Должность и обязанности агентов по печати и рекламе
В своей книге Walking the Tightrope покойный голливудский публицист Генри Роджерс суммирует обязанности агентов по печати и рекламе: "Когда я только начинал свою деятельность, я работал в бизнесе паблисити в качестве пресс- агента. Моя задача была очень простой — поместить имя своего клиента в статью". Он простодушно заявлял, что в 1939 г. солгал региональному (Западное побережье) редактору журнала Look по поводу "мифического" гардероба Риты Хейворт. Журнал посвятил свою обложку и 10 страниц фотографий совершенно неизвестной в те времена актрисе и ее наспех одолженным нарядам. В результате такого внимания со стороны ведущего общенационального журнала о начинающей актрисе заговорили в Голливуде, а киностудия Columbia Pictures продлила контракт с ней. Таким образом, можно утверждать, что успехи Риты Хейворт в начале ее творческой карьеры в немалой степени определялись ложью пресс- агента этой актрисы о величине и стоимости ее вымышленного гардероба. Пресс- агенты пытаются привлечь общественное внимание не просто для того, чтобы разъяснить общественности то или иное явление или событие. Паблисити является их главной стратегией. В своей деятельности они опираются на теорию создания повестки дня, которая гласит, что именно степень освещения в средствах массовой информации в конечном счете определяет относительную важность тех или иных событий и людей, которые находятся "на повестке дня" у общества. Коротко говоря, эту практику можно определить следующим образом. Обязанность агентов по печати и рекламе сводится к придумыванию различных историй и событий, которые могли бы привлечь внимание средств массовой информации и в результате запечатлеться в общественном сознании.
Освещение в прессе вовсе не обязательно должно быть позитивным. Например, объявление шведской фармацевтической компании Astra AB об увольнении главы американского отделения Astra, а также ряда других высокопоставленных сотрудников этого отделения получило широкое освещение в прессе. Уволенные сотрудники обвинялись в "групповых сексуальных извращениях" и растрате казенных средств. В шведском журнале Maanadens Affaaerer были приведены высказывания одного из членов правления Astra по поводу известности, которую компания приобрела благодаря этому скандалу: "Конечно, зарабатывать известность с помощью секс- скандалов - не лучший путь, но в Соединенных Штатах это помогло нам сделать себе имя, не прибегая к высоким затратам на рекламу".13 The New York Times приводит высказывание представителя компании Bruno Magli shoes (эта компания "прославилась" в связи с громким судебным разбирательством по делу О. Дж. Симпсона) в качестве примера аналогичных взглядов на "отрицательную популярность": "Это, конечно, не лучший способ зарабатывать себе популярность — зато вполне эффективный. Теперь о нашей обуви знает гораздо более широкий круг людей, чем раньше".14 Обязанности агентов по печати и рекламе играют важную роль в деятельности фирм звукозаписи, цирков, туристических аттракционов, киностудий, телевидения, фирм, занимающихся организацией концертов, и коммерческих предприятий, возглавляемых медиа- магнатами. Пресс- агенты играют важную роль в проведении политических кампаний и национальных съездов политических партий, к которым пытаются привлечь внимание широкой публики с помощью освещения в средствах массовой информации. Успешная деятельность пресс- агентов подарила нам легенды Дэви Крокетта и Халка Хогана; обеспечила широкую популярность автогонок Indianapolis 500 Memorial Day и соревнований Super Bowl, превратив их в события общенациональной значимости; превратила Майами- бич и Пуэрто- валларта в курорты международной категории; обозначила Disney World во Флориде и Euro Disney как престижные места проведения отпуска еще задолго до их открытия; и так разрекламировала сериал о Бэтмене и все диснеевские мультфильмы, что не посмотреть очередную серию или мультфильм означало прослыть человеком, безнадежно отставшим от жизни.
