Динамика роста подготовленности студентов к социальной работе
с безнадзорными несовершеннолетними *
В целом итоги опытной работы доказали целесообразность внедрения интегративного подхода в учебный процесс вуза средствами педагогического проектирования, реализации интегративного теоретико-прикладного курса «Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними» и средствами поэтапного участия студентов в социально-проектной деятельности в рамках выполнения учебных и внеучебных заданий для НИРС и в научно-практической группе «Студенческие инициативы - безнадзорным детям Орловщины». Полученные в результате экспериментальной работы данные, таким образом, подтверждают, что цель диссертационного исследования достигнута, гипотеза доказана. На основе проведенного теоретико-эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. - Преодоление детской безнадзорности в обществе диктует необходимость усиления интегративности в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе к компетентной социальной работе с безнадзорными.
- Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними представляет собой интегративный вид профессиональной деятельности, направленной на трансформацию и передислокацию условий жизни безнадзорного, контроль, оценку и анализ социальной ситуации его развития и коррекцию процесса жизнеустройства в трудной жизненной ситуации в целях преодоления социально-опасного положения ребенка. - Интегративная подготовка студентов к компетентной и полифункциональной социальной работе с безнадзорными включает в себя профессиональную идентификацию личностной мотивации студентов с целями и задачами квалифицированной деятельности с безнадзорными; комплексное восприятие проблем безнадзорного ребенка и умение организовать социально партнерские отношения в целях их преодоления; взаимодополнение знаний из различных учебных дисциплин в процессе их усвоения и приобретение умений в индивидуальном опыте профессиональной деятельности при практическом разрешении проблем жизнеустройства и социальной защиты безнадзорных. - Социальное партнерство на учебных занятиях, в ходе НИРС и социально-проектной деятельности, а также заинтересованное добровольное участие студентов в социальной деятельности с безнадзорными позволяют сформировать необходимый уровень интегральной личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста, которая включает согласованные и взаимосвязанные между собой личностные качества, социально-коммуникативные и профессионально-функциональные компетенции в выполнении специальной деятельности, позволяющей комплексно разрешать проблемы социальной защиты и реадаптации личности безнадзорного. - Успешность интегративной подготовки специалистов обусловлена поэтапной интеграцией студентов в социальную работу с БНЛ при наличии соответствующей информационно обогащенной образовательной среды, где активизируется согласованная теоретико-инструментальная, социально-проектная и социально-творческая деятельность студентов в учебное и внеучебное время, так и созданием ситуаций успеха в конструктивном взаимодействии с безнадзорными.
- В технологии организации интегративной подготовки студентов педагогически необходимо учитывать комплекс критериев (мотивационно-ценностный, когнитивно-структурный и креативно-деятельностный), которые позволяют педагогу оценивать достигнутый уровень личностно-профессиональной компетентности студента в квалифицированной деятельности с безнадзорными детьми и подростками. Данное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия проблемы. В то же время оно позволило обозначить перспективы её дальнейшей разработки. Среди наиболее актуальных такие, как подготовка социальных педагогов к воспитанию и творческому развитию безнадзорных в городской и досуговой среде, профессиографическая диагностика личностно-профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, работающих с детьми в различных учреждениях социальной защиты населения.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях: 1. Абашина, А. Д. Подготовка кадров к работе с безнадзорными несовершеннолетними [текст] /А. Д. Абашина // Высшее образование в России. - 2006. -№11. - 0, 56 п. л. 2. Абашина, А. Д. Реализация социальных проектов как направление профессионализации в работе вуза [текст] /А. Д. Абашина //Матер. XIII Междунар. конф. «Ломоносов». - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 0, 2 п. л. 3. Абашина, А. Д. Социальная работа с детьми из семей группы риска[текст]/А. Д. Абашина //Подготовка специалистов для работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение: Матер. междунар. научно-практ. конф. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. -0, 3 п. л. 4. Абашина, А. Д. К вопросу о подготовке специалистов по социальной работе среди безнадзорных несовершеннолетних в условиях улицы [текст]/А. Д. Абашина //Уличная социальная работа: теория и практика: Матер. Межрегион. научно – практ. конф. - Тюмень: «Вектор Бук», 2004. - 0, 24 п. л. 5. Абашина, А. Д. Реализация социальных проектов в условиях вуза как инновационная форма профессионального становления будущих социальных работников [текст]/А. Д. Абашина //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: Матер. 6 Всероссийской научно-практической конф. 11-12 апреля 2006г. /Под ред. К. В. Кузьмина. -Екатеринбург: Изд-во Российский гос. проф. -пед. университет, 2006. – 0, 25 п. л.
