Основное содержание диссертации
Как показал проведенный анализ, понятия «безнадзорность», «социальный сирота», «беспризорный» широко используются в современной литературе для объяснения различных нарушений в социальном развитии и поведении ребенка, специфика которых объясняется конкретными социально-бытовыми условиями его жизни. Под «безнадзорным» понимается несовершеннолетний, за поведением которого существует недостаточный или вообще отсутствует контроль со стороны родителей, не способных должным образом исполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка. На основе теоретического анализа феномена детской безнадзорности в обществе зафиксированы основные представления о способах её преодоления. В свете концептуально различных научных подходов к данному явлению выделены социологическая, социально-медицинская, социально-правовая, социально-психологическая и социально-педагогическая модели ресоциализации личности безнадзорного несовершеннолетнего. Социологическая модель строится в контексте институциональной и диспозиционной концепций, аргументирующих способы оптимальной организации социализирующей среды (С. В. Григорьев, Л. С. Гуслякова, М. Г. Мирсагатова, Л. Ф. Шереги, В. А. Ядов и др. ). Социально-медицинская модель учитывает процессы восстановления физического, психического и социального здоровья личности, оказавшейся в сложной ситуации индивидуального развития (Т. А. Басилова, В. Н. Власов, Н. М. Иовчук, В. П. Кащенко, И. А. Коробейников, Е. Г. Сидельникова, В. И. Столяров и др. ). Социально-правовая модель диктует выбор комплексных средств формирования правовой культуры у ребенка с девиантным поведением и его семьи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации (Е. В. Ганичева, О. Б. Качанова, С. А. Муратова, Т. В. Тихонова, Е. В. Трушанова и др. ). Социально-психологическая модель предполагает целевое преодоление девиантных отношений БНЛ с социумом посредством организации социальной активности личности в условиях творческой самореализации в среде (С. А. Беличева, А. В. Быков, М. О. Дубровская, В. К. Зарецкий, А. Л. Нелидов, Л. Я. Олиференко, В. Н. Ослон, А. Г. Пашков, А. Б. Холмогорова, Т. А. Шилова, Л. М. Шипицына, Н. Б. Шмелева и др. ).
Установлены наиболее перспективные социально – педагогические модели, которые строятся в контексте системно-целостного восстановления процессов социализации и духовного развития личности безнадзорного ребенка Они реализуются в ходе целевой организации познавательной и коммуникативной деятельности и процессов формирования у безнадзорного конструктивных отношений к окружающему миру и собственному «Я» в условиях воспитания, обучения и реадаптации ребенка в его микросреде (Э. Бернс, В. Г. Бочарова, А. Д. Гонеев, И. Ф. Дементьева, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, Ф. А. Мустаева, А. М. Нечаев, О. В. Митрохина, Е. Г. Силяева, Х. Спаниярд, Тейяр де Шарден, Л. Я. Чепурных, А. Б. Фомина и др. ). Путем обобщения различных теоретико-эмпирических материалов выявлены ведущие факторы (социальные, социально-психологические, индивидуально-психологические) безнадзорности ребенка, объективная и субъективная консолидация которых на макро-, мезо- и микроуровнях жизнедеятельности такого несовершеннолетнего представляет спектр условий, тормозящих и искажающих процесс формирования его личности, что препятствует интеграции его в общество. Сравнительно-сопоставительный анализ концепций и моделей возможного преодоления детской безнадзорности, представленных в различных исследованиях, показал следующее.
- На макроуровне безнадзорность детей и подростков представляет собой комплексную социально – диспозиционную проблему, связанную с общественным кризисом структуры социальных, социально-психологических и микрогрупповых отношений личности в среде её жизнедеятельности. Разрешение данной проблемы в кризисном социуме требует своего системно-комплексного (социально-экономического, правового, социально-медицинского, социально- психологического, социально-педагогического и социально-управленческого) обеспечения, позволяющего создать комплекс условий для реадаптации и ресоциализации личности безнадзорных детей. - На мезоуровне системное создание комплекса условий для социальной поддержки безнадзорного ребенка предполагает институциональное восстановление его социального статуса, человеческих и гражданских прав в физическом и психическом развитии, образовании и воспитании, реадаптацию личностных отношений к здоровому образу жизни и к полноценной познавательной и практической деятельности во взаимодействии с окружающим миром. - На локальном, или частном микроуровне непосредственной организации социальной помощи безнадзорному ребенку она включает по своим целям: ценностное раскрытие его личного потенциала, перестройку его социально-нормативных отношений с окружающим миром и развитие нормативно-ценностных потребностей в социальном признании таких способностей его «Я», которые обеспечивают субъектно-личностные возможности самостоятельно справляться с внутренними и внешними проблемами собственной жизни, что в итоге и порождает адекватные (социально-приемлемые) формы его поведения в непредсказуемой среде жизнедеятельности. В ходе теоретического анализа выявлено, что на институциональном уровне социальная работа с БНЛ представляет особую разновидность социально-профилактической деятельности, функционально направленной в своей системе на фактическую охрану и поддержку нормального физического и психического здоровья БНЛ, конструктивную правовую защиту его гражданских прав и интересов. В микросоциуме она характеризуется скоординированным взаимодействием отдельных субъектов влияния (семьи, органов опеки и попечительства, школы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. ) в соответствии с объемом реальных проблем у конкретного БНЛ.
