Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поднимись на ступень выше: уйди от точки зрения и приди к точке видения




Когда я брожу по горам, я часто оказывают на тропинках среди густого леса, не всегда уверенный, куда я иду. Я забираюсь на дерево или на вершину горы, чтобы взглянуть не только на ту точку пути, где нахожусь сейчас, но и на связь этой точки со всем, что расположено вдоль тропинки. Это очень сильно расширяет мое восприятие и видение. В конфликте, если вы хотите измениться, вы можете отойти от точки зрения и прийти к точке видения - высшему, более обширному месту, с которого можно увидеть обе стороны.

Точка зрения - это часто то, что нам надо защищать. Точка видения - это место расширенной перспективы и больших возможностей. Восхождение к точке видения доступно одному человеку. Оно не требует движения со стороны другого и не означает полного отказа от своей точки зрения. Оно дает и перспективу, и связь с целым.

Когда Г.Уэллс написал "Войну миров", он установил точку зрения для миллионов: другие существа - это убийцы и представляют угрозу человечеству. Более чем пятьдесят лет спустя Стивен Спилберг дал нам другую перспективу, создав любимый фильм "ИП" (Инопланетянин), показав дружелюбных, благовоспитанных пришельцев. Получив новую точку видения, дети во всем мире стали надеяться на встречу с пришельцами, и даже взрослые стали посматривать на небо новым взглядом.

Если мы выработаем точку видения, мы обеспечим себя более объективными критериями, благодаря которым мы избавимся от патовых ситуаций и сможем разрешать конфликты. Во время Международной конференции по охране морей Индия, представлявшая блок стран третьего мира, предложила, чтобы вступительный взнос для компаний, желающих вести глубинную морскую добычу, составил 60 миллионов долларов. Соединенные Штаты высказывались за отмену такого вступительного взноса. Обе страны твердо стояли на своих позициях. Когда обнаружилось, что Массачусетский технологический институт создал экономическую модель добычи со


Управление энергией конфликта

дна моря, их индивидуальные точки зрения дали толчок новой точке видения. Эта модель постепенно была принята обеими сторонами и дала возможность оценить каждое из предложений. Индия смогла понять, что ее предложение делало невозможным разработку морского дна для любой компании, а Соединенные Штаты, чье предварительное предложение основывалось на информации, полученной от компаний, поняли, что первоначальный взнос необходим. В результате такой точки видения обе страны отошли от своих позиций и проблема была решена33.

Наше родительское желание отойти от своей позиции или изменить отношение может оказаться воспитательным и сильнодействующим моментом для ребенка. Есть очень много безопасных выходов из тех ситуаций, когда ребенок не может самостоятельно принять решение. Есть также очень много безопасных ситуаций, когда мы можем смягчиться и захотеть измениться, уйти с управляющей позиции и позволить ребенку выбирать, уступив ему власть. Любой двухлетний малыш даст нам великолепную возможность сделать это. Вот он, очень решительный, но, безусловно, не плохой и не злой. Он открывает в себе потребность в выборе власти и контроле. Но он еще просто учится. Ему еще не так хорошо это удается, как нам. Вот почему он стремится быть несносным. Как только мы начинаем удерживать его от вещей, от которых мы должны его удержать - выбегать на дорогу, не заходить глубоко в воду, не дергать собаку за хвост - мы позволяем тому ответственному родителю, который сидит внутри нас, потерять над собой контроль. Мы начинаем реагировать этаким протекционистским способом на все, что делает ребенок. Если мы расширим наше видение и поднимемся до более высокой точки видения, мы увидим чудесного ребенка, стремящегося контролировать свое движение и делать сознательный выбор. Мы захотим стать более гибкими и оказать ребенку поддержку в этот важный для него период познания. Возможно, мы воспримем абсолютно спокойно, если он оденет одежду шиворот-навыворот, или один носок розовый, а другой - красный.

Изменение всегда рискованно. Чтобы рисковать, важно воспринимать себя легко. Когда мы играем, это происходит естественно. Когда мы играем в игры типа "монополии", мы можем быть туфлей, наперстком или спицей от колеса. Мы

12*


Т.Крам

будем рисковать, становясь другими и делая совершенно другие вещи. Мы можем отправиться на минуту в Бодвок или купить Средиземноморское шоссе. Мы хотим играть, рисковать, пробуя новое. Изменение принимает радостное качество. С таким отношением мы можем воспринимать свою жизнь более серьезно и ответственно, но себя - легче.

