Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество генделя и Баха как новый этап в истории мировой музыки.




Тема урока: Г. Ф. Гендель. Творческий портрет.

Конспект

Родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства мальчик отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы он стал юристом. Тем не менее родители разрешили сыну брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау.

После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы.

В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства.

С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.

Славу Генделю принесла его следующая опера — «Агриппина» (1709 г.). Из Италии он отправился обратно в Германию, в Ганновер, где занял место придворного капельмейстера, а затем в Лондон. Здесь в 1711 г. он поставил свою оперу «Ринальдо».

Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти — Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.).

В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. Все эти неурядицы подорвали его здоровье: в 1737 г. у него парализовало правую сторону тела. Но композитор не оставил творчество. В 1738 г. им была написана опера «Ксеркс», но следующая опера — «Дейдамия» (1741 г.) — провалилась, и больше Гендель опер не писал.

Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра — «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра — 18 концертов под общим названием «Большие концерты».

После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя.

Умер 14 апреля 1759 г. в Лондоне.

 

 

Тема урока: Й. С. Бах. Биография, краткий обзор творчества.

Конспект

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор, органист, родившийся 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. Его творчество стоит в ряду с мировыми шедеврами культуры. Он обобщил достижения музыкального искусства периода перехода от барокко к классицизму. Иоганн Бах – мастер полифонии.

И. С. Бах был шестым ребёнком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха. Все жившие в Тюрингии Бахи были флейтистами трубачами, скрипачами и другими музыкантами. Музыкальное дарование передавалось из одного поколения в другое. В пять лет отец подарил Иоганну скрипку, и тот быстро научился игре на ней. Музыка заполнила всю его жизнь. В городе Эйзенах его везде окружала природа, пела во все голоса, и юный скрипач пробовал воспроизводить её звуки. Но беззаботное детство быстро закончилось. Когда ему было девять лет, умерла его мать, а потом и отец. Иоганна взял к себе его брат, который был органистом в соседнем городе. Мальчик поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн тянулся к творчеству, и одного исполнения ему стало мало. Однажды он вытащил из запертого шкафа нотную тетрадь с записанными братом произведениями известных композиторов. Он переписывал её по ночам. Через полгода он почти уже закончил это занятие, но брат застал его и забрал всё, что тот сделал. А бессонные часы в темноте потом сказались на зрении Баха.

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, и там с 1700 по 1703 учился в школе церковных певчих. Также в это время он посетил Гамбург, Целле и Любек, где познакомился с творчеством известным музыкантов. Тогда же он написал свои первые произведения для органа и клавира.

Закончив учёбу, Бах ищет работу, которая оставляла бы время для творчества и в то же время была прибыльной. В период с 1703 год по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 он поженился на кузине Марии Барбаре Бах. Тогда он был сосредоточен на создании музыки для органа и клавира. Самое известное произведение того периода – «Каприччо на отъезд возлюбленного брата».

В 1708 году он получил место придворного музыканта у герцога Веймарского, в Веймаре он прожил девять лет. В эти годы он усиленно работал над сочинением произведений для органа, в том числе и хоральных прелюдий, органной токкаты и фуги ре минор и пассакальи до минор.

В 1717 году композитор получил приглашение на службу у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Сначала жизнь в Кетене была счастливым периодом в жизни Иоганна: князь ценил Баха и не мешал его творчеству, а также приглашал в свои поездки.

Однако безоблачное время для Баха резко закончилось в 1720 году, когда умерла его жена. Он остался с четырьмя маленькими детьми.

Уже в 1721 году он женится во второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение «Страстей по Иоанну» в церкви святого Фомы в Лейпциге, а вскоре Бах получает должность кантора этой церкви, а также становится учителем по латыни и пению при этой же церкви.

В Лейпциге композитор стал «музыкальным директором» всех его церквей. Он следил за составом музыкантов и певцов, наблюдал за их обучением, назначал нужные к исполнению сочинения. Бах часто попадал в конфликтные ситуации, которые омрачали его жизнь и отвлекали от творчества, из-за своего неумения врать и хитрить и не будучи в состоянии исполнять всё добросовестно. К тому времени он уже был на вершине мастерства и создал прекрасные образцы в множестве жанров.

В 1740-ых годах здоровье композитора резко ухудшается, он теряет зрение. Ему провели две операции по удалению катаракты, обе из которых были неудачными, и он полностью ослеп. За десять дней до смерти к Баху вернулось зрению, но затем он умер.

На торжественных похоронах было много народа, съехавшегося из многих мест. Баха похоронили рядом с церковью святого Фомы, в которой он прослужил двадцать семь лет. Но потом могила композитора потерялась. Только в 1894 году случайно нашли останки Иоганна и его перезахоронили.

Судьба его наследия также была сложной. При жизни Бах был известен, но после смерти все забыли про его музыку. Интерес к его творчеству возник снова только в 1820-е годы, когда в 1829 году в Берлине исполнили «Страсти по Матфею». В 1850 году создали «Баховское общество», которое стремилось найти и опубликовать все рукописи композитора.

Бах стал крупнейшей фигурой мировой музыкальной культуры. Его творчество – вершина философской мысли в музыке. Соединяя черты разных жанров, Бах создал бессмертные шедевры. Он был последним великим композитором эпохи барокко и проложил пути к музыке нового времени. Его продолжателями стали сыновья, которых у него было 20 (только девять пережили отца), четверо из которых стали композиторами.

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.

В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).

Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга. В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.

Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).

 

 

Тема урока: Кантатно-ораториальные и органные произведения Й. С. Баха.

