Файл 2. Модель этнокультуры.
Задание 2. При подготовке к контрольному занятию (семинару) выполните самостоятельную работу: выберете один из элементов этнокультуры, подготовьте о нем презентацию и сообщение. При подготовке опирайтесь на научную литературу по этнологии, этнопсихологии и этнокультурологии. В основе работы должно лежать изучение русской этнокультуры с сопоставлением избранного элемента в этнокультурах других народов. В подготовке презентации проявите способности и умения дизайнера-графика. Для примера ознакомьтесь с вариантами выполнения самостоятельной работы магистрантами Л. Черных («Этноязык» - файл 3), И. Цветковой (Этнопсихология» - файл 4). Для понимания алгоритма работы представлю материалы, на которые опиралась Л. Черных. Помимо лекционных занятий – это знакомство с двумя темами «Программы по этнологии и этнокультурологии» А. Б. Афанасьевой, в которых в сжатом виде представлена лингвистическая классификация народов России [2]. «Тема 4. Роль языка в формировании этносов.Классификационные разряды языка (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Языковый союз. Язык межнационального общения. Процессы пиджинизации и креолизации. Разговорная и литературная формы языка. Государственный язык. Морфологическая (типологическая) и генеологическая классификации языков. Архетипическое значение языка. Восемь макросемей человечества и их связи: ностратическая, афразийская, синокавказская, австрическая, индотихоокеанская, америндская, конгосахарская, койсанская. Тема 5. Этнолингвистическая структура населения России. Индоевропейская семья. Славянская группа: восточнославянская, западнославянская, южнославянская подгруппы. Германская, романская, балтийская, армянская, греческая, индоарийская, албанская, иранская группы. Уральско-юкагирская семья. Финская группа: поволжско-финская, пермская, балто-финская подгруппы. Угорская, самодийская, юкагирская группы. Алтайская семья: тюркская, монгольская, корейская, тунгуско-маньжурская группы. Семитохамитская семья: семитская группа. Северокавказская семья: нахско-дагестанская, абхазо-адыгская группы. Картвельская семья: грузинская группа. Чукотско-камчатская, эскимосско-алеутская, китайско-тибетская семьи. Изолированные языки: нивхи, кеты» [2, с. ]. Данный материал осмыслен магистранткой и на его основе задание выполнено в жанре видеоролика с применением различных техник графического дизайна (см. файл 3).
Файл 3. Этноязык
Файл 4. Этнопсихология Задание 3. Для сообщения о декоративно-прикладном искусстве можно выбрать одно из направлений: роспись по дереву, резьба по дереву или по кости, ткачество, вышивка, прядение, кружевоплетение и др. Подготовьте презентацию. Для примера ознакомьтесь с вариантом выполнения задания А. Оленевой о русской народной росписи бытовых предметов (файл 5).
Файл 5. Русская народная роспись предметов быта.
Задание 4. Найдите в источниках различные интерпретации терминов «этнокультурная компетентность» «интеркультурная» («межкультурная», «кросскультурная»), «полиэтническая» компетентность. Сравните и охарактеризуйте их общность и отличия. Для ориентации автором отобран ряд определений. «Этнокультурная компетентность – степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия» (В. А. Корташев)
«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» (Т. В. Поштарева). «Этнокультурная компетентность – это интегральное свойство личности, сформированное на основе совокупности представлений, знаний о родной и неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической сред» (А. Б. Афанасьева). «Интеркультурная компетентность – это комплексное личностное качество, формирующееся в процессе социализации, характеризующееся высоким уровнем духовно-нравственных ценностных представлений и толерантности индивида и проявляющееся в его коммуникативной и деятельностной способности к осуществлению конструктивного взаимодействия с представителями иной культурной группы в ситуации культурных пересечений» (Л. Б. Зубарева). «Интеркультурная компетентность – способность и готовность студентов к диалогу культур, основанных на комплексе усвоенных лингвистических знаний, умений и навыков, знаний современной социокультурной системы страны изучаемого языка, страноведческих знаний и умений проводить контрастный анализ культур» (Г. Е. Поторочина). Подумайте и объясните, почему среди компетенций дизайнеру необходимо обладать этнокультурной и межкультурной компетентностью. При составлении терминологического словаря по курсу выпишите из литературы интерпретации терминов «этническая идентичность», «российская идентичность», «региональная идентичность», «профессиональная идентичность», «семейная идентичность». Подумайте, почему для современного человека важно сформировать в личности многоуровневую идентичность. Объясните, какую роль играет этнокультура в развитии культуры. Объясните дуалистическую взаимосвязь принципов моноэтнической глубины и полиэтнической широты изучения культуры, этногенеза и исторической динамики развития культуры в процессе образования.
Задание 5. Расскажите о специфике проявления стилей в искусстве России по схеме развития основных направлений в культуре (см. файл 1). При подготовке обратитесь к культурологической литературе. Рекомендуемая литература: Афанасьева, А. Б Этнокультурное образование как феномен культурного поля / А. Б. Афанасьева. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. – 188 c. Афанасьева, А. Б. Основы этнологии и этнокультурологии и их применение в начальной школе / Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. Вып. 2.//А. Б. Афанасьева. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. Гусев, В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В. Е. Гусев. – СПб.: СПГИТМиК, 1993. – 111 с. Денисова, Г. С. Этносоциология: учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель. – Ростов/н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 280 с. 5. Зубарева Л.Б. Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя. Автореф дис. …канд. пед. наук. Челябинск, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|