Новое большинство: женщины
В соответствии со статистическими данными Министерства труда США за 1968 г., относящимися к категории "специалисты по связям с общественностью", лишь 25% составляли женщины. К концу 1983 г. женщины занимали свыше 50% должностей, связанных с паблик рилейшенз. В отчете за январь 1998 г. женщины уже составляли 65,7%.7 Когда покойный Рей Смит писал в 1968 г. свою книгу "Женщины в паблик рилейшенз: чего они достигли", лишь один из каждых десяти членов PRSA был женщиной.8 В 1975 г., когда Сондра Горни пришла к выводу, что "стены традиционного «мира мужчин» еще не пали", это соотношение уже равнялось одному к семи.9 Очевидно, эти стены рухнули к 1990 г., когда в числе членов PRSA было уже 54% женщин, а процент женщин в Международной ассоциации бизнес- коммуникаторов (International Association Business Communicators - IABC) равнялся 60.10 В настоящее время членами PRSA являются примерно 60% женщин (в IABC этот показатель достиг почти 65%).11 Обследования учащихся колледжей и университетов показывают, что на каждого учащегося мужского пола приходится примерно двое учащихся женского пола (речь идет о студентах, выбравших в качестве своей будущей профессии паблик рилейшенз).12 Образование и подготовка
Более 92% специалистов в области паблик рилейшенз являются выпускниками колледжей; 23% из них прошли ту или иную послевузовскую подготовку, не дающую права на получение определенной квалификационной степени, 25% получили степень магистра, а 2% - степень доктора.13 Опросы, как правило, показывают, что многие специалисты- практики в области паблик рилейшенз приступали к своей нынешней деятельности, имея за плечами опыт научной или практической работы в других областях. Примерно 40% из них занимались журналистикой, причем число бывших журналистов, работающих в сфере PR, в два раза превосходит количество их коллег, получивших высшее образование по специальности паблик рилейшенз. Превосходное владение устной и письменной речью, умение доходчиво и убедительно доносить свои мысли до аудитории и способность налаживать отношения с другими людьми (именно в такой последовательности) ставят журналистов на первое место среди кандидатов на работу в сфере паблик рилейшенз.
Однако все чаще работодатели стремятся подыскать людей, получивших высшее образование по специальности паблик рилейшенз или научную степень в области социальных наук. Программы профессиональной переподготовки делают акцент на совершенствовании квалификации и планировании карьеры. Помимо более чем 300 колледжей и университетов, обеспечивающих подготовку и переподготовку специалистов в области паблик рилейшенз, PRSA, IABC, Arthur W. Page Society и другие профессиональные группы спонсируют различные курсы, институты, семинары и конференции, задачей которых является продолжение образования. Журналистский опыт уже не является предпосылкой, необходимой для человека, который желает работать в сфере PR. С другой стороны, предыдущий опыт работы в средствах массовой информации дает PR- специалистам возможность лучше понять журналистские ценности и методы их работы. Однако если такой опыт приведет к "журнализации" профессии PR- специалиста, то его деятельность может свестись к распространению новостей и налаживанию связей с прессой. Более опытные специалисты в области паблик рилейшенз, как правило, уже успели поработать в журналистике. Что же касается более молодых специалистов, то примерно лишь один из каждых четырех таких специалистов успел поработать в газетах, журналах, в радио- или телекомпаниях прежде чем приступить к работе в сфере паблик рилейшенз. Все большее число работодателей и менеджеров PR считают получение соответствующего специального образования необходимой (или, по крайней мере, желательной) предпосылкой для занятия любой должности в сфере паблик рилейшенз, поскольку в таком случае человеку намного легче освоиться на работе сразу же после окончания учебы. Тем не менее, при наличии выбора работодатели по- прежнему ценят предшествующий опыт работы в средствах массовой информации - даже если это была всего лишь школьная газета или радиостанция.
