Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией




Глава 5

Для психологической диагностики лиц с последствиями ДЦП используются факторный личностный опросник Кет-телла (16 РБ1, Н8Р(^, СР< 3), шкала определения уровня депрес­сии, методика Леонгарда, патохарактерологический диагнос­тический опросник А. Е. Личко (ПДО), цветовой диагности­ческий тест М. Люшера, «Дифференциально-диагностичес­кий опросник» Е. А. Климова, «Специализированная карта интересов» и «Анкета оптанта» А. В. Тюрина (1999), позволя­ющие выявить профессиональную ориентацию; для исследо­вания взаимоотношений в родительских семьях и собствен­ных семьях больных с ДЦП используется метод включенного наблюдения.


\


ГЛАВА 6 _


Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией


Дети с дизартрией, являясь носителями органического по­ражения ЦНС, со времени постановки диагноза церебнального паралича находятся под наблюдением системы здравоохране­ния и социальной защиты.

Система помощи таким детям предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социаль­ной работы. Еще в родильном доме начинается лечебная по­мощь в отношении детей, старадающих церебральным парали­чом, которые включают целый ряд мероприятий, направлен­ных на сохранение жизни новорожденных. При выраженных нарушениях ЦНС лечение продолжается в неврологических отделениях больниц, где помощь с самого начала носит ком­плексный характер и включает специальную педагогическую помощь. В это же время необходимым является психологичес­кое сопровождение родителей, а также обучение родителей ме­тодам воспитания детей с церебральным параличом.

В некоторых случаях дети направляются в дома ребенка системы здравоохранения, а затем в интернаты социальной защиты.

В систему помощи детям с дизартрией входит обучение в специализированных детских садах, а затем, в случае необ­ходимости, в специализированных школах для детей с тяже­лыми нарушениями речи.

В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. В специализированные дошкольные образовательные учреждения дети поступают с трех лет. Развитие речи и кор-


Глава 6

рекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед, методист лечебно-физкультурного комплекса (ЛФК) прово­дит специальные занятия по физическому воспитанию и раз­витию моторных функций. Развитие голоса, музыкального слуха и чувства ритма проводится на музыкальных заняти­ях. Этот же специалист проводит занятия по логоритмике, на которых активные движения в ритме музыки сочетают­ся с выполнением различных речевых задач в соответствии с программой логопедических занятий.

Большое количество детей с дизартрией, прошедшие ре­абилитационный этап обучения в специализированных де­тских садах или логопедических группах, в дальнейшем обучаются в общеобразовательной школе. Как правило, они нуждаются либо в логопедической помощи, либо в логопеди­ческом сопровождении на всем протяжении обучения в на­чальной школе. При общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, где логопед оказывает помощь де­тям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Дети с выраженными проявлениями дизартрии могут продолжать образование в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Специализированные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия). Во второе отделение зачис­ляются дети с тяжелым заиканием.

Так как выраженные признаки дизартрии в школьном воз­расте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обуче­нии таких детей учителя связывают с недостатками воспи­тания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. При обнаружении трудностей в овладении детьми процессом письма и чтения школьников необходимо направлять к логопеду. Кроме этого, педагоги обязаны знать, что детям с трудностями обучения необходим несколько об­легченный режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программно­го материала, а особой организацией обучения, включаю­щей индивидуальный подход и регулярные занятия с ло­гопедом. Такие дети нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободре­нии, мягком тоне замечаний, частом поощрении любого ус­пеха и т. п.


Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией

6. 1. Принципы реабилитации детей с дизартрией

Успешность психолого-педагогической работы с детьми, имеющими дизартрию, существенно зависит от учета разра­ботанных теорией и практикой логопедии общих принципов реабилитации. Общие принципы реабилитации:

1. Этиопатогенетический принцип связан с учетом пре­
имущественного поражения тех или иных структур
мозга. Ему предшествует диагностика состояния ре­
чевых и психофизиологических функций, позволяю­
щая определить преимущественное поражение струк­
тур мозга и связанный с этим характер нарушений
мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых
функций.

2. Принцип раннего воздействия. Раннее воздействие на
ребенка с риском дизартрии способствует более полному
развитию компенсаторных возможностей мозга, а зна­
чит, усиливает эффективность коррекционной работы.

