Особенности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ДЦП.
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально «полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения». Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного •профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции. В медицинскую коррекцию ДЦП включается: медикаментозная терапия физиотерапия, использование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто-и нейрохирургическое лечение и другие методы. Массаж. Применяется два вида массажа при ДЦП вибрационный и склеромерный. Вибрационный массаж обеспечивает избирательное действие на мышцы, снижая спастичность. Воздействие осуществляется с помощью точечного вибратора, нагретого предварительно до 40°С. Вибрационный массаж показан при всех спастических формах со средне-тяжелым и тяжелым типом течения. Врач или массажист посредством массажа может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность. Склеромерный массаж основан на том, что сегмент спинного мозга является относительно самостоятельным отделом нервной системы, который обеспечивает чувствительность определенного участка кожи, мышц, надкостницы, кровеносных сосудов и внутренних органов. Мануальная терапия. Этот метод обладает выраженным релаксирующим эффектом. Основной показатель положительной динамики значительная релаксация мышц, что достигается следующими показателями: улучшение кинематической ходьбы;
1) регресс гиперкинезов атетоидного характера — частичная редукция в проявлениях позы фехтовальщика; 2) в системе речедвигательного анализатора отмечается уменьшение проявления оральной синкинезии и гиперсаливации, что положительно сказывается на произнесении слов. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НОДА Основными принципами, определяющими систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями, являются следующие. Комплексный характер коррекционно-развивающей работы, предусматривающий постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех функций (моторных, познавательных, речевых), а также предупреждение и коррекция их нарушений. Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основанная на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача и инструктора ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения общей моторики, функции рук и артикуляционной моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики.
Коррекционная работа, которая организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игровая деятельность, в школьном возрасте – учебная деятельность. Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние. Родители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с двигательной патологией. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним инструктор ЛФК, дефектолог, логопед. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.
Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок (объема и характера проводимых с ним занятий). УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности и нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия: 1. Учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны иметь кроме помещений, общих для всех типов учреждений, специальные помещения – логопедические кабинеты, кабинет для массажа, зал ЛФК, мягкие игровые «темные», сенсорные комнаты, кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога, бассейн. 2. В специальных ДОУ для детей с тяжелыми двигательными нарушениями должны быть технические средства реабилитации. В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом: -· специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты – для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления); -· специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т.п. -· средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); - автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки) и др.; -· ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; -· специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей.
-· средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); -· тренажеры для развития манипулятивных функций рук; -· приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны); -· кухонные приборы, вспомогательные средства для приготовления еды, подачи блюд, мытья посуды, специальные столовые приборы и посуда, приспособления для совершения покупок; -· приспособления, помогающие мыться, чистить зубы, ходить в туалет; - средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; - приборы коммуникации (в том числе компьютерные и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками; -· компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных; -· подъемники, велотренажеры, коврики. 3. Обучение детей этой категории должны осуществлять специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также владеющие методами и приемами коррекционно-логопеды, методисты ЛФК, психологи. 4. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебная реабилитация ведется в следующих направлениях: медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. 5. Наполняемость групп должна быть строго определена. В зависимости от типа образовательного учреждения для детей с НОДА, коррекционного содержания обучения и воспитания, развивающая среда может иметь свою специфику. При этом предметно-развивающая среда предполагает вариативность. Это определяет необходимость сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы учителей-дефектологов, логопедов, методистов ЛФК, педагогов-психологов, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией. Тезаурус
Спастичность – это двигательное нарушение, обусловленное повышением тонуса мышц. В норме, в состоянии полного покоя мышцы сохраняют эластичность и определенную степень напряжения, однако врач без труда может согнуть или разогнуть ногу или руку пациента. В случае если при подобных манипуляциях врач чувствует мышечное сопротивление, говорят о повышении мышечного тонуса. Пациенты описывают спастичность как «жесткость» мышц. Часто при детском церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.
