Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Западноевропейская музыка эпохи классицизма.




Тема урока: Общая характеристика классицизма как стиля в искусстве второй половины XVIII – первой половины XIX века. Австрийская национальная школа.

Конспект

Классическая музыка – это музыка образцовая, которая выдержала испытание временем и считается эталоном в своем жанре или стиле.

А эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. В этот период произведения искусства и литературы должны были создаваться в соответствии с определенными требованиями эстетики классицизма, т. е. произведение искусства (музыки, живописи, литературы и др.) должны были строиться по определенным канонам (правилам). Но, как известно, процесс движения неостановим, постепенно рамки классицизма стали мешать творчеству, ограничивать его. Поэтому на смену классицизму пришло другое направление в искусстве – романтизм.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Для представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы.

В эпоху классицизма сформировалась сонатная форма, симфония (4-частный сонатно-симфонический цикл), концерт, появился струнный квартет. Расширился состав симфонического оркестра. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие.

 

Тема урока: Й. Гайдн. Биография, краткий обзор творчества.

Конспект

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

Творчество композитора насчитывает:

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

· «Хромой бес», 1751 г.

· «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.

· «Аптекарь»

· «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

· «Сотворение мира»

· «Времена года»

Симфоническая музыка

· «Прощальная симфония»

· «Оксфордская симфония»

· «Траурная симфония»

 

Тема урока: Строение классической сонаты. Соната для клавира ми-минор Й. Гайдна.

Конспект

Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве Моцарта и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена.

Итак, сонатная форма — это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.

Сонатная форма состоит из 3-х разделов:

1) экспозиция — завязка действия. В ней излагаются: главная партия и примыкающая к ней связующая партия, побочная партия и заключительная партия. Чаще всего главная партия носит динамичный, решительный характер, ей противостоит более созерцательная лирическая побочная партия;

2) разработка — драматический центр сонатной формы: сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции;

3) реприза (французское reprise — возобновление) — развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции с изложением обеих основных партий в главной тональности.

Иногда перед экспозицией бывает вступление, а после репризы — кода (дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах).

Сонатная форма характерна для первых, быстрых частей сонатного цикла, почему и называется сонатным allegro (аллегро).

В творчестве Гайдна устанавливается тип классической сонаты. Первая часть сонаты, подобно первой части симфонии, написана в сонатной форме, вторая часть идет в медленном темпе, а третья, финал, — вновь в быстром.

Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый ху­дожественный замысел. Воспринимать сонату как единое целое помогает также обрамление медленной части двумя быстрыми, причем обе крайние части написаны, как и в симфонии, в основной тональности (обычно в сонатах три части).

Соната ми-минор — одно из широко известных лирических произведений Гайдна. Она звучит легко, изящно. Ее прозрачная звучность связана с особенностями клавесина, для которого Гайдн писал свои сонаты.

Первая часть сонаты написана в очень быстром теме (Presto) в форме сонатного allegro.

Г. П. – звучит взволнованно, беспокойно. Ее мелодия прерывиста, устремлена вверх, сила звука к концу затухает. П. П. – более спокойна, хотя подвижность и устремленность свойственны и ей. Высокий регистр и мажорный лад придают теме светлую окраску, а оттенок piano — мягкость звучания.

Разработка основана на развитии первой темы.

В репризе, как обычно, главная и побочная партии проводятся в основной тональности.

Вторая часть, Andante вносит успокоение. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чем-то хорошем, светлом.

После второй части особенно ощутимы быстрота и полётность музыки финала. Здесь есть тоже своя основная тема, которая определяет характер всей части. Тема эта отличается грациозностью и подвижностью, острым, четким ритмом. Она имеет танцевальный характер Построение финала близко форме рондо. «Рондо» — слово французское. В переводе на русский язык обозначает «круг», «хоровод». В музыке форма рондо образуется из непрерывного ряда завершенных музыкальных построений, где основная тема — рефрен — повторяется не менее трех раз. Рефрен чередуется с другими темами — эпизодами. Каждый эпизод звучит только один раз.