3. Системность воздействия, направляющегося:

 

• на моторное развитие;

• на психическое развитие;

• сенсорное развитие;

• речевое развитие;

• на личность ребенка.

4. Комплексность воздействия, которое состоит в согла­
сованной работе специалистов: невропатолог — лого­
пед — психолог.

Система коррекционного воздействия, в свою очередь, учитывает следующие более конкретные аспекты:

• Учет закономерностей и последовательности развития
моторных, сенсорных, психических и речевых функций.

• Учет структуры речевого нарушения: выделение ведуще­
го дефекта в структурно-функциональной организации
речевой деятельности; учет вторичных расстройств.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Учет детско-родительских отношений, их максимальное
использование.

Большое значение в специальной педагогической работе имеет воспитание личности ребенка с дизартрией, особенно при значительной выраженности паралича и общих мозго­вых нарушений.


 




Глава 6

Несмотря на то, что некоторые из ранних проявлений пси­хоорганического синдрома с возрастом могут ослабнуть адап­тационные и психологические проблемы обычно сохранаяют-ся и по выходе из детского возраста.

Ребенок и его семья имеют насущную потребность в пси­хологической помощи в связи с повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностными проблемами, отра­жающими низкую самооценку ребенка и чувство собственной неполноценности. Такие дети имеют плохие учебные и соци­альные навыки и часто страдают расстройствами личности, отражающими их попытки справиться с трудностями обуче­ния. У ребенка могут возникать отклонения в общем функци­онировании организма, дефициты зрительного и слухового восприятия, не только речевые (дизартрия), но и когнитив­ные нарушения. Эти дети отличаются импульсивностью, не­зрелостью, ригидностью. В школьном возрасте они обнару­живают дефицитарность социальных навыков, низкий ака­демический уровень, что диктует необходимость многосто­ронней поддержки специалистов.

6. 2. Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста

В стратегические задачи коррекционной работы входит развитие вербальных средств общения и коммуникативной деятельности в целом.

В тактические задачи включаются: нормализация тону­са, угашение патологических автоматизмов речевого аппа­рата, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие (коррекция) звуковой и лексико-грамматической сторон речи, развитие сенсорных и высших психических функций.

Первое направление. Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата, мо­торики в целом и в особенности движений пальцев рук. Ме­тодическими приемами для решения задач данного этапа яв­ляется массаж органов артикуляционного аппарата и мышц кистей рук, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости логопедическая работа начина­ется с затормаживания гиперкинезов и формирования произ­вольного сглатывания слюны.


Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией

Второе направление. Развитие дыхательной функции, л также силы, модуляции и выразительности голоса. На этом -. п-апе применяются различные комплексы дыхательной гим­настики, голосовые и фонопедические упражнения, которые позволяют увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить фо­национный выдох и голосоведение.

Третье направление. Коррекция фонетической стороны речи. Применяются упражнения для развития фонемати­ческого восприятия и различные приемы постановки звуков п их автоматизации.

Четвертое направление. Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи.

Пятое направление. Развитие словарного запаса и грамма­тического строя речи. Развитие устной речи, речевого дыхания, формирование просодической стороны высказывания.

Все эти направления не являются строго последовательны-м и этапами, а реализуются в различных сочетаниях, а иногда (> дновременно.

6. 2. 1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук

На этом направлении реализуется важнейшая коррекци-онная задача, связанная с воздействием на структуру речево­го дефекта. Чем моложе ребенок, у которого обнаруживаются факторы риска дизартрии развития, тем продолжительнее этот период. На этом этапе работы основное значение имеет массаж как общий, так и логопедический.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифферен­цированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме это­го, в логопедической практике используются массаж био­логически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. п. ), а также элементы само­массажа.

Особого внимания в коррекционной работе на этом направ­лении уделяется выработке произвольного сглатывания слю­ны. Если у взрослых можно этот навык восстановить путем вербальных инструкций и напоминаний, детям необходимо формировать эти произвольные движения на базе врожден-


Глава 6

ных движений сглатывания, которые остаются сохранными при всех формах нарушений мышечного тонуса.

