Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4 серия.Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» вверх за зубы. Счет 1,2,3.




4 серия. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» вверх за зубы. Счет 1, 2, 3.

5 серия. Кончиком языка дотронуться верхних резцов, затем — нижних резцов, отвести вправо, затем влево. Счет 1, 2, 3, 4.

Вторая программа коррекционной работы

Вторая программа — активная арттерапия — каллигра-фотерапия или тактированное письмо.

Одновременно с коррекционной работой по ритмизации общей моторики и тонкой моторики пальцев рук необходи­мо поэтапное введение тактированного письма с постепен­ной и пролонгированной автоматизацией каллиграфичес­ких навыков.


I


______ Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией_________________

7. 10. Активизация невербальных способов общения

Важнейшей особенностью коммуникации является ее осу­ществления с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. В связи с этим выделяют различные ее виды: акустическая, включа­ющая экстралингвистические (паузы, кашель, вдох, смех, плач) и просодические характеристики (темп, тембр, высота, громкость); оптические, состоящие из кинесики, включаю­щая выразительные движения (мимика, позирование, жес­ты, походка, контакт глазами) и физиогномику (строение лица и черепа, строение туловища); тактильно-кинестезичес-кие — такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, по­хлопывание); ольфакторные — запахи.

7. 11. Миогимнастика

Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мус­кулатуры с элементами мимической гимнастики. С целью развития мимических мышц необходимо выполнять диф­ференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают от­крывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, наду­вать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, «набирать» воздух под верхнюю губу, под ниж­нюю и т. д. При этом можно использовать игры «Обезьян­ки», «Зеркало».

Вначале все движения выполняются с опорой на образец (логопед показывает нужное выражение лица или нужное движение мимических мышц). Ребенок, подросток, взрос­лый повторяют, глядя на картинку, на которой изображено требуемое движение. Постепенно переходят к выполнению по словесной инструкции и без контроля зрения.

Наиболее дифференцированных движений мышц ли­цевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица: «удивление», «радость», «грусть» и т. п. ). Большой эмо­циональный интерес вызывает у детей и школьников при выполнении мимических поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но


Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной фор­мой. Например:

Наш сластена очень рад, Семь пирожных съел подряд.

или

Это каждому понятно

На цветы смотреть приятно.

Способствует созданию веселого, радостного выражения лица.

7. 12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (вос­приятия движений). Оно имеет большое значение для станов­ления познавательной деятельности ребенка, для формирова­ния у него высших психических функций, что является необ­ходимой предпосылкой для обучения в школе.

Зрительное восприятие у ребенка с дизартрией при цереб­ральном параличе может быть нарушено за счет ограничен­ного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п. Поэтому ребенку с дизартрией трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать и прослежи­вать его перемещение.

Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо пом­нить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в про­слеживании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребенком в поле его зрения располагают яркую игрушку, которую затем медленно перемещают по горизонтали, вер­тикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, пере­двигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъ­являть ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафиксировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу.

Для развития движений глаз при прослеживании исполь­зуется игра «Трудные виражи», в которой ребенок должен провести свою машину к дому по заданной (нарисованной) линии.


I


Затем задания усложняются. Предлагаются различные игры типа «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь персонажа.

У детей более старшего возраста с этой целью используют­ся игры с фишками, с попаданием в цель различных пред­метов, игра в настольный теннис. При трудностях обучения письму очень эффективна методика О. Б. Иншаковой (1995) «тесты для исследования выбора направления зрительно­го слежения», которую можно использовать не только для диагностики, но и развития слежения взором ряда предме­тов для детей дошкольного и младшего школьного возраста с постепенным переходом к слежению взором букв, слогов и слов с помощью аббака.

Поэтому с раннего возраста необходимо проводить упраж­нения по развитию плавных движений глазных яблок (плав­ное прослеживание предметов).

