Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля: - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, государственными образовательными стандартами, Уставом КГУ, положением о факультете (институте) КГУ, положением о кафедре КГУ. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов( далее – самостоятельная работа студентов )– планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду; мотив к получению знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь. Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин. Контрольная работа представляет собой самостоятельное исследование студента по теме из предложенного перечня. Её выполнение расширяет знания студентов, прививая навыки самостоятельной работы, умение проводить логический анализ научной литературы, нормативного материала, делать самостоятельные выводы, способствует усвоению юридической терминологии. Контрольная работа является самостоятельным исследованием, поэтому должна быть написана своими словами, содержать авторские рассуждения и выводы. Переписывание источников без необходимых ссылок является плагиатом и оценивается на «неудовлетворительно». При подготовке и написании контрольной работы студент изучает и прорабатывает нормативные акты, статьи, монографии, учебные пособия, указанные в данных заданиях, и другие материалы по теме, в том числе опубликованные после подготовки данных заданий. Студентам рекомендуется использовать при подготовке контрольной работы новейшие учебные издания по экологическому законодательству, а также иную учебную и специальную литературу по экологическому законодательству, а также материалы журналов: "Экология" (www.maik.ru), "Проблемы региональной экологии" (www.ecoregion.ru), "Использование и охрана природных ресурсов в России", "Экология производства" (www.ecoindustry.ru), "Экологическое право", "ЭКОС-информ" (www.ecosinform.ru), а также материалы размещенные на официальный сайте Минприроды России (www.mnr.gov.ru) и других экологических сайтах: www.gosnadzor.ru (официальный сайт Ростехнадзора), www.forest.ru (сайт посвящен российским лесам, их охране и устойчивому использованию), http://www.greenpeace.org/russia/ru/ (сайт экологической организации Гринпис), www.priroda.ru (национальный портал Природа России).
При написании контрольной работы следует избегать механического переписывания статей или соответствующих глав из учебников. Студент должен показать свое умение ориентироваться в материале, самостоятельно раскрыть изученную тему, доказательно изложить в письменной форме собственное понимание конкретной проблемы экологического права. Следует также обратить внимание на сравнительный анализ действующих международно-правовых норм и положений национального законодательства, регулирующих правоотношения с иностранным элементом. При обнаружении факта списывания с другой контрольной работы представленная работа не засчитывается и возвращается студенту. Изложение вопросов контрольной работы должно основываться как на теоретическом и учебном материале, так и на нормативных источниках, в том числе международно-правовых. Кроме того, необходимо увязывать изложение с практикой регулирования правоотношений, осложненных иностранным элементом. Работа должна содержать план, краткое изложение основных выводов, перечень использованных нормативных источников. В тексте работы необходимо делать подстрочные сноски. Оформление контрольной работы включает в себя оформление титульного листа, плана, ссылок на использованные источники, библиографии. Титульный лист размещается на обложке и содержит указания на вуз, факультет, тему, автора (фамилию и инициалы). На второй странице (титульный лист – первая страница) размещается план работы с указанием параграфов или пунктов и страниц, с которых они начинаются. Каждая страница работы (кроме титульного листа) нумеруется. Каждая глава начинается с новой страницы, текст каждой части начинается с названия и порядкового номера в соответствии с планом. Ссылки на использованные источники должны делаться каждый раз, когда они в работе воспроизводится дословно или близко к тексту. Сноски располагаются внизу текста постранично и имеют либо раздельную, либо сквозную нумерацию. Источник в сносках воспроизводится в соответствии с правилами библиографических описаний. Общие правила библиографических описаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
1. Описание нормативно-правовых актов.
а) законы и подзаконные акты: Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября; Указ президента российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4188.
б) сведения о Конституции РФ, основах законодательства, кодексах принято ограничивать их полным названием; ссылки на них делаются в тексте, с указыванием на статью и название акта (например: в соответствии со ст. 2 Конституции РФ)
2. Описание книг, монографий.
Описание книг, монографий, учебников, сборников статей: а) одного автора: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1992.; б) авторского коллектива: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997; г) описание многотомных книг: Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Т.2. М., 1997.
3. Описания статей в периодических изданиях.
а) статья в одном номере: Пименов А. Антиреспублика // Родина, 1996. №10; б) статья в нескольких номерах: Ильин И. А. Монархия и республика // Вопросы философии, 1991. №4, 5.
4. Описание авторефератов диссертаций.
Железнова Н.Д. Правопонимание и судебная практика: теоретические проблемы взаимодействия. Дисс. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2001. 183 с.
