Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией




I


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

оказались успешными. Однако, у девочки оставался смазанный ха­рактер речевого потока, ускоренный темп речи и специфические ха­рактерологические изменения соответствующие истерическому пси-хотипу.

В школе выявились затруднения формирования навыков письма: трудности формирования графомоторных навыков. Задания по пись­му выполняет неохотно, быстро утомляется, пишет неряшливо, вы­писывая отдельно каждый элемент буквы. Читать начала Настя еще до школы, но читать не любит. По остальным предметам учится хо­рошо. В классе часто ссорится со сверстниками, обвиняя их в умыш­ленных действиях против нее. Любит лидировать, требует от матери нарядных платьев, фантазирует на тему своих успехов («лучше всех рисую», «лучше всех играю на пианино», «самая красивая»).

Эпилептоидный психотип. С самого раннего детства та­кие дети характеризуются как упрямые, неуправляемые, агрессивные. В старшем возрасте отличаются мелочной и постоянной критикой высказываний и действий родителей и учителей, язвительной радостью при неудачах сверстников. В подростковом возрасте они недоброжелательны, недовер­чивы с оттенком угрюмой раздражительности. Сверстники не любят их за болезненное честолюбие, жадность, ограничен­ность интересов. Строят взаимоотношения со сверстниками на личной зависимости, интриге. Легко возникающие гнев и ярость, быстро сменяются слезами, жалобами, причитания­ми. Подобные переживания приводят к конфликтам, дракам, нарушению закона.

Трудности в обучении проявляются дефицитарностыо звуковой дифференцировки, изолированными трудностями звукоразличения и, как следствие, снижением смыслового понимания; зачастую не могут объяснить переносный смысл сказанного. Для этих детей и подростков, чаще всего, чуждо смешное, им характерно отсутствие чувства юмора.

Письменная речь нарушается в большей степени. При чтении выявляются литеральные парафазии, затруднения в постановке ударения в слове. Чтение плохо интонировано, что объясняет затруднения понимания прочитанного. Одна­ко чтение остается у подростков эпилептоидного психотипа личности наиболее сохранной речевой функцией. Они чаще всего избирают чтение как любимое занятие, так как эти дети и подростки любят читать сюжеты книг с жестокостью и аг­рессивностью и смотреть остросюжетные боевики и фильмы «ужасов».


Глава 4

У таких детей отмечались нарушения фонематического восприятия и связанные с этим ошибки письма и письменной речи. У всех детей затруднено формирование графомоторных навыков.

Наблюдение 10. Саша Б. 16 лет.

Из неполной семьи. В анамнезе: алкоголизм отца, затяжные роды, рождение в асфиксии, частые простудные заболевания до 1 года. На­блюдается у невропатолога: латентная гидроцефалия. Ежегодно про­водится лечение по назначению врача: медикаментозное, физиотера­певтическое, оздоравливающие мероприятия.

В раннем детстве отмечалось отставание двигательных навы­ков: ходить начал после года, всегда был неловким, плохо бегал, не умел рисовать. Речь развивалась также с задержкой: первые слова к 1, 5 годам, фраза — после 3 лет. Рос очень шумным, беспокойным, суетливым, подвижным, раздражительным, но быстро истощаемым ребенком. Вспышки раздражения, иногда гневливости, приставу-чести (айкаричности) достаточно быстро истощались. Именно из-за быстрой истощаемости обидчивость, болезненная впечатлительность легко завершались слезливостью и конфликтностью. Ребенку трудно было найти общий язык со сверстниками, играть в общие игры, адек­ватно решать проблему «свое—чужое*. Всегда был плохой аппетит, беспокойный сон. Мальчик отставал в физическом развитии. Внима­ние рассеянное, неустойчивое, память снижена. Почти до 6 лет за­труднялся сам одеваться, зашнуровывать ботинки, застегивать пу­говицы. Все навыки самообслуживания сопровождались хныканьем, нежеланием доводить начатое до конца, в чем, со стороны ребенка, всегда обвинялись взрослые.

Речь характеризовалась невнятностью, смазанностью, дефектное звукопроизношение (увулярное «р», межзубное произношение свис­тящих звуков). Перед школой 2 года занимался у логопеда. Отмечена резистентность к логопедической коррекции: поставленные изолиро­ванные звуки не входили в самостоятельную речь, в речевом потоке оставалось дефектное произношение свистящих звуков, нарушение просодической стороны речи (интонированности, ритма, темпа, ло­гического ударения).

