Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достижение Состояния концентрации




Как превратить работу в творчество

ACT

РЕФЛ-бук


УДК 159.9.01 ББК 86.39

Ответственный редактор А.А. Стативка

Печатается с разрешения издательства Simon & Schuster с/о Andrew Nurnberg Associates

Перепечатка отдельных глав и произведения в целом без

разрешения издательств «ACT» или «РЕФЛ-бук»

запрещена и преследуется по закону

 

Original English Language Edition Copyright © 1987 by Tomas Crum

ISBN 0-671-66836-6 Pbk.

ISBN 5-87983-076-4 («РЕФЛ-бук»)

ISBN 5-15-001063-4 (ACT)

© OOO «Фирма «Издательство ACT», 2000 © Перевод, послесловие С.Л.Удовик, 2000 ©Серия, изд-во «РЕФЛ-бук», 2000

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

БЛАГОДАРНОСТИ..................................6

ПРЕДИСЛОВИЕ....................................8

ВВЕДЕНИЕ......................................11

РАЗДЕЛ I ВЫЗОВ..................................17

1. НЕОБЫЧНОЕ СОСТОЯНИЕ........................19

2. ПРИРОДА КОНФЛИКТА...........................31

3. КОНФЛИКТ - СОСТЯЗАНИЕ........................39

РАЗДЕЛ II АЙКИ ПОДХОД.........................53

4. ВЫБИРАЙ КОНЦЕНТРАЦИЮ!.....................55

5. ОСОЗНЙТЕ ЕДИНСТВО...........................93

6. СИЛА ОТКРЫТИЯ..............................121

7. ЖЕЛАНИЕ ПОНЯТЬ.............................143

8. ГОТОВНОСТЬ ИЗМЕНЯТЬСЯ......................165

9. ВЫБЕРИТЕ СОТВОРЧЕСТВО......................185

РАЗДЕЛ III СРАЖАЙСЯ, УБЕГАЙ ИАИ

ПАЫВИ ПО ТЕЧЕНИЮ..........................205

10. НЕ ТРАТЬ СЕБЯ ПОПУСТУ.......................207

11. БЕЗ ГРАНИЦ.................................221

РАЗДЕЛ IV ОГАЯНИСЬ ВОКРУГ....................237

12. ИСПОЛЬЗУЙ ЭТО НА ПРАКТИКЕ..................239

13. МАСТЕРА АЙКИ...............................251

ЭПИЛОГ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗОЛОТА..........................255

ПРИМЕЧАНИЯ...................................274

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА........................280

ОБ АВТОРЕ.....................................283


БЛАГОДАРНОСТИ

Я был бы рад провозгласить тост за всех тех людей, которые внесли изменения в мою жизнь, и тем самым придали -тем или иным способом, облик этой книге. Вы знаете, о ком я говорю. Вы - это те, кто говорил мне истину, даже когда она была неприятна Вы - это те, кто, посредством тренировок, бесед, вдохновляющих примеров и поддержки, помог мне прояснить мои мысли и сфокусировать мое видение.

Тост за Барбару Хекендорн, чья преданность и готовность сделать все, за что она бралась, служила мне источником поддержки с первого слова.

За Ричарда Комптона, кто помог мне с последними разделами этой книги. Его писательское мастерство и творческие способности придали им новый уровень качества и ясности.

За фотографа Дуга Чайлда и его жену, Сюзанну, за их чувство прекрасного.

За моего друга и агента, Жана Миллера, и за издателя Боба Асахина и его персонал, за их уверенность во мне.

За Чрисси Гиббса и Джуди Уоркер, за их идеи, время и поддержку.

За моего ассистента по Айки, Тома Экштейна, чье ясное мышление, верность и приверженность Айки Подходу служило истинным источником силы и дружбы.

За Терри Добсона, чья книга Giving In To Get Your Way послужила катализатором и стала основополагающей книгой по отношению к прямому использованию Айкидо в повседневных конфликтах, и чья работа в целом подтолкнула многих из нас распространить Айки на области, лежащие за пределами боевых искусств.

За Учителя Рода Кобаяши, человека, обучившего меня Айкидо и открывшего мне глаза на силу мастерства.

За всех моих учеников, участников семинаров и друзей, которые с энтузиазмом участвовали в Айки работе/игре и давали искренние советы.


Благодарности__________________________________________7

Тост за Виндстар, его персонал и членов, за их службу и возможность обслуживаться у них.

За моих учителей боевого искусства, друзей и коллег: Мо-рихеи Уешиба, Коихи Тохеи, Рода Кобаяши, Боба Бишопа, Ричарда Бустилло, Кларенс Чинна, Джона Клодига, Терри Добсона, Боба Дуггана, Аль Хуана, Маршалла Хо'о, Дана Инсанто, Гарри Итасака, Жоржа Леонарда, Уолта Мурьяжа, Клайтона Налуаи, Минору Ошима, Давида Шапера, Джона Такаги и Митца Яамашада.

