Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поуровневые характеристики ведущих компонентов личности студента




Поуровневые характеристики ведущих компонентов личности студента

в социальной работе с безнадзорными

  Когнитивно-информационный компонент Потребностно-ценностный компонент Операционально-деятельностный компонент
Оптимальный уровень -наличие системы знаний о процессах ресоциали-зации и реадаптации БНЛ; -высокая степень инициа-тивности в поиске новой информации об иннова-ционных формах, методах продуктивной работы с БНЛ, в выборе собст-венной стратегии ресо-циализации и реадап-тации личности; -оптимальная потребность в рефлексии профессио-нальной деятельности; -адекватное осмысление и оценка полученной информации. -установка на понимание проблемных и конфлик-тных ситуаций в детско-родительских отношениях; -высокая мотивация дости-жения; -ответственность в отста-ивании профессиональных принципов; -активное стремление к продуктивному диалогу как с ребенком, так и с различными учреждениями и ведомствами в процессе ресоциализации безнадзорного; -толерантность во взаи-модействии, устойчивый интерес к общению с БНЛ. -компетентный анализ проблемных и конфликтных ситуаций с безнадзорным и его семьёй; -обобщенное проектив-ное видение способов решения проблем БНЛ; -творческая самостояте-льность в выборе адекватных форм и методов работы с безнадзорными; -высокая степень воле-вой саморегуляции альтруизм, совестливость в общении с безнадзорным; -высокая степень эмпатийности.

 

Низкий уровень -фрагментарность и поверхностность знаний о функциях и специфике СР с безнадзорным; -отсутствие интереса к сбору информации о новых технологиях и формах социальной помощи, реабилитации и реадаптации безнадзорного; -отсутствие потребности в рефлексии собственного опыта; -ситуативная оценка достигнутых результатов.   -отсутствует интерес к общению с безнадзорными и их семьями; -отсутствие установки на участие в организации практических дел социа-льной направленности;   -низкая ориентация в проблемных и конфликтных ситуациях детско-родите-льских отношений с БНЛ; тяжело переживают свои обиды; -отсутствие осознанного представления о себе как о профессионале в социальной работе. -отсутствие обобщен-ного проективного ви-дения, неспособность к творческому решению проблем безнадзорного; -неспособность к само-стоятельному выбору форм и методов СР с безнадзорными детьми; -негативизм в разборе ситуации с безнадзорным; -эгоцентризм в общении с безнадзорным; несформированное умение сопереживать безнадзорным и их семьям.

 

Функционально-допустимый уровень -знания о социальной работе с разными категориями детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, не носят системного характера;  -наличие затруднений в поиске новой информа-ции об инновационных технологиях и формах со-циальной помощи, реаби-литации и реадаптации БНЛ; -способность к ситуативной рефлексии проф. деятельности; -критическое осмысление достигнутых результатов. -трудности личной ориентации в проблемных и конфликтных ситуациях детско-родительских отношений, с сотрудниками и сверстниками БНЛ; -неустойчивая мотивация достижения (зависит от настроения); -непоследовательность в достижении целей социа-льной работы и отстаи-вании профессиональных принципов; -стремление к контакту с БНЛ и их семьями; -интерес к делам соц. направленности. -трудности в выборе способов адекватного решения проблем БНЛ; -поиск социального одобрения при самосто-ятельном выборе форм и методов СР с БНЛ; -трудности в разборе ситуаций с безнадзорным и его родителями; -неустойчивая волевая саморегуляция поведе-ния в конфликтных ситуациях; -неустойчивость в выборе позитивных приемов в общении с БНЛ.

      Эти данные говорят как о низкой заинтересованности студентов в решении проблем БНЛ, так и недостаточном, при традиционной системе обучения в вузе, опыте комплексного развития инструментальных знаний и умений специалистов. Исходя из этого целенаправленное формирование интегративной личностно-профессиональной компетентности в системе профессиональной подготовки в вузе возможно лишь при целостности процессов развития основных структур личности будущего специалиста как в ходе организации познания в учебном процессе, так и при непосредственном взаимодействии и компетентном построении отношений студентов в практической социальной работе с безнадзорными детьми.  

         Путем сопоставления теоретических и эмпирических материалов нами обоснованы основные компоненты проявления личностно-профессиональной компетентности студентов в социально-успешной работе с БНЛ и разработана комплексная система оценки интегративной ЛПК студента с её содержательными показателями поуровневого проявления в учебно-познавательной деятельности в вузе и при практическом разрешении проблем жизнеустройства и социальной защиты безнадзорных несовершеннолетних (Табл. 1).  

        На этой базе, далее, нами спроектирована модель интегративной подготовки студентов к социальной работе с БНЛ. Она включает в себя единство целей и системного решения комплекса задач, связанных с развитием ведущих профессионально-важных сфер личности студента, по диагностически обоснованным критериям и эмпирическим показателям педагогического мониторинга их проявлений, как в условиях организации познавательной и проектной деятельности в учебное время, так и в процессах участия студентов в самостоятельной, самообразовательной, добровольческой научно-исследовательской и профессионально-практической деятельности с БНЛ (Схема 1).

       В ходе проведения опытно-экспериментальной работы апробация нашей модели интегративной подготовки студентов к компетентной социальной работе среди безнадзорных велась в экспериментальных группах, где осваивался специально разработанный нами интегративный спецкурс «Социальная работа с БНЛ». Причем, одновременно апробация проходила и в условиях выполнения комплексных учебных заданий на занятиях, и путем целевой организации НИРС, и средствами участия в добровольной социальной деятельности студентов, включенных в эксперимент, в работе научно-практической группы «Студенческие инициативы - безнадзорным детям Орловщины». Опытная работа по интегративной подготовке студентов к социальной работе с БНЛ базировалась на принципах преемственности и целостности в организации учебно-познавательной и самостоятельной практической деятельности студентов, на междисциплинарном отборе содержания учебного материала с построением системных связей и на принципах делового сотрудничества и социального партнерства студентов в разрешении трудных жизненных ситуаций БНЛ. В итоге ведущие элементы построения интегративного обучения организационно замкнулись технологически в единую цепочку: при работе наши студенты шли на занятиях от общей цели своего профессионального саморазвития к задачам

Схема1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...