Многие работодатели также рассматривают как дополнительное преимущество образование или опыт в одной из специализированных областей, помимо паблик рилейшенз. Труднее всего бывает заполнить вакансии, которые требуют специализированной подготовки и предыдущего опыта работы (например, компьютерные технологии, корпоративные финансы, здравоохранение и сельское хозяйство). Например, выпускники высших учебных заведений по специальности паблик рилейшенз, имеющие хотя бы минимальную подготовку в области здравоохранения или управления медицинскими учреждениями, имеют очевидное преимущество в качестве кандидатов на занятие вакантной должности представителя больницы по связям с общественностью. Точно так же выпускники высших учебных заведений по специальности паблик рилейшенз, имеющие базовую подготовку по компьютерной технике, обладают явным конкурентным преимуществом при поступлении на работу представителем по связям с общественностью от компаний, занимающихся высокими технологиями. Заработная плата
По данным PRSA, самая высокая заработная плата у специалистов, работающих в консалтинговых фирмах, фирмах маркетинговых коммуникаций, финансовых или страховых компаниях и в системе коммунальных услуг (табл. 2.3). IABC классифицирует заработную плату по основным видам продукции и услуг, указывая, что специалисты с самым высоким уровнем заработной платы работают в отраслях нефтепереработки, автомобилестроения, металлургии, в горнодобывающей промышленности, предприятиях связи и аэрокосмических компаниях. Многие высококвалифицированные специалисты зарабатывают 100 тыс., 200 тыс. долларов и даже больше. Эти специалисты, как правило, работают в корпорациях с многомиллиардным оборотом, в которых высшие руководители по связям с общественностью зачастую являются и высшими должностными лицами корпорации — либо назначаемыми, либо избираемыми. Такие должностные лица, помимо выражающихся шестизначными суммами зарплат, обычно имеют возможность покупать по льготным ценам акции компании, получают премиальные или имеют право на получение определенной части прибыли компании и пользуются весьма щедрыми пенсионными программами. Дополнительные льготы и различные привилегии являются существенным "довеском" к их и без того достаточно высокому служебному положению. Однако работодатели вовсе не склонны раздавать направо и налево высокие зарплаты и дополнительные льготы. Как и в случае приема на работу других высших руководителей компании, работодатели заинтересованы в приобретении наиболее квалифицированных профессионалов и менеджеров по связям с общественностью. Например, компания Fidelity Investments (Бостон) не поскупилась установить заработную плату порядка 500 тыс. долларов своему новому старшему вице- президенту, на которого возлагалась ответственность за паблик рилейшенз. Компенсационный пакет, предложенный руководителю по связям с общественностью компании Time Warner, составил сумму, равную 1 млн. долл.
Борьба за талантливых менеджеров является столь острой, что компаниям нередко приходится обращаться к специализированным фирмам, оказывающим услуги по подбору высококвалифицированного управленческого персонала (иногда эти фирмы называют "охотниками за головами"), чтобы те подыскали для них кандидатуры, подходящие для занятия руководящих должностей по связям с общественностью. По данным таких рекрутинговых фирм, "заработная плата руководителей по связям с общественностью в некоторых корпорациях ныне составляет более 500 тыс. долларов, причем руководители этих корпораций испытывают немалые трудности при поиске подходящих кандидатов. Иногда на поиски уходит больше года".14
Как правило, самый высокий уровень заработной платы отмечается на северо- востоке и в центральных областях атлантического побережья страны. Несомненными лидерами здесь являются Нью-Йорк и Вашингтон. На Западе также часто встречается относительно высокая заработная плата, причем в этой части страны лидирует знаменитая калифорнийская Кремниевая долина. Уровень заработной платы на Среднем Западе и Юге обычно ниже среднего по стране. Министерство труда США отмечает, что средняя недельная заработная плата для штатных работников, занятых в сфере паблик рилейшенз, составляет 656 долларов.15 Результаты опросов, касающихся заработной платы, постоянно свидетельствуют о наличии разницы в оплате труда работников, занятых