Отдельный тост за многих воспитателей и наставников, которые вдохновляли и поддерживали меня: Михаеля Абдо, Нан и Фуада Аззама, Пегги и Дональда Абелля, Рашела Бишопа и группу "Инсайт", Кена и Марджи Бланчард, Билли Браунинга, Чериля Чарлеса, Атлея и Досса Карритерса, Диане Чиринчоне, Линде и Стиву Конгеру, Ричарду Делу, Верне-ру Эрхарду, Билу Фарли, Баки Фуллеру, Тиму Голлви и Брюсу Гордону.

За Джона Грахама, Сусанну Грин, Герба Хамшера, Уилли-са Хармана, Терри Хубка, Артура Джексона, Джерри Ям-польски, Спенсера Джонсона, Элису Джульен, Дауна Кейрн-са, Джона Катценбергера, Ларри Кендалла, Ранди Кункеля, Ричарда Ламма, Томми Лайна, семью Лери, Джима Ло, Амо-ри и Хантера Ловинса, йога Махариши Махеши, Анну Мед-лок, В.Митчелл, Бев Мура, Давида Нинена, Ричарда Нофсин-гера, Клауса Обермейера, Рода О'Коннера, Джона Филлипса, Винсе Пуглиса, Чака Расина, Рам Даса, Дева Рандла, Тони и Бекки Роббинса, Боба Самплеса, Расти Швейкарта, Элен Стапенхорста, Роу Шонхолтца, Давида Спанглера, Колен Саблетт, Хал и Дороти То, Билла Тистле, Маршалла Турбе-ра, Тома Вондруска, Яана и Викки Уотсон, Трею и Кена Вил-бур, Уайета Вудсмолла, члена Алайв Трайба, Институт Бук-минстера Фуллера и Уолд Гейм Инк.

За моих родителей, Тома и Лусиль Крам, которые всегда были со мной, любящие и поддерживающие.

За Нату и наших детей, Томми, Эри и Эли, моих лучших учителей и ближайших друзей.

И, в особенности, за Джона Денвера, который для меня как брат - лучший тип брата, тот на которого вы можете рассчитывать, когда "щепки летят". Благодарю тебя, Джон -и всех вас - за все, что вы дали мне.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда Том Крам начал работать со мной, я понял, что нашел настоящего союзника, который поможет мне воплотить мои чувства на практике. Всю свою жизнь я испытывал отвращение к насилию. В детстве я старался избегать драк, даже если рисковал получить прозвище "цыпленок". Мне казалось, что я могу причинить кому-либо вред. Я был убежден, что существуют другие способы утвердиться: те, которые укрепляют взаимоотношения, а не разрушают их; способы доказательства точки зрения, а не отрицания ее; способы, которые покажут достоинства позиции, а не унизят ее насилием. То, что кто-то сильнее, жестче, эгоистичнее еще не означает, что он прав. Я считаю, что использование насилия чаще всего является доказательством неуверенности, сомнения в себе, но не силы. Это демонстрирует недостаток сознания, а не недостаток ума. Я полагаю, что именно в этом лежит решение конфликта. Сознание - это то, что превыше любого успеха; внутренний и внешний мир - как осознанный выбор.

Это не всегда простой, очевидный или легкий выбор. Тенденция к борьбе глубоко укоренилась в наших мыслях и чувствах. Чтобы отказаться от нее, требуется принять личное обязательство и искренне понять альтернативное решение.

В этой книге Том делится своими открытиями в области искусства разрешения конфликта, достигнутыми в результате многолетнего изучения и преподавания боевых искусств.

Учение Тома выходит за рамки традиционных боевых форм и показывает, как сила гармонии и любви может действовать в большинстве трудных ситуаций.


Предисловие

Том остается для меня лучшим примером служения миру в его деле творческого разрешения конфликта. В течение многих лет Том был для меня человеком, к которому я обращался, когда был погружен в свою борьбу и не мог ясно увидеть то, как я живу. Он возвращает меня к центру, туда, где есть ясность, к осознанному восприятию - внутри и вне. Более важно то, что его слова не расходятся с делом. В этой книге он останавливается на мощных и эффективных возможностях управления конфликтами и на том, что выходит за рамки простого успеха. Все это необходимо для того, чтобы стать настоящим человеком.