В соответствии с искренним высказыванием одного из агентов- ветеранов, "мы унижаемся перед всякими ничтожествами, зато имена наших клиентов появляются в прессе". Игра стоит свеч. Доходы музыкальной группы могут в гораздо большей степени зависеть от профессионализма пресс- агента, зарабатывающего популярность этой группе, чем от способностей ее исполнителей. Появление общественного деятеля в популярном ток-шоу, оказывающее влияние на его последующую карьеру, может в значительно большей степени отражать работу его пресс- агента, чем собственные таланты этого деятеля. Точно так же хороший пресс- агент может прославить новый клуб или ресторан еще до того, как первый посетитель оценит реальные достоинства этого заведения. У организаций бывают штатные пресс- агенты, однако большинство специалистов- практиков в области паблик рилейшенз предпочитают все же обращаться за услугами пресс- агентов от случая к случаю, по мере необходимости, когда требуется добиться известности в обществе через паблисити. Однако понятие паблик рилейшенз значительно шире, чем должность агентов по печати и рекламе. Возникает немало путаницы, когда пресс- агенты утверждают, будто они занимаются паблик рилейшенз, или присваивают своим агентствам более престижные, хотя и не очень соответствующие действительности, названия. В результате многие журналисты называют всех специалистов- практиков в области паблик рилейшенз агентами по связям с прессой (или "флаками"), хотя даже такое авторитетное издание, как The Associated Press Stylebook, определяет слово "flack" как "жаргонное обозначение пресс- агента".
Общественная деятельность
Военные ведомства, многие государственные органы и некоторые корпорации используют понятие общественная деятельность (public affairs) как синоним паблик рилейшенз. В военных ведомствах и государственных органах такой подход является составной частью "игры в названия", истоки которой следует искать в далеком 1913 году, когда в Палате представителей Конгресса США была принята поправка Gillett к финансовому законопроекту. Эта поправка предусматривает, что федеральные агентства не имеют права тратить деньги на паблисити без специального разрешения со стороны Конгресса. Это законодательное ограничение было подтверждено в законе, вступившем в силу 13 июля 1972 г. Упомянутый закон в явном виде запрещает правительству тратить деньги на "паблисити и пропагандистские цели, направленные на поддержку или критику законопроектов, находящихся на рассмотрении Конгресса".
Рис. 1.3. Должностные обязанности специалиста по общественной деятельности (Публикуется с любезного разрешения Times Mirror Cable Television)
Ни поправка от 1913 г., ни закон от 1972 г. не содержат прямых ссылок на паблик рилейшенз. Тем не менее, многие представители федеральных властей, штатов и правительства путают понятие "паблисити" с более широкой концепцией PR. В результате для описания формирования и поддержания отношений с общественностью правительственные агентства, как правило, пользуются другими терминами. И когда тысячи специалистов в области паблик рилейшенз, работающих в государственных учреждениях, называют себя специалистами в области "общественной деятельности", "общественной информации", "коммуникаций", "отношений с гражданами" и "законодательных отношений", это выглядит лишь как стремление "сменить ярлыки". "Общественная деятельность" в корпорациях, как правило, относится к деятельности в области паблик рилейшенз, связанной с государственной политикой и "корпоративным гражданством". Специалисты по корпоративной общественной деятельности выполняют функцию связующих звеньев с государственными органами: реализуют различные коммунальные программы; поощряют политическую активность, участие в проведении различных кампаний и голосование; предлагают на добровольной основе свои услуги благотворительным организациям и организациям развития местных общин (рис. 1.3).
