Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произведите сравнительный анализ различных интерпретаций вышеназванных понятий.




А.Б. Афанасьева

Методические указания

По изучению дисциплины

«Образование дизайнера-графика

в поликультурной среде»

 

по направлению подготовки 072500.68

Дизайн

 

кафедра Дизайн рекламы

 

Санкт-Петербург

 

2015 г.


УДК 37

ББК 74

А94

 

Рецензенты:

 

заведующая кафедрой графического дизайна в арт-пространстве Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, член Союза художников РФ, доцент М. Р. Кузнецова;

кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Инженерная графика

и дизайн» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета В. В. Лаптев

 

Афанасьева, А. Б.

А94 Методические указания по изучению дисциплины «Образование дизайнера-графика в поликультурной среде» / А. Б. Афанасьева; Министерство образования и науки РФ. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. – 18 c.

 

ISBN 978-5-7937-1012-1

 

В методических указаниях даются рекомендации магистрантам для выполнения заданий и самостоятельных работ при изучении дисциплины «Образование дизайнера-графика в поликультурной среде», входящей в образовательную программу магистратуры Института графического дизайна СПГУТД по направлению подготовки 072500.68. Дизайн.

 

 

УДК 37

ББК 74

 

 

ISBN 978-5-7937-1012-1 © ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015

© Афанасьева А. Б., 2015


 

Методические указания для магистрантов

По дисциплине

«Образование дизайнера-графика в поликультурной среде»

Актуальность, цели, задачи, результаты дисциплины

Актуальность дисциплины обусловлена необходимостью знать и владеть поликультурными основами коммуникации, понимания культур разных народов, что способствует взаимодействию культур, профессиональных сред, людей разных национальностей в современном глобализирующемся мире.

В структуре учебного плана дисциплина входит в общенаучный цикл, она

методически связана с дисциплинами основной образовательной программы «История искусств», «История и методология дизайн-проектирования»; «Психология и педагогика»; «Культурология», Этика и принципы современного дизайна, «Современные проблемы дизайна».

Цель дисциплины:

Сформировать компетенции обучающегося в области понимания поликультурного пространства в условиях современной глобализации мира и в области вариативности дизайн-деятельности в культурной среде.

Задачи дисциплины:

· Показать основные этапы развития культуры и социально значимые изменения в поликультурном пространстве современного мира.

· Раскрыть значение гуманистических ценностей в поликультурной картине мира в ретроспективе и условиях современности.

· Определить место дизайнера в современной культурной среде, сформировать представления о стилевой, этнокультурной, художественной, межличностной толерантности как профессиональном и личностном качестве дизайнера.

· Приобрести опыт сопоставления разных национальных культур по общим основаниям; использования семантики и символов культуры при проектировании и осуществлении дизайн-деятельности.

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные:

· Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1)

· Способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2)

· Способен к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности (ОК-8)


Профессиональные:

· Обладает навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеет опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-6)

· Способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: 1) исторический путь развития культур разных народов;

2) роль, специфику деятельности дизайнера в полиэтническом социуме;

уметь: 1) ориентироваться в поликультурной картине мира;

2) использовать символы разных культур в дизайн-деятельности;

3) сопоставлять разные культуры по общим основаниям;

владеть: 1) общекультурными нормами общения и социального поведения;

2) навыками стилевой, этнокультурной, социокультурной, межличностной толерантности;

3) навыками дизайн-проектирования в различных стилях.

Учебно-тематическое планирование дисциплины

Наименование и содержание учебных модулей, тем и форм контроля Выделяемое время (часы)  
очное обучение очно-заочное обучение заочное обучение
Учебный модуль 1. Поликультурная картина мира: история и современность.        
Тема 1. Динамика развития культуры: полиэтнический контекст.        
Тема 2. Место России в поликультурном мире.        
Учебный модуль 2.. Дизайн-деятельность в поликультурной среде        
Тема 3. Дизайн-деятельность как культурный феномен.        
Тема 4. Полиэтнические особенности дизайн-деятельности.        
Текущий контроль 1 зачет        
Всего:        

 

Методические указания для магистрантов содержат задания и учебные материалы для выполнения заданий и самостоятельной работы разных видов деятельности по изучаемой дисциплине. Выполнение самостоятельной работы лежит в основе контрольно-измерительных материалов, диагностирующих степень освоения дисциплины, овладения соответствующими ей компетенциями. Для выполнения заданий предлагаются вспомогательные материалы, которые позволяют освоить информативный объем дисциплины, развить навыки выполнения различных видов учебной работы (репродуктивной, аналитической, творческой, научно-исследовательской работы и др.). В конце каждой темы дан список литературы, рекомендуемый для изучения данной проблематики.