Выбор, о котором говорит Том, не ограничивается личностным или деловым уровнем. Мы можем сделать осознанный выбор по поводу ядерного оружия в мире и расходов на оборону, в то же время мы можем понимать не только то, во сколько нам это обойдется во всех сферах нашей жизни, но и то, как это связано с глубокой и скрытой борьбой внутри нас. Интересуясь, насколько важны решения, альтернативные борьбе и как они отвечают на наиболее глубокие вопросы, мы можем спросить себя о человечестве и его месте во Вселенной. Сейчас критический период в истории Земли. Принимаются решения и предпринимаются действия, которые будут влиять не только на нас, но и на жизнь будущих поколений, т.е. на саму возможность жизни на нашем прекрасном космическом корабле под названием Земля. Важнее всего то, что какие бы решения ни принимались, они должны быть отражением сущности всех тех, кто составляет общечеловеческую семью на этой планете, и что еще важнее, являться продуктом нашего вездесущего сознания.

Учение Аики, о котором рассказывает Том в этой книге, реально работает. Том просто, ясно и глубоко погружает нас в суть конфликта и принципы учения Аики по разрешению конфликтов, и выхода за рамки простого успеха, дает нам реальное, практическое применение этих принципов в повседневной жизни. Эти принципы работают на индивидуальном уровне, в самых простых и самых сложных взаимоотношениях, даже на уровне обществ и наций, где различия кроются в языках, наследственности, политике и вере. Трансформация влечет за собой риск и требует мужества. Предлагаемая книга может оказать в этом существенную помощь.


Предисловие

Теперь это уже мир не ваш или мой. Мы должны понять, что он ваш и мой, и вместе мы можем создать мир, о котором мечтали всегда, мир покоя и доброй воли. Мир, где нет голода. Мир без ядерных катастроф и вероятного исчезновения человечества. Мир - вот осознанный выбор.

Джон Денвер


ВВЕДЕНИЕ

Успех - это уж очень соблазнительное слово. Триумф, достижение, победа всегда были нашими главными побудительными мотивами. Эта книга для тех, кто хочет выйти за рамки успеха.

Если мы подольше и повнимательнее посмотрим на те золотые медали, которых мы добились в жизни - будь это титулы или признание, работа, материальное богатство, связи, мы будем вынуждены признать, что чего-то не хватает. Трудно непосредственно указать на это мучительное чувство незавершенности. Не каждое мгновение наполнено успехом. Жизнь все еще полна разочарований, пустоты, срывов и раздражения. Суть конфликта в том, что наши достижения в жизни не соответствуют тому, о чем мы мечтали. В нашем ненасытном желании большего количества медалей и большего социального признания мы признаем посредственность или даже нечто худшее с точки зрения личной реализации и счастья.

Чтобы считаться здоровыми, мы не признаем болезнь. Мы соглашаемся ладить с чуждым, чтобы поддерживать приличные взаимоотношения. Даже если мы достаточно везучи, чтобы достичь апогея успеха по социальным меркам, зачастую остается чувство незавершенности.

Что же требуется, чтобы вырваться из этой модели? Можно ли пойти дальше успеха, превратить провал в удовольствие, грусть в радость, суету в процветание. Для достижения этого мы должны приспособиться, справляться со многими конфликтами, превратить их в преимущества - то есть мы должны создать, изучить, взрастить их. Очень часто для полного изменения восприятия взаимоотношений требуется мужество.


Введение

Конфликт - это наш ежедневный спутник с детства. Вы помните эту борьбу, когда вы пытались зашнуровать ваши ботинки (или даже просто их найти), в то же время, как "взрослые" дети уже готовы, или этот ужасный звук "плюх" и мороженое, которое вам только что купили, падает на асфальт, а вы успели лишь только пару раз лизнуть? Или обиду на то, что вы еще маленький для управления лодкой? Или тревожные минуты, когда вы проскакивали мимо соседского дома, где затаилась злая собака? И хотя раннее детство полно блаженства, ежедневные неудачи и пролитое молоко возникает в наших воспоминаниях как неотъемлемая часть взросления.

Когда мы достигли школьного возраста, эти конфликты не исчезли, они лишь приняли другую форму: как я выгляжу? Как ты думаешь, я ей нравлюсь? Друзья считают меня классным парнем? Сдам ли я этот экзамен? Когда же начнутся каникулы? Как поздно я могу прийти ночью, чтобы этого не заметили? Все это скрытые истории каждого учебного года.

Разве это нам не знакомо? Удивительно в таких конфликтах то, что возникает огромное количество материала для изучения. И что удивительнее всего, мы остаемся в неведении относительно значимости этого процесса. В этой потрясающей возможности изучения того, что мы называем конфликтом, мы проводим большую часть времени ворча, жалуясь, доказывая. Когда мы воспринимаем конфликт как врага, мы стремимся использовать большую часть энергии нашего мозга, избегая его, отвергая или сражаясь с ним. Мы принимаем эту реакцию на конфликт так, словно мы согласны с крючком, леской, грузилом - с большинством социальных и культурных норм вокруг нас.

