Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности доречевого и речевого развития детей раннего дошкольного возраста




Период Доречевое и речевое развитие
I период новорожденности Крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), без интонационной выразительности. Безусловные пищевые и оборонительные рефлексы.
II период – 1-3 мес. Появляется интонационная выразительность в крике, начальное гуление и смех. Крик как выражение отрицательных эмоций приобретает различный характер в зависимости от того, чем он вызван. По характеру крика можно определить состояние ребенка. Постепенно частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье). Повторно произносит разные гласные и гортанные согласные.
III период – 3-6 мес. Появляется истинное или певучее гуление с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков. Гуления возникают на выдохе, произносятся спонтанно, с открытым ртом. Активно развивается интонационная система языка. Прислушиваясь и подражая самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Появляется сочетание губных звуков с гласными, переход от рефлекторных звуков в социализированные, т.е. выполняется функция общения.
IV период – 6-9 мес. Активное становление речедвигательного и речеслухового анализаторов за счет гуления. Начало лепета (ба-а-а, ма-а-а), происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Ребенок подражает самому себе (аутоэхолалия), звукам взрослого (эхолалия). Произносит отдельные слоги и звуки. Звуки появляются в следующей последовательности: гортанные (к, г, х), губные и губно-носовые (б, м), зубные и зубно-носовые (т, д, н).
V период – 9-12 мес. Характерен активный лепет, состоящий из 4-5 и более слогов. Копирует интонацию, воспроизводит мелодику слов, приветствий, с удовольствием произносит восклицания, междометия. Появляются лепетные слова. К концу периода ребенок произносит от 5 до 10 лепетных слов и звукоподражаний, обозначая ими определенные предметы.
I период – 1год 1 мес.-1 год 3 мес. Расширение запаса понимаемых слов. Лепечет и пользуется отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости. Пытается петь, рассматривает картинки в книжке. Подыгрывает при считалочках и стишках, пользуется 4-5 ясными словами.
II период – 1 год 4 мес.-1 год 6 мес. Пользуется 6-7 словами, вставляет в лепет понимаемые слова, с удовольствием рассматривает книжки и картинки. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи. Появляется односложное предложение из аморфных слов-корней.
III период – 1 год 7 мес.-1 год 9 мес. Называет одну часть тела, понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого, пользуется 9-12 словами. Различает и называет две картинки, во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями. Комбинирует слова, пытается рассказать, что с ним произошло.
IV период – 1 год 10 мес.- 2 года Понимает короткий рассказ взрослого без показа событий, при общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Называет три и более части тела, четко называет свои игрушки, пользуется словами из 4 и более слогов.
I период – 2 года-2 года 6 мес. Говорит многословными предложениями (до 5-8 слов). Появляются вопросы «где?», «куда?», все части речи, бессоюзные сложносочиненные предложения. Грамматический строй речи совершенствуется. Стечение согласных все еще не усваиваются, смешиваются артикуляционно-близкие звуки.
II период – 2 года 6 мес.- 3 года Начинает употреблять сложные придаточные предложения, активно усваиваются служебные слова, не усваивается категория рода, слоговая структура нарушается редко. Появляются вопросы «почему?», «когда?». Падежные окончания усваиваются сложно.

Задание. Составьте схему «Формы звукового расстройства речи» (по И.И. Панченко).

 

 

Задание. Заполните таблицу по выданным вам материалам «Основные нарушения при различных формах дизартрии».

Форма дизартрии Ведущий синдром Форма ДЦП Характер нарушения мышечного тонуса Наличие непроизвольных движений, синкинезий Нарушение артикуляц.моторики, арт.праксиса, мимики Состояние акта приема пищи (жевание, глотание) Нарушение звукопроизношения Нарушение дыхания Нарушение голоса Нарушение просодики Вегетативные расстройства
Спастико-паретическая                        
Спастико-ригидная                        
Гиперкинети-ческая                        
Атактическая                          

Задание. Подготовьте мультимедийную презентацию по теме «Особенности развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

 

Контрольные вопросы по теме

1. Охарактеризуйте особенности речевого развития детей, страдающих ДЦП.

 

2. Раскройте основные факторы, лежащие в основе нарушений речи при ДЦП.

 

3. Назовите формы речевой патологии у детей с церебральным параличом.

 

4. Охарактеризуйте структуру дефекта при дизартрии у детей с церебральным параличом.

 

5. Раскройте основные подходы к классификации дизартрических нарушений речи при ДЦП.
Дополнительная информация

Выявление особенностей развития детей с нарушениями ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе необходимо выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Это можно сделать в ходе диагностического обследования детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых трех-четырех лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

• Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.

• Возможности обучения ребенка, показателями которого являются темп приобретения навыков и количество упражнений в процессе обучения.

• Характер помощи взрослого и возможность ее использования.

• Способность к самостоятельному выполнению заданий.

• Отношение больного ребенка к заданию, его активность.

• Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

• Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).

• Устойчивость внимания.

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз. Исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом должно включать следующие направления:

1. Участие ребенка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее).

2. Подражательная деятельность (может быть исследована у детей, способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий.

3. Самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).

При обследовании детей дошкольного возраста наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временны́х представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.).

Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.

При обследовании дошкольников с двигательной патологией целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушения двигательной сферы.

— Удерживает вертикальное положение: (сидя; стоя).

— Передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния).

— Ведущая рука (правая; левая).

— Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена).

— Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).

2. Уровень развития навыков самообслуживания.

— Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет).

— Самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью).

— Самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

3. Нарушения зрения (близорукость; аномалии рефракции; косоглазие; нистагм; ограничение взора вверх; ограничение полей зрения).

4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).

Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...