Отдел общественной деятельности компании Hewlett Packard формулирует свою задачу как "формирование общественной политики, благоприятствующей созданию такой среды, которая позволяет HP достичь своих экономических целей".15 Аналогичным образом консультационные фирмы в области паблик рилейшенз используют ярлык "общественной деятельности" для лоббирования и оказания услуг по связям с государственными органами, позволяющих проводить определенную общественную политику. Один из специалистов по общественной деятельности недавно прояснил взаимосвязь между паблик рилейшенз и общественной деятельностью следующим образом: "общественная деятельность — это такая практика паблик рилейшенз, которая обращена к государственной политике и к той общественности, которая влияет на эту политику".16 Опрос специалистов по общественной деятельности позволил выявить круг их важнейших должностных обязанностей (в порядке убывания важности): отношения с федеральными органами власти, отношения с органами власти штата, отношения с местными органами власти, отношения сместной общественностью, комитеты политических действий, пожертвования, поддержка широких масс населения, управление проблемами. Сорок три процента отделов респондентов содержат в своем названии слова "общественная деятельность", хотя встречаются и такие обороты, как "корпоративные отношения", "корпоративные связи" и "внешние связи".18 Таким образом, "общественной деятельности" можно дать следующее определение. Общественная деятельность представляет собой особую составляющую паблик рилейшенз, способствующую формированию и поддержанию связей с государственными органами и местной общественностью с целью повлиять на государственную политику. Растущий интерес к общественной деятельности сопровождается высокой текучестью кадров в государственных органах, изменениями в коммуникации, ростом влияния органов управления штатами и местных органов управления, усложнением регуляторной среды. Например, временные ограничения, оказывающие влияние на чиновников, занимающих выборные должности, и неудовлетворенность избирателей деятельностью этих чиновников породили беспрецедентные уровни текучести кадров на всех уровнях государственного управления. Эта текучесть кадров лишь укрепляет власть того чиновничьего аппарата, который обслуживает выборные должности и сохраняет свои места независимо от результатов выборов, одновременно повышая необходимость в обеспечении информацией вновь избранных чиновников. Internet, круглосуточные каналы новостей, C-SPAN и глобальная спутниковая связь обеспечивают людям немедленный доступ к событиям во всем мире. Постоянные сокращения федерального бюджета и децентрализация многих государственных программ означают, что специалисты по связям с государственными органами также должны следовать программам, поступающим из федерального правительства в столицы штатов и городские муниципалитеты. Все эти изменения, в том числе постоянные изменения правил и нормативов, сопровождаются повышением внимания со стороны государственных органов и прессы к тем, чьей профессией является "общественная деятельность".1 Коротко говоря, работа специалиста по общественной деятельности происходит в постоянно усложняющемся окружении.
Управление проблемами
Суть управления проблемами заключается в двух моментах: (1) раннее выявление проблем, которые потенциально могут оказывать влияние на организацию, и (2) стратегическое реагирование, целью которого является смягчение последствий, вызванных этими проблемами, или, наоборот, использование этих последствий к своей выгоде. Например, в контексте общественного мнения управление проблемами "пытается выявить тенденции в общественном мнении, что дало бы возможность организации адекватно реагировать на них еще до того, как они перерастут в серьезный конфликт".20 Управление проблемами, являющееся частью функции паблик рилейшенз, можно определить следующим образом. Управление проблемами представляет собой упреждающий процесс прогнозирования, выявления, оценивания и реагирования на те проблемы государственной политики, которые оказывают влияние на отношения организации с ее общественностью. Когда управление проблемами осуществляется в сферах государственной политики, оно представляет собой часть