Взрослея, нам всем приходилось подчиняться "тебе следует сделать это" и "тебе следует поступать так", делать то, что принято, с тем, чтобы мы были в свою очередь приняты. Мы не осознавали тот слабый гипнотический транс, в котором мы действовали, воспринимая как должное такие вещи, как "Это надо делать вот так", лишь изредка рискуя заглянуть внутрь себя, чтобы обнаружить наши подлинные чувства, эмоции и стремления. Желание нырнуть в неизвестное в лучшем случае рассматривалось как опасная глупость.

Приказания: "Сиди тихо!" и "Не качайся на стуле" ежедневно обрушивались на нас в классе. Даже если интуитивно


Введение

мы понимаем, что движение и учеба каким-то образом всегда вместе, мы старались удержать в покое наши тела, и в общем-то открытая дверь в наш ум все же была наполовину прикрыта для этого процесса.

"Ничего не оставляй на тарелке!" - еще один приказ, с которым люди продолжают сражаться - постоянный спутник приема пищи. Если у нас проявлялись эмоции или желания, конфликтующие с нормами общества, нас легко ставили на место поучениями типа: "Да что ты понимаешь! Ты еще совсем ребенок", или: "Исправься и веди себя правильно!"

Большинство из нас испытало сильную дозу этого социального давления. Я тоже не исключение. Необходимость в поддержке - со стороны родителей, учителей, друзей - побуждала меня в молодости к успешному завершению обучения культуре. На старших курсах колледжа я был еще одним типичным благополучным американцем - в общем здоровым, атлетичным, разбитным молодым парнем, готовым успешно закончить учебу и получить диплом математика.

Тем временем давление изнутри нарастало. В своей жизни я все время сопротивлялся конфликту и пытался избегать его. Но так как прессинг нарастал, то в конце концов он нашел для себя выход. Вселенная наделяет нас чудесной способностью расти и меняться, хотим мы этого или нет. В моем случае я позволил прессингу нарастать до тех пор, пока мое тело попросту не развалилось. Будучи настоящим атлетом и начинающим футболистом*, я оказался в больнице с настолько серьезным повреждением спины и колена, что очнувшись после четырехчасовой операции, я спросил доктора, как скоро я смогу возобновить тренировки и услышал холодный приговор: "Все, что вы сможете - это ходить. С этим коленом покончено".

Другой врач осторожно предупредил меня, что на всю оставшуюся жизнь я должен ограничиться гольфом. Внезапно я оказался перед лицом вызова, с которым необходимо было справиться. Мне пришлось сделать глубокий вдох и заглянуть внутрь себя. Должен ли был я покориться судьбе или у меня была возможность выбора? Что же так грубо вырвало опору из-под моих ног?

* Имеется в виду американский футбол. - Прим. пер.


Введение

Разве не интересно, как во время кризисов мы воспринимаем наши проблемы, словно настоящие трагедии, как будто бы груз на наших плечах значительно тяжелее, чем у парня рядом? И потом, чтобы доказать, насколько трагична наша жизнь, мы сами увеличиваем число трудностей. И не только я сам внес лепту в опустошение моего тела, но и мой эмоциональный и умственный взрыв, который наступил впоследствии. Моя подружка забеременела и Ответственность с большой буквы прочно укоренилась в моем сознании. Прибавьте к этому прессинг, вызванный необходимостью использовать свое "образование" для обеспечения достойного существования моей новой семье. В итоге я начал заниматься делом, которое мне не нравилось, но оно делало окружающих счастливыми, так как это воспринималось как "зрелое поведение". Мне пришлось поселиться в большом городе, жизнь которого всегда отталкивала меня, мальчишку, выросшего в горах. Мне было дано лишь полшанса. Глядя на все, что я описываю, со стороны, можно воспринимать эти "трудности" как тривиальные, но тогда я воспринимал их трагически.

Мыльные оперы интересны лишь только тогда, когда их разыгрывают актеры. Я чувствовал себя физически ущербным, обремененным ответственной работой, вызывающей отвращение, и жизнью в окружении, которое не было выбрано мной. Все это вам знакомо, правда?

Возможно ли, чтобы мы были настолько загипнотизированы культурными доктринами в течение долгих лет, что не можем видеть ничего, кроме того, что нам вменяют делать, преподнося это как единственную нашу возможность! И разве мы не продолжаем жить, только лишь уповая на то, как бы не было хуже?

