Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. Глава 8 послеоперационная коррекционная работа. 8. 1. Сроки начала обучения. 8. 2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба




Контрольные вопросы и задания

1. Какие речевые нарушения возможны у детей после операции?

2. Что является причиной задержки формирования артикуляторной базы детей после пластики неба?

3. От чего зависит степень выраженности речевой патологии детей с небной патологией?

4. Опишите, как развивается произносительная сторона речи детей, прооперированных до 1 года 9 мес. и после.

5. Опишите состояние произносительной стороны речи ребенка с небно-глоточной недостаточностью.

Глава 8 ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

8. 1. Сроки начала обучения

Время начала логопедического обучения для детей после пластики неба определяется индивидуально. Выделяется несколько критериев готовности малыша к занятиям (А. С. Балакирева). Во-первых, это возможность и желание ребенка взаимодействовать с логопедом. Во-вторых, наличие достаточной концентрации внимания: 5-7 минут на одном виде деятельности, что позволит педагогу проводить занятия, поделив его на пятиминутные блоки (упражнения для развития дыхания, ротового выдоха, вокальные упражнения, артикуляционная гимнастика, постановка звуков, динамическая пауза, автоматизация поставленных звуков, коррекция баланса резонирования). В-третьих, мотивация и инициатива ребенка к занятиям. На практике возраст ребенка, готового к коррекционным мероприятиям, составляет 2, 5-3, 5 года.

Однако, встречаются дети после пластики неба, не готовые к началу логопедического обучения в раннем возрасте. Это может быть связано, например, с условиями неблагополучной социальной среды, когда ребенок не умеет играть, общаться, а его психоречевое развитие не соответствует возрастной норме, или с особенностями воспитания. Так как во многих семьях дети с челюстно-лицевой патологией воспитываются с выраженной гиперопекой, они не самостоятельны, капризны, упрямы и плохо мотивированы к занятиям. Также неготовность ребенка к занятиям может быть связана с имеющимися у него психологическими особенностями или неврологической симптоматикой, например, минимальной мозговой дисфункцией или синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

Родителям таких детей даются следующие рекомендации.

Приводить ребенка в кабинет логопеда хотя бы 1 раз в месяц, чтобы он привык к окружающей обстановке, познакомился со специалистом, посмотрел, как занимаются другие дети, заинтересовался процессом обучения.

Для развития концентрации внимания показаны занятия в домашних условиях. Организовав ребенку «рабочее» место, необходимо ежедневно, в одно и то же время, желательно после утреннего или дневного сна, привлекать малыша к какому-либо виду деятельности — рисованию, лепке, слушанию рассказов и т. д. Самое главное, удерживать внимание ребенка в течение определенного времени, сначала одной минуты, потом трех, пяти и больше. Хорошо, если есть звуковой сигнал, сообщающий о начале и окончании занятий — мелодия будильника, звонок колокольчика. Можно использовать зрительный сигнал — песочные часы: «Занятие закончится, когда весь песок пересыплется из одной половинки в другую».

Формирование мотивации к занятиям индивидуально для каждого ребенка. Кому-то хочется быть «взрослым», поскорее пойти в школу. Кого-то наоборот привлечет возможность поиграть в новые игрушки, поучаствовать в интересных играх. Задача родителей заинтересовать ребенка, может, даже вызвать любопытство, смоделировать такую ситуацию, чтобы малыш пришел на занятие с желанием, в хорошем настроении. Логопед, конечно же, может поддерживать предлагаемые обстоятельства, приглашая детей в «волшебную» страну звуков, стимулируя похвалой, символическими оценками и возможностью поиграть с игрушками после занятия.

Если же все приложенные усилия оказываются бесполезными, логопед должен рекомендовать консультации невролога и психолога. И только после курса специальной терапии снова пробовать приступать к занятиям.

8. 2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба

Особенность работы состоит в том, что коррекционные занятия с детьми проводятся с учетом онтогенетического развития. Постановка звуков осуществляется индивидуально, соответственно возрастным возможностям ребенка (А. С. Балакирева, 2005).