Вспомните, когда вашему ребенку был год, он разбросал персики по полу. И как раз в тот момент, когда вы наклонились, чтобы убрать все с пола, падающая ложка ударила вас по голове, а еще через секунду на пол упала тарелка. Есть два разных способа отреагировать на действие ребенка: как дерзкую попытку рассердить родителя или как интересную игру, когда гравитация и папа действуют вместе, под руководством малыша. Какой чудесный способ для этого ребенка получить личную власть и влияние на окружение. Ваша возможность -это избрать перспективу, которая работает, наслаждается, шутит. Лишь одно легкомыслие помогает улучшить видение.

Готовность изменяться. Если мы не хотим изменяться, мы "приклеиваемся" к моделям нашего прошлого поведения, используем их все больше и больше, даже если ситуация меняется драматическим образом. Если реакция родителя на пролитое молоко такая же, как и тогда, когда он балуется со спичками, у ребенка возникает трудности в различении важности ситуаций, несмотря на то, что это очевидно для родителя. Если мы пользуемся тем же тоном голоса, поведением в отношении человека, опоздавшего на две минуты, как и в отношении другого, который систематически опаздывает на час и приходит пьяным, то такое руководство не будет оказывать влияние на подчиненных. Вместо того, чтобы реагировать с одинаковой серьезностью на все ситуации, наша готовность измениться даст нам способность разнообразить наши реакции. Общение станет чище. Если мы станем гибче, это даст нам возможность сотрудничать с теми, кто нас окружает, и совместно создавать решения, приемлемые для обеих сторон.

МЕТОДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ

Много лет назад мне посчастливилось познакомиться с пожилым и очень мудрым человеком. Общение с ним очень


Управление энергией конфликта

помогло мне в жизни. Я обсуждал с ним философию, которой я тогда придерживался, философию, которую я нашел наиболее стимулирующей и трансформирующей. Он смотрел на меня, обращая свое морщинистое лицо ко мне, его глаза поблескивали под бровями и говорили: "Да, методы могут быть полезны".

У него всегда была эта привычка раздражать меня, утверждая очевидное, что неизбежно заставляло меня отвечать: "Ну и? Я знаю это. Очень важно, вот почему я изучаю это".

Потом он посмотрел на меня задумчиво и сказал: "Методы, в сущности, это ловушка".

Как всегда, у меня возникло ощущение, что я съел приманку, которую именно он мне подложил. Он завладел всем моим вниманием и интересом. "О, я знаю, что вы имеете в виду, - сказал я. - Методы полезны, но будь осторожен. Когда ты их поймешь, ты не захочешь попасть в их ловушку".

Он посмотрел на меня по-отечески и кивнул головой: "Нет, я имею в виду не это. Я хотел сказать, что если ты хочешь, чтобы метод был действительно полезным, ты должен съесть эту приманку".

Больше чем когда-либо он запутал меня, у меня даже закружилась голова. Смягчая мое изумление, он мягко положил свою руку на мое плечо и сказал: "Так вот, мое благословение тебе: когда ты осваиваешь метод, делай это как можно полнее - на все сто процентов погружайся в него. Но когда метод начинает самореализовываться, избавься от него. Не пытайся защищать его, не будь евангелистом, потому что как только эти стены вокруг тебя, которые называются твоим методом, начнут разрушаться, ты будешь пытаться удержать стены, чтобы заставить метод работать так, как, по-твоему, он должен работать. Но под этими стенами есть еще больше магии и силы и, - он остановился, - еще одна приманка".

"Ты ищи новый метод. Наслаждайся. Когда же стены вокруг нового метода, вокруг "нового тебя" начнут падать и рушиться, не пытайся удержать их, потому что под обломками ты найдешь еще больше магии и силы - и другую ловушку...

Таким образом, используй его на все сто процентов. А когда эти стены нового "нового тебя" начнут рушиться, не старайся удержать их. Пусть так и будет, потому что за ними существует даже больше магии и силы и - другая ловушка. Используй его..."


Т.Крам

И так он повторил шесть раз, пока я не погрузился в глубокий транс - и попал в ловушку.

Все "рубежи" в человеческом развитии обозначают отказ от знакомой позиции... все развитие... должно согласовываться с этим фактом.

Эрик Эриксон.