общественной деятельности, которая, в свою очередь, является частью более крупной функции PR. В соответствии с утверждением консультанта в области паблик рилейшенз В. Ховарда Чейза (W. Howard Chase), сделанным им в 1976 г., управление проблемами включает идентификацию проблем, анализ проблем, расстановку приоритетов, выбор программных стратегий, реализацию программ действий и коммуникаций и оценку эффективности. Он указывал, что этот процесс "приводит в соответствие корпоративные принципы, политику и практику с реалиями политизированной экономики".21 Несколько позже Чейз определил управление проблемами как процесс устранения "зазора между стратегическими решениями и ожиданиями акционеров".22 Группа экспертов расширила определение управления проблемами за рамки функции паблик рилейшенз. Управление проблемами представляет собой управленческий процесс, цель которого — помогать сохранить рынки, снижать степень риска, создавать новые возможности и оказывать влияние на имидж организации к взаимной выгоде самой организации и ее основных акционеров. Это осуществляется следующими способами: прогнозированием, исследованием и определением приоритетов отдельных проблем; оценкой степени воздействия этих проблем на организацию; выработкой рекомендаций проведения такой политики и стратегии, которые позволяли бы минимизировать риск и использовать предоставляющиеся возможности; участием в реализации такой стратегии; оценкой влияния программ.23 Несмотря на то что управление проблемами поначалу рекламировалось как новый подход, который придаст специалистам- практикам новый статус, многие из этих специалистов не воспринимают его как нечто существенно отличающееся от того, чем они уже занимаются. Другие выражают озабоченность тем, что этот термин предполагает нечто малопривлекательное и неприемлемое, поскольку он создает впечатление манипулирования: организация в состоянии "управлять" (по сути, манипулировать) основными общественными проблемами. Однако многие ведущие корпорации создали у себя отделы по управлению проблемами, или "специальные группы" (task forces), либо учредив для этого специализированные подразделения, либо переименовав уже существующие подразделения отдела паблик рилейшенз. Задача этих подразделений, как они сами ее представляют, заключается в выработке адекватных реакций на озабоченность общества фактами сокращения объемов производства и закрытия предприятий, глобализации и экспорта рабочих мест, применения биотехнологии (генной инженерии), разрушения озонового слоя в атмосфере (парниковый эффект), выброса ядовитых отходов производства, ухудшения качества медицинского обслуживания, старения населения и корпоративного влияния на политику. В концептуальном, если не в административном, отношении управление проблемами представляет собой часть функции паблик рилейшенз. Однако если его рассматривать просто как средство убеждения, призванное повлиять на общественную политику, оно становится частью принятия тактических решений, а не частью стратегического планирования в организации. Если же паблик рилейшенз и управление проблемами рассматривать как средство корректировки деятельности организации и формирования взаимоотношений с акционерами для достижения общих целей, то "паблик рилейшенз и управление проблемами мало чем отличаются друг от друга и приводят примерно к одинаковым результатам".24
Лоббирование
Лоббирование, еще более специализированная — и подвергаемая острой критике — часть общественной деятельности, пытается оказывать влияние на законодательные и нормотворческие решения в правительстве. Несмотря на то что Конституция США защищает право на обращение к правительству, некоторые рассматривают лоббирование как попытку манипулировать правительством для удовлетворения личных, эгоистичных целей. Фильмы и телепередачи, демонстрирующие прокуренные комнаты, в которых заказчики расплачиваются с лоббистами, работающими на мощные корпоративные и частные интересы, увековечивают в нашем воображении эту циничную картину лоббирования. Все новые и новые истории свидетельствуют о противозаконных или весьма сомнительных денежных пожертвованиях законодателям, о щедрых "вливаниях" в партийные фонды и восхитительном времяпрепровождении на экзотических курортах. Все