Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Блок приема, переработки и хранения информации




2. Блок приема, переработки и хранения информации

. обработка кинестетической информации, праксис позы пальцев рук, оральный праксис;

. обработка слуховой информации, ритмы, понимание слов, похожих по звучанию, по значению, слуховая вербальная память;

. обработка полимодальной информации, пробы Хэда, конструктивный праксис, зрительно-пространствен­ная память, понимание предложений, письмо.

3. Блок регуляции тонуса

Его состояние оценивалось во время предъявления всех проб батареи, при этом принимаются во внимание колебания внимания, истощение, микро- и макрография.

Все эти пробы направлены на исследование динамического праксиса, реципрокной координации движений, выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, меж­анализаторных связей: слухомоторных, слухозрительных координации.

Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движе­ния испытуемых. Критериями оценки являются: общая под-нижность, устойчивость — неустойчивость походки, коор­динация движений, скорость, плавность, переключаемость, ритмичность. Тесты на выполнение предметных действий выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная словесная инструкция и демонстрируется нужное положение или действия рук.

Праксис позы, кисти руки — исследование направлено на изучение кинестетических ощущений, участвующих в дви­жениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис — исследуется динамическая ор­ганизация движений, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.


Глава 5

Это составляющая движения обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария головного мозга. Динами­ческую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы головного мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон головного мозга используется тест на реципрокную коор­динацию движений.

Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушенности) про­странственной и соматопространственной организации пред­метных действий, выполнение их в пространстве. Эта состав­ляющая двигательного акта обеспечивается работой темен­ных и теменнозатылочных зон коры головного мозга и сов­местной деятельностью пространственного, вестибулярного анализаторов. Исследование сохранности этого вида пракси-са является очень важным, так как сохранность третичной зоны ТРО необходима для формирования и реализации цело­го ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — изучение направлено на ис­следование сформированности пространственного воспри­ятия и оптико-пространственных действий.

Оральный праксис — изучение направлено на исследование сформированности движений артикуляционного аппарата.

Символический праксис — исследуется непроизвольный семантический уровень действий и действий ритуальных. А также исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляет собой движения по типу реакции выбора по речевой инструк­ции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высо­ких уровней организации произвольных действий, регулиру­ющей роли речи в двигательной системе.

5. 2. 1. Исследование динамического праксиса

а) смена 3-х положений кисти. Испытуемому предлага­ется последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выпол­няется правой и левой руками;


_____ Методики обследования детей и подростков с дизартрией____________________

б) исследование реципрокной координации. Испытуемо­му предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кис­тей, расправляя одну и сжимая другую руку.

5. 2. 2. Исследование пространственного праксиса

Данное обследование включает в себя пробы Хэда:

а) одноручные:

-кисть руки к подбородку, пальцами касаясь его; -кисть руки к подбородку, пальцами наружу.

б) двуручные:

-кисть руки накладывается тыльной стороной на тыль­ную сторону руки;

- к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки. Поочередная смена рук.

5. 2. 3. Исследование конструктивного праксиса

Осуществляется с помощью тестов на исследование про­странственного гнозиса, восприятия пространства:

-копирование фигур, в том же пространственном рас­положении;

-копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных.

5. 2. 4. Исследование праксиса позы руки

Обследуемый должен запомнить серии поз пальцев руки в отсутствии зрительного контроля с последующим воспроиз­ведением каждой позы противоположной рукой:

а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке:
вытянуты 2 и 3 пальцы, остальные сжаты; 1 и 2 паль­
цы в кольце, а 3, 4, 5 пальцы вытянуты; 1, 3, 4 пальцы
в кольце, вытянуты 2 и 5 пальцы;

б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке:
1, 2 пальцы в кольце, остальные вытянуты; 2 и 5 паль­
цы вытянуты, остальные сжаты; 3, 4, 5 пальцы вытяну­
ты; 2, 3 пальцы вытянуты — 1, 4 в кольце;

в) перенос позы с правой руки на левую руку;

г) перенос позы с левой руки на правую руку.