Исследования показали, что уже с первого года жизни ре­бенок способен отличать один цвет от другого. Однако уста­новление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. По «Программе воспитания в детском саду» в начале треть­его года жизни ребенок различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу ребенок должен различать и называть все основные цвета.

Упражнения в различении и назывании цветов надо про­водить систематически и в разнообразной форме. Особенно важными для ребенка с дизартрией являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрос­лый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов.


Глава 7

Ребенка учат на основе восприятия цвета производить ум­ственные операции — подобрать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку.

Кроме постоянных упражнений в быту, проводятся спе­циальные дидактические игры. Если ребенок совсем не знает цветов, то занятия начинаются с игр с цветными шариками. Цель занятий — научить различать цвета и понимать их на­звание.

Действия с предметами выполняются на первом занятии. Вначале дается лоток с 3—4 красными шариками. Взрослый просит ребенка покатать красный шарик, и он несколько раз его катает. Затем даются одни синие шарики.

На следующих занятиях даются и красные, и синие шари­ки. После этого задания усложняются, ребенок должен вы­брать и покатать красный или синий шарик. Игра повторяет­ся несколько раз, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

На следующем этапе формируют несложные операции на основе знаний цветов.

Для этого можно провести игры по подбору шариков (или других предметов) по цвету. Ребенку дается коробка с 8-10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем даются коробки неодинако­вого цвета, ребенку предлагают разложить в них шарики од­ного цвета.

Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, можно научить ребенка группировать предметы по цвету. Проводят такие упражнения, как «Выбери желтые листочки», «Отправь в гараж все синие машины», «Сложи синие кубики в одну машину, а желтые в другую», «Разложи цветы по вазам» и т. п.

Знакомство с формой и величиной начинается с упраж­нений сравнивания предметов: Игры с предметами «Кто си­дит на самом большом стуле? », «Кто сидит на самом малень­ком стульчике? », «Какого цвета большие чашки? », «Какого цвета маленькие чашки? » и т. п. Далее задания усложняют­ся «Сбор урожая»: собрать большие яблоки в одну коробку, средние — в другую, а маленькие — в третью коробку; «Что такой длины? Ширины? Высоты? » — загадки о мебели.

Затем переходят к знакомству с геометрическими фигу­рами: круг и многоугольник, треугольник-квадрат, прямо-


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

угольник. Упражнения: «Покажи все круги», «Почини теле­жку», «Покажи разные многоугольники в строительном ма­териале» и т. п. Затем усложняются упражнения: «Построим дом», «Выложи сам» из геометрических фигур собаку, слона, попугая, человека, паровозик и т. д. «Сделай узор», «Коврик для куклы», украшенный геометрическим орнаментом. Да­лее — «Нарисуй и построй».

Постепенно ребенок приходит к объективному выраже­нию собственного опыта. На основании конкретных действий и складывающихся все более обобщенных представлений формируются три фактора мышления: классификация, сери-ация и понятие о сохранении.

В 4-5 лет ребенок классифицирует по таким объективным данным, как цвет и форма, все больше используя общие при­знаки группировок. Это составляет основу логико-понятийно­го мышления. От элементарных форм классификации по цве­ту переходят к классификации видов и подвидов «животных» и далее при знакомстве с числами при обучении математике.

В сериях различий ребенок устанавливает такие связи, как: большой — больше — самый большой; маленький — меньше — самый маленький; длинный — длиннее — самый длинный и т. п. Используют упражнения: «Построим баш­ню», «Купим пуговицы», «Сверни ленту», «Спортсмены строятся» — разложи ленточки в соответствии с их длиной, «Обед для матрешек» — большая тарелка для большой мат­решки, для маленькой матрешки — маленькая тарелочка и т. д., «Кукольная одежда» — разложи по оттенкам: красный, синий, желтый и т. д. С усложнением: светлый, темный, яр­кий, бледный.