В данных методических указаниях тема раскрывается в дидактических единицах, даются задания и рекомендации к их выполнению по темам курса, примеры выполнения заданий (в редакции А.Б. Афанасьевой).

Учебный модуль 1. Поликультурная картина мира: история и современность.

Тема 1. Динамика развития культуры: полиэтнический контекст. Научные интерпретации понятий «этнос», «культура», «этнокультура», «субкультура», «плюрализм культур», «культурная среда». Краткий исторический обзор развития цивилизаций в ретроспективе культурологии. Сопоставление культур в географическом и историческом контексте. Восток и Запад в цивилизационном процессе.

Задание 1. По ходу изучения дисциплины составьте терминологический словарь, включающий определение понятий этнос, культура, этнокультура, поликультурная среда и др.

Произведите сравнительный анализ различных интерпретаций вышеназванных понятий.

1) Охарактеризуйте определения понятия «этнос», данных ведущими российскими этнологами. «Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающая не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» (Ю. В. Бромлей) [4, с. 58]. «Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности» (подсознательной взаимной симпатии) (Л. Н. Гумилев) [5, с. 500]. «Этнос – конкретная межпоколенная, устойчивая, исторически сложившаяся, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием группа людей»

(Е. А. Окладникова) [8, с. 9].

2)Проанализируйтеполисемантику этимологии термина «культура». Прочитайте фрагмент монографии А.Б. Афанасьевой [2]:

«Понятие «культура» имеет древнее происхождение, оно полисемантично. Этимологически оно восходит к двум семантическим значениям.

1. Значение «почитание» – от корней «культ» (у кельтских жрецов-друидов – почитание), «ур» (санскрит – свет, огонь). Данное значение свойственно философско-теологическому толкованию, встречается у Н. К. Рериха, Д. В. Пивоварова [14, с. 240], значение «почитание» употребляется и в культурологии (К. М. Хоруженко [18, с. 83]). В современной трактовке ведет к толкованию «культуры как почитанию света знаний и красоты», лежащему в основе «достижений человеческой деятельности (материальной и духовной)» [8, с. 41]; свойственно аксиологическому подходу.

2. От латинского термина cultura – возделывание (указание этой этимологии типично для современных учебников культурологии). В античном мире в Древней Греции и Риме это понятие обозначало человекотворное, а не природное происхождение. Смысловое поле термина расширяется вариантами перевода «обработка, воспитание» [7, с. 83], «образование, развитие» [18, с. 293]. Эти толкования являются производными: обработка как возделывание природы (земли, металла), воспитание и образование как возделывание души человека. Именно в деятельностном подходе к понятию «культура» лежит большинство современных определений: «Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах духовного и материального труда, в системе материальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [17, с. 292].

Ныне насчитывается несколько сотен дефиниций культуры. Культуру определяют как символическую оболочку человеческой жизнедеятельности, фиксируя ее общее отличие от биологических форм жизни, противостояние природе (натуре) того, что содеяно человеком; как мир искусственных фактов (артефактов); как систему знаков; как качественное своеобразие исторически-конкретных форм человеческой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития; как форму традиционного поведения, как способ жизнедеятельности отдельного индивида, группы, общества.

В целом термин «культура» многозначен. Им обозначают определенную эпоху в развитии человечества; характеризуют конкретное общество или народ (этнос); степень образованности и воспитанности человека. Термин «культура» применяется для обозначения особых сфер деятельности общества, социальной группы, конкретного человека, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности. Культуру часто понимают как совокупность «специфических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов» (А. П. Садохин [15, с. 182]). Термин употребляют для характеристики уровня духовной культуры, в более узком смысле – для характеристики художественной культуры.

