Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».




Конспект

Максим Созонтович Березовский – композитор XVIII века. Родился в Глухове. Высшее образование получил в Киевской Духовной Академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные послан в Петербург, солистом Придворной певческой капеллы. В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. По возвращении в Россию в 1771 году Максим Березовский был зачислен на скромную должность.

Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский покончил жизнь самоубийством, по другим данным – заболел горячкой и умер.

Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Известна соната для скрипки и чембало До-мажор, опера «Демофонт», около 17 духовных концертов из которых большой популярностью пользуется «Не отвержи мене во время старости». В концерте 4 части с контрастным сопоставлением темпов, динамики, тембров, способов изложения. Концерт в ре-миноре.

 

 

Тема урока: Д. Бортнянский. Биография, обзор творчесвтва.

 

Конспект

Дмитрий Степанович Бортнянский – украинский композитор середины XVIII – начала XIX столетия. Автор шести опер, симфонии, нескольких фортепианных сонат, камерно-инструментальных ансамблей, хоровых концертов.

Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребенком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии.

Благодаря рекомендации Галуппи семнадцатилетнему Бортнянскому, как особо одаренному музыканту, назначают художественную стипендию – «пансион» для учебы в Италии. Едет в Венецию, которая еще с XVII столетия славилась своим оперным театром. Для углубления своих знаний, Бортнянский выезжает на учебу и в другие большие культурные центры – в Болонью, в Рим и Неаполь.

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты, а также сонаты, кантаты, церковные произведения.

После возвращения в Россию Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Дмитрий Бортнянский умер под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире.

 

Тема урока: Духовные хоровые произведения Д. Бортнянского.

 

Конспект

Творческое наследие Д. Бортнянского насчитывает около 200 названий – 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки.

Начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью.

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

 

 

Тема урока: А. Ведель. Биография, краткий обзор творчества. Хоровой концерт «Доколе, Господи, забудеши мя».

Конспект

Артемий Лукьянович Ведель (настоящая фамилия Ведельський) родился в 1767 году в семье киевских мещан. Отец был резчиком киевского иконописного цеха. Семья имела свой дом и усадьбу на Подоле возле бывшего Крещатого яра. Известно, что способного к пению Артема в 9-летнем возрасте отдали на обучение в Киево-Могилянскую академию. Здесь Ведель получил прекрасное гуманитарное образование, в том числе и музыкальное. Юноша чудесно пел, играл на скрипке, поэтому в оркестре исполнял ведущие партии, а его тенор был настоящим украшением Академического хора.

Со временем Веделю доверили руководство хором, звучание которого молодой музыкант поднял на высокий художественный уровень.

А пока талант Веделя — певца и дирижера — шлифуется в роботе с хором Академии. К способному певцу и дирижеру присматривается митрополит Киевский Самуил Миславский, вьдающийся деятель, который поддерживал учебный процесс в Академии на европейском уровне (настаивал на введении в учебную программу европейских языков, истории искусств, рисования и т. п.), заботливо опекал студентов, раздавал свое имущество (одежду и деньги) бедным и убогим. Поэтому неудивительно, что, когда московский генерал-губернатор П. Еропкин обратился в митрополиту Самуилу с просьбой прислать к нему знатока хорового пения, последний рекомендовал именно Веделя. Известно, что в марте 1788 г. молодой музикант вместе с несколькими хористами едет в Москву и там занимает должность капельмейстера хора и оркестра в губернаторском доме, который был одним из центров музыкальной жизни тогдашней Москвы. Некоторое время Ведель возглавляет капеллу князя Прозоровского, хотя формально служит канцеляристом в департаменте сената.

Можно предположить, что попытки писать музыку все же были, но что это были за произведения? К сожалению, значительная часть произведений Веделя не датирована. Известно лишь, что в декабре 1792 г. Ведель был освобожден от службы по состоянию здоровья и возвратился в Киев.

Нет никаких сведений о жизни композитора в тот период. К тому времени в Киеве располагался штаб пехотного корпуса, которым руководил генерал-поручик Андрей Яковлевич Леванидов, который однажды услышав голос Веделя приглашают руководить корпусным хором.

С этих пор начинается самым счастливый и плодотворний период жизни и творчества композитора. Под его чутким руководством за короткое время корпусный хор стал самым лучшим в Киеве, его исполнительскую манеру стали перенимать другие хоры.

Популярность Веделя как певца и дирижера быстро возрастает.

Известно пять духовных концертов 1794–1795 гг., датированных Веделем собственноручно.

Едва написанные произведения сразу же звучали в исполнении корпусного хора, перенимались другими исполнителями. Волнующее впечатление, по воспоминаниям В. Зубовского, производил и концерт «Доколе, Господи, забудешь мя»: после его исполнения хором Леванидова в Михайловском монастыре к Веделю подошел князь Дашков, который находился тогда в Киеве, снял с себя золотой шарф и подарил композитору, добавив еще 50 червонцев.

В апреле 1796 г. А. Леванидова назначают генерал-губернатором Харьковским и Воронежским. Артем Ведель вместе с несколькими самыми лучшими хористами, среди которых был и П. Турчанинов, переезжает в Харьков. Для торжественной встречи нового наместника композитор пишет концерт «Воскресни, Боже, суди земли» и сам исполняет его с новообразованным харьковским хором.

