Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности моторного развития детей раннего дошкольного возраста




Период Моторное развитие
I период новорожденности Характерна флексорная (сгибательная) поза. Рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Галанта. К 3-й неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову.
II период – 1-3 мес. Нарастает объем движений в конечностях. Ребенок удерживает вложенную игрушку, сгибает руку без сгибания пальцев. При потягивании за руки ребенок сгибает голову и пытается подтянуть тело к рукам, ноги также сгибаются, голова приближается к уровню плеч. Безусловные рефлексы начинают угасать. К концу периода удерживает голову, на животе опирается на предплечья, руки полуразогнуты в локтевых суставах.
III период – 3-6 мес. В положении на спине конечности в полусогнутом состоянии, кисти почти постоянно открыты. Физиологическая гипертония сгибателей сменяется нормальным мышечным тонусом. Объем движений в конечностях полный. Лежа на спине принимает позу «лягушки». Самое важное – движение рук и независимость движений головы и конечностей, появляется акт хватания. Ощупывание одежды, складывание рук, пытается перевернуться на бок, исчезает флексорная поза.  
IV период – 6-9 мес. Разнообразная двигательная активность, быстро поворачивается на живот, высоко поднимает голову, поворачивается во все стороны, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести, встает на четвереньки. В 6 месяцев сидит непродолжительное время, в 7 – сидит без поддержки, садится из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок, в 8 – самостоятельно пытается встать. Рефлекс Ландау. Формируется реакция равновесия. Активно стучит, размахивает игрушками.
V период – 9-12 мес. Происходит усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для манипулятивной деятельности. основная форма передвижения – ползание, совершенствуется вестибулярная функция и координация. Самостоятельно садится из любого положения, под контролем зрения хватается за опору, фиксируется и подтягивается. Осваивает серию движений: наклоны, приседание, подъем одной ноги. Произвольно отпускает предмет, начинает мять и рвать бумагу, может взять предмет двумя пальцами.
I период – 1год 1 мес.-1 год 3 мес. Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). Забирается на одну ступеньку, любит толкать игрушечную лошадку или коляску.
II период – 1 год 4 мес.-1 год 6 мес. Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом, наклоняется за игрушкой, взбирается на стул, ходит вперед и назад с поворотом. Может снять туфли и носки. Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
III период – 1 год 7 мес.-1 год 9 мес. Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см). Ходит и тянет за собой на веревочке машину, кидает мячик, карабкается вверх, вниз по лестнице, прыгает, бегает, взбирается на стул и встает на ноги. Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
IV период – 1 год 10 мес.- 2 года Перешагивает через препятствие чередующимся шагом, частично одевает одежду, воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Может спрыгнуть со ступеньки, сам сидеть за столом, ударить по мячу, свободно ходить по лестнице, самостоятельно открывать дверь.
I период – 2 года-2 года 6 мес. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). Движения пальцев рук более дифференцированы.
II период – 2 года 6 мес.- 3 года Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослых. Появляются сложные сюжетные постройки, элементы ролевой игры. Прыгает на двух ногах на месте и с продвижением, подлезает под веревку.

 

Задание. Составьте карту обследования моторного развития дошкольников.

 

 

Задание. Приведите примеры причин возникновения ДЦП.

 

 

Задание. Составьте схему клинической характеристики детей с ДЦП.

 

Задание. Заполните таблицу.

Форма ДЦП Особенности проявления
   
   
   
   
   

 

Задание. Раскройте особенности нарушений психического развития детей с церебральным параличом. Чем они обусловлены?

 

Контрольный тест по теме

1. Какие виды патологии опорно-двигательного аппарата выделяет О.Г. Приходько?

А) заболевания нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата, системные заболевания скелета;

Б) хондродистрофия, рахит, ДЦП, повреждения головного и спинного мозга, полиартрит, туберкулез, врожденное уродство, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника;

В) ДЦП, полиомиелит врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, врожденное уродство, травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета, туберкулез, опухоли костей, остеомиелит.

2. Какие двигательные нарушения у детей с церебральным параличом распространены?

А) нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность движений, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений, недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов, синкинезии, наличие патологических тонических рефлексов;

Б) двойной атетоз, ригидность, спастичность, диплегия, гиперкинез, кинестезия, лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс, гемиплегия, двойная гемиплегия, нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность движений, наличие насильственных движений;

В) спастичность, ригидность, гипотония, дистония, парезы, параличи, гиперкинезы (хореический, атетоидный, смешанный), тремор, атаксия, кинестезии, недостаточное развитие стато-кинетических рефлексов, синкинезии, лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс.

3. Сколько форм ДЦП выделяются?

А) четыре;

Б) семь;

В) пять.

4. Каков основной симптом при спастической диплегии?

А) повреждение конечностей с одной стороны тела;

Б) повышение тонуса в конечностях;

В) преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием тонических рефлексов.

5. Каков основной симптом при двойной гемиплегии?

А) повреждение конечностей с одной стороны тела;

Б) повышение тонуса в конечностях;

В) преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием тонических рефлексов.

6. Сколько уровней развития моторики у дошкольников с ДЦП выделяет К.А. Семенова?

А) шесть;

Б) семь;

В) пять.

7. При какой форме ДЦП рука с одной стороны обычно поражается больше, чем нога с этой же стороны?

А) гиперкинетическая;

Б) гемипаретическая;

В) атонически-астатическая.

8. При каких формах ДЦП характерно поражение мозжечка и подкорковых отделов головного мозга?

А) атонически-астатическая и гемипаретическая;

Б) атонически-астатическая и гиперкинетическая;

В) атонически-астатическая и двойная гемиплегия.

9. Каковы специфичные особенности познавательного развития детей, характерные детям с ДЦП:

А) затруднение в познании мира, вынужденная изоляция, нарушение речи, недостаточное развитие пространственной ориентировки;

Б) дисгармоничный характер нарушения, выраженность астенических проявлений, сниженный запас знаний и представлений об окружающем;

В) неравномерный характер, повышенная утомляемость, ограничение контактов.

10. Каковы сопутствующие симптомы и синдромы при ДЦП?

А) вегетативно-обменные расстройства, судорожный эпилептический синдром, энурез, хронические пневмонии;

Б) вегетативно-обменные расстройства, психофизические нарушения, судорожный эпилептический синдром, энурез, хронические пневмонии;

В) вегетативно-обменные расстройства, судорожный эпилептический синдром, энкопрез, хронические пневмонии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...