Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика роста подготовленности студентов к социальной работе




с безнадзорными несовершеннолетними *

Проявления личностно-профессиональной компетентности в деятельности с безнадзорными

Уровни

 

 

Динамика в опытной работе

В начале (2003г. )

В итоге

(2005г. )

абс. ч

%

абс. ч

%

1 . Мотивационно- ценностный критерий    

1. 1. Комплексная ценностно-смысловая мотивация на оптимизацию условий  развития и жизнедеятельности безнадзорных детей

О 32, 8

66, 5

Ф 12, 4

15, 7

Н 54, 8

17, 8

1. 2. Позитивная установка в решении проблем безнадзорных детей и их семей

О 35, 4

61, 3

Ф 14, 6

19, 7

Н 50, 4

1. 3. Умение эмпатийного взаимодействия с БНЛ (опыт проживания типичных трудных жизненных ситуаций безнадзорных детей)

О 32, 9

58, 4

Ф 16, 1

18, 2

Н 51, 1

23, 4

1. 4. Способность к эмоциональной самонастройке на разрешение проблемных ситуаций во взаимодействии с безнадзорными

О 29, 2

52, 5

Ф 20, 4

16, 8

Н 50, 4

30, 6

2. Когнитивно-структурный критерий

2. 1 Наличие системы знаний о функциях и задачах реадаптации, социальной защиты и личностных проблемах безнадзорных

О 39, 4
Ф 16, 1

21, 2

Н 44, 5

5, 8

2. 2 Понимание своих функций и обобщенный анализ проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

О 36, 5

67, 1

Ф

21, 9

Н 44, 5
2. 3 Способность прогнозировать ситуацию социального развития безнадзорного  

61, 3

2. 4Умение конструировать целевые индивидуальные программы социальной поддержки, защиты и реабилитации безнадзорного и его социума

О 26, 9

49, 6

Ф 13, 1

21, 2

Н

29, 2

3 . Креативно – деятельностный критерий

3. 1. Способность к саморегуляции поведения в проблемных и конфликтных ситуациях взаимодействия с безнадзорным

О

31, 4

56, 2

Ф

16, 1

Н

49, 6

27, 7

3. 2Ответственность и самостоятельность в выборе форм и методов квалифицированной социальной поддержки и защиты прав БНЛ

О

32, 8

53, 3

Ф

16, 1

Н

51, 1

27, 7
3. 3 Умение интегрировать усилия различных субъектов социальной профилактики по социаль-ной поддержке и защите прав безнадзорного и его семьи (возвращено в семью, размещено на новое местожительство и т. д. )

 

50, 5

74, 6

*Уровни проявления критерия: О-оптимальный, Ф –функционально-допустимый, Н –низкий.     
3. 1 Умение разработать социальный проект и реализовать его, согласно эталонам профессиональной деятельности с безнадзорными

О

27, 7

75, 2

Ф

24, 1

21, 2

Н

48, 2

3, 6
                   

    В целом итоги опытной работы доказали целесообразность внедрения интегративного подхода в учебный процесс вуза средствами педагогического проектирования, реализации интегративного теоретико-прикладного курса «Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними» и средствами поэтапного участия студентов в социально-проектной деятельности в рамках выполнения учебных и внеучебных заданий для НИРС и в научно-практической группе «Студенческие инициативы - безнадзорным детям Орловщины».

 Полученные в результате экспериментальной работы данные, таким образом, подтверждают, что цель диссертационного исследования достигнута, гипотеза доказана.

 На основе проведенного теоретико-эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

- Преодоление детской безнадзорности в обществе диктует необходимость усиления интегративности в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе к компетентной социальной работе с безнадзорными.

- Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними представляет собой интегративный вид профессиональной деятельности, направленной на трансформацию и передислокацию условий жизни безнадзорного, контроль, оценку и анализ социальной ситуации его развития и коррекцию процесса жизнеустройства в трудной жизненной ситуации в целях преодоления социально-опасного положения ребенка.

