Родительская любовь к детям
Вопросы для обсуждения 1. Основные характеристики родительской любви. Виды родительской любви. 2. Мотивы воспитательной деятельности родителей. 3. Способы выражения любви к детям. 4. Сформулируйте свою точку зрения на следующие вопросы: § Любить и выражать любовь – в чем разница? § Что такое «эмоциональный резервуар ребенка»? § Проблема приватности между членами семьи. Литература 1. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992. – С. 19-25. 2. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Б о д а л е в а. – М., 1989. – Гл. 1. 3. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. – Гл. 2. 4. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994. – С. 226-228. Занятие 2 Факторы, влияющие на отношение матери к ребенку Вопросы для обсуждения 1. Материнство как психологический феномен. 2. Классификации различных типов отношения матери к ребенку. 3. Мотив рождения ребенка как фактор его эмоционального неприятия. 4. Этапы формирования субъектного отношения матери к ребенку. 5. Психологическое проектирование в отношениях матери и ребенка. Литература Основная литература 1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. С м и р н о в о й. – М., 2001. – С. 111-120. 2. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношения между матерью и ребенком // Вопросы психологии. – 2000. - № 3. – С. 67-81. 3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999. – С. 10-12. 4. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. – Т. 1. - С. 27-33, 95-101. 5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. – С. 282-308. Дополнительная литература 1. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. – Т. 2. - С. 34-38.
2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – С. 47-49. 3. Детство: Педагогический альманах «У родного очага». - СПб., 1999. – С. 77-93. 4. Искольдский Н. В. Исследования привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. – 1985. - № 6. Занятие 3 Нарушение семейных взаимоотношений как фактор возникновения аномалий в формировании личности ребенка в детском возрасте Вопросы для обсуждения 1. Особенности родительской любви как фактор аномалий личностного развития ребенка. 2. Нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание как причина неврозов. Особенности социально-психологической структуры семьи, в которой дети страдают невротическими расстройствами. 3. Избирательная чувствительность детей к негативным отношениям родителей. 4. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование психологического пола ребенка. Литература 1. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб., 1996. – С. 15-43. 2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993. – С. 114-133. 3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – С. 6-10, 14-15, 178-180. 4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1983. – С. 70-137. 5. Овчарова Р.В. Семейная академия. – М., 1996. – С. 85-89. МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ Марина ПАНФИЛОВА, психолог Центра практической психологии «Катарсис», Москва Тест для родителей Помните, что к тестовым заданиям нужно подходить постепенно. Лучше начать с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним. Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка): «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой». Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку. «Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри кружка. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении. Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их: «Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать стульчики». Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать стульчики, иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализ результатов Потребность в общении: а) используются все стульчики или добавляются новые — желает общаться в широком кругу; б) стульчики убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу; в) выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении.
Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения. Значимость социального окружения: а) количественное преобладание взрослых, детей или предметов — наличие опыта общения с ними; б) половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин; в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении. Анализируя результаты, необходимо учитывать, что тест-игра является скорее вспомогательным средством. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие соцпробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методика Рене Жиля, игра «Секрет», социометрические опросники и т.п.). Обруч. – 2000. – № 3. – С. 12. Марина ГУСЕВА В семье самая младшая «Обруч» часто и с удовольствием ходит в гости. Но в «такие гости» нас пригласили в первый раз. Хозяйка – трехлетняя Настя - рассказывает о себе и о тех, кого больше всего любит: «Меня зовут Настенька. Я понимаю, что в семье я самая младшая, и мне это не очень нравится. Ведь я уже знаю буквы и цифры, умею отгадывать загадки и читать наизусть стихи. Умею подметать и стирать, сама купаю своих кукол. Люблю задавать вопросы, но взрослые не всегда могут на них ответить. Вот например: никто не может объяснить, почему Хрюша летает, взяв в лапы два перышка жар-птицы, а я с почти такими же двумя перышками в руках падаю со стула. Моя мечта – скорее стать взрослой и делать все, что захочу». Для изучения особенностей отношений Насти с близкими ей людьми воспользуемся проективными игровыми методиками. Нам понадобится: Стимульный материал (основной): карточки с буквами, соответствующие первому звуку произносимого имени взрослого, находящегося в постоянном контакте с ребенком, и самого ребенка. (В нашем случае «В» - баба Валя, «Л» - баба Лида, «С» - дедушка Саша, «Д» - папа Дима, «М» - мама Маша, «Б» - «большая баба», «Н» - Настя.)
Изображения лиц, рисунки, отражающие разное эмоциональное состояние - недовольство, радость, грусть, удивление, смех и т.д. (всего 12 позиций). Дополнительный материал: вырезанные из картона два домика (дачный и стандартный городской); три вагончика, каждый с одним окошком, в котором умещаются лишь два изображения; легковая машина с двумя окошками для двух лиц; стол со стульями, на которых будут сидеть гости и хозяева. Подготовка к занятиям: 1. Задайте ребенку вопрос: «С какой буквы начинается слово "мама"?», найдите вместе с ним соответствующую карточку и отложите ее в сторону. Затем предложите ему выбрать буквы, соответствующие именам взрослых и своему собственному имени. 2. Рассмотрите с ребенком рисунки с изображением лиц, передающих разные эмоциональные состояния. Спросите, что означает каждое выражение лица (это надо делать в несколько приемов). Предложите ребенку выбрать выражение, которое соответствует маме, затем — папе и т. д. (Каждый раз нужно давать ребенку лист с набором всех 12 изображений.) 3. Вместе с ребенком наклейте выбранные изображения на соответствующие буквы, через 2—3 дня вернитесь к этим фигурам и спросите у него, кто есть кто и что он может сказать о каждом. Полученные фигурки с изображением конкретных людей вводятся в следующие игровые ситуации: «Поездка на дачу» Рассмотрите вместе с ребенком фотографии летнего отдыха. Вспомните, как хорошо было летом на даче. Спросите ребенка: кто жил на даче?, Что там делали?, Как отдыхали? Напомните наиболее интересные события дачной жизни. Предложите ребенку вместе поехать на дачу. Задайте вопросы: на чем можно поехать на дачу?, На чем бы он хотел поехать?, Кого возьмет с собой? (Если ехать на электричке — можно взять всех желающих, если на машине — только троих, считая шофера.)