Вуди Аллен как-то сказал: "Более, чем когда бы то ни было в истории, человечество стоит на перепутье. Один путь ведет к отчаянию и дальнейшей безнадежности; другой - к полному исчезновению. Давайте помолимся, чтобы нам хватило мудрости сделать правильный выбор".

Дойдя до пределов отчаяния, я наткнулся на странную мысль. Ведь это же медленное самоубийство, которое я сам сотворил, некое неосознанное желание умереть! Если все это действительно так, подумал я, то почему же у меня не хватает мужества действительно совершить самоубийство? Потом


Введение

я начал размышлять: если я собираюсь сделать последний шаг, то почему бы не сделать его более элегантным, чем самосожжение или прыжок с моста?

Почему бы не прыгнуть по-настоящему - сделать прыжок в жизнь? Зачем отступать? Почему не предложить себя миру? Чем я рискую, думал я, изучая свои чувства, и решил: "Иди вперед и прыгай".

Первый рывок - это сказать правду себе, начать слушать и идти за голосом сердца. Внезапно барьеры, которые казались непреодолимыми, раздвинулись и тут же хлынул поток свежего воздуха. Делая осознанный выбор, я дал дорогу пониманию и возможности. Страстно желая раскрепостить свою жизнь, я обнаружил способы, которые помогают без усилий убрать все барьеры! Безнадежность превращается в очарование, разочарование - в развитие. Все больше и больше я был там, где хотел, и делал то, что мне нравится. Моя работа - это моя игра, и моя игра - это моя работа. Цель этой книги - поделиться с читателем своими открытиями, тем, что я называю Айки-Подходом.

Ежедневная борьба и конфликты все еще остаются. Дело в нашем отношении к ним, все может быть иначе. Вместо того, чтобы наблюдать, как почва уходит из-под наших ног, мы можем научиться танцевать на расстилающемся ковре. Не пускающие вперед наслоения прошлого магически превращаются в ступеньки к будущему. Стены и барьеры старого могут открыть новые пути, если мы преодолеем их.

Томас Ф.Крам.


 

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк.


НЕОБЫЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Человеческие существа - это загадочные создания. Проходит время, и даже самые безумные мечты могут стать реальностью. Возьмем полет. Издавна человек страстно желал парить наравне с птицами, глядя на мир с высоты божественной свободы. Сегодня мы можем парить, планировать и устремляться за добычей наравне с нашими пернатыми друзьями. И все это мы можем сделать без усилий, полностью осознавая то, что мы переживаем.

Человек к тому же и любопытен. Осуществив свои грандиозные мечты, он тут же забывает о полученном удовольствии. Мы способны превратить триумф полета в одно из обычных современных удобств. Продолжая спешить, чтобы быть первым, с дипломатом в руке или сумкой через плечо, мрачно освобождая галстук, он готовится к финальному рывку. Он бросает взгляд на часы. Еще минута и вперед.

Кровь ударяет ему в лицо, как только он включается в гонку, прорываясь, забыв об очаровании окружающих. Размахивая посадочным талоном перед носом улыбающейся стюардессы, он врывается в самолет и в изнеможении плюхается в кресло.

"Трудный день?" - интересуюсь я.

"Все они одинаковы, - говорит он, удивляясь, что обнаружил кого-то рядом. Потом он расслабляется, начинает дышать полной грудью, - слава Богу, это по крайней мере закончилось".

"Ну, во всяком случае, удачно?" - с надеждой спрашиваю я.

2*


Т.Крам

"Да, думаю, да, - отвечает он, едва ли замечая, как еереб-рянокрылая птица несет нас по взлетной полосе. - Я совершенно разбит, не могу дождаться, когда окажусь дома, чтобы хоть немного перевести дыхание". Он выглядит уставшим, но это не эйфория от усталости, которая наступает от успешной работы и удачного дня. Он не замечает, что мы вот-вот оторвемся от земли и ощутим чудо, невозможное всего лишь сто лет назад.

"Разве это справедливо? - говорит он, морщась. - Работаешь, высунув язык, всю неделю, чтобы получить, что хочешь, и потом у тебя нет сил, чтобы порадоваться этому. Иногда я думаю, стоит ли все это делать".

Совсем не осознавая, что можно с высоты орлиного полета взглянуть на переливающуюся красками планету, мы рассекаем небеса, двигаясь со скоростью, близкой к скорости звука.

"Вообще-то, когда я задумываюсь об этом, моя жизнь представляется удачной. Я многого добился, - говорит он. обращаясь скорее к себе, чем ко мне. - Однако, когда выпадает минута, вроде этой, чтобы хорошенько все обдумать, то я все еше в другом месте. Меня раздражает и огорчает все, включая меня самого. А потом меня снова захватывает работа. Я так занят своей работой, что иногда не хватает и целого дня.

Он замолкает и погружается в раздумье.

