Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание
«Методика развития речи и двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» является составной частью предметного блока в системе подготовки педагогов-дефектологов дошкольного образования. Цель дисциплины: познакомить студентов с методикой развития речи и двигательной сферы у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задачи курса: - актуализировать умение выявлять и классифицировать нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников; - способствовать формированию знаний о сущности и содержании коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения опорно-двигательной сферы; - познакомить студентов с методикой развития речи и двигательной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - содействовать развитию способности решать практические задачи, связанные с коррекцией и развитием речи и двигательной сферы у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- способствовать профессиональному самообразованию и личностному развитию бакалавра; - содействовать формированию способности адекватно применять приемы и методы коррекционной работы по развитию речи и двигательной сферы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно полезную деятельность. Решение этой задачи возможно только с привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребенка в дошкольном возрасте, как справедливо отмечал Л.С. Выготский, в развитии любого ребенка всегда больше общего, чем особенного и специфического. Изучение особенностей образования дошкольников с НОДА относится к области специальной педагогики и психологии, поэтому закономерности, выявленные в этой сфере, проявляются и в работе с детьми с НОДА. Специфические компоненты педагогической работы с детьми с НОДА могут быть определены только с учетом знаний о патологии НОДА, которая исследуется, прежде всего, в детской невропатологии и ортопедии. Рассмотрим общие и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Л.С. Выготский отмечает, что на начальных этапах развития ребенка, имеющего то или иное нарушение в психическом или (и) физическом плане, главным препятствием к его обучению и воспитанию является «первичный дефект» (то, что принимается за основную первопричину нарушения). При отсутствии коррекционной помощи в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают: педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.
Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка. Как показано Т.А. Власовой, у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недостаточное развитие психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способности к коммуникации и нарушению средств общения, трудности социальной адаптации и обеднению социального опыта. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, ученые отмечают, что любое нарушение впоследствии проявляется в изменениях в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Психологическая структура такой личности включает ряд общих признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, болезненное состояние, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации. Наиболее общими в характеристике детей с ограниченными возможностями здоровья, по мнению В.И. Лубовского, является изменение у них способности к приему и переработке информации, также расстройство хранения и использования информации.
Еще одной общей закономерностью является риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Как показывают экспериментальные исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» и понимание окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности. Следующей общей закономерностью для всех детей с ограниченными возможностями здоровья является трудность словесного оформления своих мыслей, чувств и переживаний. Становление регулирующей функции речи неразрывно связано с развитием лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности и в целом влияет на умственные способности ребенка. Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследователями выделяются следующие специфические особенности ребенка с особенными образовательными потребностями: замедленное ограниченное восприятие; недостаточное развитие моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточность познавательной активности (с позиции добывания знаний); пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире; недостатки в развитии свойств личности, состояниях; неумение регулировать собственную деятельность и поведение; социальная дезадаптация. (Цит. по Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|