Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата




Психолого-педагогическое сопровождение детей с НОДА возможно благодаря имеющейся в Российской Федерации системе медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией. Обучение и воспитание ребенка с НОДА в системе дошкольного образования может быть представлено следующими структурами: служба ранней помощи, лекотека, группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, группа «особый ребенок», компенсирующая группа ДОУ, инклюзивная (комбинированная) группа ДОУ.

Специальное дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в таком учреждении является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1) дифференциальная диагностика;

2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3) подготовка к обучению к школе.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование.

Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах.

Принцип компетентности.

Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Принцип взаимодействия с родителями.

Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции.

Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Педагогическая работа на 1-й и 2-й ступенях дошкольного образования

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени.

1 ступень – пропедевтическая – включает воспитание детей от 1 года до 4 лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ 2 ступени.

Предпосылки усвоения программы 2 ступени:

1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении:

а) создание положительной установки на посещение детского сада.

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс.

2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

б) формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения.

3. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

В раннем возрасте у детей формируются функции отображения, передвижения, манипулирования, имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. Эти функции формируются и развиваются в процессе разных видов деятельности ребенка. Основным подходом при выработке действий у ребенка с ДЦП является предварительное расслабление, далее — пассивное движение с постепенным переводом в активное.

Для детей с церебральным параличом обычно показан максимум двигательной активности, но для детей с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, например с миопатией, может требоваться существенное ограничение движений.

Основные направления работы:

1.Формирование первичных коммуникативных умений и навыков.

2.Формирование первичных навыков самообслуживания.

3.Формирование игровых умений.

4.Формирование первичных познавательных интересов.

5.Формирование интереса к креативной деятельности.

Эти направления реализуются в процессе всего времени пребывания ребенка в учреждении, но более целенаправленно — на занятиях в соответствии со специальными программами.

2 ступень – основная – включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

В этих специальных учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

– развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены;

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

– формирование математических представлений;

– развитие ручной умелости и подготовка руки` к овладению письмом;

– подготовка к школе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НОДА

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы:

· Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

· Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

· Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

· Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика;

- искусственная локальная контрастотермия.

В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии, и, прежде всего, широкие реабилитационные возможности полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» («светлой» – мягкой игровой и «темной»). Специально организованная полифункциональная интерактивная среда «темной» сенсорной комнаты стимулирует познавательную активность и интерес к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, а также является превосходным средством для активизации всех сенсорных процессов детей с ДЦП. Сочетания сенсорных стимулов различной модальности (цвета, музыки, запахов), их длительность и интенсивность оказывает определенное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее или же, наоборот, расслабляющее и успокаивающее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми являются занятия в «мягкой игровой комнате», направленные на формирование двигательной, познавательной и речевой активности у детей. Особенностью «мягкой игровой комнаты» является наличие различных мягких модулей в виде «леса» из круглых колонн, ступенек, «сухого бассейна», заполненного цветными шариками, а также наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм детей и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с двигательной патологией. Занятия в условиях «мягкой игровой комнаты» проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. При этом используются специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, тренировку вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...