В итоге проведенного анализа выделены основные принципы практической организации конструктивной социальной работы с безнадзорными детьми и подростками: принцип доверия к БНЛ, приоритет социальных прав и интересов ребенка, комплексность в разрешении социально-психологических проблем БНЛ в микросреде его жизни, принцип педагогического стимулирования внутренних ресурсов личности и добровольного участия БНЛ в процессе осуществлении своей ресоциализации и саморазвитии нормативных отношений с социумом. Функции профессиональной деятельности специалиста в динамике организации социальной работы с БНЛ связаны с комплексной организацией процессов индивидуальной ресоциализации и реадаптации регулятивно-поведенческой сферы личности безнадзорного. Они включают в себя: функцию восстановления социального статуса и защиты гражданских прав и законных интересов БНЛ в микросреде его жизнедеятельности; функцию социально-правовой профилактики антисоциального поведения в детском микросоциуме и функцию коррекции индивидуальной жизненной среды БНЛ. Ведущими специфическими задачами в системной реализации этих функций в деятельности специалиста-профессионала выступают интегративно-стабилизирующая, ценностно-ориентировочная и организационно-коммуникативная, которые направлены на трансформацию условий и передислокацию жизни безнадзорного, контроль, оценку и анализ социальной ситуации развития его личности и коррекцию процесса его социализации в трудной жизненной ситуации в целях преодоления социально-опасного положения ребенка. Таким образом, в итоге проведенного нами теоретического анализа проблемы доказано, что социальная работа с БНЛ представляет системно-комплексный и многоуровневый в своей организации, полифункциональный и интегрированный по своему содержанию, особый вид профессиональной деятельности, которая требует от специалиста целого ряда ключевых (личностных, социально-коммуникативных и профессиональных) компетенций. По субъектам социального управления на макроуровне она нормативно определяется гуманистическими принципами социальной политики государ- ства, повышающими государственные гарантии в социальной защите гражданских прав и интересов безнадзорных детей, и требованиями гласности и открытости в решении проблем БНЛ. На средовом мезоуровне её организации - в ней реализуются индивидуальный и функционально-дифференцированный подходы к различным группам несовершеннолетних, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На микроуровне её непосредственного осуществления, при взаимодействии с ребенком и организации процесса реадаптации конкретного безнадзорного, от специалиста по социальной работе требуется особый уровень личностно-профессиональной компетентности.
Проведенный теоретический анализ проблемы формирования личностно-профессиональной компетентности (далее - ЛПК) позволяет определить её как интегральную характеристику, которая включает развивающуюся личностную способность и формирующуюся в опыте деятельности инструментальную готовность специалиста выполнять профессиональные функции и задачи в соответствии с нормами, стандартами и требованиями, принятыми в социуме в конкретно-исторический момент времени. При этом ряд исследователей смещает акценты в образовании специалиста с функциональных требований квалификации на социальную ценность развития его личностных качеств и индивидуально-психологических составляющих ЛПК. Они включают базовые проявления способностей личности, в частности, самостоятельность в познавательной деятельности, коммуникативность во взаимодействии, мобильность и стремление к саморазвитию в быстро меняющемся мире. В итоге развития в процессе профессионального образования ЛПК у студентов в социальной работе с БНЛ объективно становится полифункциональным и интегральным новообразованием личности, включающим в себя совокупность взаимосвязанных личностных качеств и профессиональных характеристик деятельности будущего специалиста, которые складываются при системном освоении знаний и решении практических задач социальной защиты и реадаптации личности безнадзорного.
Между тем, проведенный контент-анализ требований ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания образовательных программ в системе ВПО специалистов по социальной работе (далее - СР) позволил установить следующее. В процессе подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с БНЛ в содержании учебных дисциплин общепрофессионального и специального блоков практически не представлена целостная методика комплексной профилактики и преодоления детской безнадзорности. При этом фактически слабо используются реальные ресурсы учебно-производственной практики и самостоятельной работы в процессе овладения студентами знаниями и инструментальными умениями, важными для квалифицированной организации социальной помощи в разрешении проблем БНЛ. Так, выявлено, что в учебном процессе на практике отсутствует система конкретных целевых и адресных учебных заданий, обучающих студентов комплексному решению интегральных задач ресоциализации, реадаптации и социальной поддержки безнадзорного ребенка. Кроме того, на констатирующем этапе исследования изучалась динамика восприятия студентами своего опыта выполнения социальной работы с БНЛ в ходе традиционного освоения дисциплин общепрофессионального и специального блоков. При этом обнаружен низкий уровень сформированности основных структурных компонентов ЛПК (потребностно-ценностного, когнитивно-информационного и операционально-деятельностного). Так, среди 469 опрошенных студентов 3 курса профильных факультетов, выявлено, что высоким уровнем компетентной организации деятельности с БНЛ обладает менее 10%; средний уровень колеблется от 38, 4 до 42, 4% по разным группам, а низкий уровень её проявлений практически отмечен у 59, 5-53, 7% опрошенных. Таблица1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|