Физическое состояние на момент обследования: астенического те­лосложения, слегка увеличенными размерами черепа, бледным ли­цом. Выглядит соответственно возрасту.

Неврологическая минимальная симптоматика проявлялась в сглаженности носогубных складок, треморе языка, расстройствах моторики мышц лица, артикуляторных органов, мелкой моторики пальцев рук, общие движения выявляют неловкость, некоординиро-ванность. Имеются трудности восприятия и воспроизведения ритми-


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

чгских структур, переключения с одного движения на другое, с тру­дом сохраняет заданный ритм движений.

При выполнении координаторных проб обнаруживаются кинесте-тпческая и динамическая диспраксия.

Трудности формирования навыков письма и чтения. Медленное Ш. 1 писывание отдельных элементов букв, отдельных букв, слов, пред­ложений не вызывает затруднений, а усложнение письменных зада­ний и возрастающими требования к письму (скорописи, сокращении времени выполнения задания) выявляют функциональную несосто­ятельность. Обнаруживается большое количество разнообразных ошибок, но главным образом, ошибки диспраксического характера. Кинестетическая и динамическая диспраксия, нарушение ритми­ческой организации движений. Саша не успевает за работой класса. С, 3 класса Саша был переведен на индивидуальный план обучения. В тетрадях у Саши полный «хаос»: неряшливый почерк, исправле­ния до нечитаемости, недописывания элементов букв, буквы разной иысоты, ширины и разного наклона.

После 11 лет стала нарастать инертность и вязкость мышления и поведения. Появились определенные правила в расположении на сто­ле тетрадий и книг, одежды в шкафу. Раздражался, когда его вещи перекладывали на другое место. Появилась взрывчатость. Грубил, кричал на родителей и бабушку, мог толкнуть и даже больно уда­рить. Такими же чертами характеризовалось его поведение в классе. Во дворе со сверстниками не дружил, дети его боялись.

Наблюдение 11. Андрей 3. 14 лет.

С детского возраста непоседлив, гиперактивен. Учится в 9 классе вместе с сестрой близнецом. Обучение дается с трудом, преобладаю­щая оценка — тройка. Особенно тяжело даются точные науки. Читать не любит. В изложениях и сочинениях масса ошибок, почерк неряш­ливый, присутствует элемент украшения письменных работ, причуд­ливые обводки заголовков, выделение различными цветами ручек оп­ределенных слов в тексте, не связанных с требованиями учителя. Речь быстрая, смазанная, звукопроизношение дефектное — призубный сиг-матизм свистящих звуков.

Классный руководитель характеризует Андрея как любопытного, имеющего разносторонние интересы, вместе с тем очень упрямого, взрывчатого, мстительного. Мальчик любит рисовать, где стереотип­но повторяется военный сюжет с одинаковыми предметами и учас­тниками. В себе не уверен. Ощущается потребность в ласке, заботе. В 6 классе был замечен в воровстве. Украл у дедушки 600 рублей, ку­пил на эти деньги игрушек, жевательной резинки и раздал все куп­ленное детям в классе. В 7 классе — воровство в квартире товарища. Украл золотое кольцо и продал его. Стал собирать, копить деньги, чтобы быть независимым. В этом лее классе начал прогуливать уро-


Глава 4

ки, хуже учиться, замечен в курении сигарет, ругается нецензурной бранью, стремится психологически подавлять сверстников, подчи­нять их себе. Сопротивляющимся угрожает, припугивает, на высо­те спора, конфликта появляются неврозоподобные тики на лице, что пугает окружающих.

В 8 классе, задумав отомстить, разогрел на сухом топливе метал­лическую пуговицу на куртке и приложил эту раскаленную пуговицу к шее своего лучшего друга, оставив тем самым клеймо на всю жизнь. Свой поступок объяснил тем, что «надо бить своих, чтобы чужие бо­ялись». Когда родители потерпевшего попытались его приструнить, у Андрея вновь появились тики на лице, он покраснел и, зажав в руке железную линейку, «заикаясь», подкатывая глаза, сказал, что он за себя не отвечает. Родители и учитель ретировались. После этого эпи­зода он совершенно спокойно обратился к окружающим одноклассни­кам с «нравоучительной речью», смысл которой сводился к тому, что­бы они на родителей не надеялись, а «лучше держались его», так как он один может «и защитить, и наказать». Его друг после этого случая перестал с ним конкурировать за пальму лидерства в классе. Андрей же в случае необходимости, когда возникала угроза неповиновения или «бунта отличников», лениво, но угрожающим тоном требовал показать всем клеймо на шее. После этого заявлял, что отличники не успеют до­бежать до родителей, а «клеймо на лбу каждого будет дымиться».