Наряду с нормализацией тонуса мышц с помощью масса­жа проводится развитие (коррекция) движений, осуществля­емое с помощью пассивной и активной гимнастики частей тела, пальцев рук, органов артикуляции.

6. 2. 2. Развитие дыхательной функции и голоса

На втором направлении проводится развитие дыхательной функции. Слабость мышц, аритмия дыхательных движений не позволяют своевременно развить ребенку грудо-брюшной тип дыхания как наиболее рациональный. Постановку грудо­брюшного типа дыхания начинают в положении лежа, когда условия для сокращения диафрагмы являются оптимальны­ми. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражне­ния организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроиз­вольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох. Большинство дыхательных упражнений включает выдох с фонацией гласных или согласных звуков речи, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между ды­ханием, голосом, артикуляцией. Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. При ус­воении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов само­контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Трени­ровка фонационного выдоха должна быть систематической и длительной. На основе грудо-брюшного типа дыхания и фо­национного выдоха формируется речевое дыхания (Л. И. Бе­лякова и др., 2005).

Направление коррекционной работы, наряду с нормали­зацией тонуса мышц, включает развитие артикуляцционной моторики, которое осуществляется с помощью пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Гимнастика на­зывается пассивной, потому что движения частей тела и орга­нов артикуляции совершаются ребенком (подростком и взрос­лым) пассивно с помощью логопеда. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если больной самостоятельно не


I


Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией

может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме.

Характерной чертой развития любой моторики, в том чис­ле и артикуляционной, является постепенность перехода от одного этапа к другому, где движения, развитые на предыду­щем этапе, определяют последующие этапы развития. При­остановка развития речевой моторики в раннем возрасте у де­тей с дизартрией неизбежно влечет за собой нарушения всего последующего хода овладения произношением. Поэтому этап развития движений является одним из наиболее значимых в коррекции дизартрии у детей.

6. 2. 3. Коррекция фонетической стороны речи

В содержание третьего направления включаются наибо­лее сложные речевые задачи, связанные с коррекцией фо­нетической стороны речи. Она состоит из развития фоне­матического восприятия и коррекции звукопроизношения. Наряду с этим необходимо создание кинестетического обра­за звука, слога, слова, что связано с нормализацией артику­ляционной моторики. Коррекция этих процессов у детей с дизартрией требует длительного времени, в особенности на этапе автоматизации. Нарушение постепенности введения звука в слово, фразу и тем более в контекстную речь легко разрушает процесс автоматизации артикуляторного навы­ка, а в некоторых случаях приводит к появлению запинок судорожного характера.

6. 2. 4. Развитие словаря и грамматического строя речи

В содержание четвертого направления входит развитие сло­варного запаса, грамматического строя речи и связной речи у детей с дизартрией осуществляется в соответствие с разработ­ками отечественных ученых (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 2003; Л. В. Лопатина, 2004; О. Г. Приходько, 2001 и др. ).

6. 2. 5. Развитие сенсорных и психических функций

Все высшие психические функции базируются на безуслов­но-рефлекторной деятельности, т. е. врожденных свойствах центральной нервной системы, и ощущениях, получаемых на основе деятельности зрительного, слухового, тактильно-


Глава 6

го, вкусового и обонятельного анализаторов. Именно на базе ощущений развиваются функции, обозначаемые в психоло­гии как представления.

По Л. С. Выготскому выделяют две линии психическо­го развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непро­извольными, обусловленными органическим созреванием и функционированием мозга. Натуральные психические фун­кции в процессе культурного развития превращаются в но­вые — высшие психические функции, которые приобретают качественные различия на разных стадиях онтогенеза. Таким образом, органическое созревание и функционирование мозга происходит внутри и под контролем культурного, социально­го развития ребенка. Происходит культурно-биологическое развитие, в котором формируются психофизиологические ус­ловия не только употребления орудий, но целостная система движений и восприятия.

Коррекция развития сенсорных и высших психических функций осуществляется в процессе совместной деятельнос­ти ребенка и взрослого. Поэтому жизнь детей с дизартрией должна находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов, — всех лиц, имеющих отношение к воспитанию, обучению и коррекционной работе с этими детьми, а также при постоянном взаимодействии с родителями.