Глава 5

Перед обследуемым ставятся две задачи. Первая состо­ит в запоминании и воспроизведении положений пальцев руки, в которое их ставит обследующий. Вторая задача пос­ле выполнения первой заключается в воспроизведении той же позы «по памяти» на другой руке. Набор включает в себя пять положений пальцев руки: 2 и 3 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони; пальцы выпрямле­ны, 1 и 2 соединены в кольцо; 3, 4, 5 пальцы выпрямлены 1 и 2 прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 4 в коль­цо; 2 и 5 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони. Тестирование проводится в отсутствии зрительно­го контроля. Экспериментатор ставит пальцы испытуемого в заданное положение, затем расправляет их и просит повто­рить положение пальцев той же рукой. После воспроизведе­ния позы пальцы распрямляют и просят выполнить задание противоположной рукой.

Субтест №1 состоит в запоминании положений пальцев на правой руке с переносом на левую руку.

Субтест № 2 включает в себя запоминание позы, установ­ленной на левой руке и ее перенос на правую руку.

Фиксируется количество правильно воспроизведенных поз каждой рукой в условиях «прямого» припоминания и при пе­реносе на другую руку. Протоколируется ошибочное припо­минание.

5. 2. 5. Исследование психомоторного профиля

Исследование построено на основе тестирования из 16 проб.

1. Выявление признаков скрытого левшества построено на основе 4 проб:

Проба № 1. Определение ведущего глаза. Для этого исполь­зуется проба «дырочка в карте».

Проба № 2. Определение ведущего уха. Для этого исполь­зуется проба «разговор но телефону».

Проба № 3. Определение ведущего пальца при переплете­нии пальцев кистей рук.

Проба № 4. Определение ведущей руки при перекресте рук на груди.

При анализе результатов проб на скрытое левшеетво учи­тывается только преобладание левого или правого глаза, уха, пальца, руки.


_____ Методики обследования детей и подростков с дизартрией____________________

2. Определение ведущей руки.

Для решения данной задачи используется сенсибилизи­рованный опросник для детей, разработанный НИИ гигие­ны детей и подростков, известный под названием теста Ан-нет — Чуприкова, состоящего из 12 проб (А. П. Чуприков, I 987) (текст Опросника Аннет — Чуприкова).

Обработка данного теста проводится в баллах. Каждый ответ «только правой» оценивается в 2 балла; ответ «чаще правой» оценивается в 1 балл; ответ «только левой» оцени­вается в 2 балла; ответ «чаще левой» оценивается в 1 балл; ответ «левой рукой» оценивается в 0 баллов. Все баллы ал­гебраически суммируются и коэффициент латерального предпочтения вычисляется по формуле: КЛП = (П — Л)/ < П + Л)х100.

В связи с принятой оценкой теста (Аннет — Чуприков, 1987) показатели + 24 до + 17 оцениваются как «выраженная цраворукость»; показатели + 16 до + 9 оцениваются как «сла­бая праворукость»; показатели + 8 до — 8 оцениваются как амбидекстрия; показатели от — 9 до — 16 оцениваются как «слабая леворукость»; показатели от — 17 до — 24 оценива­ются как «выраженная леворукость». При проведении проб каждый обследуемый в обязательном порядке демонстрирует выполняемое действие.

3. Изучение типов латерального профиля. Для решения; > той задачи используются материалы исследования ведущей руки и проб на выявление признаков скрытого левшества, на основании которых составлялся индивидуальный латераль­ный профиль каждого обследуемого. Он определяется по ве­дущей руке, ведущему глазу, ведущему уху.

5. 2. 6. Изучение чувства ритма

Основой исследования ритмического чувства (межанали­заторных связей) является методика А. Р. Лурия для нейро-психологического изучения слухомоторных координации и методика Л. Белмонт, X. Бирч для изучения слухозритель-ных связей (по В. И. Насоновой, 1979).