Ранее Л. Кертиан выделял три основных подхода к определению культуры. В антропологическом подходе признается самоценность культуры каждого народа, тем самым в мире существует множество «локальных» культур со своими ценностями и уровнем развития. В социологическом подходе культура понимается как фактор организации жизни общества, которым создаются культурные ценности. В философском подходе культура понимается как «содержание» или «способ бытия» общества, выделяются закономерности ее развития» [18, с. 87].

В современной культурологии вычленяется еще большее количество направлений в классификации определений культуры. Кратко охарактеризую каждое из них (по А. Кармину, А. Креберу, К. Клакхону, Е. Скворцовой, К. Хоруженко). Антропологические определения исходят из тезиса: культура есть совокупность предметов человеческой деятельности, противостоящих природе. Аксиологические определения рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. В исторических определениях культура понимается как продукт истории общества, развивающегося путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению, как система конкретно-исторических типов социокультурного развития. При религиозном подходе культура рассматривается как деятельность по обретению людьми веры в Бога, являющейся условием их грядущего спасения, при религиозно-философском – как синтез высших духовных достижений человечества, являющихся проявлением его деятельностной любви к Богу. Философский подход определяет культуру как высший человеческий инстинкт поиска смысла жизни, развивающий степени свободы личности. В социологических определениях культура трактуется как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей, как исторически определенная ступень развития общества, его творческих сил. Психологические определения указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально-обусловленные особенности человеческой психики. В них акцентируется адаптация, приспособление человека к жизненным условиям, соответствующие формы поведения. Этический смысл культуры трактуется как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей и как деятельность по гармонизации природной и духовной составляющей человека. Эстетический – как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

В ряде направлений особо выделяются свойства культуры, ее составные части. Идеационные (или идеологические) определения рассматривают культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. Герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. Семиотические – трактуют культуру как систему знаков, используемых обществом. Символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре. Дидактические – определяют культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Генетические определения истолковывают культуру с позиций ее происхождения. В нормативных определениях культура рассматривается с точки зрения норм: в одних – как образ жизни, в других – как ценности и идеалы, в третьих – как материальные и социальные ценности людей, в том числе институты, обычаи, установки, поведенческие реакции, как нормы и запреты, регулирующие жизнь общества и обеспечивающие его стабильность» [2, с. 72 74].

Подумайте, какой подход (или какие подходы) к трактовке термина «культура» ближе всего Вам как личности и как будущему профессионалу в области дизайна.

3) На основе изучения литературы проанализируйте разнообразие интерпретаций понятий и докажите общность и различия в понимании феноменов этнической культуры, культуры этноса, национальной культуры, отечественной культуры. Для примера, сравните ряд определений. «Этническая культура – культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия» (М. В. Заковоротная) [7, с. 97]. «Этническая культура – часть культуры этноса (результат его культуротворческой деятельности), формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире – природном и социальном» (И. Л. Набок) [3, с. 104]. «Национальная культура – 1) если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура – синоним этнической культуры; 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства различные этносы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными константами и взаимодействиями» (И. Л. Набок) [3, с. 219]. «Национальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей» (В. Г.Крысько) [6].

«Под этнокультурой нами понимается совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной и социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностнойсамореализации людей как представителей своего этноса» (А. Б. Афанасьева) [1, с. 56].

«Культура этноса – совокупность компонентов материальной, духовной и социо-нормативной культуры, которые сформировались среди данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов» (А. П. Садохин, Т. Г Грушевицкая) [15, с. 208].

Согласны ли вы с тем, что понятие этнической культуры трактуется в широком и узком смысле? В каких определениях этническая культура совпадает с традиционной культурой и трактуется в узком смысле, а в каких оно отождествляется с понятиями «национальная культура» и «культура этноса» и трактуется в широком значении?

4) Проанализируйте различные интерпретации понимания «культурного пространства». Для примера сравните: «культурное пространство – это среда повседневного обитания человека» [3, с. 7]. «Культурное пространство– это поле (по аналогии с физическими полями), порождаемое взаимодействиями и воздействиями ценностей культуры и их систем» [16, с. 246]). «Пространство культуры понимается как объективная реальность, обладающая историческим объемом культуры, наработанным человечеством во временном (историческом) и пространственном (географическом) измерении… Пространство культуры безгранично и разнообразно. В нем существует множество этнокультур и культур этносов» [1, с. 57; 2, с. 96 – 97].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...