6. 3. Специализированная коррекционная работа с младшими школьниками с дизартрией, обучающимися в общеобразовательной школе

Дети, которым оказывалась коррекционная помощь в до­школьном возрасте по поводу дизартрии, в 1 классе нередко обнаруживают признаки стертой дизартрии.

У таких учащихся в связи с усложнением письменных за­даний и возрастающими требованиями к темпу письма и кал­лиграфии по мере обучения в школе, увеличивается количес­тво и расширяется диапазон ошибок письма.

Коррекционная работа со школьниками с дизартрией включает две программы (Н. Н. Волоскова, 2002), направлен­ные на развитие ритмизации моторных процессов и автома­тизацию графомоторного навыка с помощью приема тактиро-


I


Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией

ванного письма. Следует отметить, что реализация этих про­грамм не исключает традиционных методов работы логопеда с детьми, имеющими трудности обучения письму и чтению, но нормализации звукопроизношения, фонематического вос­приятия и лексико-грамматической стороны речи и звуко-буквенного анализа.

Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений: 1 — упражнение на развитие координации рук и ног; 2 — развитие тонкой моторики пальцев рук; 3 — раз­витие координации движений и чувства ритма; 4 — развитие ритма в артикуляционной моторике.

Вторая программа состоит из 3 этапов и включает после­довательное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией графомоторного навыка письма: 1 — ритмизированное письмо букв и слогов; 2 — рит­мизированное письмо слов и сочетаний; 3 — тактированное письмо предложений, стихов, микротекстов. Методика осно­вана на ритмизированном письме, использованном Д. Б. Эль-кониным при обучении письму младших школьников (Эль-конин Д. Б., 1980).

6. 4. Специализированная комплексная коррекционная работа с подростками с дизартрией

В старших классах дети с остаточными явлениями дизар­трии имеют трудности в обучении, наряду с чем у них раз­вивается целый ряд патопсихологических комплексов. Они имеют особенности развития личности и формирование ано­мальной личностной изменчивости в диапазоне акцентуаций характера и пограничной аномальной личности.

Помимо коррекционных педагогических воздействий, та­кие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психологи­ческого воздействия относятся: эмоционально-стрессовая пси­хотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочета­нии с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выра­ботку таких свойств и качеств личности, которые будут подни­мать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.


ГЛАВА 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

;; а тем, чтобы он лежал спокойно, без подергиваний. Ребенок контролирует свои движения зрительно, сидя перед зеркалом. Логопед вслух считает: «Раз, два, три... » — и это служит мерой того времени, в течение которого ребенку удается затормозить насильственные движения. Первое время период измеряется секундами, в ходе работы он начинает все больше удлиняться (одновременно ведется аналогичная работа в отношении дви­жений пальцев рук для подготовки к письму).


 


7. 1. Упражнения для устранения гиперсаливации

Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. Особенно необходимо сделать это перед тем, как ребенок начинает говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-нибудь артикуляционное уп­ражнение. На первых порах, когда затруднен еще акт глота­ния, следует предложить пожевать, несколько закидывать го­лову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания слю­ны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым. Напоминания об этом нужно делать и дома. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом.

Для того, чтобы активизировать у ребенка желание пре­одолеть свое слюнотечение, можно после первых успехов (что отмечается примерно через неделю) предложить снять нагрудник, если он его носит. Эту работу необходимо прово­дить длительно, а дома родители должны мягко напоминать ребенку о необходимости закрывать рот и сглатывать слюну.

7. 2. Затормаживание гиперкинезов

При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях глав­ное внимание следует уделить не динамике, а статистике дви­жения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полного покоя. Например, перед ребенком ставится задача: от­крыть рот и постараться при этом затормозить подергивание губ, лежащего во рту языка, или высунуть язык и проследить


7. 3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа

Логопедический массаж — активный метод механическо­го воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого ап­парата. Он может проводиться на всех этапах коррекционно-го воздействия, но особенно значимо его использование на на­чальных этапах работы. Нередко массаж является необходи­мым условием эффективности логопедического воздействия.

Преодоление артикуляторных нарушений, как правило, сочетается с логопедическим массажем, который проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артику­ляционной гимнастикой.

К основным приемам массажа относятся: 1 — поглажива­ние, 2 — растирание, 3 — разминание, 4 — вибрация и пока-лачивание, 5 — плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симп­томатики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры ис­пользуются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, покалачивание.