это в конечном счете серьезно подрывает демократический процесс в государстве и свободную конкуренцию предприятий. Однако у лоббирования находится немало горячих защитников. Лоббирование представляет собой особую часть паблик рилейшенз, задачей которого является формирование и поддержание отношений с правительством — в основном, с целью воздействия на законодательную и нормативную деятельность. Общефедеральные законы и законы отдельных штатов направлены на то, чтобы процесс лоббирования был максимально открытым для общества, требуя от тех, кто обращается с ходатайствами к правительству в силу своих профессиональных обязанностей, регистрироваться и отчитываться об источниках своих доходов и расходах. Законы, касающиеся регистрации, в разных штатах различны, но все, у кого возникает потребность заниматься лоббистской деятельностью в Конгрессе США, обязаны отчитываться о своей деятельности и расходах в соответствии с Федеральными нормами Акта о лоббировании (Federal Regulation of Lobbying Act). Несмотря на нарушения, возникающие время от времени в практике лоббирования, и отрицательное отношение общества к этому явлению, лоббирование остается законным и приемлемым способом, с помощью которого группы граждан, ассоциации, профсоюзы, корпорации и прочие "группы особых интересов" могут оказывать влияние на принятие правительством тех или иных решений. Несмотря на наличие достаточно отлаженного контроля как на общенациональном уровне, так и на уровне отдельных штатов, лоббистская деятельность, касающаяся местных проблем, нередко является неотъемлемой частью общественной деятельности, связей с местной общественностью и другой деятельности в области паблик рилейшенз. Лоббисты, действующие на всех уровнях правительства, должны хорошо понимать законодательный процесс, знать особенности функционирования государственных органов и быть знакомы с отдельными законодателями и государственными чиновниками. Поскольку подобные вопросы не являются частью многих образовательных программ для специалистов в области паблик рилейшенз и не входят в практический опыт таких специалистов, хорошие лоббисты обычно "вырастают" из юристов, имеющих обширные связи, государственных администраторов, сотрудников аппарата, обслуживающего выборные государственные должности, и прочих "своих людей", располагающих хорошими связями с людьми, ответственными за принятие решений в госу дарственных органах. На самом деле критики утверждают, будто лоббисты "торгуют" влиянием, которое они приобрели, работая в государственных органах. Это свое влияние они пытаются повыгоднее "продать" различным "группам особых интересов", которые хотят повлиять на бывших коллег таких лоббистов. За последние годы число лоббистов резко возросло. Например, в период с 1975 по 1990 гг. количество лоббистов, зарегистрированных в Сенате США, увеличилось примерно с 3000 до более чем 33000 человек. Примерно три из каждых четырех компаний, оборот которых превышает 100 млн. долл., располагают персоналом, основной обязанностью которого является лоббирование. В одной публикации указывается на существование свыше 14000 отдельных людей и фирм, представляющих 12500 местных и зарубежных коммерческих предприятий, торговых ассоциаций, союзов или прочих "групп особых интересов".25 В столице государства, а также в столицах штатов лоббирование тесно связано с так называемым "массовым", или "стихийным" лоббированием и "политической деятельностью". Например, две стороны, одна из которых выступала за дерегулирование американской электроэнергетики, а другая — против, потратили в течение одного года 32 млн. долл., "проталкивая" выгодные им решения на Капитолийском холме. Еще несколько миллионов долларов были потрачены на "исследования, проведение опросов, телевизионную рекламу и стимулирование действий со стороны широких масс населения". На практике лоббирование должно тесно координироваться с прочей деятельностью в области паблик рилейшенз, ориентированной на общественность, не связанную с государственными структурами. Целью применения различных изощренных технологий является мобилизация граждан, придерживающихся благоприятных для организации позиций, с тем, чтобы их голоса были услышаны законодателями и государственными чиновниками. Компьютеризованные