Любителям Рискнуть

• Вам неудобно в окружении людей физически неполноценных? Умственно неполноценных? А как насчет представителей других рас и религий? Маленьких детей? Бродяг? Представьте ситуации, когда вы чувствуете себя неудобно. Затем выйдите на улицу и проведите день, помогая этим людям. Попробуйте посмотреть на мир их глазами.

• Когда вы окажетесь в гуще горячего спора, капитулируйте, говоря что-то вроде: "Да, вы совершенно правы. У меня больше нет аргументов". Поищите признаки уходящего гнева и откройтесь для упрочения контакта.

• Если вы чувствуете, что постоянно делаете одни и те же вещи, потратьте день и смените стиль своей одежды. По-едьте в незнакомый город или место, где вас никто не знает. Станьте этим "новым я" полностью. Вернитесь в возраст четырнадцатилетних, прокатитесь на роликах. Поменяйте все вокруг, чтобы сломать определенную модель деятельности. Измените своим привычкам в еде и во сне на несколько дней. Работайте по ночам, а днем спите. Просыпайтесь посреди ночи, поработайте пару часов, снова ложитесь спать. Сон - это неплохая модель для изменения, потому что мы часто очень строго разграничены бодрствованием, сном и сновидением. Если вы радикально измените свой распорядок сна, вы начнете ощущать значимость вашего чувства реальности, которое каким-то образом нарушено. Зная, что вы можете изменить ваше восприятие реальности добровольно, вы расширяете ваше видение возможностей и, следовательно, вашу способность к гибкости.


Управление энергией конфликта

• Ненароком проследите за движениями, постановкой тела, дыханием, темпом и тональностью кого-то, с кем вы общаетесь. Проследите, не возникает ли большая симпатия во время этого процесса.

• Притворитесь, что у вас нет секретов и что все знают о вас все, что только можно. Насколько расслабленнее и спокойнее вы становитесь?

Идею без риска едва ли можно назвать идеей.

Оскар Уальд

АЙКИ ПОДХОД

Готовность изменяться

Самое постоянное во Вселенной - изменения.

Готовность измениться устранит из вашего лексикона слово "провал".

Изменить видение в конфликте - значит отойти от точки зрения и прийти к точке видения.

Принимая изменения, мы сознательно выбираем будущее.

В жизненных ситуациях гибкость позволяет расширяться, а не сжиматься.



ВЫБЕРИТЕ СОТВОРЧЕСТВО

Какая странная машина человек! Вы наполняете его хлебом, вином, овощами, а взамен получаете вздохи, смех и мечты

Никое Казантзакис "Грек Зорба"

Есть одна древняя еврейская сказка, в которой говорится:

И Господь сказал раввину: "Иди, я покажу тебе ад".

Они вошли в комнату, где вокруг огромного горшка с тушенным мясом сидела группа людей. Все были голодны и несчастны. У каждого в руках была ложка, которая доставала до горшка, но ручка у ложки была такая длинная, что никому не удавалось поднести мясо ко рту. Страдания были ужасными.

"Пойдем, теперь я покажу тебе Рай" - сказал Господь спустя мгновение.

Они вошли в другую комнату, такую же как и первая - тот же горшок с мясом, группа людей, те же длинные ложки. Но здесь все были счастливы и накормлены.

"Не пониманию, - сказал раввин. - Почему здесь они счастливы, а те, другие - несчастны, ведь все абсолютно одинаково"

Господь улыбнулся: "Разве ты не видишь? Они научились кормить друг друга"34.

Совместное созидание - это естественный результат принятия нашей привязанности к миру вокруг нас и признания


Т.Крам

его безоговорочной взаимозависимости. Сотворчество открывается синергетически творящим системам, служащим мирозданию, в котором ты являешься составной частью, и это дает поддержку твоему общему видению и глубокому пониманию цели в жизни.

Выбирая сотворчество вы, несомненно, делаете шаг вперед в разрешении конфликта. Все мы признаем ценность сотрудничества. Почему же когда в нашей жизни возникали конфликты, мы часто забывали о нем? Есть одна простая причина. При наличии огромных различий во взаимоотношениях она требует времени, энергии и работы для достижения совместного созидания. Легче избежать проблемы или "плыть по течению" с противоположной точкой зрения (конечно, внутренне отвергая ее), или.просто довести борьбу до конца. Сотворчество требует умения слушать, понимать и иметь решимость найти совместное решение. Это не значит, что будет именно так, как вы хотите, просто придется засучить рукава, чтобы создать новые возможности.