Конспект

Орган — духовой клавишный инструмент, известный еще у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в VII веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент. Долгое время его называли «королем инструментов». Устройство его непрерывно совершенствовалось. В настоящее время орган употребляется в первую очередь как сольный концертный инструмент. Огромные размеры, связанные со сложностью конструкции, значительно ограничивают его распространение.

Современный орган состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Некоторые инструменты имеют до пяти ручных клавиатур — мануалов. Педаль представляет собою клавиатуру для ног. Обычно она имеет 32 клавиши. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу дает звук одной и той же высоты, силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может принимать окраску различных инструментов оркестра. Поэтому игра на органе требует большого мастерства.

Орган был любимым инструментом Баха. Композитор написал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелю­дии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты, обработки концертов других композиторов.

Хоральных обработок Бах создал свыше 150. Хорал — это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Чаще всего хорал был четырехголосным.

Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.

Хоральная прелюдия фа-минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает ее гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придает звучанию мягкость и особенную глубину

 

 

Тема урока: Клавирное творчество Й. С. Баха.

Конспект

Композитору принадлежит огромное количество вокально-инструментальных, органных и оркестровых произведений, концертов для солирующих инструментов с оркестром. Особую ценность представляют сочинения для клавира, созданные с учебной целью, например: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», сборник «Маленькие прелюдии и фуги», 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций, два тома «Хорошо темперированного клавира».

Большинству произведений Баха присущ полифонический склад. «Полифония» в переводе с греческого означает «многоголосие». Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны.

Инвенции. Одним из основных средств мелодического развития в полифонии является «имитация» (в переводе с латинского «подражание»). В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием повторяя ту же мелодию.

Особенно имитационный склад можно видеть в двухголосных инвенциях. Всего таких полифонических пьес композитором написано пятнадцать. Основу инвенции составляет короткая, но выразительная тема. В первой инвенции — до–мажор – мелодия спокойна, нетороплива, звучит очень мягко и плавно.

В полифонической музыке имитационного склада основная мелодия звучит в начале произведения нередко одноголосно. Прозвучав в верхнем голосе, тема инвенции до–мажор появляется октавой ниже — ее имитирует второй голос.

Со вступлением второго голоса первый не прекращает движения, это называется противосложением.

В инвенции встречаются музыкальные построения, где тема не звучит ни в одном из голосов. Такие отрезки называются интермедиями, так как они расположены между проведениями темы.

Пьеса заканчивается в основной тональности до–мажор.

Инвенция фа–мажор (восьмая) совсем иного рода, она подвижна, жизнерадостна.

Одноголосной теме в верхнем голосе «отвечает» нижний голос, имитирующий ее октавой ниже. Но нижний голос имитирует не только тему, но и ее продолжение. Такая непрерывная имитация называется канонической или просто каноном.

Позднее Бах сочинил еще 15 пьес в тех же тональностях, но в трехголосном изложении, назвав их «симфониями».

Симфония си–минор (№ 15) отличается своей лирической взволнованностью, подвижностью. Ее теме присуща характерная интонация горестной мольбы.

Как и во всех остальных симфониях, первое проведение темы дано не в виде одноголосного запева (подобно инвенциям), но сразу же двухголосно. Небольшая интермедия (арпеджированные пассажи) приводит ко второму разделу симфонии, где тема звучит в иных тональностях.

С возвращением си–минора начинается третий раздел симфонии. На этот раз тема не появляется ни разу, а развиваются ее отдельные обороты, мотивы противосложения и интермедий. Длительное звучание основной тональности завершает симфонию, придавая ей тем самым трехчастную форму.

«Французская сюита» до – минор.

Бах написал шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит, а также шесть партит.

В переводе с французского слово «сюита» означает «ряд», «последовательность». Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные танцевальные пьесы: менуэт, гавот, бурре и другие. Сюита воспринимается как единое музыкальное произведение благодаря одной тональности. Умеренные и медленные по движению танцы сюиты чередуются с быстрыми.

Аллеманда — старинный немецкий четырехдольный танец, известный еще в XVI веке. Аллеманда была торжественным групповым танцем. Аллеманда в сюите Баха до–минор звучит мягко, неторопливо.

Куранта – подвижный французский трехдольный танец. В старину он исполнялся парой танцоров. Подобно аллеманде куранта в сюите до–минор начинается с затакта. Она звучит в двухголосном изложении.

Сарабанда — это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда Баха сосредоточенна и печально – торжественна.

Между сарабандой и жигой в сюите до–минор звучат ария и менуэт.

Ария – обозначает пьесу мягкого певучего характера.

Менуэт – старинный французский танец. Он звучит в умеренном темпе, очень просто, мелодия изящна.

Жига – это старинный народный танец. Английская жига — матросский танец, грубоватый и веселый. Как танец, завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе по сравнению с другими частями. Жига до – минорной сюиты звучит живо, подвижно.

 

Тема урока: «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха.

Конспект

Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом). Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир».

Прелюдия и фуга вместе составляют двухчастный полифонический цикл.

Таковы, например, прелюдия и фуга до–минор из первого тома «ХТК».

Прелюдию отличает четкий энергичный ритм.

Энергичная и оживленная фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово «фуга» на латинском языке означает «бег». В музыке фуга — это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.

В основе большинства фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. В зависимости от числа голосов фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырех или пятиголосной.

Фуга до–минор трехголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности.

Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в до–минантовой тональности соль–минор. Здесь тема получает название «ответа» или «спутника».

Затем тема звучит в третий раз – в басу. Поочередное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги — ее экспозицию.

Разработка начинается в ми бемоль–мажоре — тональности, параллельной до–минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема проходит в различных тональностях.

С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги — реприза. Тема звучит здесь только в основной тональности. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особенно просветленно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...