В связи с тем, что группы шипящих, свистящих и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам, работа над произносительной стороной речи ребенка раннего возраста ведется только над теми звуками, которые наиболее рано появляются в речевом онтогенезе (гласные, губно-зубные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, носовые). Для формирования более сложных звуков ведется только подготовительная работа (артикуляционная гимнастика, вызывание звукоподражания). Необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у него патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков, которые появляются у детей в старшем дошкольном возрасте. Материал для автоматизации поставленных звуков тоже должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе используются слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

С младшего дошкольного возраста следует начинать постановку артикуляторно сложных звуков, так как патологическое звукопроизношение у детей с ринолалией к 4-м годам приобретает устойчивый характер, и без логопедической помощи не меняется. Для большей эффективности проводимых коррекционных мероприятий на каждом занятии необходимо развивать фонематическое восприятие ребенка, что позволит ему быстрее овладеть дифференциацией акустически близких фонем.

Для детей с ринолалией старшего дошкольного возраста очень эффективно обучение грамоте на логопедических занятиях и автоматизация звуков во время чтения вслух. На практике дети, проходящие автоматизацию поставленных звуков параллельно с обучением чтению, значительно быстрее вводят новый правильный стереотип звукопроизношения в активную речь, что в свою очередь практически исключает наличие специфических ошибок фонологического характера на письме.

Важно помнить и о соотношении возраста с ведущим видом деятельности ребенка.

Для детей раннего возраста предлагаемые задания доступны только в игровой форме, в младшем дошкольном игра может сочетаться с элементами учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает занятие — урок, а игра возможна во время динамической паузы.

Таким образом, учитывая возраст ребенка, его психофизиологические особенности, удается более точно организовать логопедическую работу, рационально подобрать материал для диагностики и коррекции, сделать его интересным и полезным для ребенка, а, следовательно, добиться высокой эффективности занятий.

На практике контингент детей после хирургического лечения расщелины, находящихся под наблюдением логопеда, достаточно разнообразен.

Встречаются дети с интеллектуальной недостаточностью, грубой задержкой психического развития, нарушением слуха. Коррекционная работа с ними проводится с учетом данных сочетанной патологии, совместно с дефектологом, олигофренопедагогом или сурдопедагогом. Дети с выраженной неврологической симптоматикой параллельно с коррекционными мероприятиями находятся под динамическим наблюдением невролога и получают плановые курсы восстановительной терапии.

Отдельная категория — это дети с послеоперационными дефектами неба и устойчивой небно-глоточной недостаточностью. Логопедическое обучение для них обязательно в дооперационный период, так как устранение дефекта планируется хирургом индивидуально и может быть отложено на несколько лет из-за несостоятельности тканей или незавершенности ортодонтического лечения.

Роль логопеда в процессе реабилитации ребенка с небно-глоточной недостаточностью крайне важна. Необходимо не только вовремя диагностировать этот патологический механизм, но проводить до- и послеоперационную работу. В дооперационном периоде целью логопедического обучения является поддержание произносительной стороны речи на доступном, максимально высоком для ребенка уровне. А в послеоперационном периоде, через 1 месяц после устранения НГН и в течение последующих 6 месяцев, до момента завершения процесса рубцевания, ответственность за результат операции ложится на логопеда. Так как именно на логопедических занятиях восстанавливается полноценная функция небно-глоточного кольца, необходимая для нормального состояния произносительной стороны речи.

Основные приемы коррекционной работы с детьми после пластики неба традиционны. Однако, существуют и некоторые особенности. Задача логопеда сформировать артикуляционные уклады звуков таким образом, чтобы фонемы звучали соответственно фонетической системе родного языка.

Иногда для ребенка после операции предлагаемые логопедом положения органов артикуляции затруднительны и даже невозможны, или звучание фонемы при правильном укладе артикуляционного аппарата не соответствует норме. Причиной таких расхождений может быть как вторичный послеоперационный дефект неба (фото №23), так и резкое сужение верхней челюсти (фото №24), уплощенное твердое небо, протрузия (выдвижение) альвеолярного отростка вперед при двусторонней сквозной расщелине губы и неба (фото № 25, 26), ношение массивного ортодонтического аппарата (фото №27). Поэтому при постановке звуков необходимо найти такой уклад органов артикуляции, чтобы звук соответствовал фонетической норме родного языка или максимально был к ней приближен, а ребенок при этом не испытывал значительных затруднений.