Ригидность – резкое повышение тонуса анатомических структур и их сопротивляемости деформированию (в физиологии); неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями (в психологии). При ригидностимышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Гипотония – это пониженный мышечный тонус. При гипотонии(низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального. Дистония — синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела, могут носить хронический характер и вызывать значительное неудобство, боль и потерю трудоспособности. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Насильственные движения – непроизвольно возникающие вне связи с ситуацией излишние движения – гиперкинезы. Наблюдаются при органических заболеваниях головного мозга, поражающих стриарную систему (хвостатое ядро, путамен), в том числе и при нейролептическом синдроме. Наиболее типичные проявления – хореатический гиперкинез, атетоз, торзионный спазм. Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Хореиформный (хореический) гиперкинез – характеризуется непроизвольными быстрыми, размашистыми, неритмичными движениями, возникающими в разных частях тела. Хореиформные гиперкинезы преимущественно выражены в мышцах шеи, головы, артикуляционной мускулатуре и в верхних отделах плечевого пояса; больше всего проявляются в проксимальных отделах конечностей (расположенных ближе к средней линии тела) и в лицевой мускулатуре. Локализация и распространенность этих гиперкинезов различны - от вовлечения одной лишь мускулатуры лица до нарушения деятельности мышц всех конечностей туловища и шеи. Хореиформные движения обычно проявляются на фоне низкого мышечного тонуса. Для них характерно быстрое переключение с одного движения на другое на каком-либо незаконченном уровне. Произвольное выполнение движения затрудняется "вставочными" непроизвольными движениями. Например, для того, чтобы вытянуть руку вперед, больной должен преодолеть ряд непроизвольных движений, таких как отведение плеча, сгибание предплечья и пр., но все же в конце концов ему чаще всего удается выполнить задание. Выраженность хореиформного гиперкинеза значительно затрудняет выполнение различных манипуляций с предметами и особенно препятствует овладению речью и навыками письма. Атетоидный гиперкинез характеризуется медленными, вычурными, червеобразными движениями с переразгибанием пальцев. Эти гиперкинезы захватывают преимущественно дистальные отделы конечностей (расположенные дальше от средней линии тела), чаще пальцы рук, иногда проявляются и в пальцах ног, реже - в мышцах языка. Для атетоидного гиперкинеза характерны тонические спазмы мышц с вычурным положением пальцев и кисти. Вычурные движения и позы при атетозе имеют тенденцию к повторению через различные промежутки времени. Выраженность этого гиперкинеза может способствовать образованию более или менее постоянных контрактур, придающих дистальным отделам конечностей вычурное положение. Сочетание атетоидных движений с хореиформными называется хореоатетозом. Наиболее тяжелой формой является двойной атетоз, при котором отмечается выраженный атетоидный гиперкинез мышц лица и конечностей с двух сторон. При двойном атетозе наблюдаются наиболее выраженные нарушения манипулятивной деятельности и речи. Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах (с целью компенсации дефекта), пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Кинестезия – это так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела. Эта способность достигается за счёт проприоцепторов, которые посылают в головной мозг импульсы от мышц, суставов и сухожилий. Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений с закрытыми глазами. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Тонические рефлексы регулируют положение тела. Дуга их замыкается в стволе мозга. Различают шейные и перепончатого лабиринта тонические рефлексы. Шейные возникают в ответ на раздражение, связанное с изменением положения головы по отношению к туловищу, а лабиринтные — вызываются раздражениями, идущими из перепончатых лабиринтов в связи с перемещением головы в пространстве. Обычно тонические рефлексы отмечаются у детей на первом году жизни, а у взрослых они затормаживаются вышележащими образованиями. При заболевании центральной нервной системы у взрослых иногда обнаруживаются некоторые феномены, относящиеся к группе тонических рефлексов: феномен Магнуса—Клейна, «головы куклы», пронаторный феномен, элементарные постуральные рефлексы, стопный феномен, феномен головы и др. Астереогноз - невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования. Компенсация – возмещение нарушенных функций и систем организма (прежде всего, за счет процессов, механизмов, заложенных биологически). Коррекционная работа – система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных» детей и подростков. Предметно-развивающая среда – система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|