Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. 8.3. Логотерапия при ринолалии. 8.3.1. Коррекция дыхания




Контрольные вопросы и задания

1. В каком возрасте более эффективно начинать логопедическое обучение ребенка после пластики неба?

2. Перечислите критерии готовности ребенка раннего возраста к занятиям.

3. В чем специфика коррекционной работы с детьми после операции?

4. Назовите отличительные особенности приемов логотерапии с детьми, имеющими вторичные послеоперационные дефекты и устойчивую небно-глоточную недостаточность.

5. Каковы задачи устранения речевых нарушений детей после хирургического лечения расщелины?

6. Назовите и раскройте два основных направления коррекционной работы с выделенным контингентом детей.

7. Какие этапы проходит ребенок после пластики неба во время логопедического обучения?

8. 3. Логотерапия при ринолалии

8. 3. 1. Коррекция дыхания

Занятия по восстановлению речи у детей после пластики неба рекомендуется начинать с формирования навыка нижнереберного дыхания, являющегося наиболее физиологичным, менее утомительным, обеспечивающим полноценную основу речи.

Дыхательные упражнения, стабилизирующие ритм дыхания, удлиняющие фонационный выдох, координирующие дыхание и речь, показаны детям, прооперированным по поводу расщелины неба, на протяжении всего курса логопедического обучения и должны выполняться ежедневно.

Постановка нижнереберного дыхания. Ребенок сидит или лежит на спине в расслабленном состоянии. Для осуществления зрительного контроля на область диафрагмы можно положить кисти рук или небольшую легкую игрушку. Делает неглубокий вдох носом, при этом стенка живота выдвигается вперед. При выполнении упражнения не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы всего корпуса. Выдержав секундную паузу, медленно выдыхает через рот, как в узкую трубочку. Выдох должен быть плавным, продолжительным, а выдыхаемый воздух прохладным. Живот постепенно опускается. На выдохе следить за тем, чтобы не надувались щеки. Движение диафрагмы контролируется ребенком зрительно. Упражнение повторяется до 10 раз, в медленном темпе, так как при интенсивном, утрированном выполнении возможно головокружение. Овладев навыком нижнереберного типа дыхания, ребенок начинает использовать его постоянно, а не только на занятиях, при контроле. Упражнения можно сопровождать рифмовками (Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи).

В положении лежа: Качаю рыбку на волне То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне.   Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Качели — вверх, Качели вниз, Крепче, куколка, держись!   Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Тренировка носового дыхания важна для осознания ребенком разницы ротового и носового выдоха, что в дальнейшем станет основой коррекции баланса резонирования.

Упражнение 1. Вдыхать и выдыхать воздух через нос при открытом рте (понюхать цветочек). Повторить 3-5 раз.

Упражнение 2. Логопед прижимает указательным пальцем правую ноздрю, ребенок дышит левой и наоборот. Повторить поочередно 3-5 раз.

Упражнение 3. Сделать короткий вдох носом, на выдохе протяжно произнести [М] — мычит корова, [Н] — гудит пылесос. Выполнять 3-5 раз.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Упражнение 1. Сделать вдох через нос, выдох через рот. Повторить 5 раз.

Упражнение 2. Сделать вдох через рот, выдох через нос. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. Сделать вдох через нос, выдыхать через рот прохладным воздухом, как будто дуя на свечу.

Формирование ротового выдоха. Не путать с глоточным выдохом — теплой, рассеянной воздушной струей, как при согревании рук. Правильный ротовой выдох — это прохладная, направленная воздушная струя, как дутье на горячее.

Упражнение 1. «Футбол» — сделать неглубокий вдох носом, дуть направленной воздушной ротовой струей на цветной комочек ваты — «мячик», загоняя его в ворота.

Мяч ударил Мишка ловко —

Вот, что значит тренировка!

Скачет мячик вверх и вниз.

Ай да Мишка футболист!

А. Ю. Кожевников

Упражнение 2. «Полетели-полетели» — сделать неглубокий вдох носом, дуть на бумажные фигурки бабочек, птичек, самолетиков, привязанные к планке цветными нитями. Выдох должен быть длинным и плавным.

Птенец                                                   Бабочка

На ветвях семья синичек —       Спал цветок — и вдруг проснулся,

Папа, мама и птенец.                  Больше спать не захотел!

Он уже летать, как взрослый,              Потянулся, встрепенулся,

Научился, наконец!                     Взвился ввысь и улетел!

М. А. Леонова                              М. А. Леонова

 

Вертолетик                                  Самолет

Быстрый, шустрый,                    Самолет построим сами,

Вот — над капустой,                  Пронесемся над лесами,

Вот — над травой,                     А потом вернемся к маме!

Над головой,                                                  А. Барто

Вот — над малиной

Вертолет стрекозиный.