списки почтовой рассылки, высокоскоростные принтеры и программное обеспечение для "индивидуализации" писем способны породить настоящий шквал писем, телефонных звонков, факсов и личных визитов со стороны граждан. Специализированные списки адресов электронной почты, группы новостей, форумы и лист- серверы в Internet, а также "ударная", или широковещательная рассылка сообщений по факсу являются еще более эффективными способами мобилизации граждан. "Лоббирование с привлечением широких масс населения" является составной частью многих скоординированных действий в области паблик рилейшенз, цель которых - воздействие на государственную политику. В некоторых случаях, однако, реакции на самом деле исходят от так называемых "групп переднего края", создаваемых специально для того, чтобы ввести в заблуждение людей, принимающих политические решения, относительно общественного мнения по тем или иным вопросам. Бывший сенатор от штата Техас и министр финансов США Ллойд Бентсен называл такие "псевдостихийные" движения "контролируемым стихийным лоббированием". Примерами подобных "групп переднего края" являются движения "Граждане за свободу азартных игр", основанное одним из предприятий игорного бизнеса, пытавшимся провести местный референдум, и "Граждане за свободный Кувейт", основанное группой богатых жителей Кувейта, стремившихся подвигнуть американское правительство к участию в войне в Персидском заливе.27 Оба эти движения были созданы для того, чтобы создать видимость широкой общественной поддержки решения соответствующих проблем, хотя на самом деле за ними стояли спонсоры, отстаивающие свои эгоистичные интересы. Однако в своих основных ролях заслуживающего доверия адвоката и надежного источника информации лоббирование принимает форму информирования, призванного убедить в чем- либо того, к кому оно обращено (см. пример 1.2). Успех или неудача любых начинаний лоббистов основываются на их традиционном мастерстве паблик рилейшенз: их способности придумывать и подавать как можно в более убедительной форме свои доводы государственным чиновникам, широким массам граждан и своим клиентам. Помимо этих способностей, им требуется доскональное знание государственного механизма, законодательного процесса, государственной политики и процессов формирования общественного мнения. Традиционные представления о лоббисте как о "своем человеке" в правительстве или парламенте, потрясающем толстым кошельком с деньгами, уже неприменимы к большинству лоббистов нашего времени и их работе. В сущности, лоббисты тратят значительно больше времени на получение информации из различных правительственных источников, чем на то, чтобы изложить государственным чиновникам свою собственную точку зрения, поскольку эффективность стратегии, тактики и позиций лоббистов находится в сильной зависимости от мощной информационной базы.28 Лоббирование представляет собой продукт нашей демократической системы, функционирующий в плюралистическом обществе и обеспечивающий открытость правительства по отношению к тем, на кого оказывают влияние принимаемые законы и государственное регулирование. В столице государства, а также в столицах штатов роль лоббирования и прочих видов общественной деятельности в формулировании и реализации общественной политики будет неуклонно возрастать. Проблема заключается лишь в том, как с наибольшей эффективностью регулировать финансы на проведение кампании и лоббирование. В конечном счете, однако, никакой закон не в состоянии помешать тем, кто совершенно сознательно злоупотребляет правом всех граждан влиять на работу правительства, - правом выбирать наиболее подходящих кандидатов и доводить свое мнение до сведения тех, кто находится на государственной службе. Пример 1.2 Лоббисты "Лично я полагаю, что лоббисты играют чрезвычайно полезную роль в нашем обществе. Если вы хотите получить истинную информацию, если вы хотите ознакомиться со всем спектром мнений, обратитесь к лоббистам — тем, кто "за", и тем, кто "против". Вы быстро схватите суть проблемы. Они предоставят вам самые весомые аргументы — как "за", так и "против". Я полагаю, эта система работает успешно". Сенатор Джеймс А. Макклур (республиканская партия), цитата из книги Бернара Асбелла The Senate Nobody Knows (1978).
