Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 2. Дизайн-деятельность в поликультурной среде




Тема 3. Дизайн-деятельность как культурный феномен. Дизайн как творческая деятельность, направленная на преобразование окружающей человека среды. Взаимодействие внешних, структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и изготовителя. Единство в дизайне художественной и утилитарной деятельности, красоты и пользы. Идеи культурного многообразия в содержании образования дизайнера. Взаимодействие культурных слоев в искусстве дизайна. Проблема художественной свободы, эстетической и этической оценки произведения искусства, в том числе произведений дизайна. Широта культурного кругозора и проблема толерантности. Содержание и форма в искусстве дизайна. Условность искусства, игра, свободная ассоциативность художественного переживания произведения искусства. Произведения искусства в дизайне рекламы. Проблема эстетических и нравственных критериев в дизайне рекламы.

Задание 1. Найдите в современном культурном пространстве образцы использования произведений искусства с рекламными целями. Обсудите проект «Шедевры живописи на улицах города».

Проанализируйте образцы рекламы в презентации «Культурное наследие в рекламе Санкт-Петербурга» (файл 6).

 

Файл 6. Культурное наследие в рекламе Санкт-Петербурга

 

Подумайте, каковы положительные стороны применения произведений искусства, а каковы отрицательные стороны. Обсудите «за» и «против».

Задание 2. Просмотрите видеоролик рекламы банка «Империал» (файл 7).

 

Файл 7. Видеоролик «Суворов».

 

Какие историко-культурные события и особенности взяты за основу создания этой рекламы? Найдите в интернете другие подобные видеоролики, охарактеризуйте их с точки зрения историко-культурных и эстетических особенностей рекламы.

Задание 3. Рассмотрите образцы рекламы (рис. 2 – 5). Какие достопримечательности «обыгрываются» в визуальной рекламе городов? Узнайте и назовите их. Какие символы используются в данных образцах рекламы? Как в рекламе искусство соединяется с графическим изображением работы органов человека?

Рис. 2. Москва.

http://invisibleon.ru/wp-content/uploads/2011/10/561-600x399.jpg

Рис. 3. Санкт-Петербург. http://rovnoe.ucoz.ru/_ph/4/944882717.jpg

 

 

Рис. 4. Казань. http://1000kzn.ru/razdel/ru/56/3/

Рис. 5. Курск.

Задание 4. Прочитайте статью А. В. Иванова, И. В. Фотиевой, М. Ю. Шишина «Культура и антикультура». Найдите в искусстве постмодерна образцы, которые можно отнести к антикультуре, воспевающим безобразное, вредное, ложное в противовес вечным ценностям Истины, Добра, Красоты, Пользы. Объясните, почему реклама должна следовать этическим нормам.

Рекомендуемая литература

 

1. Вильберг, К. Азбука книжного дизайна / К. Вильберг, Д. Форсман. – СПб.: СПбГПУ, 2008.

2. Власов, В. Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов. – СПб., 2008.

3. Курушин, Б. В. Дизайн и реклама / Б. В. Курушин. – М.: ДМК, 2009.

4. Минервин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Б. Г. Минервин. СПб., 2009.

5. Ньюарк, Э. Что такое графический дизайн? / Э. Ньюарк. – М.: АСТ, 2010.

6. Павловская, Н. Г. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Н. Г. Павловская. – СПб.: Питер, 2008.

7. Пронин, М. Б. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе / М. Б. Пронин. – М.: Бератор-Пресс, 2010.

8. Пронин, М. Б. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие /

a. М. Б. Пронин. – М.: Бератор-Пресс, 2009.

9. Розенсон, Р.М. Основы теории дизайна: учебник для вузов / Р. М. Розенсон. – СПб.: Питер, 2008.

10. Иванов, А. В. Культура и антикультура // А.В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин // Педагогика культуры – 2015 – 22 – http://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/sh/shishin-m-yu

 

Тема 4. Полиэтнические особенности дизайн-деятельности. Проблемы образования и творчества дизайнера в поликультурном пространстве мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга). Петербургский и российский уникальный опыт мирного, толерантного и взаимообогащающего сосуществования разных народов, конфессий, моделей цивилизаций, видов и стилей искусства. Полихудожественная и стилевая толерантность как профессиональное качество дизайнера. Духовно-нравственные и эстетические ценностные ориентиры искусства как способ гармонизации мира, его целостного восприятия; преодоления хаотичности, выхода из критических жизненных ситуаций. Их роль в образовании дизайнера. Принцип регионализации в системе образовании. Диалог культур как механизм взаимодействия монокультурных и поликультурных тенденций. Процесс интенсификации межкультурного взаимодействия как результат глобализации, миграции, социокультурной интеграции и модернизации. Диалектика процессов «слияния культур» и стремления сохранить свою национальную самобытность. Опасности вестернизации и проблема сохранения традиций, их взаимодействие с новаторством и культурными влияниями эпохи пост-модерна. Технологии развитии креативности дизайнера-графика на материале искусства народов России и мира.