 

Безусловно, в целом, место и способ образования звуков не меняется координально, но отклонения от описанной в литературе нормы допустимы. Например, при ношении массивной ортодонтической пластинки, расширяющей верхнюю челюсть, у ребенка ограничено пространство для полноценных движений языка, невозможна корректировка положения языка, например, за верхними зубками, у альвеол, в переднем отделе твердого неба, так как малыш ощущает лишь гладкую пластмассовую поверхность. В этом случае многие переднеязычные зубные звуки могут звучать искаженно. И целью логопедического обучения для такого ребенка является не просто постановка звуков, а именно «подстройка» органов артикуляции для акустически нормированного звукопроизношения в имеющихся анатомических условиях. Необходимо искать артикуляционные уклады, удобные для ребенка, которые будут соответствовать нормальному звукопроизношению (А. С. Балакирева, 2005).

Коррекционная работа с детьми после операции направлена на полное восстановление речи, как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации.

В основу нормализации речевого развития ребенка раннего возраста с небной патологией должны быть положены анатомо-физиологические закономерности данного процесса в норме и учтены особенности структуры основного дефекта. Поэтому можно сформулировать задачи устранения речевого нарушения у детей после операции:

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2. Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата.

3. Нормализация баланса резонирования

4. Развитие фонематической компетенции.

5. Постановка и автоматизация звукопроизношения.

Так как в логопедической практике встречаются дети с так называемой «вторичной небно-глоточной недостаточностью», которая возникает не сразу, а в случае, если объем глотки увеличивается, в то время как мягкое небо остается мало функциональным за счет рубцов, укорочения и ограниченной подвижности; а у большинства пациентов отмечается выраженная задержка формирования артикуляторной базы, необходимо вести амбулаторное наблюдение за всеми детьми, прооперированными по поводу расщелины неба.

Таким образом, в коррекционной работе с детьми раннего возраста после пластики неба выделено 2 направления. Первое — это непосредственно исправление речевого дефекта, а второе — его предупреждение.

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занимаясь с логопедом, ребенок проходит два этапа:

Первый — подготовительный. Он включает постановку нижнереберного типа дыхания, формирование фонационного дыхания, дифференциацию ротового и носового выдоха, артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

Второй — основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в следующей последовательности: [А, Э, О, И, У, Ы], [Ф, Ф', В, В', П, П', Б, Б', Т, Т', Д, Д', Л', Л, Й, С, С', З, З', Ц, К, К', Г, Г', X, X', Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Р', М, М', Н, Н'], обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога — слова — словосочетания — предложения — связной речи, развитие фонематического слуха.

Логопедическая работа по коррекции речевого нарушения, а также его предотвращению у ребенка после пластики неба наиболее эффективна при ее проведении в кратчайшие сроки после операции.

Однако, по тем или иным причинам, первичная хирургическая коррекция (хейлопластика, пластика мягкого и твердого неба) у разных детей осуществляется в разные возрастные периоды. Если ребенок здоров, не имеет противопоказаний для оперативного лечения и вовремя госпитализируется, то указанные операции возможно провести на первом году жизни. В том случае, если ребенок соматически ослаблен, относится к группе часто болеющих, имеет неврологическую симптоматику или другие противопоказания для операции, то и сроки осуществления хирургического лечения увеличиваются. Но это не значит, что ребенок остается без логопедической помощи.

С детьми раннего возраста, у которых по тем или иным причинам операции переносятся на более поздние сроки, необходимо проводить предоперационную логопедическую работу. А именно, насколько это возможно, применять упражнения первого этапа.

Коррекционная работа с детьми после пластики губы и неба должна быть дифференцирована в зависимости от возрастных особенностей ребенка, проявления речевой патологии и функциональных возможностей органов артикуляции (А. С. Балакирева, 2005).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...