Отношения с инвесторами
Отношения с инвесторами, которые часто называют IR (investor relations) и "финансовыми отношениями", представляют собой еще одну специализированную составляющую PR в акционерных обществах с широким владением акциями. Задачей специалистов в области отношений с инвесторами является повышение ценности акций компании и сокращение стоимости инвестиционного капитала путем повышения доверия акционеров и обеспечения привлекательности акций для индивидуальных инвесторов, финансовых аналитиков и институциональных инвесторов. Отношения с инвесторами представляют собой особую составляющую корпоративных PR, задачей которых является формирование и поддержание взаимовыгодных отношений с акционерами и другими членами финансового сообщества с целью максимизации рыночной стоимости акций. Специалисты в области отношений с инвесторами поддерживают приверженность акционеров по отношению к компании и обеспечивают их информированность, чтобы поддержать контрольную стоимость ценных бумаг компании. Их работа заключается в отслеживании рыночных тенденций, предоставлении информации игрокам на финансовом рынке, консультировании руководства компании и ответах на запросы финансовой информации. Ежегодные отчеты, отчеты о доходах, передаваемые по электронной почте, а также базовые Web- страницы, на которых детализируется корпоративная финансовая информация, представляют собой основные стратегии обеспечения своевременной информацией аналитиков, инвесторов и финансовой прессы. Ниже приведен пример того, как подобный подход служит интересам не только самой компании, но и ее инвесторов. Новая компания, действующая в сфере биотехнологий, располагает 10 миллионами выпущенных в размере уставного капитала акций, не выкупленных самой компанией, каждая стоимостью 20 долларов. Рыночная стоимость компании оценивается в 200 млн. долл. Предположим, что эти акции становятся более привлекательными для институциональных инвесторов, финансовых аналитиков и индивидуальных инвесторов, когда они больше узнают о продукции компании, ее руководстве, ее финансовых возможностях и планах. Если стоимость акции повышается до 25 долларов, рыночная стоимость компании возрастает до 250 млн. долл.! Предположим теперь, что компании требуется 10 млн. долл. на расширение производства или на развитие исследований, обещающих разработку новой продукции. Чтобы заработать эти 10 млн. долл. на финансирование расширения или исследований при цене акции, равной 25 долларов, компании нужно выпустить лишь 400 тыс. новых акций, в то время как при цене акции, равной 20 долларов, компании нужно выпустить 500 тыс. новых акций. Итак, чтобы получить дополнительный капитал, компании нужно выпустить значительно меньше акций; одновременно с этим возрастает акционерный капитал каждого инвестора. С другой стороны, давайте посмотрим, что получится с инвестиционной стоимостью и со стоимостью нового капитала, если корпорация утратит доверие акционеров, не сможет должным образом реагировать на обеспокоенность финансовых аналитиков показателями, содержащимися в последнем квартальном отчете компании о своих доходах, или "удостоится" негативного освещения своей деятельности в финансовой прессе. Потенциальное воздействие всего этого на рыночную стоимость и стоимость нового капитала для крупных корпораций может выражаться суммами порядка многих миллионов и даже миллиардов долларов.29 Специалисты по отношениям с инвесторами должны обладать знаниями в области корпоративных финансов и бухгалтерского учета, должны быть в курсе дел на Уолл- стрит, международной торговли акциями (крупнейшей фондовой биржей мира является Токийская фондовая биржа), тенденций развития международного бизнеса, требований к составлению финансовых отчетов со стороны Комиссии по ценным бумагам (Securities Exchange Commission) и фондовых бирж, особенностей журналистики, освещающей финансовые проблемы, и многого другого. По словам исследователей, изучавших восприятие высшим руководством компаний функции отношений с инвесторами, "специалисты- практики в области паблик рилейшенз, не обладающие достаточной подготовкой и практическим опытом в сфере бизнеса, менеджмента и юриспруденции, скорее всего, не смогут занимать даже низшие должности в качестве специалистов по отношениям с инвесторами". В результате специалисты по отношениям с инвесторами сочетают обучение искусству общения с подготовкой в области корпоративных финансов. Степень МВА (магистр администрирования в сфере бизнеса) иногда рассматривается как уровень подготовки, необходимый для выполнения функций специалиста по отношениям с инвесторами (рис. 1.4). В некоторых случаях бывает полезно знать несколько иностранных языков, поработать в разных странах и изучить быстро меняющуюся международную политическую сцену. Корпорации и их отношения с инвесторами все сильнее интегрируются в глобальную экономику. Поскольку лишь немногие специалисты- практики располагают всеми необходимыми знаниями и опытом работы в области финансов, а борьба за тех, кто этими знаниями и опытом располагает, все усиливается, отношения с инвесторами являются самой остродефицитной и высокооплачиваемой специализацией в сфере паблик рилейшенз.