Задание 1. Рассмотрите образцы рекламы Санкт-Петербурга (рис. 6, 7). Докажите взаимодействие культурных слоев в данной рекламе информационной программы «Пульс города».

 

Рис. 6. http://topspb.tv/uploads/news/159.jpg

Рис. 7.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4713/34070157.35/0_72cf6_9cbcc66d_XL

Задание 2. Рассмотрите рекламу семьи как вечной ценности человеческого мира (рис. 8). Определите в ее визуальном решении культурно-исторический контекст, эстетические и духовно-нравственные ориентиры.

 

Рис. 8. http://www.1sev.tv/img/6/90d1d3662db8.jpg

 

Задание 3. Проанализируйте с точки зрения книжной графики и дизайна «Этнокалендари Санкт-Петербурга» за ряд лет (они издаются в Санкт-Петербурге с 2008 г. по 2015 г.). Как в этнокалендарях реализуется идея этнической, стилистической, поликонфессиональной толерантности?

Задание 4. Продумайте вопросы и обсудите:

Чем качество толерантности помогает дизайнеру в работе?

Всегда ли искусство помогает преодолеть хаотичность мира, выйти из критических жизненных ситуаций?

Всегда ли стилевая толерантность является благом?

Задание 5. Технологии взаимодействия – диалога культур в освоении поликультурной среды необходимы как условие социализации личности в современном обществе. Общая направленность технологий должна отвечать принципу «Единство в многообразии», совмещая технологии формирования этнической и суперэтнической российской идентичности на разных возрастных этапах становления личности. Примером таких технологий может служить масштабная форма фестиваля национальных культур (в школе, районе, городе). Продумайте, как дизайнеры могут участвовать в оформлении подобных фестивалей. Найдите аналогичные образцы. Создайте свой вариант рекламы (эскиз).

Задание 6. Сравни 2 статьи магистрантов в Приложении. Определи, какие аспекты и направления культуры преобладают в дизайн-проектах, созданных магистрантами. Попробуй написать статью о своем проекте.

 

Рекомендуемая литература

1. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трех томах/ В. В. Антонов, А. В. Кобак. — СПб: изд-во Чернышова, 1994-1996. Т. 1 – 288 с. Т. 2 – 328 с. Т. 3 – 392 с.

2. Афанасьева, А. Б. Развитие креативности в процессе этнокультурного образования: теория, методика, диагностика / А. Б. Афанасьева. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. – 183 c.

3. Любименко, О. Наружная реклама Кронштадта как средство развития историко-культурной памяти горожан / Я. Любименко, О. Климова // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение, развитие. Материалы Международной научно-практической конференции коллективная монография. – СПб.: Астерион, 2012. – С. 189-191

4. Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин. – СПб., 2009.

5. Многонациональный Петербург: История, религии, народы / Под науч. ред. И. И. Шангина // Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц. – СПб.: Искусство, 2002. – 872 с.

6. Мчедлов, М. П. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь/ М. П. Мчедлов. – М.: Республика, 2001. – 543 с.

7. Мчедлова, М.М. Российская цивилизация: вызовы XXI века: учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 187 с. - http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/207-Mchedlova.pdf

8. Ньюарк, Э. Что такое графический дизайн? / Э. Ньюарк. – М.: АСТ, 2010.

9. Павловская, Н. Г. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Н. Г. Павловская. – СПб.: Питер, 2008.

10. Пронин, М. Б. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе / М. Б. Пронин. – М.: Бератор-Пресс, 2010.

11. Пронин, М. Б. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие /

М. Б. Пронин. – М.: Бератор-Пресс, 2009.

12. Ряжских, А.П. Развитие дизайн-мышления – ресурс креативных стратегий в системе профессионального образования / А. П. Ряжских, А. В. Шестакова // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. № 3. – СПб: ВВМ, 2012. – С. 27-31

13. Технологии формирования политической, этнической, религиозной толерантности / Под общ. ред. Д. А. Головушкина. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007

14. Храмы Санкт-Петербурга / Г.А. Павлов, И.М. Сорин, В.И. Васильев. – СПб.: Троица, 2003. – 368 с.

15. Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. - СПб.: Алетейя, 2004.

16. Этнокалендарь Санкт-Петербурга. 2008 – 2015. – СПб.: Фрегат, 2007 - 2014

17. Журнал «Мир дизайна».

18. Журнал «Индекс».

19. Журнал «Да! дизайн».

 


Приложение

Яна Любименко, Ольга Климова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...