«Путешествие по реке» Рассмотрите с ребенком кораблик, вырезанный из картона. Обратите внимание на то, какой он красивый. Где палуба, где каюта? Зачем вообще нужны корабли? Предложите ребенку отправиться в путешествие по реке. Кого он возьмет с собой, если есть лишь три билета на три свободных места? «У куклы день рождения» Сегодня у куклы день рождения. Рассмотрите с ребенком изображение стола, накрытого скатертью. Спросите ребенка, кого кукла пригласит на свой праздник и кто из гостей где сядет? «У мамы день рождения» Мама пригласила в гости подругу, старшую сестру и ее мужа. Три человека (в нашем случае — мама, папа и бабушка Лида) уже заняли свои места. Куда сядут остальные члены семьи? Попросите ребенка разместить гостей и всех остальных домочадцев, а также найти себе место за праздничным столом.
«Семья переехала в новый дом» Здесь каждый будет жить в своей квартире. Всего в доме их шесть. Предложите ребенку разместить в доме всех родных и выбрать квартиру для себя. Представленные проективные методики позволяют исследовать межличностные отношения ребенка, его социальную приспособленность и взаимоотношения с окружающими. Здесь можно выделить 5 признаков: § отношение к матери; § отношение к отцу; § отношение к матери и отцу как семейной чете; § отношение к бабушкам; § отношение к дедушке. Результаты исследования социальной приспособленности и взаимоотношения с членами семьи у Насти. Наибольшее количество «выборов» получила мама. Настя отдала ей предпочтение во всех ситуациях. Мама для нее желанна и потому, что мама, и потому, что главным ее качеством является принятие ребенка. Принятие — это безусловное положительное отношение к Насте, к ее индивидуальности независимо от того, радует она ее в данный момент или нет. Мама понимает дочь, умеет видеть ее «изнутри», тонко чувствует ее настроение, уважает ее интересы, привязанности, мнения. Мама для Насти выступает как субъект обучающего общения, субъект деятельности. Они совместно играют, трудятся, рисуют, читают, советуются и делают подарки близким людям, обсуждают прошедшие или предстоящие дела. Мама может на минуту стать как Настя — ребенком (играть, петь, танцевать, хохотать), а Настя может вести себя с мамой как взрослая (учить маму тому, что умеет сама, например придумывать сказки...). Все это и определяет эмоционально-положительное отношение ребенка к маме. Не случайно девочка в играх отождествляет себя с мамой и старается во всем ей подражать. Несколько иной результат получил папа. Настя выбрала его в ситуациях «своей семьи»: «Переезд в новый дом», «У Насти день рождения», «У мамы день рождения». Интересно, что девочка расположила фигуры следующим образом: Настя — мама — папа. Помещая маму в среднюю позицию, Настя непроизвольно отделяет себя от отца. В таком же порядке расположены фигуры и на всех ее рисунках. Объяснить это можно следующим образом: папа в общении с дочерью занимает позицию «сверху», основанную на указаниях, предписаниях и директивах. Он больше обращает внимание на дочь, когда надо «запретить», «отстранить», «сделать замечание». Известно, что отрицательная реакция взрослого на действия ребенка приводит к снижению социальной активности последнего. Папа пользуется авторитетом, но душевного комфорта от общения с ним дочь не испытывает. Бабу Валю Настя выбрала в игровых ситуациях «Поездка на дачу» (на электричке) и «У куклы день рождения». Таким образом, Настя приближает бабу Валю к себе (испытывает потребность в эмоциональной близости с ней), понимая, что семья бабы Вали — это другая семья и что к Насте баба Валя приезжает эпизодически. Баба Лида и дедушка Саша имеют выбор в тех случаях, когда в игровых ситуациях принимают участие более 2—3 фигур: «Поездка на дачу» (на электричке), «У мамы день рождения», «У куклы день рождения», «Переезд в новый дом». Настя любит их и считает частью своей семьи. Интересен результат выбора прабабушки («большой бабы»). Во всех игровых ситуациях Настя явно не отдавала ей предпочтения, но и не забывала про нее. Если места хватало для всех близких, то Настя располагала фигуру прабабушки рядом с фигурой бабы Лиды, а если места не было, то прабабушка оставалась дома с кем-то из взрослых. Но в ситуации «Поездка на дачу» (на электричке), где можно было разместить почти всех близких (три вагончика, в каждом по два человека, а у Насти родных — шесть человек и она седьмая), прабабушке места явно не было. Возникла проблемная ситуация, и решила ее Настя очень просто: в вагончике, где сидели мама и Настя, третьей оказалась «большая баба». По отношению к прабабушке Настя занимает позицию опекуна и в связи с этим выполняет определенную систему действий по оказанию помощи пожилому человеку. Можно предположить, что чем больше поколений принимает участие в воспитании ребенка, тем более он способен на сочувствие к окружающим. Обруч. – 1998. - № 4. – С. 8-11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|