- Интегративная подготовка студентов к компетентной и полифункциональной социальной работе с безнадзорными включает в себя профессиональную идентификацию личностной мотивации студентов с целями и задачами квалифицированной деятельности с безнадзорными; комплексное восприятие проблем безнадзорного ребенка и умение организовать социально партнерские отношения в целях их преодоления; взаимодополнение знаний из различных учебных дисциплин в процессе их усвоения и приобретение умений в индивидуальном опыте профессиональной деятельности при практическом разрешении проблем жизнеустройства и социальной защиты безнадзорных.  

- Социальное партнерство на учебных занятиях, в ходе НИРС и социально-проектной деятельности, а также заинтересованное добровольное участие студентов в социальной деятельности с безнадзорными позволяют сформировать необходимый уровень интегральной личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста, которая включает согласованные и взаимосвязанные между собой личностные качества, социально-коммуникативные и профессионально-функциональные компетенции в выполнении специальной деятельности, позволяющей комплексно разрешать проблемы социальной защиты и реадаптации личности безнадзорного.

 - Успешность интегративной подготовки специалистов обусловлена поэтапной интеграцией студентов в социальную работу с БНЛ при наличии соответствующей информационно обогащенной образовательной среды, где активизируется согласованная теоретико-инструментальная, социально-проектная и социально-творческая деятельность студентов в учебное и внеучебное время, так и созданием ситуаций успеха в конструктивном взаимодействии с безнадзорными.

    - В технологии организации интегративной подготовки студентов педагогически необходимо учитывать комплекс критериев (мотивационно-ценностный, когнитивно-структурный и креативно-деятельностный), которые позволяют педагогу оценивать достигнутый уровень личностно-профессиональной компетентности студента в квалифицированной деятельности с безнадзорными детьми и подростками.

Данное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия проблемы. В то же время оно позволило обозначить перспективы её дальнейшей разработки. Среди наиболее актуальных такие, как подготовка социальных педагогов к воспитанию и творческому развитию безнадзорных в городской и досуговой среде, профессиографическая диагностика личностно-профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, работающих с детьми в различных учреждениях социальной защиты населения.

 

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

1.   Абашина, А. Д. Подготовка кадров к работе с безнадзорными несовершеннолетними [текст] /А. Д. Абашина // Высшее образование в России. - 2006. -№11. - 0, 56 п. л.

2. Абашина, А. Д. Реализация социальных проектов как направление профессионализации в работе вуза [текст] /А. Д. Абашина //Матер. XIII Междунар. конф. «Ломоносов». - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 0, 2 п. л.

3. Абашина, А. Д. Социальная работа с детьми из семей группы риска[текст]/А. Д. Абашина //Подготовка специалистов для работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение: Матер. междунар. научно-практ. конф. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. -0, 3 п. л.

4. Абашина, А. Д. К вопросу о подготовке специалистов по социальной работе среди безнадзорных несовершеннолетних в условиях улицы [текст]/А. Д. Абашина //Уличная социальная работа: теория и практика: Матер. Межрегион. научно – практ. конф. - Тюмень: «Вектор Бук», 2004. - 0, 24 п. л.

5. Абашина, А. Д. Реализация социальных проектов в условиях вуза как инновационная форма профессионального становления будущих социальных работников [текст]/А. Д. Абашина //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: Матер. 6 Всероссийской научно-практической конф. 11-12 апреля 2006г. /Под ред. К. В. Кузьмина. -Екатеринбург: Изд-во Российский гос. проф. -пед. университет, 2006. – 0, 25 п. л.

6. Абашина, А. Д. Подготовка специалистов к профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних [текст]/А. Д. Абашина // Матер. 8-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 2/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. -0, 24 п. л.