Где-то в своей мастерской сидит блестящий изобретатель и он считает свое изобретение великолепным. Он хочет, чтобы оно было признано и продавалось по всему миру. Он считает, что все это он сам должен достичь. У него может быть очень мало способностей к бизнесу, но так как изобретение его, он решает, что должен промаркетировать его, должен сделать ему рекламу, сделать финансовый расчет и работать. Его изобретение приобретает такую важность, что жизнь превращается в секретную миссию. Он становится все более подозрительным в отношении людей, которых он считает своими потенциальными врагами, пришедшими изуродовать его планы и идеи. В конце концов, он будет счастлив, если товар сойдет с полки его мастерской.

Та же неспособность понять силу сотворчества может помешать человеку, занимающемуся маркетингом, который вместо доверия к своим инженерам и предоставления им свободы исследовать и развивать, всегда должен контролировать их, чтобы они выпускали необходимый ему продукт.

Когда изобретатель видит, что кое-кто, обладающий финансовыми способностями, становится его финансовой рукой, а кто-то другой, обладающий рекламными возможностями, становится его рекламной рукой, сам он расширяет свои та-


Управление энергией конфликта

ланты, и его способности значительно обогащаются. Когда он ощущает поддержку людей как расширение его самого, он делится с ними всей информацией.

Проявляя доверие, взаимную поддержку, желание работать друг с другом, люди могут достичь результатов, превосходящих воображение. Джон Ф.Кеннеди в начале 1960 года поставил задачу подготовки Соединенными Штатами запуска человека на Луну за десятилетие. Для достижения этой общей цели люди начали совместную работу. Подключились даже ученые, считавшие это невозможным. Они последовали принципу Айки - "обнять тигра", который означает - безусловно и радостно принять конфликт как возможность сделать что-то экстраординарное. Их внутренней содержание сдвинулось от: "Этого сделать нельзя и я заниматься этим не буду" и перешло в: "Чтобы это сделать, требуется решить определенные проблемы". Люди, работавшие над лунным проектом, могли согласиться с различиями и использовать их как преимущество, чтобы синергетически найти решения. Вместо того, чтобы усматривать оппозицию идее, как сдерживающий фактор, люди, работающие над проектом, смогли считать тех, кто был в оппозиции, единой с ними командой. Как члены команды, они должны были убедиться, что разработаны наиболее удачные решения и что все точки зрения учтены. Критика стала в большей мере частью решения, чем частью проблемы.

Ученые, политики и большинство людей приняли эту возможность и их убежденность позволила снять их сомнения, страхи и ограничения. Сотни тысяч точных процессов сошлись в одной точке, чтобы завершить подвиг, который всего лишь несколько лет ранее лишь горстка чудаков считала возможным. В 1969 году человек ступил на Луну.

Когда мы ощущаем различия в личности и способностях как дары и как кусочки чудесной загадки, мы собираем их вместе, чтобы создать шедевр по силе и творению значительно превосходящим мечту одного единственного человека.

Когда есть настоящая убежденность в видении, которое позитивно утверждено во взвешенных результатах, поддержка и новые идеи приходят отовсюду. Сотворчество приходит естественно.


Т.Крам

Решимость

Пока человек не решил,

есть определенное колебание, шанс отступить и

результаты неэффективны.

Относительно всех проявлений инициативы (и созидания)

существует одна элементарная истина,

незнание которой убивает бессчетное количество идей

и потрясающих планов:

в момент, когда человек окончательно решился,

тогда и приходит Провидение.

Все приходит на помощь одному,

чего бы никогда не произошло, будь иначе.

Целый поток событий вытекает из решения,

обращает во благо все непредвиденные случаи и встречи,

дает материальную поддержку,

и ни один человек не мог бы и мечтать,

что они встретятся ему на пути.

Я проникся глубоким уважением к одному из куплетов Гете: "Все что то бы ты ни смог сделать, о чем бы ни мечтал, ты можешь... начать это. Смелость имеет гения, сила и магия в ней".

В.Н.Мюррей Шотландско-гималайская экспедиция -1951

ПРОВЕРКА СИЛЫ

На лекциях и семинарах я использую простую демонстрацию, чтобы графически показать силу сотворчества. Я вначале сообщаю группе, что мы будем делать упражнение, основанное на силе и энергии. Я выбираю двух добровольцев примерно одинаковых по силе для "тестирования силы" на виду у всех. Я прошу каждого добровольца подумать о пяти целях или материальных ценностях, которые они хотели бы иметь, но не говорить об этом вслух.


