «Нарисуй свою семью в виде символа, который выражает особенности вашей семьи». После рисования ребенку задаются вопросы по поводу изображенного и 6 проблемных ситуаций. С правилами психологического истолкования теста можно познакомиться в следующих источниках:
1. Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. – М., 1995. 2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. 3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. 5. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. – М., 1998. 6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. 7. Диагностическая методика «Почта» (модификация теста семейных отношений) (см.: Обруч. – 1999. - № 5. – С. 11-13). 8. Интерпретативный тест «Грустная мама» (см.: Обруч. – 1999. - № 5. – С. 13). 9. Игра-тест «День рождения» (см.: Обруч. – 2000. – №. 3. - С. 12). 10. Проективные игровые методики (см.: Обруч. – 1988. - № 4. – С. 8-11.) 11. Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи (см.: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 386-389). Обзор диагностических методик, используемых для изучения детско-родительских отношений в диаде «родители - ребенок» 1. Методика измерения родительских установок и реакций (РА). Авторы: Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Цель: изучение установок родителей на воспитание ребенка, отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (см.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992. – С. 188-198). 2. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ). Авторы: Э.Г. Эйдемиллер. Цель: выявление нарушений во взаимоотношениях родителей и ребенка и их причин (см.: Детская психодиагностика и профориентация / Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону, 1999. – С. 289-301). 3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин. Цель: изучение особенностей родительской позиции по отношению к своему ребенку (см.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. – С. 328-334).
4. Шкала степени отверженности ребенка в семье (см.: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 391-399). 5. Опросник для родителей «Типы воспитания в семье» (см.: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 401-409). 6. Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (см.: Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – С. 29-49). Для изучения родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений используется также непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей в продуктивной, игровой деятельности (например, совместное рисование родителя и ребенка), изучение рассказов родителей о реальном взаимодействии с ребенком, которое они дают в ходе групповой работы, анализ родительских сочинений «Мой ребенок», методика «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной, самоанализ родителями характера общения с ребенком (например, шкала общения родителей с ребенком А.И. Баркан). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте основные понятия, которые используются для анализа детско-родительских отношений. 2. Как вы понимаете понятия «хорошие» и «плохие» родители? 3. Какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье, многодетной семье и семье с единственным ребенком? Литература Основная литература 1. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1987. 2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. 3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. 4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001. 5. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. 6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. - Т. 2. 7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М., 2000. 9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. Дополнительная литература 1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996. 2. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. 3. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. 4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. 5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. 6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. 7. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. – СПб., 1997. 8. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|