"Я так занят, слишком занят! Постоянно не хватает времени, чтобы заняться тем, чем хочешь. Если бы я мог остановиться, чтобы подумать о том, как выбраться из этой крысиной гонки*, я поступил бы правильно".

Необходимо так много для достижения славы.

Существует клише - уставший бизнесмен, "кризис середины жизни". Ощущая пульс нашей цивилизации, можно поставить диагноз - это недуг современной жизни.

Б этом электронном мире легко почувствовать себя сидящим на карусели, которая кружится все быстрее, и чем дольше вы там остаетесь, тем меньше шансов выбраться. Можно ли насладиться пейзажем из несущегося перегруженного поезда, сотворенного нами?

* См. прим. к с. 27. - Прим. ред.


Управление энергией конфликта

Часто в жизни мы завоевываем те "золотые медали", за которые боролись, - в бизнесе, искусстве, спорте, взаимоотношениях. Но даже в самые спокойные моменты мы понимаем, что сам по себе успех не дает полноты. Чего-то не хватает; вкус успеха недолговечен, как вкус вашего любимого печенья. Съев одно, вы ищете другое, и хотите еще и еще. Страстное желание не ослабевает. Удовлетворение быстро исчезает. Борьба за работу, за связи или материальные блага вновь начинается с ощущения опасности и тревоги.

Вопрос, который я бы задал моему гипотетическому другу в самолете, и который я собираюсь задать вам, таков: "Как бы все выглядело, если бы мы прожили наши жизни подобно произведениям искусства в процессе создания? Как бы это было, если бы мы могли радостно проживать каждый момент, вбирая в себя все чудо и свежесть каждого дня без спешки? Как бы все это выглядело, если бы каждое дыхание и каждое действие были частью раскрывающегося шедевра, непрерывного процесса творчества. Возможно ли это?"

В детстве мы ощущали творчество - широко раскрыв глаза, очарованные, делали открытия, очень остро ощущая то, что мы живем. Большинство из нас изредка попадали в это царство и после того, как вышли из детства, - когда приходили волнующие моменты влюбленности, радости победы на спортплощадке или когда свет творчества и новых идей внезапно зажигался внутри нас на работе, дома и даже за рулем в час пик. Легко представить возможность жить творческой жизнью, когда все ладится.

Но что же происходит при возникновении конфликта, когда любимый изменяет, когда споткнешься и уронишь мяч, когда начальник просит присесть для "разговора"? Тогда глубина нашего характера обнаруживает себя. Мы склонны неосознанно реагировать на прессинг и на все неожиданное способами, сложившимися из наших прошлых ощущений и наблюдений - за родителями, друзьями, из кинофильмов и телевидения. Чаще всего мы наблюдаем в кризисных ситуациях людей в борьбе, боли, страхе и не удивительно, что наша обычная реакция становится запутанной комбинацией этих элементов?

Существует альтернатива. Эта книга дает читателю возможность неординарно реагировать на кризисы. Интегрируя


Т.Крам

этот подход, мы наделим вас способностью вносить в жизнь энергию, свободу и радость. Используя прессинг, перемены и неизвестное, художник создает шедевр. Рассматривая конфликт как возможность создать произведение искусства из самой нашей сути - это вызов для художника в каждом из нас.

Наши жизни не зависят от того, есть конфликт или его нет. Различие состоит в том как мы ведем себя в конфликте.

Если мы на мгновение остановимся, чтобы понаблюдать за нашими типичными реакциями на жизненные переживания, то обнаружим, что они будут, как правило, подразделяться на пять ментальных установок.

Выживание

Одна из наиболее распространенных реакций - это выживание. Когда мы ощущаем себя отделенными от окружения и утрачиваем связи с ним, возникает чувство "ты или я", и чувство недостаточности этого для нас двоих. Это ощущение недостаточности развивает умственную установку на выживание, и люди, действуя таким образом, тратят солидную часть своего времени. Мы боимся, что для движения вперед не хватит денег, энергии, ресурсов. Следовательно, возникает стремление получить все для себя, забаррикадировать двери, взвести курок пистолета, так как кто-то всегда пытается добраться до нашей коробки с печеньем. Выживание проявляется следующим образом:

"Я выживаю, я держусь на плаву".

"У меня никогда нет времени".

"Я связан по рукам и ногам женой и детьми. Похоже, мне надо работать больше и больше, чтобы сохранить здоровье".

"Не успеваешь оглянуться, надо идти к врачу или дантисту".

"Приходится тянуться все время".


Управление энергией конфликта

23 v

В контексте недостаточности переживание - это огромный расход энергии, а результат - всего лишь выживание. Это как если бы ты плыл против сильного течения: все силы и энергия уходят на то, чтобы удержаться на плаву.