При ссылках к библиографическим описаниям прибавляется номер страницы: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1992. С. 56; Пименов А. Антиреспублика // Родина, 1996. №10. С. 14; Железнова Н.Д. Правопонимание и судебная практика: теоретические проблемы взаимодействия. Дисс. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2001. С. 132-133. Библиография содержит список использованной литературы в следующем порядке: 1) а) нормативно-правовые акты (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты; б) акты толкования (постановления Конституционного Суда РФ, Постановления Верховного Суда РФ, постановления Высшего Арбитражного Суда РФ); 2) книги, в том числе, монографии, учебники, учебные статьи, сборники статей; 3) периодические издания; 4) авторефераты диссертаций. При наличии нескольких правовых источников одного уровня они располагаются в хронологической последовательности. Все остальные источники приводятся в алфавитном порядке, труды одного автора помещаются в хронологическом порядке. В конце контрольная работа подписывается автором, указывается дата её завершения, а затем она сдаётся лаборанту кафедры. Написание реферата или курсовой работы по праву — это, несомненно, один из наиболее сложных и важных этапов обучения, к тому же требующий постоянного контакта студента с научным руководителем. Обязательным требованием при подготовке текста работы по праву является четкость методологической позиции автора. Работа по юриспруденции должна носить исследовательский характер. В ней излагаются литературные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора работы, подкрепляемая соответствующими аргументами. Нельзя сводить исследование по праву к перечислению точек зрения различных авторов, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практики его применения, её обобщении. В необходимых случаях приводятся статистические данные, примеры из практики деятельности конкретных учреждений и т.п. Последние должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей. Для обоснования своих суждений, выдвигаемых гипотез, решений различных вопросов могут приводиться выводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения либо цитирования работ, с обязательной ссылкой на источник. Цитата, как правило, не должна быть громоздкой. Цитировать в работе по праву нужно только суть доказательства или положение того, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому положению. Курсовая работа по праву, являющаяся результатом механического переписывания текста из опубликованных источников и специальной литературы к защите не допускается. Содержание работы по юриспруденции необходимо излагать в полном соответствии с планом, при этом каждая глава и имеющиеся в ней параграфы должны быть озаглавлены. Только после полного изложения одного вопроса можно переходить к рассмотрению другого. Стиль изложения в исследовании по праву должен быть научным, что предполагает использование принятых в юриспруденции специальных понятий и терминов. Предложения необходимо формулировать таким образом, чтобы исключалась возможность двусмысленного или неопределенного понимания и толкования описанной мысли. Не следует прибегать к искусственному усложнению текста, так называемой наукообразности, за которой, как правило, скрывается поверхностное содержание работы. Лучшие работы отличаются не только всесторонним исследованием поставленных в них вопросов, но и формой изложения, хорошим литературным языком. Во избежание ошибок и лишней работы в процессе написания работы по праву надо регулярно обращаться к научному руководителю для обсуждения всех возникших вопросов, сомнений, предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения, взглядов автора на тот или иной аспект исследуемой проблемы и т.д. Курсовая работа можем передаваться научному руководителю по главам или по частям. Проверенная часть возвращается студенту для устранения замечаний. Студент может работать над их устранением сразу или по окончании всей работы. Это во многом зависит от характера замечаний, для их значения для последующих разделов работы и т.д. К замечаниям научного руководителя студент должен отнестись творчески. Естественно, указания на фактические ошибки должны быть учтены. Замечания же, относящиеся к спорным проблемам, студент может не принять. Однако, его позиция должна быть аргументированной. По получении положительного отзыва научного руководителя студент оформляет окончательный вариант курсовой работы с соблюдением всех требований и представляет его на кафедру.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Тестовые методики, направлены на овладение студентами основами правовых знаний в области экологии. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к современному специалисту — выпускнику вуза, опирается как на законодательный массив российского экологического законодательства, так и на теоретические исследования в этой области. Применение тестов координируется с самыми различными формами занятий, включающими такие активные методы обучения, как деловые игры, групповые дискуссии, коллоквиумы, собеседования и т.д. Результаты применения тестовых методик должны позволить: - освоить методы и приемы работы с большими объемами информации; - ознакомиться с техникой эффективного запоминания; - приобрести навыки самостоятельного анализа и поиска верного решения на основе выбора среди прочих решений; - сформировать творческий подход при использовании полученных правовых знаний об экологии. Тест вырабатывает у студента творческий подход к поиску решения в указанных ситуациях. Работа над данным тестом рекомендуется как после изучения всего курса экологического права, в качестве средства итоговой аттестации, так и после изучения отдельных тем или части курса, в качестве средства промежуточной аттестации. 1. Экологическое право - это: а) отрасль международного права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия российских и иностранных органов власти по охране окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности в мире б) отрасль права, содержащая совокупность норм, установленных государством, для поддержания благоприятной экологической обстановки в стране и обеспечения здоровья настоящего и будущего поколений людей в) совокупность методов и приемов воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности г) отрасль российского права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий, регламентирующая рациональное использование природных ресурсов, а также защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц
2. Экологическое право относится к: а) базовым отраслям права б) специальным отраслям права в) комплексным отраслям права г) процессуальным отраслям права
3. Какое из нижеприводимых понятий не относится к системе экологического права: а) особенная часть б) специальная часть в) особая часть г) общая часть
4. Конституция РФ не гарантирует каждому право на: а) возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий б) достоверную информацию о состоянии окружающей среды в) возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением г) благоприятную окружающую среду
5. Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как: а) материальная основа существования органов местного самоуправления б) достояние федеративного государства в) неотъемлемая часть субъектов Российской Федерации г) основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
6. Конституция РФ устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к ведению: а) только Российской Федерации б) только субъектов Российской Федерации в) Российской Федерации и ее субъектов г) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
7. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы образуют право собственности: а) в объективном смысле б) в субъективном смысле в) в экономическом смысле г) в экологическом смысле
8. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками: а) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде б) свободно, если это не вредит интересам других лиц в) свободно, если это не нарушает интересов государства г) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц
9. Совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности представляет собой право собственности: а) в объективном смысле б) в субъективном смысле в) в юридическом смысле г) в экологическом смысле
10. К числу органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды общей компетенции не относятся: а) Президент РФ б) Правительство РФ в) Рослесхоз г) администрация субъекта РФ
11. Какие из перечисленных ниже объектов не относятся к объектам охраны окружающей среды: а) озоновый слой атмосферы б) полигоны размещения отходов производства и потребления в) околоземное космическое пространство г) лечебно-оздоровительные местности
12. Субъектами дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения являются: а) должностные лица и граждане б) юридические лица, должностные лица и граждане в) юридические лица и граждане г) должностные лица и работники предприятий
13. Строгий выговор как мера ответственности применяется в рамках: а) дисциплинарной ответственности б) уголовной ответственности в) административной ответственности г) общественного порицания д) все варианты правильны е) все варианты неправильны
14. Субъектами административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования могут быть: а) только юридические лица б) физические, юридические и должностные лица в) должностные лица и юридические лица г) физические и юридические лица
15. Действующим законодательством за экологические правонарушения предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий, как: а) выговор, штраф, конфискация имущества б) замечание, выговор, строгий выговор, увольнение в) замечание, выговор, увольнение г) штраф, увольнение, лишение свободы
16. Возмещение правонарушителем потерпевшей стороне имущественного и морального вреда, причиненного в результате нарушения экологических требований, является ответственностью: а) административно-правовой б) уголовной в) эколого-правовой г) гражданско-правовой
17. Незаконная рубка лесных насаждений является преступлением в случае, если причиненный ущерб превышает: а) 500 минимальных размеров оплаты труда б) пять тысяч рублей в) десять тысяч рублей г) пятьдесят тысяч рублей
18. Государственной собственностью являются: а) земли юридических лиц б) все земли в) земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований г) земли физических лиц
19. Могут ли отчуждаться участки недр: а) могут б) могут в установленных законом случаях в) могут в случаях, предусмотренных международными договорами г) нет, не могут
20. Участки недр предоставляются в пользование в виде: а) горного отвода б) геологического отвода в) геологического или геофизического отвода г) горного или геологического отвода
21. Не требуется лицензия на право пользования недрами при осуществлении: а) геологических работ по исследованию вулканической деятельности б) строительства подземных сооружений в) при добыче подземных ископаемых
22. Животный мир в пределах территории России является: а) частной собственностью б) собственностью государства в) муниципальной собственностью г) иной собственностью
23. Юридическое понятие «воды» не включает: а) ледники и снежники б) подземные воды в) водопроводную воду г) воды, находящиеся в поверхностных водотоках
24. В частной собственности могут находиться: а) ручьи б) пруды в) озера г) болота
25. Территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, являются: а) водоохранными зонами б) побережьями в) санитарными зонами г) зелеными зонами
26. В соответствии с законодательством атмосферным воздухом является: а) воздух, находящийся в компрессорах, баллонах б) естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых, производственных и иных помещений в) естественная смесь газов атмосферы, находящаяся в жилых, производственных помещениях и за их пределами г) естественная смесь газов атмосферы
27. Особо охраняемые природные территории могут быть: а) только федерального значения б) регионального и местного значения в) федерального, регионального и местного значения г) федерального и регионального значения
28. Какие из названных особо охраняемых природных территорий не могут находиться в ведении субъектов Российской Федерации: а) дендрологические парки б) государственные заказники в) государственные заповедники г) ботанические сады
29. Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении: а) исключительно субъектов Российской Федерации, к территории которых прилегает континентальный шельф б) исключительно Российской Федерации в) совместном Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации г) совместном соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления
30. Какие из перечисленных ниже разрешительных документов не связаны с пользованием животным миром: а) ордер б) долгосрочная лицензия в) разовая лицензия г) распорядительная лицензия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|