При повышенном тонусе используются, в основном, погла­живание и легкая вибрация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакции организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижа­ется возбудимость массируемых тканей, а значит, снижение их тонуса. Такой прием оказывает успокаивающее воздейс­твие, вызывает приятное чувство тепла. В свою очередь эти воздействия повышают эластичность мышечных волокон, работоспособность мышц, улучшается эластичность связоч­ного аппарата.


Глава 7

Энергичные, быстрые и ритмичные движения при массаж­ном воздействии повышают возбудимость массируемых тка­ней, облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови, повышают активность мышечных во­локон.

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и
артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц ар­
тикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений
мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы,
судороги и т. п. );

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных дви­
жений;

6) активизация тех групп мышц периферического речево­
го аппарата, у которых имелась недостаточная сократи­
тельная активность;

7) формирование произвольных, координированных дви­
жений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшест­вовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Меди­цинское заключение содержит указание на наличие невроло­гической симптоматики, в том числе указание на форму паре­за (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, ру­ководствуясь клинико-педагогической классификацией, пос­ле чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отме­чаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого ап­парата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состо­яния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

На основании результатов диагностического обследования составляется комплекс массажных приемов, намечается пос­ледовательность, методика их проведения и ориентировочно


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

дозировка и только после этого приступают к логопедическо­му массажу.

Другой методикой массажа является массаж биологически активных точек. Этот массаж также направлен на нормализа­цию тонуса мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата.

Овладение техникой массажа требует обучения у специа­листа. Вместе с тем существуют простейшие массажные дви­жения, которые направлены также на нормализацию тонуса. В дополнение к массажу можно использовать покалачивание пальцами (как при игре на фортепиано палец за пальцем) по губам и щекам, одновременное похлопывание по щекам сло­женными на подбородке руками. Цель сложения рук на подбо­родке состоит в тесном удержании рук на лице ребенка и пре­дотвращении сильного похлопывания. Можно пошлепывать двумя пальцами одной руки в виде игры. Это особенно эффек­тивно, если ребенок при этом открывает и закрывает рот.

В качестве массажера может быть использована мягкая пластиковая зубная щетка, надеваемая на палец. Ее конец можно использовать для поглаживания щек, языка, десен ребенка. Этой щеткой можно массировать язык во всех на­правлениях. Мягко вращая щетку то в одну, то в другую сто­рону, можно «пощекотать» все части языка. Для повышения воздействия массажной щетки ее погружают в ледяную воду, лимонад. Этой щеткой можно массировать внутреннюю сто­рону щек, твердое нёбо. При проведении этих процедур необ­ходимо быть внимательным, чтобы не ударить зубы, десны или язык. Дети получают удовольствие от этих действий, особенно, если они смотрят на себя в зеркало.

Другим массажером может служить ручной вибратор ми­нимального режима действия. Таким способам массажа мож­но обучить родителей и самого ребенка.

Приемы самомассажа могут использовать дети (подростки и взрослые), страдающие дизартрией. Самомассаж является действенным средством, дополняющим воздействие основно­го массажа, который проводится специалистом.

Как основной массаж, так и самомассаж стимулирует ки­нестетические ощущения мышц периферического речевого аппарата и способствует нормализации мышечного тонуса. Самомассаж может проводиться под руководством логопе­да не только индивидуально, но и фронтально, например, с группой детей. Самомассаж может быть включен в логопе-


 




Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


дическое занятие. Он может предварять или завершать арти­куляционную гимнастику (см. Е. А. Дьякова, 2005).

Поскольку у детей с дизартрией наряду с речевыми нару­шениями имеются нарушения тонуса мышц и низкий уро­вень развития тонких движений пальцев рук, то обязатель­но проводится массаж, пассивные и активные упражнения пальцев рук. В технику массажа входят следующие приемы:

• поглаживание, разминание, спиралевидные движения
по каждому пальцу от кончика до основания;

• похлопывание, покалывание, перетирание кончиков
пальцев, а также области между основаниями пальцев;

• поглаживание и похлопывание тыльной поверхности
кисти и предплечья от пальцев до локтя;

• похлопывание кистью ребенка по мягкой и жесткой по­
верхностям, по руке педагога;