Э. Мошковская

Упражнение 3. «Пузыри». Дутье в стакан воды через трубочку. Сделать неглубокий вдох носом, выдыхать воздух ртом, через трубочку плавно и медленно, заставляя бурлить воду в стакане.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки и не морщил лоб.

Развитие фонационного дыхания.

Упражнение 1. Озвучивание воздушной струи.

а) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха протяжно произносить звуки: [А, Э, О, И, У] по отдельности;

б) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха протяжно произносить: А-А, Э-Э, О-О, И-И, У-У. Постепенно увеличивать количество гласных на одном выдохе. Возможны варианты их сочетаний: А-Э, А-Э-О, А-У-А-У, А-Э-И-У, А-Э-О-И-У.

в) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха петь ряд гласных. А-А — А-А (покачать куклу), Э-Э-Э-Э (медвежонок поет песенку), О-О-О (нам хорошо, вместе песенку поем), И-И-И-И (мышка побежала), И-А — И-А (ослик поет песенку), А-У (заблудились в лесу), У-У-У-У (гудит пароход).

г) «Ветер». Сделать вдох носом, на выдохе поизносить звук [В-В-В], следя за тем, чтобы не надувались щеки, а воздушная струя выходила через щель между нижними зубами и верхней губой. Постепенно увеличивать продолжительность выдоха. Повторить 3 раза.

Ветер

Ветер воет, ветер воет

За окошком и в трубе.

В-В, В-В, В-В-В!

Хорошо, что мы с тобою

Вечерком сидим в тепле.

Леонова М. А.

д) «Пулемет». Сделать вдох носом, на одном выдохе произносить несколько раз подряд «Т-Т-Т», «Д-Д-Д». Повторять поочередно 3 раза.

е) «Кто как говорит? » Произносить слоги на длительном выдохе, постепенно увеличивая количество слогов в цепочке: КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок; ПИ-ПИ-ПИ — мышонок; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка; МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок; КВА-КВА-КВА — лягушонок; ДИНЬ-ДОН — колокольчик; КАП-КАП-КАП — дождик; ТИК-ТАК-ТИК-ТАК — часы; ПУХ-ПУХ-ПУХ — пушка стреляет; ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ — чайник пыхтит; БУМ-БУМ-БУМ — барабан. Упражнения 1 д) и е) проводятся только на поставленных звуках.

Упражнение 2. Дыхательная гимнастика (разработана логопедом НПЦ Витвенской Н. О. ). Выполняется ежедневно, утром и вечером. Звуки в упражнение вводятся постепенно, по мере их постановки. Ноги на ширине плеч. Вдох через нос, живот при этом надувается, наполняясь воздухом. Ребенок разводит руки в стороны и поет гласный звук [А] на выдохе. И сразу наклоняется, произнося открытый слог с отрабатываемым звуком на том же выдохе, например: А-ПА, А-ПО, А-ПУ, А-ПЭ, А-ПЫ; А-ПЯ, А-ПЁ, А-ПЮ, А-ПЕ, А-ПИ; А-ПА, А-ПО, А-ПУ, А-ПЕ, А-ПИ. И далее: ноги на ширине плеч, руки в замочке, выгнуты ладонями вниз. Вдох через нос, живот при этом надувается, наполняясь воздухом. На одном выдохе 4 наклона. На каждый наклон поется 1 открытый слог. Постепенно количество слогов и наклонов на одном выдохе увеличивается, например, ПЕ-ПИ-ПЯ-ПЮ; ПЭ-ПЫ-ПА-ПУ; ПЕ-ПИ-ПА-ПУ Материал для дыхательной гимнастики, соответствующий речевым, голосовым и возрастным особенностям детей изучаемого контингента представлен в приложении 2.

Упражнение 3. Сочетание дыхательных упражнений с движениями. Повторить 3 раза.

а) Пение ряда гласных. Ноги на ширине плеч. Руки разведены в стороны. Сделать вдох через нос, на выдохе петь гласные звуки, сводя руки перед грудью: А-Э, А-Э-О, А-У-А-У, А-Э-И-У, А-Э-О-И-У.

б) «Рубим дрова». Поднять руки, сложенные в замочек, над головой. Сделать вдох через нос, на выдохе наклониться всем корпусом вперед, произнося «У-УХ! ».

в) «Часики». Ноги на ширине плеч. Руки вдоль туловища. Сделать вдох через нос, на выдохе делать наклоны вбок, произнося «ТИК-ТАК».

Упражнение 4. Проговаривание предложений на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов. Каждую строчку текста произнести на одном выдохе.

Это бабуля. У бабули бублики. Бабуля любит бублики.

Это Лена. У Лены ляля. У Лены ляля Аня.

Ниф-ниф. Ниф-ниф и Наф-наф. Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф.

Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф в домике.

Это Ваня. У Вани панама. У Вани белая панама.

Это Валенька. У Валеньки валенки. У Валеньки теплые валенки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...