в сфере PR. Эта разница заслуживает самого пристального внимания - ведь речь идет о том, что заработная плата женщин оказывается ниже, чем у мужчин. Например, самый последний по времени из таких опросов, проведенный PRSA, обнаружил наличие разницы в 18350 долларов в уровне заработной платы, обусловленной различиями в возрасте и величине практического опыта. PRSA установила, что 56% женщин зарабатывают менее 45000 долларов, но лишь 27% мужчин получают такую же зарплату. На другом конце шкалы зарплат 29% мужчин и лишь 13% женщин зарабатывают 75 тыс. долл. и больше.16 Исследователи проанализировали взаимосвязь между полом и уровнем заработной платы в сфере паблик рилейшенз начиная с 1979 г. В одной серии исследований прослеживался уровень заработной платы специалистов в периоды с 1979 по 1985 гг. и с 1985 по 1991 гг. В период с 1979 по 1985 гг. перекос в заработной плате у мужчин и женщин нарастал. Полученные результаты показывают, что женщины зарабатывали меньше мужчин даже при наличии одинакового образования, профессионального опыта и одинакового срока пребывания в данной должности.17 Однако этот диспаритет постепенно сокращается. Когда исследователи сравнили уровень заработной платы в 1979 г. с уровнем заработной платы в 1991 г., учитывая степень профессионального опыта, роль в руководстве компанией и участие в процессе принятия решений, они пришли к выводу, что различия в заработной плате у мужчин и женщин уже не были статистически значимыми.18 Исследователи предупредили, однако, что хотя эти данные и свидетельствуют о прогрессе в деле достижения равенства полов, это вовсе не означает, что все проблемы в этом отношении уже решены. Есть и другие положительные признаки. Опросы PRSA и IABC, касающиеся уровня заработной платы и проведенные в 90- е годы, показали, что женщины чаще, чем мужчины, получают повышение по службе. Однако, как и во многих других областях, общая картина такова, что женщины в паблик рилейшенз добиваются меньшего, чем их коллеги- мужчины.
Должностные обязанности
Некоторые описывают работу специалиста в области паблик рилейшенз, перечисляя конкретные составляющие данной функции: связи с прессой, связи с инвесторами, связи с местной общественностью, отношения со служащими, связи с государственными органами и т.д. Однако такой подход не позволяет описать многие виды деятельности и разнообразные обязанности, связанные с повседневной практикой специалиста в области паблик рилейшенз. Перечисленные ниже десять категорий являются, на наш взгляд, наиболее полным перечнем того, чем PR- специалисты в действительности занимаются на работе. 1. Написание и редактирование. Составление сообщений для печати и передачи в эфир, тематических статей, информационных бюллетеней для служащих и внешних акционеров, писем, сообщений для Web-узла и других служб оперативной информации, отчетов для акционеров и ежегодных отчетов, речей, брошюр, сценариев фильмов и слайд-шоу, статей в профессиональных изданиях, институциональных рекламных объявлений, а также материалов о продукции и дополнительных технических материалов. 2. Связи со средствами массовой информации. Контакты с представителями средств массовой информации, журналов и воскресных приложений, с независимыми писателями, а также с представителями профессиональных изданий. Цель подобных контактов - склонить соответствующие издания или средства массовой информации к публикации (или передаче в эфир) новостей и сюжетов об организации (эти новости и сюжеты могут быть подготовлены самой организацией). Реагирование на запросы со стороны СМИ, проверка публикуемых материалов и доступ к влиятельным источникам информации. 3. Исследования. Сбор информации об общественном мнении, тенденциях, появляющихся проблемах, политическом климате и законодательстве, сообщениях в средствах массовой информации, группах особых интересов и прочих вопросах, касающихся акционеров данной организации. Просмотр Internet, служб оперативной информации, государственных электронных баз данных. Планирование программ исследований, проведение опросов, организация заказов у исследовательских фирм. 4. Управление и администрирование. Составление программ и планов в сотрудничестве с другими менеджерами; определение потребностей, установление приоритетов, определение общественных групп, постановка целей, а также разработка стратегии и тактики. Администрирование персонала, бюджета и графиков выполнения программ. 