Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. Глава 7 возможные проявления речевой патологии детей после операции. 7. 1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы




Контрольные вопросы и задания

1. Как отличить ринолалию от открытой ринофонии?

2. Как отличить ринолалию от дисфонии?

3. Как отличить ринолалию от дизартрии?

4. Как отличить ринолалию от дислалии?

5. Может ли у ребенка с ринолалией быть еще какое-либо речевое нарушение? Приведите пример.

6. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит?

Глава 7 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ

7. 1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы

Нарушения звукопроизношения и голоса у всех пациентов после операции различны по характеру, степени выраженности и зависят не только от сроков проведения пластики неба, но и от анатомических особенностей артикуляционного аппарата (А. С. Балакирева, 2005).

После проведения раннего оперативного лечения расщелины у большинства детей речь развивается без признаков ринолалии и ринофонии.

У них сформирован грудной или реберно-брюшной тип физиологического дыхания, фонационное дыхание. Адекватное положение языка в ротовой полости, правильный способ и место образования звуков, свидетельствующие о формировании звукопроизношения в нормальных анатомо-физиологических условиях. Баланс резонирования не нарушен. Гласные звуки по трем артикуляционным признакам (ряд, подъем, лабиализация) имеют правильную характеристику. Согласные звуки: губно-губные, губно-зубные, переднеязычные [Т, Т', Д, Д', Н, Н'], а также заднеязычные соответствуют норме. Дефектов озвончения и компенсаторных гримас нет.

Тем не менее, родители данного контингента детей все-таки обращаются к логопеду с теми или иными жалобами на речевые дефекты.

У некоторых пациентов отмечаются неправильно сформированные артикуляционные позиции — искажения и пропуски звуков. В то же время смешения звуков не наблюдаются. Нарушение звукопроизношения у них обусловлено отклонениями в строении артикуляционного аппарата — резким сужением верхней челюсти, нарушением прикуса и зубного ряда. Причиной нарушенного звукопроизношения может быть использование ортодонтического аппарата (фото № 22), уменьшающего объем полости рта и ограничивающего движения языка. Таким образом, нарушенное звукопроизношение детей в данной группе является следствием анатомических особенностей. Несмотря на проведенные операции и воссоздание анатомической целостности артикуляционного аппарата, у них остаются некоторые нарушения в строении, а, следовательно, и в функции органов артикуляции.

У другой группы детей артикуляторная база сформирована не полностью, они затрудняются при отборе фонем по их артикуляционным параметрам, пропускают, заменяют артикуляторно-сложные фонемы на близкие, более простые. Выявленные артикуляторные нарушения встречаются и в нормальном речевом онтогенезе, но у детей после пластики неба они более сложны и разнообразны.

Таким образом, у большинства детей раннего возраста после пластики неба, чья речь развивается без признаков ринолалии, имеется выраженная задержка формирования артикуляторной базы. Это связано с невозможностью полноценного развития речевых кинестезии и нормального формирования артикуляторного праксиса по причине неадекватного состояния артикуляционного аппарата после оперативного лечения врожденной расщелины.

Фонематический слух ребенка раннего возраста находится в стадии развития и закончит свое формирование только к пяти годам, поэтому невозможно точно соотнести имеющиеся у них отклонения в произношении с каким-либо речевым нарушением. Однако можно предположить, что выявленная задержка формирования артикуляторной базы у данной группы детей, скорее всего, станет причиной развития дислалии. Например, у детей с анатомической природой нарушенного звукопроизношения может сформироваться артикуляторно-фонетическая дислалия, а у остальных, в зависимости от состояния фонематического слуха — артикуляторно-фонематическая или акустико-фонематическая. Безусловно, возможна и полная компенсация речевого нарушения у ребенка. Более точные выводы обеспечит анализ катамнестических данных обследуемых детей.

Пример №2.

1. Имя, фамилия, возраст: Вася С., 3 года, 1 месяц.

2. Клинический диагноз: сквозная расщелина верхней губы и неба слева.

3. Сроки хирургического лечения: хейлопластика: 2 месяца; пластика мягкого неба: 6 месяцев; пластика твердого неба: 1 год.

4. Стояние слуха: норма; зрения: норма; интеллекта: соответствует возрастной норме.

5. Тип физиологического дыхания: грудной;

Фонационное дыхание: сформировано; ротовой выдох: сформирован; при фонации выдох — ротовой.

6. Артикуляционный аппарат:

Губы: без деформации. Уздечка верхней губы — нормальная. Мышечная подвижность губ: смыкание — полное; переключаемость — полная. Преддверье рта: не сформировано, расщелина альвеолярного отростка верхней челюсти слева.

Прикус: сужение верхней челюсти.

Зубной ряд: не сформирован. Язык: массивный, уздечка языка — нормальная. Позиция языка: правильная.

Тонус языка: нормальный; подвижность языка: достаточная.

Саливация: нормальная.

Твердое небо: низкое, уплощенное, узкое.

Мягкое небо: длинное, подвижное; увуля: сформировано.

Глоточное кольцо сужено достаточно. Небно-глоточное смыкание (визуально) состоится.

Компенсаторные движения мимической мускулатуры — не наблюдаются.

7. Общее звучание речи: Спонтанная речь: разборчивая.

8. Голос: громкий, звонкий. Резонанс: нормальный.

9. Характеристика звукопроизношения:

Гласные: А — норма; Э — норма; О — норма; И — норма; Ы — норма; У — норма.

Согласные:

П — норма              П' — норма              Б — норма     Б — норма

Ф — норма     Ф' — норма    В — норма               В' — норма

Т — норма     Т' — норма    Д — норма               Д' — норма

М — норма    М' — норма   Н — норма              Н' — норма

К — норма               К' — норма    Г — норма               Г' — норма

X — норма              Х' — норма

С — искажен С' — искажен З — искажен   З' — искажен

Ц — искажен

Ш — искажен Ж — искажен Щ — искажен Ч — искажен

Л — двугубный Л' — Й            Р — отсутствует Р' — одноударный

Й — норма.

10. Фонематический слух: соответствует возрасту.

11. Слоговая структура: соответствует возрасту.

12. Словарь: пассивный, активный: в пределах возрастной нормы.

13. Грамматический строй: соответствует возрасту.

14. Краткая характеристика ребенка: мальчик контактный, в игре проявляет инициативу, с интересом относится к новым видам деятельности, поведение адекватное.

15. Заключение: задержка формирования артикуляторной базы.

16. Рекомендованы занятия в домашних условиях по программе предупреждения ринолалии.

Следует отметить, что за редким исключением, однако, в логопедической практике встречаются дети, после ранней пластики неба, чье речевое развитие соответствует возрастной норме. Это пациенты, прооперированные строго до 13 месяцев, без послеоперационных осложнений, с анатомически и функционально адекватными органами артикуляции. Как правило, это дети из благополучной социальной среды, с хорошо развитой фонематической компетенцией и высокой мотивацией к обучению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...