Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая модель организации процесса интегративной подготовки специалиста по социальной работе с безнадзорными




 
1. Цель-формирование личности компетентного специалиста, способного к успешной работе с безнадзорными несовершеннолетними

 


3. 3. Опытно-преобразующий этап
3. 1Информаци-онно-методичес-кий этап
3. Этапы интегративной подготовки студентов к социальной работе с безнадзорными
2. 3. Самосовершенствование практического опыта социально успешного взаимодействия с безнадзорным ребенком и его семьёй
3. 2. Функционально-инструмен-тальный этап
2. 2. Овладение интег-ральными способнос-тями к анализу, прог-нозу и социальному проектированию проф деятельности с БНЛ
2. 1. Формирование интереса и потребности к овладению знаниями, умениями   соц. работы с БНЛ
2. Задачи интегративной подготовки

                         
 

 

 


                                                                                               

 


идентификации ими разрешаемых учебных проблем путем уяснения своих задач, далее, как на занятиях в вузе, так и в практической работе с семьями и детьми, выбирали средства и приемы адекватного их решения, затем анализировали и сравнивали достигнутые результаты с целью разрешения конкретных проблем безнадзорных детей.

        Содержание и методика изучения нашего курса «Социальная работа с БНЛ» реализованы на практике в виде интегративной системы личностного формирования студентами необходимых им качеств, отношений и способов творческо-профессионального решения проблем социализации безнадзорного ребенка. В ходе  аудиторных занятий в учебное время педагогические задачи заключались не только в передаче согласованных между собой теоретических и инструментальных знаний по организации социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними, но и в том, чтобы побудить желание пятикурсников воспользоваться этими знаниями в практической деятельности. Поэтому в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних они совместно с опытным специалистом (или под его руководством) участвовали в диагностических, реадаптационных и коррекционно - развивающих мероприятиях.

Круглые столы и тематические встречи со специалистами, дискуссии по вопросам продуктивного разрешения проблем жизнеустройства и социальной защиты БНЛ, овладение технологией социального проектирования и организация культурно-досуговой деятельности в учреждениях социальной поддержки материнства и детства, активное участие в социально-профессиональном учебном тренинге с воссозданием и проживанием ситуаций, типичных для современного БНЛ и его семьи, - все это опосредовало накопление у студентов личного опыта в практическом преодолении детской безнадзорности и помогало им адекватно определять стратегию их продуктивного взаимодействия с семьёй в целях решения задач реадаптации безнадзорного.

Наряду с практическими методами проблемно – аналитического обучения, нами использовались на занятиях имитационные игры («Перекресток», «Улица: утро, день, ночь» и др. ) и выбирались такие активные методы, где складывались обобщенные способы системного анализа студентами типовых ситуаций БНЛ. Ролевые игры и тренинговые упражнения, обсуждение актуальных проблемных публикаций – все это позволяло сформировать опыт выполнения социальных проектов у всех участников спецкурса. При этом студенты апробировали свои проекты и проводили фокус-анализ проблем девиантности и её причин, выбирали наиболее адекватные методы и приёмы для успешного жизнеустройства БНЛ, как на уровне анализа способов, позволяющих улучшить ситуацию развития ребенка в среде, так и посредством выбора способов, позволяющих перестроить его позиции и отношения к семье и школе.

В процессе такой интегративной подготовки у студентов инструментально отрабатываются ключевые личные, социально-коммуникативные и профессиональные компетенции будущего специалиста (конструктивно-проектные, творческие), причем, на профессионально-эвристическом уровне развития модельного мышления. В процессе публичной защиты и практической реализации социальных проектов качество социальной работы студента оценивалось по следующим эмпирическим показателям: 1) количество безнадзорных детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе (в свою или другую школу, ПТУ и др. ), в семью и к родственникам; 2) способность студентов объединить и организовать действия организаций и учреждений системы социальной профилактики и других общественных служб, которые удалось включить в решение вопросов ресоциализации, социальной защиты и поддержки конкретных безнадзорных детей и подростков; 3)количество детей и подростков, переставших употреблять психоактивные вещества и изменение социальной ситуации развития безнадзорных, задействованных в мероприятиях, проводимых в рамках проекта; 4) качество исследовательских разработок и социальных проектов, их важность и практическая значимость в организации продуктивного взаимодействия с безнадзорными и их семьями, реальная польза для учреждений социальной профилактики. Так, в рамках реализации социальных проектов разработаны и внедрены в практику новые социальные программы в общественной жизни г. Орла: «Социальная анкета-интервью» (для диагностики факторов жизненного риска безнадзорных детей и подростков), «Методика диагностики типов безнадзорных несовершеннолетних» и «Путеводитель по правам безнадзорного несовершеннолетнего». Кроме того, были предложены к апробации новые комплексные модели организации социальной приемной «Робинзон» и системно-аналитические формы для выполнения текущей отчетности уличных социальных работников и комплексный социальный паспорт семьи (для тех детей, которые состоят на учете в специализированных учреждениях).

    Такое активное участие студентов в социальном проектировании на занятиях и во внеучебное время реально интегрировало их в ходе опытной работы в конкретную практическую деятельность и в квалифицированное исполнение профессиональных функций и ролей во взаимодействии с безнадзорными несовершеннолетними и их семьями.

         По результатам педагогического мониторинга интегративной подготовки студентов к социальной работе обнаружен, с одной стороны, практически стабильный рост положительных проявлений в социальном развитии личности безнадзорных детей и в разрешении проблем их жизнеустройства. С другой - в итоге опытной работы в наших экспериментальных группах обнаружен существенный прирост реальных проявлений личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста, так более чем в два раза снизилось количество студентов, чей уровень личностно - профессиональной компетентности в начале работы оценивался как низкий, и напротив, количество студентов с высоким уровнем компетентности возросло в целом по всем показателям практически вдвое (от 34, 4% - в начале до 68% - в итоге).  

 

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...