Управление энергией конфликта 189

Правила соревнования следующие:

Время ограничено - тридцать секунд. Каждый раз, когда человек кладет руку соперника на стол, он будет достигать одной из своих целей. Тотчас же соревнующиеся должны вернуть руки обратно в стартовую позицию и игра будет начинаться вновь. Я вновь определяю четко цель - это игра "выигрыш через силу".

Неизбежно оба начинают рассматривать эту игру как обычную борьбу. Даже после интенсивных тренировок, основанных на ки и концентрации, я вижу как оба участника возвращаются к старым моделям. Они напрягаются и борются, чтобы нанести поражение друг другу, считая, что это единственный способ выиграть и таким образом достичь своих целей. За тридцать секунд обычно регистрируется один или два выигрыша, не больше. Но чаще - ни одного, только сильное напряжение и борьба. После игры я спрашиваю соревнующихся, считают ли они, что выиграли или проиграли, и что они думают о борьбе. Конечно же, они чувствовали, что им надо было приложить больше сил или применить другую технику.

Потом я прошу их вспомнить принципы Айки, над которыми мы работаем, и можно ли, опираясь на них, найти удачный способ игры для достижения всех своих целей. Как только они начинают понимать, что существует простое решение для достижения их целей, создается впечатление, будто повсюду загораются лампочки. Я даю им еще одну возможность, и вместо того, чтобы избрать противостояние "ты или я", они работают как единая команда.

Несколько секунд, без борьбы, они работают вместе, перемещая руки вперед и назад - сначала рука одного внизу, затем - другого - и так десять раз. Кто бы они ни были -школьники или удачливые бизнесмены - откровение во всех случаях одинаково. Участники, похоже, чувствуют немного глупо, когда они понимают, насколько легко им нырнуть обратно в подход "выиграть - проиграть", при котором никто не достигает целей. Они начинают обостренно осознавать необходимость разорвать глубоко укоренившиеся модели.

Важно обратить внимание на разницу между сотворчеством и компромиссом. Роджер Фишер рассказывал историю, иллюстрирующую эту разницу. Два человека хотят единственный апельсин. Они горячо спорят, кто из них имеет на


Т.Крам

него право. Будучи людьми справедливыми, они наконец делят апельсин на две половины. Первый, счастливый, что он получил половину, идет домой, очищает апельсин, выбрасывает кожуру и съедает апельсин. Другой, тоже счастливый, что у него половина апельсина, возвращается домой, очищает апельсин, выбрасывает плод, а кожуру использует для выпечки торта35.

Компромисс. Часто в жизни мы настолько стремимся сделать все "справедливо", что не видим, к чему мы в действительности приходим. Мы никогда не видим того, что каждый может иметь все, что ему требуется, и мы можем достичь большего при помощи меньшего.

Сотворчество - это всегда самый важный фактор во всех случаях достижения успеха: такие великие спортивные команды прошлых лет, как "Нью-Йорк Янкиз", "Грин Бэй Пэ-керз" и "Бостон Селтикс", постоянно преуспевающие компании IBM и ЗМ, выдающаяся предпринимательская компания Apple Computers - пример такого сотворчества. Такие мировые достижения, как ликвидация оспы - это результат совместной работы. Мы делаем что-то наилучшим способом, когда мы делаем это вместе.

Когда Руфь Айзенберг познакомилась с Маргарет Патрик, та очень жалела себя. Руфь недавно перенесла инсульт. Она чувствовала себя достаточно плохо, но что было хуже всего - она не могла больше играть на пианино. Правая рука двигалась нормально, но левая была полностью парализована. Маргарет уже в течение пятидесяти лет была преподавателем музыки и органистом в церкви, когда из-за инсульта у нее парализовало правую половину тела. Впоследствии она могла играть на пианино лишь одной рукой. Она совершенно выпала из активной жизни, когда где-то через год после инсульта, она познакомилась в Руфью.

"Это было чудо, которое соединило нас" - сказала она. Обе они проходили лечение в одном центре для престарелых в течение месяца, но не встречались, пока Милли Макньюг, руководитель их программы, увидела их потенциальные возможности и познакомила их. Руфь, полная болтушка, совершенно седая, играла на пианино своей здоровой рукой, когда Милли подвела к ней Маргарет, худощавую, сдержанную брюнетку. Маргарет и Руфь тут же начали разговаривать.