В финале сонаты Гайдна есть два эпизода. Если сравнить рефрен с эпизодами, то можно отметить много общего. Поэтому оба эпизода можно рассматривать как вариации темы рефрена, в которых меняются лад, фактура, становится иным рисунок мелодии.

Тема уроков: Строение сонатно-симфонического цикла и сонатной формы. Состав оркестра. Й. Гайдна. Симфония «С тремоло литавр».

Конспект

В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».

В связи с тем, что симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

· 1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;

· 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо

· 3-я — скерцо (стремительный темп) или менуэт (старинный народный французский грациозный танец) — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

· 4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть даже одночастные симфонии).

Симфонии Гайдна четырехчастны. Первая часть симфонии идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть — медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека. Третья часть – менуэт. Уже самое название говорит о ее танцевальном, оживленном характере. Четвертая часть, или финал, где вновь возвращается быстрый темп.

Состав оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов: струнно–смычковая, деревянная духовая, медная духовая, ударная.

Симфония Гайдна ми–бемоль мажор — одна из двенадцати «Лондонских симфоний». Она начинается с тремоло литавр, поэтому и вся симфония получила название симфонии «С тремоло литавр»

Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер. В ней четыре части.

У Гайдна установилась не только последовательность частей симфонии. Определились также характер и строение (или форма) каждой части.

Первая часть – сонатное allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатной формы. Первая часть симфонии ми–бемоль мажор начинается с медленного вступления.

Первая тема, или тема главной партии, вводит в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности.

Вторая тема, или тема побочной партии (тональность доминанты), тоже танцевальная, изящна, легкая.

Сонатное allegro — это форма произведения, основу которой составляют две различные (или контрастные) по характеру темы. Вначале (в экспозиции), подчеркивая свое различие, они идут в разных тональностях. Затем (в разработке) подвергаются развитию, видоизменяются. В репризе обетемы повторяются в основной тональности, что в некоторой степени сглаживает их контраст.

Вторая часть, Andante, вносит успокоение.

В третьей части — менуэте — Гайдн сочетает изящество и гибкость, свойственные этому танцу.

Финал возвращает нас к празднично–танцевальному настроению первой части. Но здесь уже нет тех контрастов.

Такова симфония Гайдна «С тремоло литавр». Все четыре части симфонии тесно скреплены между собою единым праздничным настроением музыки, основу которой составляют танцевальные мелодии народного склада.

 

 

Тема урока: В. А. Моцарт. Биография, краткий обзор творчества.

Конспект

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге и был крещён на второй день жизни в соборе святого Руперта.

Склонность к музыке проявилась у Моцарта в раннем детстве, ему было примерно три года. Его отец Леопольд – один из ведущих европейских музыкальных педагогов того времени. Он обучил сына основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В 1762 году отец забирает сына и дочь Анну с собой в артистическое путешествие по Европе. Тогда же Вольфганг написал свое первое произведение. Все восхищались его дарованием. В 1763 году в Париже были изданы первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. Проживая в Зальцбурге и Вене с 1766 по 1769 год, он изучал творчество Генделя, Дуранте и других великих композиторов.

С 1770 по 1774 год Моцарт жил в Италии. В 1771 и 1772 годах в Милане с большим успехом прошли оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский» и «Lucio Sulla». К семнадцатилетию композитора, среди его произведений уже насчитывались 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты и множество мелких композиций.

В 1775-1780 он написал 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, симфонию №31, названную Парижской, несколько духовных хоров и 12 балетных номеров. В это же время умирает его мать.

В 1779 году композитор получает место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», с которой началась реформа лирико-драматического искусства. Опера «Похищение из сераля» была написана в 1782 году и широко распространилась в Германии. Моцарт написал её во время романтических отношений с Констанцей Вебер, ставшей его женой.

Моцарт был небогат, несмотря на успех его творчества. Он оставил место органиста в Зальцбурге и для обеспечения семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы, играть на венских вечерах аристократии. Он не закончил оперы «L’oca del Cairo» и «Lo sposo deluso».

С 1786 года начинается очень плодовитая деятельность композитора, ставшая причиной расстройства его здоровья. Оперу «Свадьба Фигаро» он написал всего за 6 недель и сразу же после её написания приступил к работе над оперой «Дон Жуан», имевшей ещё больший успех в Праге в 1787 году.