6. Абашина, А. Д. Подготовка специалистов к профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних [текст]/А. Д. Абашина // Матер. 8-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 2/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. -0, 24 п. л. 7. Абашина, А. Д. Психолого-педагогические проблемы социализации безнадзорных детей и подростков в современных условиях [текст] /А. Д. Абашина //Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном российском обществе. - Орёл: ОГИиК, 2004, -0, 25п. л. 8. Абашина, А. Д. Жизнеустройство безнадзорных детей в России XX столетия [текст]/А. Д. Абашина, Е. К. Музалевская // Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 2/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. - 0, 25 п. л. (авт. -50%) 9. Абашина, А. Д. Основные причины и пути решения проблемы детской беспризорности в России (социально-исторический аспект) [текст] /А. Д. Абашина // Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии /Под ред. Л. В. Мардахаева. -М.: МГСУ, 2004. -0, 22 п. л. 10. Абашина, А. Д. Сравнительный анализ факторов аддиктивного поведения старшеклассников и безнадзорных несовершеннолетних (13-17лет) [текст] /А. Д. Абашина, Т. Е. Киселева // Материалы 8-х социально-педагогических чтений факультета социальной работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. 1/ Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: РГСУ, 2005. - 0, 25 п. л. (авт. – 60%) 11. Абашина, А. Д. Здоровье как фактор социализации безнадзорных детей и подростков[текст]/А. Д. Абашина //Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодёжи: Матер. Междунар. научно-практ. конф. - Брянск: БГУ, 2004. - 0, 22 п. л. 12. Абашина, А. Д. Специализация как организационно-методическая форма профессионализации будущих социальных педагогов в условиях вуза [текст]/А. Д. Абашина //Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Матер. 7-ого Всероссийского образоват. форума/ Под ред. Т. Г. Человенко -в 3-х томах. -Т. 3. -Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. - 0, 35п. л. 13. Абашина, А. Д. Направления предупреждения безнадзорности несовершеннолетних средствами социального партнерства в Орловском регионе [текст]/А. Д. Абашина, А. Л. Алдонов // Партнерство в системе социальной поддержки населения: Матер. 2-ой Всерос. научно-практ. конф. /Под ред. В. Я. Мачнев-Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. -0, 3 п. л. (авт. - 40%)
14. Абашина, А. Д. Взаимопомощь как форма работы вуза и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних[текст]/А. Д. Абашина, Ю. В. Ильина // Партнерство в системе социальной поддержки населения: Матер. 2-ой Всероссийской научно-практ. конф, / Под ред. В. Я. Мачнев- Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. -0, 3 п. л. (авт. - 60%. ) 15. Абашина, А. Д. К вопросу о профессиональной подготовке специалистов по социальной работе среди безнадзорных несовершеннолетних [текст] /А. Д. Абашина //Профессиональное и нравственное становление специалистов социокультурной сферы России: традиции, преемственность и перспективы развития. Всерос. научно-практ. конф. - Орёл: ОГИиК, 2005, -0, 26 п. л. 16. Абашина, А. Д. Реализация комплексного подхода к профилактике безнадзорности несовершеннолетних[текст]/А. Д. Абашина// Матер. 7-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии/Под ред. Л. В. Мардахаева. –М.: МГСУ, 2004. - 0, 25 п. л. 17. Абашина, А. Д. Обеспечение безопасности безнадзорного несовершеннолетнего правовыми средствами [текст] /А. Д. Абашина, Е. К. Музалевская // Матер. 9-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии. В 2-х частях. Ч. II/ Под. ред. Л. В. Мардахаева. – М.: «Перспектива», 2006-0, 24 п. л. (авт. – 60% ) 18. Абашина, А. Д. Специфика региональной политики по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в Орловской области [текст] /А. Д. Абашина, А. В. Тамошайтис //Подготовка специалистов для работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение: Матер. Междунар. научно-практ. конф. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. 0, 3 п. л. (авт. - 60%) 19. Абашина, А. Д. Социальное проектирование как направление профессиональной подготовки студентов [текст] /А. Д. Абашина, Ю. В. Ильина // Матер. 9-х соц. -пед. чтений факультета соц. работы, педагогики и психологии.. В 2-х частях. Ч. 1. /Под ред. Л. В. Мардахаева. – М.: «Перспектива», 2006. – 0, 24 п. л. (авт. - 40%)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|