Управление энергией конфликта

Через несколько минут они сели за пианино и стали играть "Минутный вальс" Шопена. Руфь играла в высокой тональности, а Маргарет - в низкой. Вскоре они стали играть вместе постоянно, и крепкая дружба, основанная на их общей любви к музыке, связала их. Внешне совершенно разные, они познали внутреннюю гармонию, которая удивительным образом дополняла их музыкальное партнерство.

Через несколько месяцев их талант вышел на "широкую дорогу" - они начали выступать во многих домах для престарелых и больных Нью-Йорка. Очень быстро их окрестили "Черное Дерево и Слоновая Кость" по названию хита Пола Маккартни и Стива Вандера. Как и в песне, они "играли вместе в безупречной гармонии"36.

Раньше мое имя было Я. Теперь оно - Ты.

Монах Теофан

ПОБЕДИТЬ, СЛЕДУЯ АЙКИ

Победа. Звучит неплохо, не так ли? Несомненно, это мощное слово. Люди одновременно и боятся ее, и стремятся к ней, или глубоко связаны со всем, что она дает. Если бы мы были идеально честными сами с собой, многие бы из нас признали, что когда мы берем в руки теннисную ракетку, отправляемся в гольф-клуб, нами овладевает сильное желание победить, набрать максимум очков, побить противника. Обратите внимание на опасения и стресс, которые мы ощущаем перед "большой" игрой. Наилучший способ понять, что это значит для вас - это заметить вашу реакцию и ощущения, когда вы проигрываете в матче, промахиваетесь или пропускаете решающий удар. Проиграть, проигрыш, проигравший. Даже звучит неприятно.

А если воспользоваться Айки? Сначала давайте рискнем взглянуть на то, что происходит прямо сейчас. Обыкновенно, становясь на ноги в современном мире, мы следуем психофизиологической модели, которая говорит, что выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо. Часто вознаграждение от игры и соревнования затмевается стрессом, который мы создаем,


Т.Крам

разбивая себя физически и морально. Вспомните о волнении, которое возникает задолго до игры из-за глубоко укоренившегося страха проиграть, из-за чувства, что наш успех и процветание зависят от чьего-то проигрыша. И что еще хуже, подумайте о радости, которой нам недостает, когда все наши тревоги и волнения заставляют нас бросить все на произвол судьбы или даже удерживают прежде всего от самой игры!

Если мы выберем сотворчество, мы сможем более тонко улавливать различия между победой и проигрышем. Мы начинаем замечать стресс, создаваемый внутри себя, думая: "Победить - это все" или еще более тревожное: "Я не хочу (или не могу позволить себе) проиграть". Часто мы пытаемся победить стресс непосредственно при помощи таких мыслей: "Кому нужен этот выигрыш?" или: "Я играю просто, чтобы развлечься, а не победить", или: "Мне наплевать, если я проиграю". Даже глубоко внутри мы часто не верим этим утверждениям, мы развиваем внутренний конфликт, который нам хотелось бы облегчить.

"Вместо того, чтобы пытаться подавить навязчивые мысли типа "Победа - это все" противоположными мыслями, давайте сыграем в Айки. Вместо того, чтобы подавлять в себе стремление побеждать, давайте согласимся с ним. Если наше понимание победы - это традиционный разгром соперника, наши шансы на победу уменьшаются, если мы играем с кем-то, кто сильнее и умнее нас. Постоянный выигрыш, когда игра идет на очки, становится все более труднодостижимым, если мы играем с более подготовленным противником. Как шутливо рассказывает своим ученикам Тим Голлви37, автор и лектор: "Если вы действительно хотите выигрывать в теннисе постоянно, играйте всегда с теми, кто хуже вас". Но к сожалению, вся радость игры быстро улетучивается. Есть ли в действительности способ выиграть и сохранить удовольствие от жизни, продолжать принимать вызов? Несомненно. Просто воссоздайте то, что мы подразумеваем под победой. Расширьте ваши возможности. Вместо того, чтобы сражаться с этой идеей, слейтесь с ней и увидите ее ценность.