Эта методика относится к ряду тестов, направленных на изучение процессов перекрестно-модального кодирования, т. е. соотнесения одной модальности с однозначной информа­цией другой модальности.


 




Глава 5

Построенная таким образом методика позволяет исследо­вать взаимосвязи между протяженным во времени структур­ным набором звуковых стимулов и пространственно распре­деленным набором графических стимулов (взаимодействие сукцессивного и симультанного вида синтезов).

Обследование состоит из 6 образцов комплексов, состоя­щих из 2—9 сигналов, объединенных в «пачки», предъяв­лявшихся в порядке сложности. Обследование включает предварительное обучение с объяснением задания, затем следует основное задание, сопровождающееся таким же объ­яснением.

Задание № 1. Исследование взаимосвязи слуховой и мо­торной функциональных систем. Испытуемый прослушива­ет ритмическую структуру, перкуссивные удары, которые дает экспериментатор карандашом по столу, при этом рука экспериментатора экранизируется. После прослушивания ритмической структуры испытуемому предлагается повто­рить такой же ритм самостоятельно. Предварительное обу­чение на 3-х тренировочных образцах:

а)//; б)//; в)///.

Основное задание: рука исследователя экранизируется.

а) // /; б) / // /; в) /// /; г) /////; д) / /// /// /; е) // / // /.

Оценка в баллах: каждая ошибка любой «пачки» основно­го задания оценивается 1 баллом.

Задание Л? 2. Исследование влияния функциональной на­грузки на характер и качество установления слухо — мотор­ных связей. В этом задании ритмические структуры остаются те же, что и в первом задании. Изменяется темп подачи рит­мической структуры. Ритмическая структура предъявляется в течение 1, 5 с. (такой темп рекомендует А. Р. Лурия). Время подачи измеряется секундомером.

Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах:

а)//; б)//; в)///.

Основное задание:

а)///; б)////; в)////; г)/////;

Задание № 3. Исследование взаимодействия зрительной и моторной функции. Обследуемый должен воспроизвести рит­мическую структуру по зрительному (графическому) образцу. На карточке предъявляется графическая схема ритмической структуры. Обследуемый должен простучать так, как изобра­жено на карточке, т. е. сколько раз, сколько точек изображе-


Методики обследования детей и подростков с дизартрией

по, и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом. Понимание инструкции, как и прежде, проверяется па трех тренировочных образцах. Задание сопровождается объяснением: « Посмотрите внимательно на карточку с запи­сью ритмической структуры и постучи столько раз, сколько точек изображено и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом».

Задания предварительного обучения:

а).. . . ; б). . . ; в). . .

Основное задание:

а). . . . ; б)......... ; в). . . . ; г)........... ; д)........... ; е)..............

Задание № 4. Исследование моторного воспроизведения па основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагается прослушать ритмическую структуру с одновременным вве­дением графической схемы этой ритмической структуры. Время экспозиции произвольно увеличивается до получения от испытуемого двигательного ответа, т. е. воспроизведение ритмической структуры проходит на основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графическую схе­му и не лимитируется временем.

Предварительное обучение сопровождается объяснени­ем: «Послушай ритм, постарайся запомнить его, в помощь тебе будет дана карточка с графической схемой данного ритма, т. е. каждый удар ритма на карточке изображен точкой»:

а)///...; б)////....; в)////....

Основное задание:

а) //////........... ; б) / ///.... ; в) /// //.......... ; г) ////....

АМ IIII...... ; е) /// / //.......

Задание № 5. Исследование влияния функциональной на­грузки на характер и качество моторного воспроизведения на основе слуховых следов звукового образца и со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагает­ся ритмическая структура (того же состава, что и в задании № 3), во время подачи которой демонстрировалась карточка с ее графическим точечным изображением. По окончании де­монстрации звукового образца убиралась и его графическая схема. Таким образом, время экспозиции графической схемы лимитировано временем, необходимым для подачи звуково­го сигнала (1, 5). Обследуемый должен воспроизвести ритми­ческую структуру на основе слуховых и зрительных следов,


 




Глава 5

ограниченных во времени. Время экспозиции фиксировалось с помощью секундомера.

Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах сопровождается объяснением: «Сейчас я буду отстукивать ритм и одновременно с ним будет показана карточка, на ко­торой будет изображена точками ритмическая структура, т. е. каждая точка на карточке будет соответствовать удару моего карандаша. Ты должен послушать ритм, запомнить его, а по­том повторить такой же ритм самостоятельно. Постарайся за­помнить это за короткое время».

а)///...; б)////....; в) ////....

Основное задание сопровождается таким же объяснением:

а) /// ///........ ; б) / Щ. ... ■ в) /// //.........

г) ////....; д) / / ///....... ; е) /// / //.........

Задание № 6. Исследование взаимосвязи слуховой, зри­тельной и двигательной функциональной систем. Выполне­ние задания основано на осуществлении процессов перекоди­рования слуховой информации в однозначную двигательную информацию под контролем зрения и демонстрирует двига-тельно-слухозрительные межсенсорные связи.

Предварительное обучение сопровождалось объяснением: «Послушай ритм и запиши точками графическую схему это­го ритма».

а) /// /; б) / /// /; в) Ш И /.

Основное задание сопровождалось таким же объяснением:

а) / /// // (запись ритмической структуры делалась в карте
обследования);

б) //////; в) //////; г) /// // /; д) / /// /// /; е) II Ш Ш /.
Отмечаются: ошибки, сбои, отставания при выполнении

двигательных проб, проявляющиеся в левой руке, правой руке, в обоих руках; импульсивность; пространственные ошибки при выкладывании геометрических фигур, или при их срисовывании (особенно в ситуации мыслительного пере­ворачивания): координаторные, структурно-топологические, метрические, фрагментарные; нарушение воспроизведения порядка элементов в серии движений; упрощение двигатель­ной программы; поэлементное выполнение двигательной программы (дезавтоматизация); изменение структуры двига­тельной серии (увеличение числа элементов); преждевремен­ные реакции, возникающие без условного сигнала; элемен­тарные персеверации при удержании двигательной програм­мы: мануальные, оральные; системные персеверации (персе-


___________ Методики обследования детей и подростков с дизартрией____________________

верации способа действия); персеверации двигательной про­граммы; замена двигательной программы упроченным сте-риотипом из прошлого опыта; распад сложных двигательных навыков (письмо); нарушение речевой регуляции движений и действий; адинамии; трудности тонкой дифференциации движений пальцев руки; нарушение символических дейс­твий и движений: мануальных, оральных; трудности вхож­дения задания, истощаемость; игнорирование в двуручных пробах: левой руки, правой руки; синкинезии, стереотипии с насильственным компонентом; алиированное выполнение реципрокной координации, поочередное выполнение реци-прокной координации; трудности воспроизведения различ­ных поз руки в заданной плоскости, которые компенсируют­ся при зрительном контроле; пространственные трудности при копировании мануальных поз по наглядно воспринима­емому образу (особенно в ситуации мысленного переворачи­вания).

5. 3. Психологическая диагностика

С целью психологической диагностики дошкольников и младших школьников используются психологические и па­топсихологические методы исследования: опросник для оп­ределения черт темперамента А. Томаса и С. Чесе (1996), тест выявления тревожности М. С. Мерлина (1986), теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзен-ка, анализ анамнестических данных и наблюдение по про­грамме изучения индивидуально-типологических особеннос­тей детей Л. И. У майского.

Для изучения перцептивной, интерактивной и коммуни­кативной стороны общения используются следующие мето­дики: социометрия, проективные методики-рисунки «Мои родители », « Мои воспитатели », « Мой учитель ».

Для психологической диагностики подростков использу­ются социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубин-штейн, позволяющий исследовать самооценку личности, ме­тодика уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, кон­тент-анализ сочинений и их родителей (по В. В. Столину), па-тохарактерологический опросник ПДО (А. Е. Личко, 1978).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...