• вращение пальцев (отдельно каждого), круговые поворо­
ты кисти, отведение — приведение кисти вправо, влево;

• поворот руки ладонью вверх (супинация) — ладонью
вниз (пронация);

• поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание
пальцев;

• массаж щетками различной жесткости.
Напряжение мышц артикуляционного аппарата является

препятствием как к осуществлению, так и удержанию полу­ченного движения. Эти упражнения проводятся под контро­лем зрения, т. е. перед зеркалом: логопед обращает внимание ребенка на то, что язык его выдвигается комом, твердый, на­пряженный и показывает на себе расслабленный язык — тон­кий, широкий, распластанный. Для сравнения можно дать пощупать ребенку мышцу расслабленную и напряженную (хотя бы двуглавую мышцу в области плеча). Высунутый ко­мом язык можно слегка похлопать шпателем, под влиянием чего мышца языка на короткий срок расслабляется, и он при­нимает распластанное положение. Эти упражнения, так же как и предыдущие, ведутся на выдержку: логопед ритмич­но считает от начального момента расслабления языка, губ и т. п. до конца его, побуждая ребенка увеличивать длитель­ность периода мышечного расслабления.

Для активизации голосовых связок, что бывает особенно необходимо при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребенку напряжение звуча­щей гортани, прикладывая одну его руку к гортани логопеда,


л другую — к начинающей вибрировать своей гортани, и фик­сировать его слуховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получался свободный, без излиш­него напряжения: ребенку нужно дать ощутить резонирова­ние грудной полости и следить затем, чтобы подавал голос на ныдохе и прекращал подачу, как только начнет чувствовать, что ему не хватает воздуха.

С каждым разом нужно стремиться увеличивать длитель­ность звучания. Первые голосовые упражнения проводятся па звучании согласного «м», этот звук очень прост по арти­куляции, но требует направления воздушной струи из горта­ни в переднюю часть ротовой полости — к губам.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длитель­ное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Очень большую роль могут сыграть занятия по пению. В ре­зультате их значительно выравниваются речевое дыхание, длительность, сила, звучание и модуляция голоса.

7. 4. Развитие дыхания

Одним из постоянных признаков дизартрии является на­рушение речевого дыхания, которое выражается в следую­щих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой иыдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает и себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхатель­
ного аппарата (постановка диафрагмально-реберного
дыхания и формирование длительного выдоха через
рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плав­ность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказыва­ния в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у дизартриков отмечается поверхност­ное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы


 




г


Глава 7

грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинс­тво практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называет­ся диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафраг-мального дыхания проводилась на фоне мышечного расслаб­ления, в состоянии релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в поло­жении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнитель­ных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые при­емы. При этом должны быть учтены методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы
таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание
на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упраж­
нения организуются в виде игры так, чтобы ребенок не­
произвольно мог сделать более глубокий вдох и более
длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания свя­
заны с выполнением двух основных движений: руки из
положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва­
том грудной клетки или из положения «вверху» дви­
жутся вниз. Движения корпусом, как правило, связа­
ны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного воз­
раста включают выдох с произнесением согласных
(в основном щелевых) или фонацией гласных звуков,
что позволяет логопеду на слух контролировать дли­
тельность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем
формирует у ребенка обратную биологическую связь.

В задачи развития голосовой функции входят: 1 — разви­тие силы и динамического диапазона голоса, 2 — формирова­ние навыков голосоподачи и голосоведение, 3 — развитие ме­лодических характеристик голоса. Работа начинается с изо­лированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое,


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

не мое и полнозвучное произношение гласных звуков обеспе-•ппикуг выразительность речи. Эти упражнения начинают с ■ шлфрагмального вдоха, а затем на выдохе произносится дли-1ГИЫЮ звук «а». Звук должен произноситься легко и свобод-ми. Рот должен быть широко открыт. Необходимо следить за п-м, чтобы звук произносился в процессе выдоха и не преры-пллся дополнительными вдохами (голос должен звучать без 11; Iу: {). Для этого нужно, чтобы начало выдоха и фонации сов­падали во времени. Последовательность применения гласных: м< уков следующая «а», «о», «у», «э». Такая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...