Упадок

Накопление усталости в результате борьбы за выживание зачастую приводит к упадку сил и пессимизму. Все воспринимается как спуск по наклонной плоскости.

"Каждый год инфляция съедает мои доходы. Я теряю мою

финансовую силу." "Посмотри на газеты. С каждым днем окружающий мир

становится все хуже и хуже". "Мы почти не разговариваем". "А что происходит с детьми. Это совсем не то, что было

раньше". "Мое тело стареет, дряхлеет и толстеет". "Жизнь - это обуза, которая гнет меня к земле".

Это чистая потеря энергии. Мы устаем и истощаемся. Любое действие кажется бессмысленным. Зачем еще что-либо делать?

Разрушение

Если мы воспринимаем нашу жизнь как неизбежный путь постоянного разрушения, мы склонны навешивать на себя ярлык "неудачника". Мы миримся с жизнью неудачника и появляется желание тянуть за собой других. Укрепляется тенденция к полному разрушению. Это явно проявляется в действиях террористов по всему миру, в убийстве человека его собратьями, в разграблении нашей планеты. Эта деструктивная тенденция четко просматривается в самоубийствах. Она не столь очевидна, но все же видна и в бездумном следовании общепринятому стилю жизни, ведущему к разрушению


Т.Крам

здоровья. Разрушение может происходить неуловимо в случае, когда люди разрушают любое дело, оправдывая этим свое ощущение несостоятельности. "Да, но...", - часто можно услышать от служащего, всегда критикующего своих сотрудников, разрушающего этим их благосклонность и новые идеи - это типичный случай. Проигрывают в этой "деструктивной" ситуации все - сам человек, его коллеги, организация, фирма. Энергия стремительно уходит в русло негативных эмоций.

Выживание, апатия, разрушение - это умственные установки, ощущение которых знакомо всем нам. Они отрицательно воздействуют на самоуважение и благополучие. Происходит постоянный отток энергии, растет страх и оторванность, ощущение борьбы и напряжения. Не удивительно, что люди очень часто находятся в поиске лучших способов существования. Однако любой из нас испытывал чувство неудовлетворенности и апатию, но в то же время и мгновения успеха. Это могло быть нечто уникальное, как победа в суперкубке, так и что-то рядовое, как, например, обучение ходьбе, помощь другу, или окончание начальной школы.

Успех

В наши лучшие мгновения мы воспринимаем жизнь наполненной возможностями. Мы воспринимаем себя удачливыми и действуем с этой установкой. Удачливые люди используют конфликт как стимул. Они продуктивны, полны энергии и получают золотые медали, выставленные обществом в виде приманки. И все же в глубине этой деятельности присутствует ощущение "суеты" и неистовой энергии. Это выглядит так, как будто мы постоянно начинаем новую картину, а дома лежит еще шесть незаконченных. Стрессовая ситуация такого способа деятельности могла бы выглядеть следующим образом:

"У меня есть новая машина, теперь мне нужна новая яхта".


Управление энергией конфликта

"Сядь, я покажу тебе свои трофеи и расскажу с какими знаменитостями я познакомился".

"Я хотел бы побыть с тобой побольше, но у меня полно работы".

"Как только я закончу этот проект, буду заниматься тем, чем хочу".

Тем не менее, поступая так, мы имеем избыток энергии, положительную позицию, нацеленную в' будущее, и острое осознание возможностей. Это как раз те атрибуты, которые могут вывести нас за пределы успеха.

Творчество

Выйти за рамки успеха означает превратить жизнь, наполненную работой, в творчество. Мы воспринимаем окружающий мир как продолжение себя. В таком состоянии совершенно естественно поддерживать сотрудничество друг с другом. Модель, основанная на недостаточности: "Я выигрываю, а ты проигрываешь" переходит в модель, построенную на предпосылке: "Я побеждаю и ты побеждаешь", как в бизнесе, так и в личных взаимоотношениях. Мы входим в эту "ты и я" философию естественно, потому что воспринимаем мир наполненным поддержкой во всех аспектах жизни, от здоровья и семьи до материального благополучия. Мы, независимо от наших профессий, появляемся как новые алхимики мира. Алхимия - это возможность превратить обычное в необычное. Алхимия средневековья занималась превращением обычных металлов в золото. Современная алхимия должна изменить нас.