Рис. 1.4. Должностные обязанности специалиста по отношениям с инвесторами (Публикуется с любезного разрешения Titап Corporation, Сан- диего) Развитие
В той же мере, в какой отношения с инвесторами способствуют успешной деятельности акционерных обществ с широким владением акциями, кампании по сбору средств в пользу соответствующих фондов и привлечению новых членов обеспечивают финансовую поддержку, необходимую для работы благотворительных и некоммерческих организаций. Такие организации, как правило, используют в своем названии слово "развитие", отражающее именно этот аспект паблик рилейшенз. Бесплатные больницы, группы социального обеспечения, благотворительные организации, занимающиеся исследованиями заболеваний и обслуживанием, а также университеты, как правило, имеют у себя в штате должность "директора по развитию". В организациях, доходы которых (полностью или частично) образуются за счет членских взносов - в музеях, зоопарках, театрах, симфонических оркестрах, профессиональных обществах, союзах, торговых ассоциациях и группах гражданского действия, — зачастую предусмотрена должность "директора по обслуживанию членов организации и развитию". Развитие представляет собой особую составляющую паблик рилейшенз в частных некоммерческих организациях, задачей которой является формирование и поддержание отношений с финансирующими организациями и их членами в целях гарантирования финансовой поддержки и оказания различных видов безвозмездной помощи. Специалисты по развитию работают на общественных теле- и радиостанциях, в фондах по исследованию и предотвращению заболеваний, клубах любителей искусства, молодежных клубах и религиозных организациях. Поскольку деятельность этих групп и организаций зависит от пожертвований, членских взносов или того и другого, они в значительной мере полагаются на различные ежегодные кампании и "специальные события", позволяющие привлечь внимание общества к их потребностям и добиться общественной поддержки и материальной помощи. Однако очередной ежегодный телемарафон, традиционные спортивные соревнования, день открытых дверей, вечер встречи выпускников или аукцион, посвященный памяти какой- нибудь знаменитости, представляют лишь небольшую часть круглогодичной программы, предназначенной для установления и поддержания отношений с добровольными помощниками, выпускниками, финансирующими организациями и их членами, а также с потенциальными жертвователями. Деятельность по сбору пожертвований в фонды и обслуживание членов организации представляют часть общей программы формирования и поддержания отношений с общественностью. Именно это делает развитие важной составляющей более крупной управленческой функции — паблик рилейшенз — в некоммерческих организациях.
Путаница в терминах
Все термины, рассмотренные в предыдущих разделах, так или иначе касаются отношений организации с определенными группами людей или общественностью в целом. Все функции, обозначаемые этими терминами, являются составными частями более широкой функции управления организацией, известной как паблик рилейшенз. Основой для классификации этой функции в некоторых организациях является деление общественности на "внутреннюю" и "внешнюю". Внутренние связи относятся к общественности, которая заинтересована или непосредственно участвует во внутренних делах организации; к этой категории общественности относятся служащие, семьи служащих и вольнонаемные. Связи с общественностью, посторонней по отношению к организации, — соседями, потребителями, защитниками окружающей среды, инвесторами и т.п. — представляют собой внешние связи. Путаница в терминах увеличивается, когда более широкой функции присваиваются такие обозначения, как корпоративные отношения, корпоративные коммуникации, развитие университета, связи больницы, общественная деятельность и общественная информация. Однако какое бы обозначение ни использовалось, базовая концепция и функция паблик рилейшенз в большинстве организаций — крупных или мелких, локальных или глобальных - практически одинаковы. Все эффективно действующие организации устанавливают и поддерживают отношения, определяемые как важные для выживания и развития организации. На практике, однако, служащие и клиенты слишком часто определяют паблик рилейшенз чересчур узко или ошибочно, приписывая им самые различные задачи. В одной организации паблик рилейшенз принимаю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|