В 9 классе на празднике в парке в нетрезвом виде воровал бутылки со столов в кафе, допивал спиртное и напитки, доедал остатки пищи, буянил, угрожая сожжением кафе. Ушел только после того, как за­ведующий кафе «подарил» ему бутылку пива. В этом же классе учас­твовал в разбойном нападении на прохожую девушку — вырвал су­мочку из рук. Попал в милицию, но денег не возвратил, сославшись, что у него самого их украли.

После появления в школе нового классного руководителя, который организовал секцию рукопашного боя, вовлек в нее многих одноклас­сников, последние стали вести себя «нагло и не подчиняться». Андрей, выпив пива, решил «поговорить» с учителем, но последний, отличаясь сдержанностью и физической силой, дал несколько оплеух и предло­жил заниматься в секции. Андрей после этого всем сверстникам объ­являл трижды, что после педагогических мер «новоявленного Мака­ренко» он сбросится с 9 этажа и тогда «посмотрим, куда его денут».

Наблюдение 12. Ирина С. 14 лет.

Мама — воспитатель детского сада, много внимания уделяла де­вочке. В анамнезе родовая травма, частые простудные заболевания. Развивалась с небольшими отклонениями от нормы, сидеть начала в 7 месяцев, ходить — в 1, 3 год, первые слова появились к 1, 5 годам. Всегда отличалась двигательной расторможенностью, крикливостью, капризностью, упрямством, эпизодами угрюмого и мрачного настрое-


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

пия. Отмечались симптомы регрессивных психических расстройств — долго не формировались навыки опрятности — энурез до 8 лет. В до­школьном возрасте девочка проявляла непослушание, деспотичность по отношению к матери, к сверстникам. Ученье давалось с трудом, мышление характеризовалось конкретностью, речь невнятностью, маловыразительностью, с искаженным произношением звуков свис­тящих и шипящих (межзубные и боковые варианты произношения), письмо и чтение формировалось с трудностями (дисграфия, дислек­сия). Скудный запас слов, аграмматизмы в спонтанной речи, даль­нейшие трудности овладения письменной речью, низкие оценки по исем предметам, особенно по русскому языку (за самостоятельные письменные работы — изложения, сочинения).

Внешность девочки: выглядит акселерированной (высокого роста, черты маскулинности, диспластичное телосложение), своеобразная фор­ма черепа, грубые черты лица. При обследовании моторики мышц лица, артикуляционной, общей и пальцев рук выявлялась минимальная не-нрологическая симптоматика: асимметричность носогубных складок, спастичность кончика языка, диспраксические явления в пальцевых пробах, неловкость общих движений при выполнении физических уп­ражнений на уроках физкультуры, музыкальных занятиях.

Девочка ничем не интересовалась, мама старалась приобщить ее к общенациональной культуре, нанимала педагогов-музыкантов, которые давали уроки на дому (девочка отказалась ходить на уро­ки музыки в музыкальную школу), с дошкольного возраста девоч­ку старались приобщить к спорту, но все это только вызывало со стороны ребенка негативные реакции, нежелание учиться, которое сама Ира объясняла страхом получить плохую отметку или боязнью строгих претензий учителей. Все беседы мамы с дочкой заканчива­лись вспышками гнева со стороны дочки, далее следовали семейные конфликты, уходы из школы, бродяжничество, ранняя алкоголи­зация, начало половой жизни с 13 лет. По несколько дней ночевала якобы «у подруг». В ответ на требования следовать неким семейным и общественным традициям отвечала циничными упреками в адрес матери и обвинениями в неправильном воспитании, в отсутствии учета ее индивидуальных психологических особенностей, что зву­чало как дополнительная издевка по отношению родителей. «Вы ничего со мной не сделаете, живу как хочу и с кем хочу, пью, что хочу, а ночую — где придется». Эйфорическое настроение легко ме­няется на мрачный оттенок с отчетливыми признаками дисфории, приставучестью и конфликтностью.

Циклоидный психотип. Для таких детей характерно ме­няющееся психическое состояние. У них наблюдаются пери­оды гипертимного настроения, когда они общительны, любят


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...