7. Абашина, А. Д. Психолого-педагогические проблемы социализации безнадзорных детей и подростков в современных условиях [текст] /А. Д. Абашина //Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном российском обществе. - Орёл: ОГИиК, 2004, -0, 25п. л.

8. Абашина, А. Д. Жизнеустройство безнадзорных детей в России XX столетия [текст]/А. Д. Абашина, Е. К. Музалевская // Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 2/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. - 0, 25 п. л. (авт. -50%)

9. Абашина, А. Д. Основные причины и пути решения проблемы детской беспризорности в России (социально-исторический аспект) [текст] /А. Д. Абашина // Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии /Под ред. Л. В. Мардахаева. -М.: МГСУ, 2004. -0, 22 п. л.

10. Абашина, А. Д. Сравнительный анализ факторов аддиктивного поведения старшеклассников и безнадзорных несовершеннолетних (13-17лет) [текст] /А. Д. Абашина, Т. Е. Киселева // Материалы 8-х социально-педагогических чтений факультета социальной работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 1/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. - 0, 25 п. л. (авт. – 60%)

11. Абашина, А. Д. Здоровье как фактор социализации безнадзорных детей и подростков[текст]/А. Д. Абашина //Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодёжи: Матер. Междунар. научно-практ. конф. - Брянск: БГУ, 2004. - 0, 22 п. л.

12. Абашина, А. Д. Специализация как организационно-методическая форма профессионализации будущих социальных педагогов в условиях вуза [текст]/А. Д. Абашина //Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Матер. 7-ого Всероссийского образоват. форума/ Под ред. Т. Г. Человенко -в 3-х томах. -Т. 3. -Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. - 0, 35п. л.

13. Абашина, А. Д. Направления предупреждения безнадзорности несовершеннолетних средствами социального партнерства в Орловском регионе [текст]/А. Д. Абашина, А. Л. Алдонов // Партнерство в системе социальной поддержки населения: Матер. 2-ой Всерос. научно-практ. конф. /Под ред. В. Я. Мачнев-Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. -0, 3 п. л. (авт. - 40%)

14. Абашина, А. Д. Взаимопомощь как форма работы вуза и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних[текст]/А. Д. Абашина, Ю. В. Ильина // Партнерство в системе социальной поддержки населения: Матер. 2-ой Всероссийской научно-практ. конф, / Под ред. В. Я. Мачнев- Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. -0, 3 п. л. (авт. - 60%. )

15. Абашина, А. Д. К вопросу о профессиональной подготовке специалистов по социальной работе среди безнадзорных несовершеннолетних [текст] /А. Д. Абашина //Профессиональное и нравственное становление специалистов социокультурной сферы России: традиции, преемственность и перспективы развития. Всерос. научно-практ. конф. - Орёл: ОГИиК, 2005, -0, 26 п. л.

16. Абашина, А. Д. Реализация комплексного подхода к профилактике безнадзорности несовершеннолетних[текст]/А. Д. Абашина// Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии/Под ред. Л. В. Мардахаева. –М.: МГСУ, 2004. - 0, 25 п. л.

17. Абашина, А. Д. Обеспечение безопасности безнадзорного несовершеннолетнего правовыми средствами [текст] /А. Д. Абашина, Е. К. Музалевская // Матер. 9-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. II/ Под. ред. Л. В. Мардахаева. – М.: «Перспектива», 2006-0, 24 п. л. (авт. – 60% )

18. Абашина, А. Д. Специфика региональной политики по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в Орловской области [текст] /А. Д. Абашина, А. В. Тамошайтис //Подготовка специалистов для работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение: Матер. Междунар. научно-практ. конф. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. 0, 3 п. л. (авт. - 60%)

19. Абашина, А. Д. Социальное проектирование как направление профессиональной подготовки студентов  [текст] /А. Д. Абашина, Ю. В. Ильина // Матер. 9-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии.. В 2-х частях. Ч. 1. /Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: «Перспектива», 2006. – 0, 24 п. л. (авт. - 40%)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...