В лице Андрея Яковлевича Леванидова А. Ведель имел настоящего защитника и покровителя. Генерал, удовлетворенный работой Веделя, создает ему все возможные условия для занятий музыкой, обеспечивает повышение по службе… Еще в 1794 г. композитор по совету Леванидова вступил на военную службу — канцеляристом в штабе генерала, а в 1796 г. получил ранг капитана и был назначен старшим адьютантом.

Преисполненный творческой энергии, он пишет замечательные хоровые концерты «Услыши, Господи, глас мой» (№ 8), «Господь пасе мя» (№ 10) и большой двухорный концерт «Проповедника веры и слугу слова Андрея восхвалим» (№ 9). Кроме прочего, Ведель преподает пение и музыку в вокальном классе Казенного училища, готовит певцов для Петербургской певческой капеллы.

К сожалению, счастливый, преисполненный выдающихся творческих достижений период жизни А. Веделя был краток. В 1796 г. после смерти Екатерины II на престол восходит ее сын Павел I. С патологической склонностью к военно-казарменной дисциплине он превращает в казарму всю страну, увольняет всех екатерининских царедворцев. Освобожденным от должности, Андрей Яковлевич Леванидов оставляет Харьков.

Ведель подает в отставку и в 1797 г. переходит на гражданскую службу к Слобожанско-Украинскому губернатору О. Г. Теплову, где некоторое время продолжает руководить хоровой капеллой. Композитора все больше охватывают разочарование и отчаяние: художественная жизнь в Харькове, как и по всей Российской империи, почти замирает. Закрыт городской театр, по распоряжению Павла I значительно сокращены полковые роговые и симфонические оркестры, полностью ликвидированы военные хоры. Но наиболее гнетущее впечатление на Веделя произвел царский указ 1797 г. о запрете петь в церквях хоровые концерты. Вскоре Ведель оставляет и педагогическую работу в Казенном училище.

Поле творческой деятельности композитора неустанно сужалось. Безысходность, душевное переутомление приводят Артемия Веделя в августе 1798 г. в Киев, в родительский дом. Родной город встречает его той же враждебной, преисполненной тревоги атмосферой казарменных порядков, которая угнетала его в Харькове. В ноябре 1798 г. появляются два хоровых концерта, в которых отображено внутреннее состояние Веделя — состояние отчаяния, тревожного предчувствия. Создавая хоровые концерты, он вкладывает в них всю силу своих чувств, внутренних поисков и переживаний. Большинство концертов написано на тексты молящих псалмов из Псалтыря, созвучных веделевскому мировоззрению. Главной темой произведений композитора является противостояние добра и зла, созидания и разрушения.

В январе 1799 года А. Ведель стал послушником Киево-Печерской лавры, собираясь с течением времени принять постриг. Но композитор собирается вскоре покинуть Лавру, ибо здесь его только и учат, что есть, пить и спать. Вопреки чаяниям, Ведель не обнаружил в Лавре ни душевного покоя, ни творческой атмосферы.

Вернувшись снова в родительский дом, композитор много читает, пишет музыку, в одиночестве гуляет по склонам Днепра. Вспоминая тот период жизни, отец говорил о меланхолической болезни сына.

Между тем в руки архимандрита Киево-Печерской лавры Иерофея Малицкого попала книга, которая принадлежала Веделю, и якобы была найдена в одной из келий Лавры сторожем. На страницах книги Ведель сделал несколько своих записей, прочитав которые, Иерофей приказал послушникам немедленно разыскать композитора и привести его в Лавру.

Ничего не подозревающий Ведель был взят под стражу. Вскоре появляется «Дело о помещении на излечение в больницу сумасшедшего — отставного капитана Веделя». Поражает то, что окончательную санкцию на «лечение» Веделя губернатор Киева получает от самого царя Павла I. На деле появляется надпись «Секретное», а композитор летом 1799 года засажен в дом для умалишенных до конца жизни (а ему лишь 32 года)! Кроме того, было запрещено исполнение произведений Веделя.

Возвращаясь к заключению Веделя, отметим, что Александру I (преемнику Павла I) в 1802 году было представлено дело «сумасшедшего капитана» для пересмотра с целью амнистии. Но, как известно, страх перед исторической правдой, духовное убожество порождают жестокость властей. 9 долгих лет издевательств вынес Артемий Ведель! Лишь за несколько дней до смерти, больного, его отпустили домой, где, с молитвой на устах, он умер. Это поизошло 26(14) июля 1808 года. Похоронен он был на Щекавицком кладбище. Могила его со временем затерялась.

В лице Веделя украинская духовная музыкальная культура достигла звездных высот. Свыше 30 духовных концертов (особенно «Доколе, господи, забудеши мя»), Две Литургии, Всенощная, более 40 отдельных хоров и вокальних трио на канонические тексты — это лишь то, что известно на современном этапе из творческого наследия выдающегося композитора.

Вершин композиторского мастерства Ведель достиг в жанре духовного концерта. Его имя всегда упоминается вместе с именами Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского. Все они украинцы по происхождению. Однако лишь жизненный путь Артемия Веделя в полной мере связан с Украиной.

Хоровой концерт «Доколе, Господи, забудешь мя» – это трехчастное произведение, глубоко эмоциональное. Большое значение композитор отдает тембровой стороне, гармонии. Фактура гомофонно-гармоническая с элементами полифонии.

 

Тема урока: М. Березовский. Биография, обзор творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...