Давайте рассмотрим внутреннее содержание победы. Она создает хорошее ощущение внутри. Это радость и энергия. Если так все хорошо, зачем бороться с этим? Более гармоничным был бы подход: "Как сделать, чтобы этого было боль-


Управление энергией конфликта ________________________193

ше? " или: "Как сотрудничать с другой стороной, чтобы мы оба побеждали?" Один способ - это просто расширить наше понимание слова "победить". Набирать как можно больше очков - это лишь один способ выиграть и получить приятные ощущения. Это "чувство победы" возникает, когда мы многое узнаем, оттачиваем свое мастерство, радуемся. Как вы думаете, кто растет больше, например, в теннисном матче между игроками разного класса. Конечно, менее опытный игрок не побеждает в матчах постоянно, но кто выигрывает в игре "сила-прогресс"? Или в обучающей игре?

Мы можем расширить наше понимание победы до такой степени, что сдерживающий нас фактор, причина которого заключается в страхе проиграть, попросту исчезает. Томас Эдисон "проваливался" более 10 тысяч раз, прежде чем создал реально работающую электролампочку. Когда его спрашивали, как он мог упорно продолжать после 9 тысяч 999 неудач, он просто отвечал: "Я не терпел неудачу 9999 раз. Мне 9999 раз удавалось научиться, как не надо делать лампочку".

Когда тесты нового связывающего состава с треском "провалились", руководство компании ЗМ* не стало действовать с "кондачка" и не выбросило это изобретение в мусор, как старую консервную банку. Они задались вопросом, а что можно извлечь из этого "провала" и можно ли найти применение этому составу. Помощники заметили, что на самом деле в его "слабости" была сила. Он был идеален для временно прикрепления записей к предмету, а когда эти бумажки обрывали, предметы оставались совершенно неповрежденными. Эврика! Продукт - клеющиеся блокноты - многомиллионные прибыли - был изобретен.

Когда вы раздвигаете рамки выигрыша, включая все возможности, вы обнаружите, что если вы не выигрываете одну игру, вы, естественно, выигрываете другую. Любой возможный результат в жизни даст вам ценную "победу". Вы начинаете видеть, что единственное, что вы теряете по-настоящему, это ваши ограниченные и узкие системы убеждений.

Если вы будете продвигаться этим путем, то человек, стоящий в воротах, начинает играть совсем другую роль. Он становится не столько противником, сколько партнером.

* Компания, производящая носители информации - Прим. ред.

13- 1393


Т.Крам

Когда выигрыш не означает, что кто-то другой должен проиграть, ваш подход к жизни становится процессом сотворчества. Этот подход заключается не в позиции "Ты или я", а в позиции "Ты и я".

Более двух сотен исследований, проведенных за последние годы, достоверно показали, что давно установившиеся убеждения и соревнование - это самый быстрый и самый лучший способ улучшить выполнение чего-либо или достичь совершенства, на самом деле в лучшем случае неточны, а в худшем - просто ложны38. Эти исследования прямо касаются нашей теперешней позиции. Успех и делать что-то хорошо, это синонимы слова "победа", но я считаю, чтобы стать победителем, вы должны проиграть. Это пароль, чтобы добиться победы в современном мире.

Вопрос который следует задать: "Мы действительно все делаем лучше и чувствуем себя лучше, когда мы пытаемся побить кого-то другого, чем когда мы сотрудничаем с ним, или чем когда мы работаем одни?" Психолог Роберт Хел-мрайх из Техасского университета проводил обширные исследования с конца 70-х годов по семи различным группам, включая ученых, учащихся старших классов колледжей, учеников начальных школ, авиапилотов и деловых людей. В каждой из этих очень разных групп дух соревнования всегда связывался с более слабым исполнением чего-либо. Хелмрайх обнаружил, что особенно интересно было изучать бизнесменов из-за общепринятого утверждения, что соревнование очень полезно в сфере бизнеса. Было обнаружено, что когда мы уделяем больше всего внимания и прилагаем максимум энергии на то, чтобы победить соперника, мы не можем сосредоточиться на той работе, которая у нас под рукой. Качество выполнения часто снижается. Еще в одном изучении деловых людей, проделанном Хелмрайхом, за мерило достижения была взята зарплата. Была обнаружена обратная связь между духом соревнования и достижением - т.е., между стремлением к соревнованию и уровнем зарплаты.

