Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией
I Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией оказались успешными. Однако, у девочки оставался смазанный характер речевого потока, ускоренный темп речи и специфические характерологические изменения соответствующие истерическому пси-хотипу. В школе выявились затруднения формирования навыков письма: трудности формирования графомоторных навыков. Задания по письму выполняет неохотно, быстро утомляется, пишет неряшливо, выписывая отдельно каждый элемент буквы. Читать начала Настя еще до школы, но читать не любит. По остальным предметам учится хорошо. В классе часто ссорится со сверстниками, обвиняя их в умышленных действиях против нее. Любит лидировать, требует от матери нарядных платьев, фантазирует на тему своих успехов («лучше всех рисую», «лучше всех играю на пианино», «самая красивая»). Эпилептоидный психотип. С самого раннего детства такие дети характеризуются как упрямые, неуправляемые, агрессивные. В старшем возрасте отличаются мелочной и постоянной критикой высказываний и действий родителей и учителей, язвительной радостью при неудачах сверстников. В подростковом возрасте они недоброжелательны, недоверчивы с оттенком угрюмой раздражительности. Сверстники не любят их за болезненное честолюбие, жадность, ограниченность интересов. Строят взаимоотношения со сверстниками на личной зависимости, интриге. Легко возникающие гнев и ярость, быстро сменяются слезами, жалобами, причитаниями. Подобные переживания приводят к конфликтам, дракам, нарушению закона. Трудности в обучении проявляются дефицитарностыо звуковой дифференцировки, изолированными трудностями звукоразличения и, как следствие, снижением смыслового понимания; зачастую не могут объяснить переносный смысл сказанного. Для этих детей и подростков, чаще всего, чуждо смешное, им характерно отсутствие чувства юмора.
Письменная речь нарушается в большей степени. При чтении выявляются литеральные парафазии, затруднения в постановке ударения в слове. Чтение плохо интонировано, что объясняет затруднения понимания прочитанного. Однако чтение остается у подростков эпилептоидного психотипа личности наиболее сохранной речевой функцией. Они чаще всего избирают чтение как любимое занятие, так как эти дети и подростки любят читать сюжеты книг с жестокостью и агрессивностью и смотреть остросюжетные боевики и фильмы «ужасов». Глава 4 У таких детей отмечались нарушения фонематического восприятия и связанные с этим ошибки письма и письменной речи. У всех детей затруднено формирование графомоторных навыков. Наблюдение 10. Саша Б. 16 лет. Из неполной семьи. В анамнезе: алкоголизм отца, затяжные роды, рождение в асфиксии, частые простудные заболевания до 1 года. Наблюдается у невропатолога: латентная гидроцефалия. Ежегодно проводится лечение по назначению врача: медикаментозное, физиотерапевтическое, оздоравливающие мероприятия. В раннем детстве отмечалось отставание двигательных навыков: ходить начал после года, всегда был неловким, плохо бегал, не умел рисовать. Речь развивалась также с задержкой: первые слова к 1, 5 годам, фраза — после 3 лет. Рос очень шумным, беспокойным, суетливым, подвижным, раздражительным, но быстро истощаемым ребенком. Вспышки раздражения, иногда гневливости, приставу-чести (айкаричности) достаточно быстро истощались. Именно из-за быстрой истощаемости обидчивость, болезненная впечатлительность легко завершались слезливостью и конфликтностью. Ребенку трудно было найти общий язык со сверстниками, играть в общие игры, адекватно решать проблему «свое—чужое*. Всегда был плохой аппетит, беспокойный сон. Мальчик отставал в физическом развитии. Внимание рассеянное, неустойчивое, память снижена. Почти до 6 лет затруднялся сам одеваться, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы. Все навыки самообслуживания сопровождались хныканьем, нежеланием доводить начатое до конца, в чем, со стороны ребенка, всегда обвинялись взрослые.