Однако в Вене к его творчеству относились заметно прохладнее. Как придворному композитору, ему платили всего 800 флоринов, но он не хотел покидать Вену и, когда его пригласили в Берлин, он всё же отказался.

Некоторые исследователи жизни Моцарта думают, что никто не предлагал место при прусском дворе композитору, а Фридрих Вильгельм II просто заказал 6 фортепианных сонат для своей дочери и 6 струнных квартетов для себя самого. Моцарт, не желая признать, что его поездка в Пруссию не удалась, делал вид, как будто его приглашали на службу, и он отказался.

В 1790 году Иосиф II умирает, и Моцарт оказывается в безвыходном положении. Он решает уехать в артистическое путешествие. В мае 1791 года композитор поступает на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, надеясь занять место капельмейстера после смерти Леопольда Хофмана, который всё-таки пережил Моцарта.

Являясь мистиком, Вольфганг много работал для церкви. История написания «Реквиема» Моцарта достаточно интересна. Однажды композитора посещает таинственный незнакомец в чёрном и заказывает ему «Реквием». Как потом оказалось, этим незнакомцем был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, который хотел выдать сочинение за своё. Граф был музицирующем дилетантом, он любил исполнять в своём дворце чужие произведения под видом своих, а реквием решил отслужить по покойной жене. Моцарт работает над произведением, но плохие предчувствия не покидают его. Ему кажется, что он пишет этот реквием для себя. Доделал «Реквием» его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, принявший ранее участие в работе над оперой «Милосердие Тита».

Моцарт умер 5 декабря 1791 года. До сих пор никто не знает, что послужило причиной смерти композитора.

Также возникают разногласия по поводу даты его погребения (6 или 7 декабря). В маленькой часовне Собора Святого Стефана состоялась скромная церемония. Неизвестно, кто из близких композитора присутствовал на ней. Похоронили тело Моцарта на Кладбище Святого Марка.

Похоронили его по третьему разряду, в общей могиле. Однако в 1827 году прошли впечатляющие похороны Бетховена, но это уже была другая эпоха, когда статус музыкантов возрос, за что и боролся Моцарт. В Вене смерть Моцарта прошла незаметно, а в Праге в его память 120 музыкантов исполнили «Реквием» Антонио Розетти.

Творчество: свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.

 

 

Тема уроков: Опера «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарта.

 

Конспект

Опера «Свадьба Фигаро» была написана в 1786 году по комедии Бомарше. Либретто аббата Лоренцо да Понте. Опера комическая. Четыре действия.

Начинается с увертюры (от французского – «открывать») – сонатная форма без разработки. Г. п. – веселая, энергичная, связанная с образом Фигаро. П. п. – подвижная, нежная, грациозная. Это Сюзанна.

Первое действие. Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать». Фигаро мысленно обращается к барину. Вежливо, но насмешливо он предлагает барину отказаться от Сюзанны. 3 раздела: 1и 3 разделы изображают важного и смешного барина. 2 раздел – смелый, напористый, энергичный Фигаро.

Керубино – юный слуга. Его граф решил отправить в армию. Ария Фигаро «Мальчик резвый» – это марш. Остроумно, с добродушной усмешкой Фигаро рисует Керубино его будущее (армию).

Ария Керубино «Рассказать, обьяснить…» – взволнованная, страстная. Керубино рассказывает Сюзанне о своих чувствах и стремлениях.

Второе действие. Ария Керубино «Сердце волнует» – нежная, теплая, робкая, застенчивая. Керубино выражает любовь к Графине, но побаивается ее.

Дочка садовника Барбарина ищет булавку, которой было приколото письмо, написанное Графу Сюзанной и Графиней. Ария «Уронила! Потеряла…» это наивный облик девочки. Она испуганна.

Четвертое действие. В арии «Приди мой милый друг» Сюзанна изображена нежной и обаятельной девушкой. Светлые чувства сливаются с красотой теплого южного вечера.

 

 

Тема урока: Симфония №40, соль-минор В. А. Моцарта.