5. Консультирование. Рекомендации высшему руководству компании по социальному, политическому и нормативному окружению; проведение консультаций с группой руководителей по поводу того, как избежать кризиса (и как на него реагировать, если он произойдет), работа с лицами, ответственными за принятие важнейших решений, с целью разработки стратегий управления критическими и болезненными проблемами и своевременного реагирования на эти проблемы. 6. Специальные события. Организация и проведение конференций для обсуждения новостей, совещаний, дней открытых дверей, торжественного открытия выставок и т.п. с разрезанием ленточки, празднования годовщин, событий, связанных с передачей пожертвований в благотворительные фонды, визитов высокопоставленных лиц, конкурсов и соревнований, программ награждения и прочих нерядовых мероприятий. 7. Устные выступления. Выступления с речью перед различными группами, оказание помощи другим в подготовке выступлений, а также руководство специальным бюро докладчиков, обеспечивающим создание для организации "платформы" перед важной для нее аудиторией слушателей. 8. Производство. Создание средств коммуникации на основе знания и умения пользоваться возможностями мультимедиа, в том числе изобразительными и оформительскими средствами, фотографией, версткой и настольными компьютерными издательскими системами; запись и редактирование аудио- и видеоинформации; подготовка аудиовизуальных презентаций. 9. Обучение. Подготовка руководителей и других штатных докладчиков к работе со средствами массовой информации и публичным выступлениям. Совершенствование у других сотрудников организации их устной и письменной речи. Оказание помощи во внесении изменений в организационную культуру, политику, структуру и процесс. 10. Контакт. Выполнение роли связующего звена со средствами массовой информации, местной общественностью и другими внутренними и внешними группами. Выполнение роли посредника между организацией и ее важнейшими акционерами: выслушивание их соображений, проведение переговоров, улаживание конфликтов и достижение согласия. Выполнение роли гостеприимного хозяина при встрече гостей и посетителей организации; организация их досуга. Несмотря на то, что умение "ладить с людьми" стоит в этом перечне последним, многие считают это качество едва ли не важнейшим качеством специалиста в области паблик рилейшенз. Действительно, часто оказывается, что специалистам в области паблик рилейшенз приходится иметь дело с различными проблемами людей и столь тонкой материей, как взаимоотношения между ними. Однако было бы совершенно неправильно ограничивать представления о работе специалиста в области паблик рилейшенз этим довольно распространенным убеждением. Совокупность должностных функций и обязанностей специалиста по связям с общественностью в разных организациях может существенно различаться, но одну из его задач можно назвать "общим знаменателем" - мы имеем в виду искусство выражать свои мысли в письменной форме. (Обратите внимание на перечисление должностных обязанностей специалиста в области паблик рилейшенз в примере 2.1.) Требование грамотности письменной речи является практически повсеместным. Описания обычного рабочего дня такого специалиста, представленные в примерах 2.2, 2.3 и 2.4, иллюстрируют центральную роль, которая отводится составлению письменных материалов в его работе. Пытаясь успешно справляться со своими обязанностями, отдельные специалисты изо дня в день разрабатывают и применяют примерно такие же стратегии и подходы. Иными словами, они сами разрабатывают и исполняют определенные роли.
Роли
С течением времени специалисты- практики усваивают определенные модели поведения, которые помогают справляться с различными ситуациями, возникающими у них на работе, и как можно полнее учитывать ожидания других, касающиеся их должностных обязанностей. Четыре главные роли паблик рилейшенз в основном охватывают всю сферу практической деятельности таких специалистов. В тот или иной момент времени, однако, специалисты в области паблик рилейшенз в той или иной степени играют все эти (и другие) роли, хотя в их повседневной работе и общении с другими людьми какая-то из этих ролей может оказаться доминирующей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|