Методики коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическое сопровождение детей с НОДА возможно благодаря имеющейся в Российской Федерации системе медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией. Обучение и воспитание ребенка с НОДА в системе дошкольного образования может быть представлено следующими структурами: служба ранней помощи, лекотека, группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, группа «особый ребенок», компенсирующая группа ДОУ, инклюзивная (комбинированная) группа ДОУ. Специальное дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в таком учреждении является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач: 1) дифференциальная диагностика; 2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений; 3) подготовка к обучению к школе. Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование.
Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах. Принцип компетентности. Принцип взаимосвязи в работе специалистов. Принцип взаимодействия с родителями. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции. Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации. Педагогическая работа на 1-й и 2-й ступенях дошкольного образования Коррекционно-педагогический процесс реализуется в две ступени. 1 ступень – пропедевтическая – включает воспитание детей от 1 года до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ 2 ступени. Предпосылки усвоения программы 2 ступени: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении: а) создание положительной установки на посещение детского сада. б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс. 2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности: а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. б) формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. 3. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания. В раннем возрасте у детей формируются функции отображения, передвижения, манипулирования, имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. Эти функции формируются и развиваются в процессе разных видов деятельности ребенка. Основным подходом при выработке действий у ребенка с ДЦП является предварительное расслабление, далее — пассивное движение с постепенным переводом в активное.
Для детей с церебральным параличом обычно показан максимум двигательной активности, но для детей с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, например с миопатией, может требоваться существенное ограничение движений. Основные направления работы: 1.Формирование первичных коммуникативных умений и навыков. 2.Формирование первичных навыков самообслуживания. 3.Формирование игровых умений. 4.Формирование первичных познавательных интересов. 5.Формирование интереса к креативной деятельности. Эти направления реализуются в процессе всего времени пребывания ребенка в учреждении, но более целенаправленно — на занятиях в соответствии со специальными программами. 2 ступень – основная – включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению. В этих специальных учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: – развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены; – развитие игровой деятельности; – развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; – расширение запаса знаний и представлений об окружающем; – развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; – формирование математических представлений; – развитие ручной умелости и подготовка руки` к овладению письмом;
– подготовка к школе. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НОДА Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы: · Практические методы и приемы обучения: - постановка практических и познавательных задач; - целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; - дидактические игры; - создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту. · Наглядные методы: - обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. · Словесные методы: - речевая инструкция, беседа, описание предмета; - указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; - метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); - вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); - педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. · Двигательно-кинестетические методы: - дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; - пассивная гимнастика; - искусственная локальная контрастотермия. В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии, и, прежде всего, широкие реабилитационные возможности полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» («светлой» – мягкой игровой и «темной»). Специально организованная полифункциональная интерактивная среда «темной» сенсорной комнаты стимулирует познавательную активность и интерес к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, а также является превосходным средством для активизации всех сенсорных процессов детей с ДЦП. Сочетания сенсорных стимулов различной модальности (цвета, музыки, запахов), их длительность и интенсивность оказывает определенное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее или же, наоборот, расслабляющее и успокаивающее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми являются занятия в «мягкой игровой комнате», направленные на формирование двигательной, познавательной и речевой активности у детей. Особенностью «мягкой игровой комнаты» является наличие различных мягких модулей в виде «леса» из круглых колонн, ступенек, «сухого бассейна», заполненного цветными шариками, а также наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм детей и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с двигательной патологией. Занятия в условиях «мягкой игровой комнаты» проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. При этом используются специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, тренировку вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|