 

Конспект

Симфония №40, соль-минор – одна из трех наиболее известных последних симфоний Моцарта, написанных в 1788 году в Вене.

В симфонии четыре части.

Первая часть написана в форме сонатного allegro.

Г. П. –это несколько грустная, трепетно-нежная музыка. Она напоминает взволнованную человеческую речь. Мелодию исполняют скрипки, и это придает музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.

П. П. – изложена в Си-бемоль мажоре, это лукавая, несколько танцевального склада, тема дана в аккордовом изложении. Иным становится и тембр, окраска звучания, подобно первой теме, побочная партия в своем развитии постепенно набирает силу, крепнет и звучит громко и решительно.

В разработке развивается исключительно основная тема, она утрачивает присущую ей мелодичность, дробится на части. Смена тональностей, иная фактура изложения и сила звука придают музыке тревожный, беспокойный и одновременно энергичный характер.

Переход к репризе происходит постепенно. Уменьшается звучность оркестра. В высоком, светлом и прозрачном регистре у деревянных духовых инструментов легко скользит начальная интонация главной партии, утверждается основная тональность соль-минор.

В отличие от экспозиции все темы в репризе изложены в основной тональности — соль-миноре. Это существенно изменяет побочную партию. Она теряет свою светлую окраску, а вместе с ней и задорный, лукавый оттенок. Минор окрашивает ее в грустные, печальные тона.

Вторая часть (Andante) – это затишье, так после взволнованно прозвучавшей первой части. В ней отсутствуют резкие контрасты тем. Все голоса оркестра поют, и пение это как бы излучает мягкий солнечный свет.

Третья часть. Следуя установившейся традиции, Моцарт пишет в качестве третьей части менуэт, контрастирующий со второй частью, он резко отличается от произведений подобного рода И лишь в средней части танца — в трио — Моцарт возвращает менуэту его характерные черты.

Четвертая часть — финал композитор не только возвращается к основным настроениям первой части, но и подводит итог. Форма части сонатное allegro.

 

 

Тема урока: Соната для фортепиано №11, Ля-мажор.

 

Конспект

Это одна из сонат, написанных Моцартом в Париже в 1779 году. Все три части сонаты имеют светлый жизнерадостный характер. Отличительной чертой сонаты является также большое изящество, грациозность. Прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина, для которого Моцарт и писал свои сонаты.

Своеобразно строение сонаты Моцарта. Первая часть написана в форме вариаций. В отличие от формы сонатного allegro, в основе вариаций лежит в большинстве случаев не две, а одна тема. Поэтому музыкальное развитие заключается не в обострении контраста между темами, а в выявлении выразительных возможностей, заложенных внутри одной темы.

Первая часть сонаты Моцарта начинается с изложения темы — мелодичной, грациозно-танцевальной. Тема вариаций изложена в двухчастной форме, в виде двух завершенных построений (периодов).

За изложением темы следуют шесть вариаций, разнообразных по характеру.

Контрастность и завершенность вариаций не мешают цельности всего цикла. Несмотря на изменения в каждой вариации, остаются постоянными гармоническая последовательность, тональность, форма (два завершенных построения).

Вторая часть сонаты — менуэт. Подобно Гайдну Моцарт придает изящной музыке менуэта черты жизнерадостного и веселого народного танца.

Средняя часть менуэта (трио) звучит, как обычно, легко и менее насыщенно. Плавные пассажи мелодичны и выразительны. «Minuetto da capo» означает, что первая часть менуэта повторяется без изменения.

Третья часть — финал. Указание композитора «Alla turca» означает «в турецком роде».

Финал имеет трехчастную форму с припевом. Повторяющийся припев придает форме черты рондо. Празднично-веселая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.

Быстро бегущие пассажи в миноре (фа-диез минор) говорят о начале средней части финала.

Финал завершается кодой, объединяющей основную тему финала с припевом. Кода звучит особенно светло и празднично.

 

Тема урока: Л. ван. Бетховен. Биография, краткий обзор творчества.

 

Конспект

Детство. Людвиг ван Бетховен родился в небольшом немецком городе Бонне. Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна, а затем стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил и отец композитора Иоганн ван Бетховен в качестве певца-тенориста (тенора). Музыкальные способности мальчика проявились рано. Вполне возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.

Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, а порою жестокий человек. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. Сначала он учил Людвига играть на клавесине, затем музыкальные друзья отца научили его играть на скрипке, органе, альте. По семь-восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал заниматься с ним, а когда ребенку исполнилось десять лет, забрал его и из школы. Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. С двенадцати лет мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста.

Занятия с Нефе. Университет. И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет. Прекрасный педагог, композитор, органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, а главное — сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов. Учитель помог Бетховену также напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широко образованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал, изучал иностранные языки (латинский, французский, итальянский).

Окрепнув как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту — приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Он играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычной манерой исполнения, бурной и порывистой. Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков.

В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе. Как раз в это время (1789 год) по другую сторону Рейна, во Франции, свершилось великое событие — революция. Были провозглашены свобода, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие устремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

Переезд в Вену. Расцвет творчества. В 1792 году двадцатидвухлетний композитор приехал в Вену, где и жил до конца своих дней.

Имя Бетховена вскоре получило известность. Сначала он завоевал Вену как пианист. Венцев поражали бурные импровизации молодого музыканта, богатство его фантазии. Клавесин с его звонким, но быстро затухавшим звуком уже не удовлетворял Бетховена. Он начал играть на новом тогда еще инструменте — фортепиано.

Не менее поразительными для Вены, привыкшей к ясной и жизнерадостной музыке Гайдна, к изящной и выразительной музыке Моцарта, были произведения Бетховена. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила и мощь «Героической симфонии» говорили о каких-то новых чувствах, новых замыслах. Имя Бетховена ставят в один ряд с венскими классиками Гайдном и Моцартом.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.

1802 год стал переломным и в творчестве Бетховена. Последующее Десятилетие является наиболее плодотворным в жизни композитора. Приходит зрелость таланта, начинается бурный расцвет творчества. В эти годы им написаны многие из лучших произведений. Одна за другой следуют симфонии, вплоть до восьмой. Появляются на свет замечательные увертюры, «Леонора», «Эгмонт», «Кориолан», грандиознейшая из фортепианных сонат «Аппассионата», знаменитая «Кренцерова соната» для скрипки с фортепиано, фортепианные концерты, концерт для скрипки с оркестром, квартеты и, наконец, героическая опера «Фиделио. Тогда же были написаны песни на тексты Гёте, сделаны обработки народных песен

К Бетховену приходят всемирная известность и уважение. Но композитор продолжает совершенствовать свое мастерство. После занятий с Гайдном он пользуется советами различных педагогов. Бетховен полон энергии, радужных надежд. Лучшие, счастливейшие годы жизни!

Но неудачи и огорчения уже приближались. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталось без ответа. Материальные затруднения становились с годами все ощутимее. Сословные предрассудки общества не дали ему возможности создать семью, мешали его счастью. Графиня Тереза Брунсвик, горячо им любимая, так и не стала его женой. Очевидно, аристократическая семья Терезы воспротивилась их женитьбе. Бетховен был оскорблен, он глубоко страдал.

Усилившаяся глухота делала его все более замкнутым и одиноким, Бетховен перестал давать сольные концерты. Прекратились его выступления как дирижера, все реже и реже он бывал в обществе. Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен начал пользоваться слуховыми трубками. Это помогало ему также воспринимать музыку. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья.

Последние годы жизни и творчества. Ним написаны фортепианные сонаты, песни, объединенные в цикл «К далекой возлюбленной». В 1824 году появилась «Торжественная месса» Ре-мажор — хоровое произведение духовного содержания на латинском языке, девятая (последняя) симфония (в дополнение к оркестру композитор в финале ввел туда певцов-солистов и хор на слова из стихотворения немецкого поэта Шиллера «К радости»).

В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью почек.Было сделано четыре операции. Но ничто уже не могло помочь. Великийкомпозитор умер ночью. Около него не было никого из родных.Похороны его превратились в грандиозную манифестацию.

 

Тема урока: Соната для фортепиано №8 до-минор «Патетическая».

Конспект

«Патетическая соната» (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением».