Интересно также отметить, что позиция против акцентирования духа соревнования в обучении была существенно подкреплена. Широкомасштабные исследования, проведенные Дэвидом и Роджером Джонсонами, профессорами из Минне-сотского университета, в течение более десяти лет, показали,


Управление энергией конфликта

что сотрудничество давало лучшие результаты в изучении всех предметов и во всех возрастных группах по сравнению с соревнованием или самостоятельной работой. Известные всем нам окрики учителя в классе: "Работай самостоятельно" или "Не помогай соседу", от которых мороз пробегал по коже, могут оказаться динозаврами, ждущими, когда им разрешат умереть. Дети просто не могут учиться лучше, если их заключить в рамки соревновательной системы.

Две доминирующие модели нашей современной образовательной системы были и остаются - соревнование и индивидуализированное обучение. И хотя сотрудничество доказало свои значительные преимущества, потребуются, безусловно, творческие преподаватели, чтобы внедрить его в систему образования. Эта концепция может показаться настолько странной для большинства школ, что рядовой наблюдатель может спросить: "Разве это хорошо для детей, если они будут списывать". Новые модели сотрудничества доказали свое преимущество. Одна из них основана на методе "лобзика". Суть метода в следующем: каждому дается кусочек информации и он должен сотрудничать со всей группой, чтобы выступить с завершенным отчетом по теме. Другая, менее сложная модель, основана на том, что группа учащихся разрабатывает как можно больше альтернатив, например, обнаружить наибольшее количество факторов, влияющих на время сгорания свечи.

Возникает еще один вопрос: не помогает ли сотрудничество более слабым ученикам преуспевать за счет более сильных и одаренных? Исследования показали, что когда группы студентов разных способностей собираются вместе, чтобы помочь друг другу, объединенные одной целью - каждый в группе должен знать, как решить проблему, то преуспевают как более одаренные, так и менее способные. Старое клише, что учитель учится вместе с учениками, доказало себя. И что, возможно, важнее всего, результаты показывают, что совместная работа доставляла учащимся больше радости. С 1984 года Джонсоны провели семь исследований, которые указывают, что хотя люди и говорят часто, что им нравится соревнование, но они меняют свое мнение, когда на собственном опыте убеждаются, что именно подобная работа и игра в окружении не требует ни победителей, ни побежденных.

13*


Т.Крам

Если сила сотрудничества займет надлежащее ей место, как новая парадигма в обществе и образовании, этот мир изменится коренным образом. Вместо того, чтобы постоянно надеяться на чью-то неудачу, мы будем подталкивать друг друга к успеху. "Все мы нужны друг другу" станет призывом для создания сильного, здорового и дружественного мира.

В айкидо нет врагов. Ошибкой было бы полагать, будто бы будо /путь воина/ означает, что надо иметь дело с противником или врагом; того, кого вы хотите превзойти по силе, кого вы хотите уло -жить на лопатки. В настоящем будо нет врага или противника. Истинное будо - значит слиться со вселеннойЗЭ.

Морихеи Уесиба

СОЕДИНЯЯ ВСЕ

Давайте рассмотрим некоторые примеры обычных конфликтов. И то, как Айки Подход может работать систематическим и конкретным образом.

Во-первых, как мы уже рассмотрели в главах 4 и 5, мы можем отвечать на конфликт из состояния сконцентрированности и связанности. Это проявляется в установлении сильного раппорта (связи) между спорщиками. Это очень существенно, потому что приводит к снижению, если не полному устранению, негативных эмоций между сторонами, что в свою очередь помогает противникам задать себе коренной вопрос: "Готовы ли они решать конфликт путем взаимной поддержки?" Это критический момент, потому что пока обе стороны не пришли к доверию, взаимодействие будет, скорее всего, болезненным и долгим. Есть много случаев в жизни, от развода до международного конфликта, когда одна из сторон заинтересована в продолжении конфликта. Это обычно происходит, когда ощущается несоответствие в силе и отсутствует интерес помогать другому человеку в его потребностях или в развитии добрых и долговременных отношений. Обе стороны понимают, что если бы разразился настоящий скандал, дисбаланс сил дал бы одной из сторон все "трофеи победы".


Управление энергией конфликта

Во многих случаях, однако, более глубокий анализ взаимосвязи позволит обнаружить узкие границы этого недолговременного выигрыша для обеих сторон и все большие потери, которые вызвали бы страдания, если бы борьба продолжалась. Когда обе стороны детально рассмотрят все за и против продолжения борьбы, они смог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...