Возможна ли такая трансформация? Взгляните на чудеса фотосинтеза, когда растения поглощают воду и двуокись углерода, превращая ее в кислород, жизнеобеспечивающую пищу планеты. Для того, чтобы это чудо произошло, требуется источник энергии света:

Н20 н- СО, -^Ctyj + Oj


Т.Крам

Уравнение, описывающее алхимию собственного изменения, глубже:

Обычные Люди + Обычные Ресурсы + Обычные Обстоятельства

Конфликт

--------------------- >

Необычные Состояния Бытия + Необычные Результаты

Что же это за активатор или источник энергии, превращающий обычное в необычное? Это воздействие конфликта, столкновение энергетических моделей, вызванное различиями, обеспечивающими мотивацию и возможность изменения.

Все мы в сущности обыкновенны. Каждый из нас имеет один мозг, никто не свободен от еды и дыхания, никто не может прожить жизнь без конфликтов. Эйнштейн провалил на экзамене математику, братья Райт были обычными механиками, а Марк Твен в старшей школе не изучал английского языка. В каждом из этих людей удивительно то, что они не действовали традиционным образом, а предпочли на обычные жизненные конфликты реагировать необычно. Достигнутые результаты в свою очередь укрепляют необычное состояние. Мы вступаем на тропу растущей энергии и снижения усилия. Мы выше успеха.

Схема на стр.28 показывает пять основных умственных установок, о которых говорилось ранее. Под сплошной линией указано, на что тратится сегодня большая часть времени. Под курсивной линией выражена идея этой книги, то есть то, что коренным образом выводит нас за рамки ординарного. Схема обеспечивает живой формулой трансформирующую алхимию. Как только мы будем ежедневно применять эту формулу, постоянное ощущение дрожи в коленках или неосознанное реагирование сменится на сознательную реакцию. Свобода, радость, дающие новые ценности в окружающем нас мире, станут доступными нам в любое время.

Ничто, кроме конфликта, не дает нам большей возможности прорваться к "творчеству". Именно это наше понимание и способность извлекать выгоду из конфликта даст нам возможность исполнить наши желания и позволит оценить и усилить самые важные моменты нашей жизни -эти мгновения.


Управление энергией конфликта

Есть на Востоке легенда о самурае, которого преследует медведь. Он в прямом смысле выбежал за край скалы, и падая, цепляется за ветку.

Посмотрел вверх и видит, что медведь нависает над склоном, царапая лапой скалу всего в нескольких дюймах от его головы. Опускает глаза и всего лишь в пятнадцати футах под собой видит льва, всего один прыжок и тот вцепится ему в ноги. Самурай смотрит на ветку, за которую зацепился, и видит двух диких кабанов, которые вот-вот перегрызут ее. Он ощутил, как его жизнь капля за каплей уходит из него.

Делая глубокий, продолжительный вдох, он замечает на ветке рядом гроздь дикой земляники. И в этой грозди он видит большую, спелую, красную и сочную ягоду. Свободной рукой он дотягивается до нее, срывает, кладет в рот и, наслаждаясь вкусом, говорит: "О, блаженство!"

Я не знаю ни одного человека, который бы жил насыщенной и успешной жизнью, полной зрелищ, обязательств и жертв во имя окружающих, и при этом не вызывал бы кризисы и не создавал бы беспорядок. Если мы живем полнокровно, то неизбежно наталкиваемся на медведей из прошлого, львов из будущего и диких кабанов из настоящего. Основные жизненные кризисы или накапливающаяся ежедневная борьба разрушительно влияет даже на самых сильных из нас. Однако даже находясь в конфликте, у нас сохраняется возможность вырваться за его пределы, сместить наше внимание с потенциального несчастья к очарованию и возможностям настоящего момента. Она - в выборе радости настоящего, в том, чтобы творить ту жизнь, которую мы хотим прожить.

Недостаток крысиных гонок* в том, что даже в случае выигрыша ты все равно остаешься крысой.

Джейн Вагнер

* Игра слов: rat race (англ.) - погоня за успехом. Дословно - крысиные гонки. - Прим. перев.


Т.Крам

Как мы реагируем на конфликт* Потенциальный сдвиг

Разрушение ГИБЕЛЬ ПРОИГРЫШ/ ПРОИГРЫШ ничто ни ты ни я Упадок АПАТИЯ МЕНЯ НЕ ВОЛНУЕТ НЕДОСТАТОК НЕ Я Выживание СКУДОСТЬ ПОБЕДИТЬ/ ПРОИГРАТЬ ОБЛАДАНИЕ ТЫ ИЛИ Я Успех ПРОДУКТИВНОСТЬ Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ НАКОПЛЕНИЕ Я, ПОТОМ ТЫ Творчество ПРОРЫВ ПОБЕДА/ ПОБЕДА ИЗОБИЛИЕ ТЫ И Я

* Основано на исследованиях и работах Randy Kunkel, Ph.D., Enterprise, Inc., 202 East Cheyenne Mountain Boulevard, Suite N, Colorado Springs, Colorado 80906. Используется с разрешения.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...