Первая часть написана в быстром темпе и наиболее напряженна по своему звучанию.Ее форма сонатного allegro.

Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжелые аккорды.

Начинается стремительное сонатное allegro. Г. П. напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегают и опускаются верхние голоса

П. П. начинается с «разбега» (почти на три октавы), «пульсирующее» сопровождение, а главное — прием изложения в разных регистрах — все это придает ей напряженный характер. Вопреки правилам, установившимся в сонатах венских классиков, побочная партия звучит в одноименном минорном ладу (ми-бемоль минор).

Энергия нарастает. Она прорывается с новой силой в заключительной партии (ми-бемоль мажор). Следующая за ней вторая заключительная тема является лишь короткой передышкой перед новым «взрывом». В конце заключения неожиданно звучит стремительная тема главной партии. Экспозиция заканчивается на неустойчивом аккорде. На рубеже между экспозицией и разработкой вновь появляется суровая тема вступления. Но здесь ее грозные вопросы остаются без ответа: лирическая тема не возвращается.

Разработка невелика, но очень напряженна. «Борьба» разгорается между двумя резко контрастными темами: главной партией и вступлением.

Реприза повторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности — до-миноре.

Перед самым окончанием первой части еще раз появляется первая тема вступления. Первую часть завершает главная тема, звучащая в еще более стремительном темпе. Воля, энергия, мужество победили.

Вторая часть, Adagio cantabile (медленно, певуче) в ля-бемоль мажоре, — глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.

В средней части Adagio cantabile появляется новая тема – минорный лад (одноименный ля-бемоль минор), беспокойное триольное сопровождение придают теме тревожный характер.

С возвращением основной темы наступает реприза. Но характер ее существенно изменился.

Третья часть — финал, Allegro. Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Возвращается и основная тональность до-минор. Но здесь нет того мужественного, волевого напора, который так отличал первую часть. Финал написан в форме рондо-сонаты. Основная тема (рефрен) повторяется здесь четыре раза. Именно она и определяет характер всей части:

Рефрен чередуется с двумя другими темами. Первая из них (побочная партия) очень подвижна, она изложена в ми-бемоль мажоре. Вторая дана в полифоническом изложении. Это эпизод, заменяющий разработку.

Финал, а вместе с ним и вся соната заканчиваются кодой. Звучит энергичная, волевая музыка, родственная настроениям первой части. Но бурная порывистость тем первой части сонаты уступает место здесь решительным мелодическим оборотам, выражающим мужество и не­преклонность

Что же нового внес Бетховен в «Патетическую сонату» по сравнению с фортепианными сонатами Гайдна и Моцарта? Прежде всего стал иным общий характер музыки, отразивший более глубокие, значительные мысли и переживания человека. Отсюда — сопоставление резко контрастных тем, особенно в первой части. Контрастное сопоставление тем, а затем их «столкновение», «борьба» придают музыке драматический характер. Большая напряженность музыки вызвала и большую силу звука, размах и сложность техники. В отдельных моментах сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание. «Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени.

 

 

Тема урока: Симфония №5, с–moll.

Конспект

Композитором написано 9 симфоний.

Симфония №5, до–минор была закончена в 1808 году. В ней 4 части. Все части объединены одной грозной и повелительной «темой судьбы».

1 часть – сонатное allegro. Г. п. – развитие начального мотива «темы судьбы». Музыка ритмически четкая, решительная, устремленная вперед, тревожная.

Св. п. – на теме Г. п.

П. п. – начинается властным призывом валторн на «теме судьбы». Новая мелодия напевная, нежная, светлая в параллельном Ми бемоль–мажоре.

З. п. – построена на том же грозном мотиве.

Разработка построена в основном на развитии основного мотива симфонии.

В репризе П. п. звучит в одноименном До–мажоре.

2 часть – медленные философские раздумья, двойные вариации: обе темы приподнято–героического характера.

3 часть – скерцо, в котором одна из тем строится на «теме судьбы».

4 часть – финал танцевального характера в До–мажоре, сонатное allegro, перед репризой в последний раз появляется «тема судьбы».

3 и 4 части звучат без перерыва.

 

Тема урока: Увертюра «Эгмонт».

Конспект<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...