Речь характеризовалась невнятностью, смазанностью, дефектное звукопроизношение (увулярное «р», межзубное произношение свистящих звуков). Перед школой 2 года занимался у логопеда. Отмечена резистентность к логопедической коррекции: поставленные изолированные звуки не входили в самостоятельную речь, в речевом потоке оставалось дефектное произношение свистящих звуков, нарушение просодической стороны речи (интонированности, ритма, темпа, логического ударения). Физическое состояние на момент обследования: астенического телосложения, слегка увеличенными размерами черепа, бледным лицом. Выглядит соответственно возрасту. Неврологическая минимальная симптоматика проявлялась в сглаженности носогубных складок, треморе языка, расстройствах моторики мышц лица, артикуляторных органов, мелкой моторики пальцев рук, общие движения выявляют неловкость, некоординиро-ванность. Имеются трудности восприятия и воспроизведения ритми- Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией чгских структур, переключения с одного движения на другое, с трудом сохраняет заданный ритм движений. При выполнении координаторных проб обнаруживаются кинесте-тпческая и динамическая диспраксия. Трудности формирования навыков письма и чтения. Медленное Ш. 1 писывание отдельных элементов букв, отдельных букв, слов, предложений не вызывает затруднений, а усложнение письменных заданий и возрастающими требования к письму (скорописи, сокращении времени выполнения задания) выявляют функциональную несостоятельность. Обнаруживается большое количество разнообразных ошибок, но главным образом, ошибки диспраксического характера. Кинестетическая и динамическая диспраксия, нарушение ритмической организации движений. Саша не успевает за работой класса. С, 3 класса Саша был переведен на индивидуальный план обучения. В тетрадях у Саши полный «хаос»: неряшливый почерк, исправления до нечитаемости, недописывания элементов букв, буквы разной иысоты, ширины и разного наклона.
После 11 лет стала нарастать инертность и вязкость мышления и поведения. Появились определенные правила в расположении на столе тетрадий и книг, одежды в шкафу. Раздражался, когда его вещи перекладывали на другое место. Появилась взрывчатость. Грубил, кричал на родителей и бабушку, мог толкнуть и даже больно ударить. Такими же чертами характеризовалось его поведение в классе. Во дворе со сверстниками не дружил, дети его боялись. Наблюдение 11. Андрей 3. 14 лет. С детского возраста непоседлив, гиперактивен. Учится в 9 классе вместе с сестрой близнецом. Обучение дается с трудом, преобладающая оценка — тройка. Особенно тяжело даются точные науки. Читать не любит. В изложениях и сочинениях масса ошибок, почерк неряшливый, присутствует элемент украшения письменных работ, причудливые обводки заголовков, выделение различными цветами ручек определенных слов в тексте, не связанных с требованиями учителя. Речь быстрая, смазанная, звукопроизношение дефектное — призубный сиг-матизм свистящих звуков. Классный руководитель характеризует Андрея как любопытного, имеющего разносторонние интересы, вместе с тем очень упрямого, взрывчатого, мстительного. Мальчик любит рисовать, где стереотипно повторяется военный сюжет с одинаковыми предметами и участниками. В себе не уверен. Ощущается потребность в ласке, заботе. В 6 классе был замечен в воровстве. Украл у дедушки 600 рублей, купил на эти деньги игрушек, жевательной резинки и раздал все купленное детям в классе. В 7 классе — воровство в квартире товарища. Украл золотое кольцо и продал его. Стал собирать, копить деньги, чтобы быть независимым. В этом лее классе начал прогуливать уро- Глава 4
ки, хуже учиться, замечен в курении сигарет, ругается нецензурной бранью, стремится психологически подавлять сверстников, подчинять их себе. Сопротивляющимся угрожает, припугивает, на высоте спора, конфликта появляются неврозоподобные тики на лице, что пугает окружающих. В 8 классе, задумав отомстить, разогрел на сухом топливе металлическую пуговицу на куртке и приложил эту раскаленную пуговицу к шее своего лучшего друга, оставив тем самым клеймо на всю жизнь. Свой поступок объяснил тем, что «надо бить своих, чтобы чужие боялись». Когда родители потерпевшего попытались его приструнить, у Андрея вновь появились тики на лице, он покраснел и, зажав в руке железную линейку, «заикаясь», подкатывая глаза, сказал, что он за себя не отвечает. Родители и учитель ретировались. После этого эпизода он совершенно спокойно обратился к окружающим одноклассникам с «нравоучительной речью», смысл которой сводился к тому, чтобы