Коррекция «непопулярности» ребенка в группе сверстников
Я.Л. Коломинский дифференцированно сформулировал корректирующие воздействия в зависимости от причины непопулярности ребенка и выделил следующие предметы коррекционной работы. «Симптом малообщительности» - для ребенка характерно стремление к уединению, отсутствие длительных контактов с другими детьми, неучастие в игровых объединениях. Содержание корректирующих воздействий: § использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что может помочь ребенку эмоционально откликнуться на воспринимаемое; § предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров и конфликтов; § анализ литературных произведений, в ходе которого перед ребенком ставятся вопросы, при ответе на которые он подчеркивает особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга; § включение ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться [1]. Жесткая фиксация позиционных ролей «подчиненного» или «руководителя» во всех видах деятельности, в общении. Основное направление коррекционной работы – «расшатывание» или снятие симптома фиксации ролей, создание условий, когда каждый ребенок может быть как ведущим, так и ведомым. Педагог должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчиненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать их заметными для всех сверстников. Дефекты операциональной стороны игровой деятельности выражаются в неразвитости игровых умений и навыков, в невладении положительными способами сотрудничества, в неадекватности способов игровых действий (излишней медлительности, двигательном беспокойстве, моторной импульсивности и т.д.). Основные направления коррекционной работы:
§ обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, к содержанию игровых действий, к последовательности, к игровым умениям сверстников, к их веселому настроению; § обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий; формирование умений сосредоточиваться на своей роли; стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру. У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импульсивным содержанием, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других партнеров. А для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые позволили бы им управлять своим двигательным беспокойством. Эффективным приемом будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими развернутыми сюжетами, требующими высокого сосредоточения. «Дети-нелюдимы». Для них характерны искажения в мотивационной сфере (отсутствие или невыраженность игровых мотивов). На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизировать очень осторожно, выявляя партнеров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию. Доминирование авторитарных эгоистических тенденций. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общительны. Но их стремление к игре мотивируется личностной установкой «быть первым, главным; не играть, а выигрывать». Эгоистические мотивы могут быть выражены как в открытой форме, так и в скрытой, завуалированной. Основное направление коррекционной работы – установление гармонии между личностно значимыми и общественно ценными мотивами деятельности. Для этого целесообразна тактика включения дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. При этом могут быть использованы приемы «помощь другу», «помощь своей группе», «судья конфликта».
«Комплекс Золушки». Для детей характерно негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, безразличие к себе, небрежность внешнего вида, равнодушие в делах, отрешенность. Содержание коррекционной работы: переориентирование самовосприятия ребенка (вызвать интерес к своему внешнему виду, к одежде, прическе, к личностным достоинствам и т.д.), включение ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя, активно-положительное отношение педагога к ребенку и демонстрация самому ребенку его положительных качеств. Симптом открыто конфликтного поведения. Содержание коррекционных воздействий: § обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов; § упражнение в применении этически ценных норм взаимоотношений, обучение использованию приемлемых способов разрешения конфликтов; § поощрение и положительная оценка доброжелательного отношения к сверстникам, стремления сдержать агрессию по отношению к окружающим. «Симптом антилидерства». Ребенок-антилидер пользуется авторитетом, используя физическую силу, угрозы, подкуп, обман и т.д., ведет себя шумно, недоброжелательно, действия часто носят деструктивный характер. Содержание коррекционной работы: § использование сказкотерапии, игровой терапии для осмысления ребенком негативных форм поведения; § упражнение в этически ценных формах общения, поведения, которое никого не унижало бы, не приводило бы к конфликтам;
§ изменение социальных установок ребенка: формирование субъектного отношения к сверстнику; § развитие социально-перцептивных качеств. «Симптом усталости». Появляется как защитная реакция и выражается в приступах усталости; ребенок чувствует глубокое и полное истощение, свою незащищенность и бессилие, которое выражается в плаче. Стратегия коррекционных воздействий: педагог должен помочь ребенку успокоиться, избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности. Таковы основные предметы коррекции непопулярности ребенка, выделенные Я.Л. Коломинским. Трудности в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста были проанализированы в исследовании А.А. Рояк, которая выделила следующие группы таких детей: 1. Малообщительные дети. В эту группу входят: § те, кто первоначально стремится к общению, позже отходит от него при недостаточно доброжелательном отношении сверстников; § те, кто первоначально стремится к общению, но позже отходит от него несмотря на доброжелательное отношение сверстников; § те, кто с момента прихода в группу не стремится к общению со сверстниками и с которыми сверстники не стремятся общаться. 