Если у ребенка совсем отсутствуют представления о фор­ме предмета, то упражнения начинают с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Берет­ся ящик, в стенках которого имеются вырезы большого не­маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, что­бы большие шарики не могли пройти через меньшие отвер­стия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его), а это маленький шар (маленький шар ребенок тоже ощупывает). «Большой шар положи в большое окошко, маленький — в маленькое». (Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый. )


Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


На следующих занятиях можно начать работу по различе­нию форм шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются от­верстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом заня­тии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На данном занятии у ребенка воспитываются элементарные навыки пе­реноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Взрослый предлагает вначале ребенку опустить в ко­робку большой шарик и большой кубик. Спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко? Правильно, вот в это окошко опустим шарик. А теперь опусти кубик. Куда же его опустить? Вот сюда! » Затем ребенок сам, обстоятель­но, без помощи взрослого, опускает шар и кубик. Когда он это усвоит, можно предложить следующую игру. Даются два шарика и два кубика: большие и маленькие. Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем да­ется инструкция: «В большое окошко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик».

Число геометрических фигур, которые дети должны раз­личать, постепенно увеличивается. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляется доска с прорезями различной формы и величины в соответствующие фигурки к ней (доска Сегена). Ребенок должен положить в каждую прорезь соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий «большой» и «малень­кий» проводится в различных играх — упражнениях на конс­труктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно важны для детей с церебральным параличом. В этих играх не только формирует­ся представление о величине предмета, но развивается манипу-лятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентировки.

Ребенку дается игрушка — большая раскрывающаяся ко­робка и в ней маленькая, предлагается ощупывать коробку, вынимать из нее маленькую, вкладывать обратно и закры­вать, а также показывать, где маленькая и где большая ко­робка. Затем даются большие и маленькие коробки с крыш­ками. Ребенок должен правильно подобрать для каждой ко­робки крышку. Постепенно его учат собирать трех- и четы-


рехместные коробки. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т. д. При сборе матрешек ребенок должен уметь различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, л. чтем из четырех и более частей.

Ребенка учат различать также высоту предметов (высокий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти понятия ус­иливаются им в быту, «игровой и конструктивной деятель­ности. Для формирования этих понятий проводятся специ­альные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, при­обретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подра­жать взрослым, у них развиваются элементы произвольного восприятия и способность к подражанию.

Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительно на­боры небольших игрушек: куколки, посуда, звери, машинки и т. д. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по раз­мерам соответствовали постройка» и не имели отвлекающих детей деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необхо­димо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить до­рожки различной длины и возить по ним машину. Затем — строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамей­ку, ворота, лесенки, домики. При этом постоянно отрабаты­ваются и закрепляются понятия «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».

Ни в коем случае нельзя допускать механической деятель­ности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности.


 




Глава 7

Дети с церебральным параличом испытывают особые за­труднения в конструктивной деятельности: они не уверены в своих силах, боятся, что ничего не получается, не решают­ся приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теря­ют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

Упражнения на узнавание геометрических фигур и других предметов по отношению к их расположению тренируют зри­тельное внимание и способствуют развитию пространствен­ных представлений у ребенка. Пространственные представ­ления у детей с дизартрией воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием.

У многих детей с дизартрией может быть нарушена так­тильная чувствительность. Ощущения от касания кон­чиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечет­кие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недо­статочность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогно-зом. Стереогноз имеет очень большое значение в развитии познавательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе манипулятивной де­ятельности на основе сохранного тактильного восприятия. У детей с дизартрией ограничение предметно-практической деятельности, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза.

Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помеща­ют различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в про­цессе повседневной предметно-практической деятельности.

Сенсорное воспитание включает развитие вкусовых и обо­нятельных восприятий. Для этого используют упражнения в отгадывании пищевых продуктов с закрытыми глазами: «Отгадай по вкусу», «Отгадай по запаху» и т. п. Младшим школьникам можно предложить игру на развитие воображе­ния и памяти: «Понюхай слово и попробуй на вкус: лимон, апельсин, роза, соленый огурчик, печенье, лес».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...