они на родителей не надеялись, а «лучше держались его», так как он один может «и защитить, и наказать». Его друг после этого случая перестал с ним конкурировать за пальму лидерства в классе. Андрей же в случае необходимости, когда возникала угроза неповиновения или «бунта отличников», лениво, но угрожающим тоном требовал показать всем клеймо на шее. После этого заявлял, что отличники не успеют добежать до родителей, а «клеймо на лбу каждого будет дымиться». В 9 классе на празднике в парке в нетрезвом виде воровал бутылки со столов в кафе, допивал спиртное и напитки, доедал остатки пищи, буянил, угрожая сожжением кафе. Ушел только после того, как заведующий кафе «подарил» ему бутылку пива. В этом же классе участвовал в разбойном нападении на прохожую девушку — вырвал сумочку из рук. Попал в милицию, но денег не возвратил, сославшись, что у него самого их украли. После появления в школе нового классного руководителя, который организовал секцию рукопашного боя, вовлек в нее многих одноклассников, последние стали вести себя «нагло и не подчиняться». Андрей, выпив пива, решил «поговорить» с учителем, но последний, отличаясь сдержанностью и физической силой, дал несколько оплеух и предложил заниматься в секции. Андрей после этого всем сверстникам объявлял трижды, что после педагогических мер «новоявленного Макаренко» он сбросится с 9 этажа и тогда «посмотрим, куда его денут». Наблюдение 12. Ирина С. 14 лет. Мама — воспитатель детского сада, много внимания уделяла девочке. В анамнезе родовая травма, частые простудные заболевания. Развивалась с небольшими отклонениями от нормы, сидеть начала в 7 месяцев, ходить — в 1, 3 год, первые слова появились к 1, 5 годам. Всегда отличалась двигательной расторможенностью, крикливостью, капризностью, упрямством, эпизодами угрюмого и мрачного настрое-
Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией пия. Отмечались симптомы регрессивных психических расстройств — долго не формировались навыки опрятности — энурез до 8 лет. В дошкольном возрасте девочка проявляла непослушание, деспотичность по отношению к матери, к сверстникам. Ученье давалось с трудом, мышление характеризовалось конкретностью, речь невнятностью, маловыразительностью, с искаженным произношением звуков свистящих и шипящих (межзубные и боковые варианты произношения), письмо и чтение формировалось с трудностями (дисграфия, дислексия). Скудный запас слов, аграмматизмы в спонтанной речи, дальнейшие трудности овладения письменной речью, низкие оценки по исем предметам, особенно по русскому языку (за самостоятельные письменные работы — изложения, сочинения). Внешность девочки: выглядит акселерированной (высокого роста, черты маскулинности, диспластичное телосложение), своеобразная форма черепа, грубые черты лица. При обследовании моторики мышц лица, артикуляционной, общей и пальцев рук выявлялась минимальная не-нрологическая симптоматика: асимметричность носогубных складок, спастичность кончика языка, диспраксические явления в пальцевых пробах, неловкость общих движений при выполнении физических упражнений на уроках физкультуры, музыкальных занятиях. Девочка ничем не интересовалась, мама старалась приобщить ее к общенациональной культуре, нанимала педагогов-музыкантов, которые давали уроки на дому (девочка отказалась ходить на уроки музыки в музыкальную школу), с дошкольного возраста девочку старались приобщить к спорту, но все это только вызывало со стороны ребенка негативные реакции, нежелание учиться, которое сама Ира объясняла страхом получить плохую отметку или боязнью строгих претензий учителей. Все беседы мамы с дочкой заканчивались вспышками гнева со стороны дочки, далее следовали семейные конфликты, уходы из школы, бродяжничество, ранняя алкоголизация, начало половой жизни с 13 лет. По несколько дней ночевала якобы «у подруг». В ответ на требования следовать неким семейным и общественным традициям отвечала циничными упреками в адрес матери и обвинениями в неправильном воспитании, в отсутствии учета ее индивидуальных психологических особенностей, что звучало как дополнительная издевка по отношению родителей. «Вы ничего со мной не сделаете, живу как хочу и с кем хочу, пью, что хочу, а ночую — где придется». Эйфорическое настроение легко меняется на мрачный оттенок с отчетливыми признаками дисфории, приставучестью и конфликтностью. Циклоидный психотип. Для таких детей характерно меняющееся психическое состояние. У них наблюдаются периоды гипертимного настроения, когда они общительны, любят
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|