2. Открыто конфликтующие дети. В эту группу входят: § те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники активно не принимают в игру; § те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, с которыми стремятся вступить в контакт и сверстники, но их общение сопровождается частыми конфликтами [3]. А.А. Рояк выделила следующие причины трудностей во взаимоотношениях со сверстниками: 1. у малообщительных детей; § отсутствие достаточно развитых игровых умений; § малая подвижность ребенка; § отказ от общения в связи с невозможностью реализовать какую-то свою индивидуальную потребность; § недостаточно развитая потребность в общении; 2. у открыто конфликтующих детей: § в первой подгруппе это неумение управлять своим поведением, что приводит к дезорганизации игр; отсутствие достаточно развитых игровых умений, умений строить взаимоотношения с детьми;
§ во второй подгруппе это неправильно сформированные мотивы общения (преобладание эгоистических мотивов). Таким образом, трудности в общении со сверстниками у малообщительных и открыто конфликтующих детей связаны либо с операциональной, либо с мотивационной стороной деятельности. Соответственно, коррекционные воздействия должны учитывать причины имеющихся трудностей и могут быть направлены на формирование игровых, коммуникативных умений, произвольности поведения или на преодоление эгоистических мотивов общения со сверстниками. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как вы понимаете взаимосвязь коррекции и развития? 2. Почему коррекционно-развивающая работа должна проводиться в соответствии с определенной программой? 3. Познакомьтесь с порциальными образовательными программами для дошкольников, раскрывающими различные аспекты социального развития ребенка: § «Я, ты, мы» - программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста (авторы Р. Стеркина, О. Князева). См.: Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7. – С. 2-16. § «Открой себя» - программа развития самосознания дошкольников в речевой активности (автор Е.В. Рылеева). – М., 1999. § Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (авторы: Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). - СПб., 1998. § «Я - человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру (автор С.А. Козлова). – М., 1996. § «Дружные ребята» (авторский коллектив под руководством Р.С. Буре) // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С. Буре. – М., 1997. § «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторы С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). – М., 1999. Покажите, как можно использовать содержание данных программ в работе с детьми, занимающими неблагоприятное положение среди сверстников, а также с детской группой, имеющей неблагоприятную статусную структуру. 4. Познакомьтесь с методическими материалами коррекционно-развивающей работы с «трудными» детьми: § Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. – Минск, 1990. § Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1980. § Шишова Т. Застенчивый невидимка. – М., 1997. § Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. – Ярославль, 2000. § Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству. – СПб., 1998 § Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996. § Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
§ Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., 2000. – С. 165-223. Покажите, как можно использовать содержание данных материалов в работе с детьми, имеющими низкий социометрический статус в группе сверстников. 5. Познакомьтесь с методическими материалами по воспитанию культуры поведения и общения у дошкольников: § Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997. § Пикулева Н. Слово на ладошке. – М., 1994. § Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2000. § Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2000. § Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. – С. 41-44. § Малетина Н. Комплименты? Да! Учим детей говорить комплименты, одобрять // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 4. – С. 19-25. § Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11. - С. 10-13. § Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10, 11. § Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 2. - С. 4-13. § Смирнова Е., Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3. – С. 7-10. Покажите, как можно использовать содержание данных материалов в работе с детской группой и детьми, занимающими неблагоприятное положение среди сверстников. Литература Основная литература 1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. 2. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. 3. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1974. - № 4. 4. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. Дополнительная литература 1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., 1993. 2. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М., 1990. 3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. – М., 2001. 4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб., 1998. 7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994. 8. Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. – М., 2001. 9. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. – М., 1996. 10. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. – М., 2001. 11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. 12. Стрелкова Л. Войди в тридесятое царство. – М., 1995. 13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. 14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|