Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Музыкальная культура от древнего мира и до эпохи барокко.




Тема урока: Музыкальная культура древнего мира.

Конспект

Музыка возникает путем долгих изменений превращаясь в искусство из того, что искусством не было.

В эпоху первобытнообщинного строя музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь. Ее назначение – объединять людей в труде. Музыка имела магическое значение способное защищать от злых чар.

Древние рабовладельческие цивилизации. Первые государства Древнего Востока: Вавилон, Египет, Финикия (IV – III тыс. до н. э.) – зарождаются первые науки: астрономия, математика, медицина, возникает письменность. Искусство служит славлению власти. Происходит деление искусств на народное и профессиональное.

В Вавилоне, Сирии, Египте существуют ансамбли профессиональных музыкантов. Развиваются инструменты струнной группы (арфа, лира, лютня), духовой (продольная флейта, свирель, труба, рог), ударной (большой и малый барабаны и др.).

Вырабатываются приемы хорового и сольного пения.

Античность. Музыка занимала большое место в общественной жизни Древнего Греции. Она сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.

Греки были хорошими танцорами, водили плавные хороводы, знали быстрые танцы с прыжками.

Высокими достижениями античной культуры стала трагедия (соединяла драму, танец и музыку), комедия.

Значение античной музыки неоценимо, до сих пор музыканты пользуются понятиями и терминами, как: «мелодия», «музыка», «ритм», «темп», «гамма», названиями некоторых музыкальных ладов.

Значительный отпечаток эллинистическая музыка наложила на древнеримскую музыкальную культуру. В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Вавилона — исполнители на кифаре, инструменталисты-виртуозы, певцы, танцовщики. Большой популярностью пользовалась у римлян пантомима: артист танцевал под аккомпанемент хора и оркестра. Большие духовые оркестры входили в состав римской армии. И греки и римляне придавали музыке большое значение в воспитании гармонически развитого человека. В знатных семьях детей обучали пению и игре на кифаре. Профессия учителя музыки, танца была особенно почетна.

 

 

Тема урока: Музыкальная культура Средневековья.

Конспект

Музыка эпохи Средневековья (приблизительно IX век по XIV век) – это период характеризуется соперничеством церкви с властью королей и феодалов.

Основа музыкального быта этого времени – искусство странствующих артистов, которые были универсальными мастерами (владели всеми искусствами). Во Франции такого мастера называли жонглером и менестрелями, в странах немецкого языка – шпильманами, а в России – скоморохами. Они были постоянными участниками любых праздников. Вскоре жонглеры и шпильманы сосредоточились в какой-то одной среде, так возникают профессиональные «цехи».

С IX века начинают записывать музыку специальными знаками на пергаменте. Большинство из ранних нотных записей — одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон или солистами. Это так называемый григорианский хорал (по имени папы римского Григория I, которому легенда приписывает утверждение этого певческого жанра). Затем появляются записи светского музыкального искусства (IX в. – XIV в) – это песни трубадуров – во Франции, труверов и миннезингеров – в Германии.

К IX – X векам относятся первые записи полифонических произведений – органумы, мотеты.

Позднее Средневековье выдвинуло следующих композиторов Франческо Ландино (Италия), Гильом де Машо (Франция).

 

 

Тема урока: Музыкальная культура Древней Руси.

Конспект

Древнерусская музыка охватывает очень большой отрезок времени с IX по XVIII век.

Развитие русского музыкального искусства делилось на два направления – народное и церковное.

К числу древнейших видов народного искусства принадлежат обрядовые и трудовые песни, т. е. жанры связанные с жизнью человека. В народной среде выделился слой профессиональных музыкантов – скоморохов, которые пели, играли на различных музыкальных инструментах разных групп: духовой (свистульки, сопель, дуда, труба, рог), струнных (скрипка, гудок), а также устраивали представления. Русская народная музыка хоровая и инструментальная существовала в устной форме.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без сопровождения. Музыкальные инструменты запрещались, кроме игры на колоколах.

Русское культурное пение записывалось особыми знаками – знаменами. Расшифровка которой до сегодняшнего дня продолжается.

 

 

Тема урока: Музыкальная культура Возрождения.

Конспект

Возрождение, или Ренессанс – период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение — гуманизм (от латинского «гуманос» — «человеческий»). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература.

Музыка эпохи Возрождения развивается в двух направлениях – церковном и светском. Основные жанры церковной музыки – месса и мотет – многоголосные произведения для хора без сопровождения или с сопровождением инструментального ансамбля. Главный инструмент – орган.

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музыкознания. Музыка звучала всюду. Появляются первые исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, виоле. В произведениях композиторы рассказывают о любви, обо всем что встречается в жизни.

Появляются национальные музыкальные школы: нидерландская (Дюфаи, Жанекен, Обрехт, Лассо), итальянская в частности Палестрина.

 

 

Тема урока: Барокко в западно - европейской музыке.

Зарождение и развитие оперы в XVII-XVIII веках.

Конспект

Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Барокко – в переводе с итальянского – «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего он встречается применительно к пластическим искусствам, прежде всего архитектуре, где барокко-синоним величия, пышности, декоративности.

Свойственные барокко на протяженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно, порой противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское. Так, в ней достигла своей вершины господствовавшая на протяжении веков полифония.С другой стороны, со времен Возрождения возникинтерес к человеку, стремление глубже раскрыть богатство его внутреннего мира привели к появлению нового типа письма — гомофонии. В гомофонии над сопровождающими голосами главенствует гибкая, «взволнованная» мелодия. Постепенно гомофония и связанная с ней гармоническая система мажоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению оперы, оратории, кантаты, а также сюиты, сольной и ансамблевой сонаты, концерта.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других.

Искусство барокко, достигшее высочайших художественных вершин в творчестве Монтеверди, Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя и особенно И. С. Баха, подготовило богатейшую почву для музыки последующих времен.

 

 

Тема урока: Инструментальная музыка эпохи барокко. А. Вивальди. Концерты «Времени года».

Конспект

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Антонио Вивальди (1678—1741) — итальянский композитор, родился в Венеции. В 1703 году принял сан католического священника. Известность Вивальди принесли не концертные выступления или связи при дворе, а публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Они были опубликованы в Амстердаме и широко разошлись по Европе.

Вивальди сочинил более 500 концертов. Он также давал программные названия некоторым своим работам, таким как знаменитые «Времена года».

«Времена года» – каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...